СТАТЬЯ "ФИТБОЛ-АЭРОБИКА В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"
статья по физкультуре (1 класс)

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорта. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в данной области стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fitbol.docx86.21 КБ

Предварительный просмотр:

ФИТБОЛ-АЭРОБИКА В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Максименко Дарья Игоревна

Педагог дополнительного образования

Учитель физической культуры

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №277

 Кировского района Санкт-Петербурга


В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорта. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в данной области стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети: с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и умственно отсталые, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

В соответствии с требованиями  СанПиН 2.4.2.3286-15 в классе могут обучаться:

- Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся

- Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся

- Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся

- Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся

- Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

- Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся.

- Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

- Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся.

Категория детей с ОВЗ чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре протекания заболевания, медицинскому прогнозу наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.

Я веду уроки физической культуры и кружок «Танцы на мячах» у младших школьников в классах ТНР. Среди моих учеников есть дети с НОДА (в основном, это ДЦП), тяжелыми нарушениями слуха, РАС и  ЗПР.

Особенности развития детей с ОВЗ

Низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую, несовершенство навыков и умений самоконтроля, Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.  Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации

Согласно исследованиям, проявления общей моторной недостаточности у детей с ОВЗ вариативны и качественно неоднородны. Таким детям,  наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и  отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой  координации сложных движений; неуверенности в воспроизведении  точнодозированных движений; снижения скорости и ловкости их выполнения; отставания от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным ориентирам; нарушения последовательности элементов действия, опущение его составных частей; недостаточного самоконтроля  при выполнении задания.  Наибольшие трудности вызывают выполнения движений по словесной инструкции, особенно, многоступенчатой инструкциям.

Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., этот принцип и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; и т.д.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.

Одним из средств, коррекции и развития  психофизических качеств детей ОВЗ, является фитбол-аэробика.

Программа по фитбол-аэробике разработана на основе программы «Танцы на мячах» (авторы Сайкина Е.Г. И Кузьмина С.В,  кафедра гимнастики РГПУ им.А.И.Герцена).

    Целью программы является содействие всестороннему гармоническому развитию личности ребенка, развитию психофизических качеств, профилактике и коррекции различных заболеваний и приобщение к здоровому образу жизни.


Практическая часть программы включает в себя следующие разделы:


-Фитбол-гимнастика  (общеразвивающая направленность)
-Фитбол-ритмика  (танцевально-ритмическая направленность)
-Фитбол-атлетика  (общеукрепляющая направленность)
Фитбол-корекция  (профилактико-корригирующая направленность)
-Фитбол-игра  (креативно-игровая направленность)

Фитбол-гимнастика

-включает упражнения общеразвивающие, строевые, в равновесии, основные исходные положения на мяче, упражнения на растягивание

-является базой для овладения основными видами движения, формирования двигательных умений и навыков.

Фитбол-ритмика.

-включает в себя упражнения ритмики, танцевальные шаги, ритмические танцы, базовые шаги фитбол-аэробики .

-является основой для развития  чувства ритма, что позволяет детям координированно выполнять движения под музыку, Синхронизация взаимодействия между движением и речью.

Фитбол-атлетика

-имеет общеукрепляющую направленность, включает в себя упражнения, направленные на формирование и укрепление различных мышечных групп, развитие выносливости.

-дает возможность ребенку повысить уровень физической подготовленности, проявить упорство, терпение и выдержку.

Фитбол-коррекция

-состоит из упражнений профилактико-корригирующей направленности .

-является основой  для оздоровления и развития детского организма, формирования сознательного стремления к здоровому образу жизни, профилактике различных заболевании

Фитбол-игра

-предусматривает специальные упражнения и творческие задания, включение подвижных игр и эстафет.

-благодаря использованию упражнений этого раздела создаются возможности для развития созидательных способностей, познавательной активности, мышления, внимания, раскрепощенности.

Мною были внесены изменения в рекомендованное авторами программы распределение часовой нагрузки по разделам, в частности увеличение часов в разделе «Ритмика» и «Игра», поскольку именно упражнения этих разделов позволяют в большей степени развивать дефицитарные психические качества детей с ОВЗ.

     Теоретическое обоснование технологии использования фитбол-аэробики с детьми с теми или иными нарушениями развития,  существующее в мировой медико-психолого-педагогической практике, убеждает в ее эффективности, При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются  психофизические качества и формируются двигательные навыки. При выполнении комплексов упражнений с музыкальным сопровождением происходит колоссальное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу. Кроме оздоровительного, несомненно,  также воспитательное, педагогическое и психологическое воздействие фитбола на организм занимающегося.

    По результатам анкетирования, проводимого среди учеников 3 класса, можно сделать выводы о том, что регулярные занятий фитбол-аэробикой формируют осознанное отношение к занятиям физической культурой, своему здоровью, оптимизируют психо-эмоциональное состояние ребенка, воспитывают такие черты характера, как дисциплина, активность, трудолюбие, раскрепощенность, уверенность. (Прил.1)

Уровень ФП оценивается по уровню развития физических качеств на основе анализа результатов выполнения контрольных упражнений.(Прил.2.)       Оценка уровня ФП проводится в соответствии с методическими рекомнендациями по организации занятий по физической культуре и спорту с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга от 05.08.2013г

     По данным психологического тестирования и наблюдения можно сделать выводы о том, что уровень внимания, восприятия, памяти и мышления у занимающихся фитбол-аэробикой детей несколько выше, чем у учеников, не посещающих занятия.

Вывод:
Таким образом, использование фитбол-аэробики как средства всестороннего развития детей ОВЗ можно считать эффективным и обоснованным, поэтому есть основания говорить о расширении использования данной технологии в дальнейшей работе.

Приложение1.

Анкета

Участники анкетирования – дети третьего года обучения.

Всего приняли участие 53 человека.

Результаты анкетирования отражены в диаграммах.

 Учащимся третьего года обучения было предложено выбрать вариант ответа (можно несколько) или добавить свой.

1. Я посещаю занятия в объединении «Путь к здоровью», потому что

-Здесь я занимаюсь творчеством  29

-Здесь я развиваюсь физически   53

-Это укрепляет здоровье             49

-Мне нравится общаться со сверстниками 23

  1. С каким настроением ты собираешься на занятия в системе дополнительного образования

-С радостью, интересом, воодушевлением      39

-Настроение не имеет значения, это полезно для здоровья    2

-Настроения нет, вынужден идти туда, т.к. этого требует классный руководитель (воспитатель)-

-Настроение появляется уже на занятиях     11

  1. За период посещения занятий в системе дополнительного образования:

-Я почувствовал интерес к занятиям физическими упражнениями   30

-Я стал чувствовать себя увереннее на уроках физкультуры  29

-Я понял, что заниматься физкультурой –  полезно   42

-Ничего не изменилось-

  1. Какие черты характера воспитывают в тебе занятия, которые ты посещаешь

-Дисциплину  31

-Умение общаться со сверстниками 19

-Активность  41

-Трудолюбие  37

-Сознательное отношение к своему здоровью 39

-Раскрепощенность  35

-Уверенность в себе  28

Приложение 2

Уровень ФП оценивается по уровню развития физических качеств на основе анализа результатов выполнения следующих контрольных упражнений:
    Скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места (см) (Кроме ДЦП)

        Общая выносливость: медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут (количество метров).
 Координация движений, ловкость, быстрота: броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стены.

       Устойчивость организма к гипоксии оценивается по результатам пробы Штанге.
    Координация движений оценивается по результатам выполнения двух координаторных проб, определяющих уровень функционального состояния центральной нервной и костно-мышечной систем «Веровочка», «Аист».

     Силы мышц прессы оценивается по количеству раз за минуту.

     Сила мышц спины оценивается по удержанию положения «Крылышки» в секундах.

2016-2017

2017-2018

Общий уровень ФП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В статье раскрывается значение адаптивной физкультуры в работе с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Данная статья может быть использована в качестве выступления на МО, педсоветах, родительских с...

Адаптивная физическая культура для детей с множественными нарушениями

Адаптивная физическая культура (АФК) является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата (ОДА) и задержкой психического...

Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...

Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры

Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры в условиях реабилитационного центра....

Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.

В статье представлены данные о влиянии занятий адаптивной физической культурой (АФК) на показатели силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса, силы мышц кисти. Результаты исследования подтвержда...

Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...

Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».

Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....