Главные вкладки

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
    материал по физкультуре

    Алибекова Мадинат Исаевна

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

    Общие положения

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения ООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

    В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО.

    Основные функции системы оценки:

    1) ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;

    2) обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью внутри школы, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

    Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы (как образовательной организации) и педагогических кадров.

    Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы. При оценке результатов деятельности образовательной организации и педагогов основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

    Система оценки освоения ООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

    В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

    Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

    Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

    Критерии оценивания планируемых результатов связаны с качественными уровнями успешности:

    1. Базовый уровень – освоение учебных действий с опорной системой знаний и правильное выполнение учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале (осознанное восприятие и запоминание, применение знаний в сходной ситуации).
    2. Повышенный уровень  – усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями (действие в новой непривычной ситуации; использование новых знаний, в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний; продуктивная деятельность на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные способы действий).  

    Система оценки предусматривает использование традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. При этом достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта.

    В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

    1. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
    1. Оценка  личностных  результатов

    Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

    самоопределение

     сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к школе, ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

    сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

    смыслоообразование

    сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

     сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и

    способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

    нравственно-этическая ориентация

    знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

    Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта НЕ подлежат итоговой оценке. Формирование и достижение личностных результатов — задача и ответственность школы, семьи, общества.

    Оценка этих результатов образовательной деятельности школы осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программы развития школы.

    Принципиальным отличием оценки личностных результатов является то, что предметом оценки становится эффективность воспитательно-образовательной деятельности школы.  В ходе текущей оценки применяется оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося. Оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования. 

    Для обучающихся, которым необходима специальная поддержка, предусмотрена оценка индивидуального прогресса личностного развития, которая осуществляется по запросу родителей/законных представителей или педагогов, администрации школы при согласии родителей/законных представителей и проводится педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом в процессе систематического наблюдения за ходом развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития.

    Механизм оценки формирования и  достижения личностных результатов обучающихся

    Процедура оценивания

    Организатор

    Сроки

    Фиксация результатов

    1

    Мониторинг

    эффективности воспитательной деятельности (опросы, анкеты, тестирование, наблюдение, проективные методики)

    Классный руководитель, педагог-психолог

    В течение года

    Рабочий дневник классного руководителя/ Портфель достижений.

    Аналитическая справка классного руководителя

    2

    Мониторинг активности участия в мероприятиях и акциях

    Классный руководитель

    В течение года

    Аналитическая справка классного руководителя

    3

    Анализ содержания Портфеля достижений

    Классный руководитель

    Май

    Рабочий дневник классного руководителя

    1. Оценка  метапредметных  результатов

    Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Чтение. Работа с текстом».

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.

    Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивныхкоммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

    • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

    • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

    • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

    • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

    • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, литературному чтению,  окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, делается вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

    Механизм оценки метапредметных достижений обучающихся

    Процедура оценивания

    Инструментарий

    Организатор

    Сроки

    Классы

    Фиксация результатов

    1

    Педагогическая диагностика

    Компетентностные задания-задачи, требующие от ученика познавательных и регулятивных действий.

    Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова. Педагогическая диагностика. М.: Вентана-Граф.

    Учитель

    3 раза в год: сентябрь,  декабрь, май

    1 - 4

    Портфель достижений.

    Аналитическая справка.

    2

    Тестовая работа «Чтение. Работа с текстом»

    Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Тесты. М.: Вентана-Граф

    Учитель, руководитель ШМО

    май

    2 - 4

    Портфель достижений.

    Аналитическая справка.

    3

    Административный контроль по предметам

    КИМы

    Учитель, администрация

    По графику

    1 - 4

    Аналитическая справка. Портфель достижений

    4

    Решение проектной задачи

    Предметные и межпредметные проектные задачи

    Учитель

    По плану

    (2-3 раза в год)

    1-4

    Аналитическая справка. Портфель достижений

    5

    Комплексная метапредметная работа

    О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. М.: Просвещение

    Учитель, администрация

    май

    1 - 4

    Аналитическая справка. Портфель достижений

    6

    Анализ содержания  Портфеля достижений

    Критерии оценки портфеля достижений

    Классный руководитель

    май

    1 - 4

    Аналитическая справка

    7

    Внешние мониторинговые процедуры  (РСОКО и др.)

    КИМы, разработанные на региональном, федеральном уровнях

    Администрация, учитель

    По графику

    4

    Аналитическая справка

    Таким образом, оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. В итоговые проверочные работы по предметам и в комплексные работы на межпредметной основе выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

    1. Оценка предметных результатов

    Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

    Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

    Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта готовность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

    Система оценки  позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах, поэтому предполагает:

    • стартовый (входной) контроль – проводится в начале учебного года (в 1 классах с целью определения уровня готовности к обучению, во 2-4 по результатам повторения);
    • текущий (тематический) контроль –  осуществляется в течение всего учебного года;
    • промежуточная (годовая аттестация) – позволяет сделать выводы об уровне учебных достижений обучающихся, по результатам промежуточной аттестации принимается решение о переводе обучающегося в следующий класс;
    • итоговый контроль (при выпуске из начальной школы) – позволяет определить сформированность у выпускников начальной школы опорной системы знаний и предметных действий, а также универсальных учебных действий, которые обеспечивают дальнейшее обучение в основной школе.

    При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

    Промежуточная аттестация

    Годовая промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне начального общего образования и проводится в конце учебного года в 2 - 4 классах, по каждому изучаемому предмету  (кроме ОРКСЭ). Годовая промежуточная аттестация по русскому языку, математике и литературному чтению проводится на основе результатов четвертных аттестаций и результатов выполнения административных годовых письменных работ  и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций и результатов административных годовых письменных работ. Округление результата проводится по правилам математического округления. По остальным учебным предметам во 2 – 4 классах выставляетсяотметка за год, являющаяся средним арифметическим четвертных отметок. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс.

    Механизм оценки предметных достижений обучающихся

    Процедура оценивания

    Формы

    Организатор

    Сроки

    Фиксация результатов

    1

    Стартовый (входной) контроль

    входная контрольная работа, диктант, тест

    Учитель

    Начало учебного года

    Классный журнал/

    электронный журнал. Портфель достижений

    2

    Текущий (тематический) контроль

    русский язык:устный опрос, письменный опрос, диктант, контрольное списывание, контрольная работа, проверочная работа, работа в тетрадях на печатной основе,  письмо по памяти, тест, сочинение, изложение,   проекты;

    литературное чтение:выразительное чтение, пересказ, чтение наизусть, работа в тетрадях на печатной основе, контрольная работа,  тест, литературный диктант, динамика формирования навыка чтения,  проекты;

    иностранный язык: устный опрос, диалоги, чтение, словарный диктант, работа в тетрадях на печатной основе, перевод текста, чтение наизусть, контрольная работа,  тест;

    математика:устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, тест, математический диктант, работа в тетрадях на печатной основе,  проекты;

    окружающий мир:устный опрос, письменный опрос, тематическая проверочная работа, контрольная работа, тест, проекты, практическая работа, работа в тетрадях на печатной основе;

    изобразительное искусство:практическая работа, проекты, выставка;

    музыка: устный опрос, письменный опрос,  тест, проекты, исполнение, концерт;

    технология:практическая работа, работа в тетрадях на печатной основе, тест, проекты, выставка.

    физическая культура: устный опрос, выполнение упражнений, выполнение нормативных показателей, участие в спортивных играх и др.

    Учитель

    В течение года

    Классный журнал/

    электронный журнал

    3

    Административный промежуточный и итоговый контроль

    годовая письменная работа (контрольная работа, диктант, стандартизированная проверочная  работа, тест)

    Учитель, администрация

    График проведения

    Классный журнал/

    электронный журнал, аналитическая справка, Портфель достижений

    4

    Итоговая комплексная работа

    Комплексная работа на межпредметной основе

    Учитель, администрация

    Май

    Аналитическая справка, Портфель достижений

    5

    Всероссийские проверочные работы

    КИМы, разработанные на федеральном уровне

    Администрация, руководитель ШМО

    График проведения

    Аналитическая справка,

    классный журнал/электронный журнал, портфель достижений

    6

    Предметные олимпиады и конкурсы разного уровня

    Задания, разработанные организаторами олимпиады и конкурса

    Ответственный за проведение конкурса

    Расписание конкурсов

    Портфель достижений

    Технология оценивания предметных результатов

    Отдельные действия ученика по использованию знаний в ходе решения учебной задачи, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки  и отметки (знака в фиксированной системе).

    Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

    На уроке

    После урока

    Ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право изменить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

    За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

    Алгоритм самооценки

    (основные вопросы после выполнения задания, вопросы 5-7 добавляются во 2 классе)

    1. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какова была цель задания (задачи)? Что нужно было получить в результате?

    2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    3. Справился полностью правильно или с ошибкой? (какой? в чём?)

    4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? (кто помогал? в чём?)

    5. Каков был уровень задачи (задания)?

    6. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

    7.  Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.  

    Выставление отметок

    Количество отметок: за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным требуемым действием (умением), определяется и, по возможности, ставитсяотдельная отметка.

    Текущие отметки выставляются по желанию, тематические – обязательны. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку. За проверочную (контрольную) работу по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

    Правила оценивания

     Отличие оценки и отметки.  Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи. В первом классе (в условиях безотметочного обучения) вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию, например:

    – учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

    – ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или «закрашивает кружок» (по выбору учителя).

    Во 2-4 классах отметка ставится не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (задания). Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

     Самооценка. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты решения задач по «Алгоритму самооценки».

    Право на отказ от отметки и право пересдачи. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

    Право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем.

     Уровни успешности. Учитель использует уровни успешности при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических работ, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ).

    Оценивание в условиях безотметочного обучения

    Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

    В 1 классе начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок, без употреблений «заменителей» отметочной системы. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества, своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

    Основные принципы безотметочного обучения:

    • Критериальность - содержательный контроль и оценка строятся  на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе; критерии должны быть однозначными и предельно чёткими;
    • приоритет самооценки - в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
    • непрерывность - переход от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему; при этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
    • естественность  процесса  контроля и оценки - контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся  условиях, снижающих  стресс и напряжение.

    Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение  учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также  осознание тех проблем, которые  ещё предстоит решить в ходе  осуществления учебной деятельности.

    Конечная цель  безотметочного обучения – формирование  у учащихся  адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно - оценочной деятельности.

    Инструментом формирования самооценки у первоклассников служат «линеечки». С помощью «линеечек» предельно лаконично оценивается все, что подлежит оцениванию в терминах «больше – меньше».

    Самооценка с помощью «линеечек» может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

    Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы.  С неё начинается  формирование самооценки. Когда использование «линеечек» становится привычной нормой работы класса, учитель переходит к формированию прогностической самооценки.

         Два шага формирования ретроспективной оценки:

    Шаг 1: ребенок оценивает свою работу после проверки учителя. Получив тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель.

        Выбор шкал для оценивания произволен. Например: К – красиво,   П –  правильно, Т – трудно,  Д - мы работали дружно.

    Ретроспективная самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителей критерии оценивания.

    Шаг  2: ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка стимулирует ученика к самоконтролю. Когда учитель возвращает детям их работу, то сначала он называет детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой, и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок).

      На протяжении всего обучения в 1 классе ученик учится оценивать свою работу, работу соседа по парте или работу того одноклассника, с которым ему хочется сотрудничать. К концу первого класса каждый ребенок отчетливо различает области знания, полузнания и незнания и точно измеряет степень своей умелости, недоученности и неумения. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования. Принципиальное отличие «линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей условности,  не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения.

    1. Портфель достижений

    Портфель достижений ученика – один из основных показателей индивидуальной динамики в оценке образовательных достижений. Портфель достижений вводится с 1 класса и представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях

    Основные разделы портфеля достижений:

    Раздел

    Содержание

    1

    Мой портрет

    Информация о владельце. По желанию ребенка может включать подразделы: «Моё имя», «Мои друзья», «Мои увлечения», «Что я люблю» и другое.

    2

    Чему я научился на всех предметах

    Личностные и метапредметные результаты. Обязательной составляющей раздела являются материалы педагогической диагностики, комплексные работы на метапредметной основе, тестовые работы «Чтение: работа с информацией», таблицы метапредметных результатов (возможно представление в обобщенном виде). Раздел дополняется материалами наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, листы наблюдений, листы самооценки ученика, и др.). По желанию ученика раздел дополняется анкетами, опросными листами,  материалы самоанализа и самооценки.

    3

    Чему я научился на разных предметах

    Предметные  результаты. Обязательной составляющей раздела являются материалы стартовой диагностики, промежуточных контрольных работ и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам, таблицы предметных достижений.  Возможно представление результатов в обобщенном виде. Обучающийся может дополнить раздел выборками проектных, творческих и других работ по разным предметам.

    4

    Мои достижения

    Раздел отражает личностные результаты ученика. Раздел содержит сертифицированные документы или копии, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы, грамоты, сертификаты, свидетельства, благодарности; творческие работы

    По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

    • о сформированности у обучающегося универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
    • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
    1. Итоговая оценка качества освоения  ООП НОО

    Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов ООП НОО, необходимых для продолжения образования. На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на уровне основного  образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального общего образования.

    Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

    При получении начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

    речевыми, среди которых следует выделить навыки смыслового  чтения и работы с информацией;

    коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

    накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам  (динамика образовательных достижений за период обучения);

    оценок за выполнение итоговых работ по русскому языку, математике, литературному чтению  и комплексной работы на межпредметной основе (уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, уровень овладения метапредметными действиями).

    При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов и  динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

    На основании этих оценок делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

    1)  Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

        Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой  «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

    2)  Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

    Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

    3)   Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

      Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

      Педагогический совет школы на основе выводов, сделанных по каждому выпускнику рассматривает вопрос об успешном освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующий уровень общего образования.

    В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующий  уровень  общего образования принимается педагогическим советом школы с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения.

    Решение о переводе обучающегося на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

    – отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

    – определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

    – даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующем уровне обучения.

    Оценка результатов деятельности начальной школы проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом:

    – результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

    – условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;

    – особенностей контингента обучающихся.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

    1. Общие положения

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения ООП НОО и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

    В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО.

    Основные функции системы оценки:

    1) ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;

    2) обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью внутри школы, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

    Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы (как образовательной организации) и педагогических кадров.

    Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы. При оценке результатов деятельности образовательной организации и педагогов основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

    Система оценки освоения ООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

    В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

    Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

    Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на простом уровне, за которым следует более высокий уровень, к которому ученик может стремиться. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

    Критерии оценивания планируемых результатов связаны с качественными уровнями успешности:

    1. Базовый уровень – освоение учебных действий с опорной системой знаний и правильное выполнение учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале (осознанное восприятие и запоминание, применение знаний в сходной ситуации).
    2. Повышенный уровень  – усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями (действие в новой непривычной ситуации; использование новых знаний, в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний; продуктивная деятельность на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные способы действий).  

    Система оценки предусматривает использование традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. При этом достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта.

    В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

    1. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
    1. Оценка  личностных  результатов

    Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

    самоопределение

     сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к школе, ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

    сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

    смыслоообразование

    сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

     сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и

    способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

    нравственно-этическая ориентация

    знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

    Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта НЕ подлежат итоговой оценке. Формирование и достижение личностных результатов — задача и ответственность школы, семьи, общества.

    Оценка этих результатов образовательной деятельности школы осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программы развития школы.

    Принципиальным отличием оценки личностных результатов является то, что предметом оценки становится эффективность воспитательно-образовательной деятельности школы.  В ходе текущей оценки применяется оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося. Оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования. 

    Для обучающихся, которым необходима специальная поддержка, предусмотрена оценка индивидуального прогресса личностного развития, которая осуществляется по запросу родителей/законных представителей или педагогов, администрации школы при согласии родителей/законных представителей и проводится педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом в процессе систематического наблюдения за ходом развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития.

    Механизм оценки формирования и  достижения личностных результатов обучающихся

    Процедура оценивания

    Организатор

    Сроки

    Фиксация результатов

    1

    Мониторинг

    эффективности воспитательной деятельности (опросы, анкеты, тестирование, наблюдение, проективные методики)

    Классный руководитель, педагог-психолог

    В течение года

    Рабочий дневник классного руководителя/ Портфель достижений.

    Аналитическая справка классного руководителя

    2

    Мониторинг активности участия в мероприятиях и акциях

    Классный руководитель

    В течение года

    Аналитическая справка классного руководителя

    3

    Анализ содержания Портфеля достижений

    Классный руководитель

    Май

    Рабочий дневник классного руководителя

    1. Оценка  метапредметных  результатов

    Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Чтение. Работа с текстом».

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.

    Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивныхкоммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

    • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

    • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

    • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

    • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

    • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, литературному чтению,  окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, делается вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

    Механизм оценки метапредметных достижений обучающихся

    Процедура оценивания

    Инструментарий

    Организатор

    Сроки

    Классы

    Фиксация результатов

    1

    Педагогическая диагностика

    Компетентностные задания-задачи, требующие от ученика познавательных и регулятивных действий.

    Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова. Педагогическая диагностика. М.: Вентана-Граф.

    Учитель

    3 раза в год: сентябрь,  декабрь, май

    1 - 4

    Портфель достижений.

    Аналитическая справка.

    2

    Тестовая работа «Чтение. Работа с текстом»

    Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Тесты. М.: Вентана-Граф

    Учитель, руководитель ШМО

    май

    2 - 4

    Портфель достижений.

    Аналитическая справка.

    3

    Административный контроль по предметам

    КИМы

    Учитель, администрация

    По графику

    1 - 4

    Аналитическая справка. Портфель достижений

    4

    Решение проектной задачи

    Предметные и межпредметные проектные задачи

    Учитель

    По плану

    (2-3 раза в год)

    1-4

    Аналитическая справка. Портфель достижений

    5

    Комплексная метапредметная работа

    О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. М.: Просвещение

    Учитель, администрация

    май

    1 - 4

    Аналитическая справка. Портфель достижений

    6

    Анализ содержания  Портфеля достижений

    Критерии оценки портфеля достижений

    Классный руководитель

    май

    1 - 4

    Аналитическая справка

    7

    Внешние мониторинговые процедуры  (РСОКО и др.)

    КИМы, разработанные на региональном, федеральном уровнях

    Администрация, учитель

    По графику

    4

    Аналитическая справка

    Таким образом, оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. В итоговые проверочные работы по предметам и в комплексные работы на межпредметной основе выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

    1. Оценка предметных результатов

    Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

    Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

    Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта готовность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

    Система оценки  позволяет проследить связи между оценкой процесса усвоения на разных его этапах, поэтому предполагает:

    • стартовый (входной) контроль – проводится в начале учебного года (в 1 классах с целью определения уровня готовности к обучению, во 2-4 по результатам повторения);
    • текущий (тематический) контроль –  осуществляется в течение всего учебного года;
    • промежуточная (годовая аттестация) – позволяет сделать выводы об уровне учебных достижений обучающихся, по результатам промежуточной аттестации принимается решение о переводе обучающегося в следующий класс;
    • итоговый контроль (при выпуске из начальной школы) – позволяет определить сформированность у выпускников начальной школы опорной системы знаний и предметных действий, а также универсальных учебных действий, которые обеспечивают дальнейшее обучение в основной школе.

    При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

    Промежуточная аттестация

    Годовая промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне начального общего образования и проводится в конце учебного года в 2 - 4 классах, по каждому изучаемому предмету  (кроме ОРКСЭ). Годовая промежуточная аттестация по русскому языку, математике и литературному чтению проводится на основе результатов четвертных аттестаций и результатов выполнения административных годовых письменных работ  и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций и результатов административных годовых письменных работ. Округление результата проводится по правилам математического округления. По остальным учебным предметам во 2 – 4 классах выставляетсяотметка за год, являющаяся средним арифметическим четвертных отметок. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс.

    Механизм оценки предметных достижений обучающихся

    Процедура оценивания

    Формы

    Организатор

    Сроки

    Фиксация результатов

    1

    Стартовый (входной) контроль

    входная контрольная работа, диктант, тест

    Учитель

    Начало учебного года

    Классный журнал/

    электронный журнал. Портфель достижений

    2

    Текущий (тематический) контроль

    русский язык:устный опрос, письменный опрос, диктант, контрольное списывание, контрольная работа, проверочная работа, работа в тетрадях на печатной основе,  письмо по памяти, тест, сочинение, изложение,   проекты;

    литературное чтение:выразительное чтение, пересказ, чтение наизусть, работа в тетрадях на печатной основе, контрольная работа,  тест, литературный диктант, динамика формирования навыка чтения,  проекты;

    иностранный язык: устный опрос, диалоги, чтение, словарный диктант, работа в тетрадях на печатной основе, перевод текста, чтение наизусть, контрольная работа,  тест;

    математика:устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, тест, математический диктант, работа в тетрадях на печатной основе,  проекты;

    окружающий мир:устный опрос, письменный опрос, тематическая проверочная работа, контрольная работа, тест, проекты, практическая работа, работа в тетрадях на печатной основе;

    изобразительное искусство:практическая работа, проекты, выставка;

    музыка: устный опрос, письменный опрос,  тест, проекты, исполнение, концерт;

    технология:практическая работа, работа в тетрадях на печатной основе, тест, проекты, выставка.

    физическая культура: устный опрос, выполнение упражнений, выполнение нормативных показателей, участие в спортивных играх и др.

    Учитель

    В течение года

    Классный журнал/

    электронный журнал

    3

    Административный промежуточный и итоговый контроль

    годовая письменная работа (контрольная работа, диктант, стандартизированная проверочная  работа, тест)

    Учитель, администрация

    График проведения

    Классный журнал/

    электронный журнал, аналитическая справка, Портфель достижений

    4

    Итоговая комплексная работа

    Комплексная работа на межпредметной основе

    Учитель, администрация

    Май

    Аналитическая справка, Портфель достижений

    5

    Всероссийские проверочные работы

    КИМы, разработанные на федеральном уровне

    Администрация, руководитель ШМО

    График проведения

    Аналитическая справка,

    классный журнал/электронный журнал, портфель достижений

    6

    Предметные олимпиады и конкурсы разного уровня

    Задания, разработанные организаторами олимпиады и конкурса

    Ответственный за проведение конкурса

    Расписание конкурсов

    Портфель достижений

    Технология оценивания предметных результатов

    Отдельные действия ученика по использованию знаний в ходе решения учебной задачи, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки  и отметки (знака в фиксированной системе).

    Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

    На уроке

    После урока

    Ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право изменить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

    За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

    Алгоритм самооценки

    (основные вопросы после выполнения задания, вопросы 5-7 добавляются во 2 классе)

    1. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какова была цель задания (задачи)? Что нужно было получить в результате?

    2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

    3. Справился полностью правильно или с ошибкой? (какой? в чём?)

    4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? (кто помогал? в чём?)

    5. Каков был уровень задачи (задания)?

    6. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

    7.  Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.  

    Выставление отметок

    Количество отметок: за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным требуемым действием (умением), определяется и, по возможности, ставитсяотдельная отметка.

    Текущие отметки выставляются по желанию, тематические – обязательны. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку. За проверочную (контрольную) работу по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

    Правила оценивания

     Отличие оценки и отметки.  Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи. В первом классе (в условиях безотметочного обучения) вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию, например:

    – учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

    – ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или «закрашивает кружок» (по выбору учителя).

    Во 2-4 классах отметка ставится не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (задания). Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

     Самооценка. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты решения задач по «Алгоритму самооценки».

    Право на отказ от отметки и право пересдачи. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

    Право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем.

     Уровни успешности. Учитель использует уровни успешности при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических работ, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ).

    Оценивание в условиях безотметочного обучения

    Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

    В 1 классе начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок, без употреблений «заменителей» отметочной системы. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества, своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

    Основные принципы безотметочного обучения:

    • Критериальность - содержательный контроль и оценка строятся  на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе; критерии должны быть однозначными и предельно чёткими;
    • приоритет самооценки - в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
    • непрерывность - переход от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему; при этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
    • естественность  процесса  контроля и оценки - контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся  условиях, снижающих  стресс и напряжение.

    Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение  учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также  осознание тех проблем, которые  ещё предстоит решить в ходе  осуществления учебной деятельности.

    Конечная цель  безотметочного обучения – формирование  у учащихся  адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно - оценочной деятельности.

    Инструментом формирования самооценки у первоклассников служат «линеечки». С помощью «линеечек» предельно лаконично оценивается все, что подлежит оцениванию в терминах «больше – меньше».

    Самооценка с помощью «линеечек» может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

    Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы.  С неё начинается  формирование самооценки. Когда использование «линеечек» становится привычной нормой работы класса, учитель переходит к формированию прогностической самооценки.

         Два шага формирования ретроспективной оценки:

    Шаг 1: ребенок оценивает свою работу после проверки учителя. Получив тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель.

        Выбор шкал для оценивания произволен. Например: К – красиво,   П –  правильно, Т – трудно,  Д - мы работали дружно.

    Ретроспективная самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителей критерии оценивания.

    Шаг  2: ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка стимулирует ученика к самоконтролю. Когда учитель возвращает детям их работу, то сначала он называет детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой, и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок).

      На протяжении всего обучения в 1 классе ученик учится оценивать свою работу, работу соседа по парте или работу того одноклассника, с которым ему хочется сотрудничать. К концу первого класса каждый ребенок отчетливо различает области знания, полузнания и незнания и точно измеряет степень своей умелости, недоученности и неумения. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования. Принципиальное отличие «линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей условности,  не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения.

    1. Портфель достижений

    Портфель достижений ученика – один из основных показателей индивидуальной динамики в оценке образовательных достижений. Портфель достижений вводится с 1 класса и представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях

    Основные разделы портфеля достижений:

    Раздел

    Содержание

    1

    Мой портрет

    Информация о владельце. По желанию ребенка может включать подразделы: «Моё имя», «Мои друзья», «Мои увлечения», «Что я люблю» и другое.

    2

    Чему я научился на всех предметах

    Личностные и метапредметные результаты. Обязательной составляющей раздела являются материалы педагогической диагностики, комплексные работы на метапредметной основе, тестовые работы «Чтение: работа с информацией», таблицы метапредметных результатов (возможно представление в обобщенном виде). Раздел дополняется материалами наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, листы наблюдений, листы самооценки ученика, и др.). По желанию ученика раздел дополняется анкетами, опросными листами,  материалы самоанализа и самооценки.

    3

    Чему я научился на разных предметах

    Предметные  результаты. Обязательной составляющей раздела являются материалы стартовой диагностики, промежуточных контрольных работ и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам, таблицы предметных достижений.  Возможно представление результатов в обобщенном виде. Обучающийся может дополнить раздел выборками проектных, творческих и других работ по разным предметам.

    4

    Мои достижения

    Раздел отражает личностные результаты ученика. Раздел содержит сертифицированные документы или копии, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы, грамоты, сертификаты, свидетельства, благодарности; творческие работы

    По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

    • о сформированности у обучающегося универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
    • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
    1. Итоговая оценка качества освоения  ООП НОО

    Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов ООП НОО, необходимых для продолжения образования. На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на уровне основного  образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального общего образования.

    Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

    При получении начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

    речевыми, среди которых следует выделить навыки смыслового  чтения и работы с информацией;

    коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

    накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам  (динамика образовательных достижений за период обучения);

    оценок за выполнение итоговых работ по русскому языку, математике, литературному чтению  и комплексной работы на межпредметной основе (уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, уровень овладения метапредметными действиями).

    При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов и  динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

    На основании этих оценок делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

    1)  Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

        Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой  «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

    2)  Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

    Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

    3)   Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

      Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

      Педагогический совет школы на основе выводов, сделанных по каждому выпускнику рассматривает вопрос об успешном освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующий уровень общего образования.

    В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующий  уровень  общего образования принимается педагогическим советом школы с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения.

    Решение о переводе обучающегося на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

    – отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

    – определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

    – даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующем уровне обучения.

    Оценка результатов деятельности начальной школы проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом:

    – результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

    – условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;

    – особенностей контингента обучающихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

     В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

    Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...

    Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования

    В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов)  даётся обоснование введения новой системы оценки дости...

    Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

    В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

    Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

              В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

    Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...