«МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ДНЯ»
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

В работе представлен опыт начальной школы и  деятельность учителя физкультуры в организации двигательной активности учащихся начальной школы в рамках учебного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ДНЯ»

Булгакова И.П.

учитель физкультуры

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №21

г. Иваново, Россия

В работе представлена деятельность учителя физкультуры в организации двигательной активности учащихся начальной школы в рамках учебного дня.

Ключевые слова: двигательная активность; динамические перемены; здоровьесбережение; деятельность учителя физкультуры.

 Аннотация

В работе представлен инновационный подход в организации двигательной активности учащихся начальной школы в течение учебного дня. Описана деятельность учителя физической культуры по реализации физкультурно-оздоровительных форм и методов работы в рамках реализуемой в лицее системы здоровьесбережения учащихся в условиях ФГОС.

Цель: Оказать помощь педагогам в создании системы организации двигательной активности учащихся в рамках  учебного дня, для сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Созданная нами модель двигательной активности помогает решить следующие задачи:

  • Создать условия для удовлетворения потребности в двигательной активности учащихся начальной школы;
  • Оформить зоны  для активного отдыха детей во время перемен, оборудовав уголки двигательной активности в классах;
  • Пополнить  картотеки комплексов утренней гимнастики, танцевально-ритмических комплексов для динамических перемен и физкультминуток;
  • Обучить детей подвижным играм, игровым упражнениям на ограниченной территории с целью самоорганизации свободного времени;
  • Привлечь педагогов, родителей к участию в мероприятиях здоровья сбережения, спортивных праздниках и соревнованиях во внеурочное время.

Содержание работы

1.Введение

2.Формы занятий по здоровьесбережению реализуемые в начальной школе  лицея

3.Результаты реализации

4.Критерии оценивания результатов

5.Заключение

6.Литература

7.Приложения

Введение

 Для укрепления здоровья учащихся учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении их здоровья.

Применяя здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе педагог сохраняет и улучшает здоровье обучающихся.

Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов).

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые педагогами на уроках и во внеурочной деятельности.

Ю.Я. Киселев, А.Г. Сухарев отмечают, что высоким уровнем умственной работоспособности (а значит и учебной эффективностью) обладают дети с высоким уровнем двигательной активности, крепким здоровьем, нормальным физическим и психическим развитием. У малоподвижных детей значительно снижается иммунитет против инфекций, в результате чего они чаще болеют простудными заболеваниями, наблюдаются повышенная утомляемость и низкая физическая работоспособность. Установлено, что 43% учащихся общеобразовательных школ имеют различные хронические заболевания, 50% - нарушения опорно-двигательного аппарата, 25% - функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы.

Литературные данные свидетельствуют, 76% школьников ведут малоподвижный образ жизни. С первых лет обучения в школе суточная двигательная активность детей снижается на 50% и по мере перехода из класса в класс продолжает неуклонно падать. Средний ее объем у большинства школьников ниже гигиенических норм на 30-35%. Уроки физкультуры компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности. Только часть детей после учебного дня имеет дополнительную физическую нагрузку в спортивных секциях. Встает необходимость системной работы школы по увеличению двигательной активности школьников, как специально организованной педагогом, так и самостоятельно реализованной учениками.

В лицее разработана и реализована модель  организации двигательной активности учащихся начальной школы в рамках учебного дня. Она включает в себя различные  формы занятий по здоровьесбережению.

Формы занятий по здоровьесбережению реализуемые

в МАОУ лицее №21

1.Утреняя гимнастика до уроков - это комплекс упражнений под музыку, проводится в коридорах одновременно всеми учащимися. Учитель физкультуры  разучивает комплекс упражнений на уроках физкультуры с учащимися 4-х классов, которые до уроков распределяются на два этажа начальной школы  и разучивают его с остальными учащимися начальной школы.

Фонотека утренней гимнастики за 5 лет включает в себя 8 комплексов периодически меняющихся. Осуществление трансляции музыкального сопровождения на всю начальную школу помогает электронная установка «Музыкальный звонок».

2. Физкультминутки  во время уроков проводят  учащиеся-инструктора. Комплексы задействуют как крупные мышцы туловища, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук, упражнения для снятия напряжения  с  глаз, массаж ушных раковин. Широко используются  различные предметы или подручные средства, которые позволят разнообразить физкультминутки: стулья, «суджоки», тактильные мячи, кистевые эспандеры, индивидуальные массажные коврики.  Широко используются, сюжетные физкультминутки, комплекса в стихах, упражнения под музыку. Комплексы для физкультминуток учитель физкультуры  разучивает с учащимися на факультативе «Детский фитнес».

3.Уроки физической культуры, где не только развиваются физические качества и осваиваются новые движения в соответствии с учебной программой, учащиеся получают знания и умения по самостоятельной организации занятий физической культурой, развивается их активность и творчество. На третьем уроке физкультуры учитель  знакомит учащихся  с нетрадиционным спортивным инвентарём, в том числе самостоятельно изготовленным, для игр во время перемен. Разучиваем подвижные и малоподвижные игры, которые возможно проводить на ограниченном пространстве школьного коридора. На третьем уроке физкультуры идёт подготовка к внеурочным физкультурно-массовым мероприятиям.  

4.Танцевальные  перемены проводятся после 2 и 3 уроков.

В настоящее время фонотека танцевальных  перемен включает 12 танцевальных композиций. Изначально танцевальные комплексы  разучивались на третьем уроке физкультуры под руководством учителя физкультуры. Постепенно учитель передал инициативу  в руки детей с хореографической подготовкой, объединяясь в группы, творческие дети создавали свои комплексы и транслировали их другим учащимся. Такой активностью побудили нас к проведению акции «Танц - переменка» с участием всех учащихся начальной школы. Выбор комплексов – победителей осуществляют сами дети, путём голосования. Приглашают на танц-переменку специальные «позывные», учитель физкультуры по громкой связи объявляет класс, демонстрирующий  свой комплекс  распределиться на два этажа начальной школы, а сам включает нужную музыкальную фонограмму.

5. Игры в уголке двигательной активности класса.

В классах оборудованы уголки двигательной активности, которые призваны помочь ребёнку удовлетворить  свой индивидуальный уровень потребности в движениях. Постоянно накапливающийся двигательный опыт, позволяет ребёнку содержательно проводить своё свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование: игрушки самоделки, элементарный безопасный спортивный и нетрадиционный инвентарь. Первоначальный опыт владения спортинвентарём, дети получают на уроках физкультуры. Уголок двигательной активности  становится условием формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом, тем зеркалом, в котором отражается спортивная жизнь класса, её основные события (праздник, соревнования, личные достижения и др.).

6. Спортивное направление.

Работа по спортивному направлению реализуется в рамках проекта «Комплексная спартакиада» начальной школы с 2011года, которая представляет собой спортивные соревнования  и праздники по параллелям,  во внеурочное время:

  • Два этапа «Навстречу ГТО» в начале и в конце года (по итогам сданных нормативов)
  • Весёлые старты (командные соревнования)
  • Зимний этап (командные соревнования)
  • Смотр строя и песни (принимает участие весь класс)
  • Танц – переменка (танц-композицию представляет весь класс)
  • Соревнования сборных семейных команд (сборная команда класса из 4 семей)

Подготовка к каждому этапу происходит на уроках физкультуры. Организация, проведение, подведение итогов каждого мероприятия лежит на учителе физкультуры.

В конце учебного года по итогам всех мероприятий проходит награждение в личном и командном первенстве, что является мотивацией школьников на посещение уроков физкультуры, развитие своих физических качеств, занятие в спортивных школах,  самосовершенствование.

Результаты реализации

  • Отсутствие роста числа детей со школьнообусловленными заболеваниями.
  • Повышение мотивации учащихся к занятиям  физкультурой и спортом, участию в спортивно-массовых мероприятиях, большинство учащихся начальной школы присоединились к движению ГТО.
  • Повышение уровня развития физических качеств младших школьников, по результатам мониторинга диагностики физической подготовленности.
  • Победы наших учащихся в городских соревнованиях.
  • Повышение у детей двигательной активности.
  • Овладение  учащимися способов самостоятельной организации своей двигательной активности, на переменах и в свободной деятельности.
  • Повышение работоспособности учащихся  на уроках (из личных наблюдений учителей).
  • Сокращение конфликтных ситуаций между детьми, их организованность и дисциплинированность.
  • «Модель организации двигательной активности школьников в рамках учебного дня» представлена на  V региональном конкурсе «Учитель физической культуры XXI века»  в форме  урока здоровья  «Путь к победе» была удостоена звания победителя.

Критерии оценивания результатов

  1. Динамика состояния здоровья учащихся (положительная или стабильная). По результатам мониторинга групп здоровья наблюдается стабильность I группы здоровья и сокращение III группы здоровья.
  2. Динамика уровня физической подготовленности школьников (положительная к концу обучения в начальной школе).

Видна явная положительная динамика в развитии основных физических качеств.

  1. Мотивация учащихся и их родителей к занятиям  физкультурой и спортом:

Увеличивается число учащихся  и их семей – участников школьных, городских, региональных спортивных мероприятий.

Начиная с 2016 года, учащиеся начальной школы лицея являются активными участниками  движения ВФСК ГТО. 

По итогам прохождения испытаний комплекса ГТО за 2018-2019 учебный год, наша школа заняла первое место среди школ города Иваново. Учащиеся начальной школы являются неоднократными победителями в городских спортивных мероприятиях.

Заключение

Учитель физкультуры это скульптор детской души, физического и нравственного здоровья детей. Скульптор, который не имеет право на ошибку, так как влияние на ученика несоизмеримо ни с чем.

 Как много сегодня должен знать и уметь школьный учитель физкультуры, чтобы быть нужным и полезным современным детям?

     Для увлечённого  учителя физической культуры  работа  становится смыслом его жизни. Любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником.

    Представленный опыт работы учителя физкультуры – лишь часть сложной, разнообразной здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.  Умение не сдаваться перед трудностями, не останавливаться на достигнутом, ежедневно преодолевать себя,  анализировать поражение - это и есть путь к победе и рецепт успеха не только для спорта, но и для жизни каждого нашего учителя и ученика.  

Библиографический список:

  1. Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004
  2. Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004
  4. Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., Педагогика, 1991

Интернет - документы:

  1. Консультация для воспитателей. «Физкультурные уголки и их значение в физическом развитии детей»                                                           http://9.kurgan-detsad.ru/index.php/kopilka-ped-idei/49-1                                     (дата обращения: 12.03.15)
  2. Рыженок Валентина Алексеевна «Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста» http://festival.1september.ru/articles/412291/ (дата обращения: 17.10.16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность младших школьников

Как правильно организовать двигательную активность младших школьников во время образовательного процесса.  Рекомендации объёмов различных видов двигательной активности младших школьников, разрабо...

Игра как педагогический феномен двигательной активности младшего школьника в процессе обучения и воспитания.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются обучающиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические зада...

«Подвижные игры как основа развития двигательной активности младших школьников"

Дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний народных подвижных игр....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Родительское собрание "Двигательная активность младших школьников"

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность....

Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.

        Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК...