Организация обучения младших школьников по психолого-педагогической системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в современном начальном образовании
статья на тему

Смирнова Надежда Александровна

Статья об организации обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_smirnova_n.gimnaziya_1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

                                                                                                          Н.А. Смирнова

                                                                                            гимназия №1       г.Ишимбай

За последние десятилетия в России произошли заметные изменения во всех областях общественной жизни, в том числе в образовании. Начальное образование особо преуспело в этом. К таким изменениям можно отнести введение альтернативных систем образования (дидактическая система Л.В.Занкова и психолого-педагогическая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова); высокая вариативность образовательных технологий и учебников по каждому учебному предмету.

Все современные концепции отдают предпочтение ребенку, его здоровью, ориентируют на учет его индивидуальных особенностей и интересов. В центр современных программ образования поставлен ребенок, его уверенность в своих силах.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова – это полное научно-методическое и практически-организованное обеспечение учебного процесса начальной школы по всем предметам. Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации  российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовать свои возможности. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова позволяет формировать «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современной жизни.

Прошло более 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей. И только сейчас наша страна осознала значимость данного подхода не только в начальной школе, но и в средней и старшей. Стандарты второго поколения только теперь трактуют обучение как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие). Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. То, что предложила нашему образованию развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова полвека назад, действительно востребовано в школе, в обществе, поскольку деятельностная основа позволяет на всех уровнях увидеть развитие личности каждого ученика, строит его жизнь в соответствии со способностями и индивидуальными запросами. Система развивающего обучения, как показала жизнь, гарантирует успех в будущем, возможность в диалоговых отношениях выстроить траекторию личностного роста каждого человека. Эта система эффективна, она дала право выбора и ученикам, и учителям, и родителям, она создала реальные условия для сотрудничества и творчества. Стандарты второго поколения предполагают формирование универсальных учебных действий, которые    определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса (А.Г.Асмолов).  В образовательной системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова аналогом этого является формирование учебной деятельности. Таким образом, формирование УУД у младших школьников, обучающихся по данной системе началось и до введения стандартов второго поколения.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Необходимо правильно организовать учебную деятельность. Согласно технологии данной системы первым условием правильной организации учебной деятельности является то, что ребенок должен иметь потребность в ней. Без соответствующей потребности невозможно принудить учеников выполнять учебную деятельность. Правда, без такой потребности он может учить и усваивать различные знания, но осуществить творческие преобразования учебного материала он не сможет, так как у него нет таких острых жизненных вопросов, ответы на которые можно найти лишь при поиске тайн, открывающихся только в процессе экспериментирования.

Второе условие правильной организации учебной деятельности – постановка перед детьми учебной задачи, решение которой как раз и требует от них экспериментирования с усваиваемым материалом. Учебную задачу без преобразования решить нельзя. Решение требует от учащихся анализа условий прохождения тех или иных теоретических знаний и владения соответствующими обобщенными способами действий. Иными словами, при решении учебной задачи ребенок открывает в предмете его исходное или существенное отношение.

Реализация развернутой учебной деятельности  предполагает особое внимание к полноценному и правильному выполнению учащимися действий и операций, посредством которых успешно решаются учебные задачи. Для технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова характерен ряд таких действий. Эти действия вызывают особый интерес у обучающихся. Первым и основным учебным действием является преобразование учеником условий задачи, не решаемой известным ему способом .

Другое учебное действие – это моделирование в предметной, графической или знаковой форме уже выделенного отношения в решаемой задаче. При этом не всякое изображение того или иного материала можно назвать моделью, а лишь такое, которое фиксирует некоторое общее отношение условий решаемой учебной задачи. После того, как определена та модель, которая может помочь решить предложенную задачу, учащиеся переходят к работе с этой моделью. Изменяя условие задачи, они осуществляют преобразование модели, которое позволяет всесторонне изучить выявленные связи и отношения между составными частями данной задачи. Еще одно учебное действие состоит в конкретизации этого отношения в системе различных частных задач, однородных с учебной задачей.

Многие считают, что работа по данной системе вызывает проблемы. Очень часто говорят, что программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова сложная. Но на самом деле материал, который нам кажется чрезмерно сложным – ребенок может усвоить достаточно быстро. Только при одном условии: то, что ребенку предполагается запомнить, должно быть ему необходимо для решения какой-то определенной задачи и в дальнейшем появиться как результат его собственных действий. Именно так и построено обучение в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Вместе с тем, если посмотреть на объем теоретических понятий в данных программах и в традиционных, легко обнаружить, что в последних он даже больше. Просто в этой системе более глубокое изучение тех же понятий, которые преподаются при традиционном обучении. И это все не для того, чтобы вырастить в начальной школе математиков или лингвистов. Глубина изучения теории обусловлена самим подходом. Чтобы ребенок по-настоящему осознанно выполнял какие-то действия – письма, вычислений и прочих, он должен хорошо ориентироваться в системе математических или лингвистических понятий, которые лежат в основе той или иной деятельности. Перегрузка возникает только там, где ребенок осуществляет множество непонятных для него действий. Где успешность обучения в основном зависит от памяти и его исполнительности. Если же ребенок усваивает материал, благодаря той логике, которую он сам выстраивает вместе с другими детьми и учителем – такое обучение, напротив, способствует разгрузке. И прежде всего – психологической.

Родители не всегда понимают того, что изучают их дети и не могут им помочь. Помощь родителей должна заключаться не в объяснениях ребенку, как решается та или иная задача. А в том, чтобы помочь ему осознать: почему он затрудняется, например, при выполнении домашнего задания. Чего ему не хватает для того, чтобы успешно с ним справиться. Лучшая помощь – это искренний интерес родителей к тому, что происходит на каждом уроке. О чем узнал их ребенок именно сегодня. Какие у него возникли вопросы. Может ли он применить то, что запомнил сегодня на уроке при выполнении домашнего задания. И если нет – почему? То, что родители обучались по совершенно другим программам в данном случае только «плюс». Они могут искренне удивляться тому, как известные им вещи интерпретирует их ребенок. Родители могут попросить его разъяснить непонятные моменты, подчеркивая тем самым значимость тех знаний, которые получил ребенок в школе.

На протяжении последних десятилетий нетрадиционным является создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, то есть не просто «усваивать» предлагаемый материал, но и самому искать ответы, приобретать собственный опыт творческой деятельности. А необходимым условием детского творчества является спокойная, доброжелательная атмосфера, без стрессов и страха перед неудачей. Полезно учить детей воспринимать ошибку не как традицию, а как повод находить новое. Не пугайтесь детских ошибок. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Старайтесь найти  в ребенке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать; найдите для него такое задание, которое ему по силам. Вместо отметок – главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учебе, чем успех) – полезно пользоваться системой оценивания.

Образовательная программа системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова предполагает безотметочное оценивание, что означает отказ учителя от всех типов отметок, выставляемых ребенку по результатам выполнения им какого-либо задания, неважно, по пятибалльной или какой-либо еще системе.

Вместе с тем учитель должен постоянно работать с самооценкой детей. Для этого в учебных предметах (рабочих тетрадях) предусмотрены шкалы для самооценки (линеечки, круги, лесенки). Учитель может предположить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям (это может быть за красоту выполнения, правильность – соответствие инструкции, умение – владение способом действий и др.)

Важно учитывать на начальном этапе, что у большинства первоклассников действие оценки еще не сформировано. Они зачастую не могут не только разделить критерии оценки (например, правильность и красоту выполнения задания), но и отделить оценку действий человека от личного отношения к нему. Их оценки еще не устойчивы: сегодня – так, а завтра – по-другому. Часто на первых порах самооценки непомерно завышены (по всем шкалам ребенок ставит себе только самую высокую оценку).

Учитель должен внимательно относиться к самооценкам ребенка, мягко корректировать их, выражая свое отношение к тем или иным действиям ребенка, но не навязывать свои оценки.

К оценочным действиям также относятся задачи повышения «престижа» некоторых важных деталей работы детей. К предмету оценивания могут относиться также различные аспекты групповой работы (умение договориться, кто выступит от группы, умение решить совместно задачу), моменты творчества детей. Моменты, связанные с добросовестным исполнением замысла.

Так же внимательно учитель должен отнестись к организации контроля. Это не означает, что он должен сам все время контролировать детей, это значит, что он должен организовать контроль со стороны детей  за происходящим в классе. Этому помогает введение знаков согласия – несогласия (дети молча выражают свое отношение к происходящему в классе в форме жестов)

Для сохранения результатов практической деятельности учащихся можно использовать:

  1. творческие работы в форме портфолио и выставок
  2. презентацию, фиксацию результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. уже знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи) в виде цифрового объекта или распечатки
  3. работы, выполненные в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Для предоставления результатов обучения самому ученику и его родителям предлагается портфолио ученика.

Для контроля и коррекции хода обучения учителю предлагается использовать тестовые методики проверки знаний, умений, навыков.

Таким образом, система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова призвана за короткий срок осуществить переход от конкретно-логического мышления к теоретическому. Современный школьник может оторваться от пут узкого житейского (так называемого эмпирического) отношения к вещам , явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт осмысления окружающей действительности.

           

Библиографический список

  1. Антохина В.А. Развивающее обучение в современной школьной практике: тенденции, противоречие, перспективы // Психологические науки и образование. – 2003. - №3. – С. 58 – 67.
  2. Балабанова Л.И. Самооценка и самоконтроль – основа развивающего обучения // Профессиональное образование. – 2002. - №1. – С. 25.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  4. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. – С. 5 – 16.
  5. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. – 1995. - №1. – С. 29 -39.
  6. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: сборник статей. – Томск: Пеленг, 1995. – 142 с.
  7. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов вузов / ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в первом классе по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Данный урок входит  в раздел «Формирование действий чтения и письма». Учащиеся  уже могут выделять слог как единицу чтения и письма, умеют обозначать мягкость-твёрдость  согласных звуко...

Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема...

Статья "Трудности при обучении чтению у младших школьников, как психолого-педагогическая проблема"

Аннотация: Чтение является основой успешного обучения ребенка в начальной школе, одним из главных видов человеческой деятельности. В статье анализируются основные трудности в овладении чтением у обуча...

Развитие межличностных отношений младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии....

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в личностно-ориентированной системе образования

Одним из первых в педагогике обратил внимание на индивидуальный подход к учащимся Я.А. Каменский, отмечая в своем фундаментальном труде "Великая дидактика", что ученики различаются своими сп...

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье отражен опыт организации профориентационной работы в начальной школе. Автор показывает тематику, направления и возможные 95 мероприятия, расширяющие представления младших школьников о професс...