Главные вкладки

    Методическая разработка по ЗОЖ на тему:
    ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Дворникова Татьяна Тимофеевна

    ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто.

    Сократ

    Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию — быть здоровым.

    В последние десятилетия значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности — одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте — все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

    Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

    Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый ее избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы — это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.

    Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

    В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

    В санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2 1178-02 в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса» рекомендуется:

    Примерный объем двигательной активности обучающихся

    1

    Классы

    Ежедневный объем времени, ч

    1

    Культурно

    оздоровительные

    мероприятия

    1

    Уроки физкультуры в неделю

    Внеклассныеформы занятий в неделю (спортсекции,кружки физкультуры, группы ОФП), ч

    Общие мероприятия для обучающихся

    Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    2

    5-6

    5

    15-20

    1

    2

    1,10

    6-8

    Ежемесячно

    10-15

    2

    2

    5-6

    5

    15-20

    1

    2

    1,30

    6-8

    15-20

    3

    2

    5-6

    5

    15-20

    1

    2

    1,30

    6-8

    15-20

    4

    2

    5-6

    5

    15-20

    1

    2

    1,30

    6-8

    15-20

    5

    2

    5-7

    5

    35-45

    1

    2

    1,30

    8-9

    20-25

    6

    2

    5-7

    5

    35-45

    1

    2

    1,30

    8-9

    20-25

    1

    7

    2

    6-8

    5

    35-45

    1

    2

    2

    8-9

    20-25 4

    8

    2

    6-8

    5

    35-45

    1

    2

    2

    8-9

    20-25

    9

    2

    6-8

    -

    35-45

    1

    2

    2

    8-9

    25-30

    10

    2

    6-8

    -

    15-20

    -

    2

    2

    10

    25-30

    11

    2

    6-8

    -

    15-20

    -

    2

    2

    10

    30-35

    Виды оздоровительных мероприятий:

    1. Гимнастика до учебных занятий (мин).

    2. Физкультминутки на уроках (мин).

    3. Подвижные перемены (мин).

    4. Спортивный час в группах продленного дня (ч).

    5. Участие в соревнованиях в учебном году (раз).

    6. Дни здоровья и спорта.

    Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорнодвигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.

    Возраст от 6 до 14 лет — период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

    Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает свое сртруктурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, Орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длиться не менее 40 минут). На это следует обратить внимание при организации урока, т. к. от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

    Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

    Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах.  Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я— 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке. Во 2-м — 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

    Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1— 5 мин. Каждая физкультминутка включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

    Требования к проведению физкультминуток

    • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.

    • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

    • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

    • Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

            Виды физкультминуток

    • упражнения для снятия общего или локального утомления;

    • упражнения для кистей рук;

    • гимнастика для глаз;

    • гимнастика для улучшения слуха;

    • упражнения для профилактики плоскостопия;

    • упражнения, корректирующие осанку;

    • дыхательная гимнастика.

    Возможные ошибки

    • подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

    • увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);

    • выполнение движений с недостаточной амплитудой. 

    Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен.

    И, хотя традиционно считается, что основная задача школы — дать необходимое образование, не менее важная задача — сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

    Литература

    1. Волина В. Праздник числа, Учимся играя. — М., Новая школа, 1994.

    2. Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. — Педагогика, 1989.

    3. Физическая культура шестилеток // Под ред. профессора Н. Т. Лебедевой. — Минск, Народная  АСВЕТА, 1987.

    4. Афонин П., Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри! — Санкт-Петербург, Изд. ПИТЕР, 1996.

    5. Кальченко Е. И., Петров Н. М., Георгиев В. Г. Гигиеническое обучение и воспитание в школе. — Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1989.

    6. Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., Просвещение, 1996 г.

    7. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания. — М., Физкультура и спорт, 1972.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему "Научная организация труда младшего школьника"

    Выступление на МО на тему "Научная организация труда младшего школьника"...

    Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.

    Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....

    Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения

    В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть и...

    Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

    В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...

    Организация игр младших школьников на переменах и прогулках.

    Очень важно, чтобы младший школьник мог полноценно отдохнуть в отведенное для него время на перемене или во время прогулки. Предлагаю использовать несколько достаточно простых, но интересных для детей...

    Методический ринг "Организация работы младшего школьника на уроке в соответствии с требованиями ФГОС"

    Материал поможет руководителю методического объединения организовать нестандартное заседание методического объединения....