Урок обучения грамоте в первом классе по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Полтавченко Наталия Николаевна

Данный урок входит  в раздел «Формирование действий чтения и письма». Учащиеся  уже могут выделять слог как единицу чтения и письма, умеют обозначать мягкость-твёрдость  согласных звуков с помощью букв А-Я. На уроке  ребятам предстоит открыть и освоить секрет  обозначения  твёрдости-мягкости согласных звуков с помощью гласных букв О- Ё.                                                       Форма деятельности  учеников -  групповая, парная, индивидуальная, способствующая развитию коммуникативных компетенций, логического мышления, внимания, любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_1_kl.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

(Якутия)

Муниципальное образовательное учреждение Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский»

678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,

ул. Ленина , 34 «а»,  тел. (41145) 52-5-16,   52- 5- 32

факс (41145)  52-5-16,  sh5len@rambler.ru

Урок обучения грамоте                                    по программе

развивающего обучения   системы

Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова

                                1-4

среди учащихся 1 класса

учитель Полтавченко Н.Н.

2013-2014 уч. год

Урок обучения грамоте  в 1 классе

 

по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Тема: ««Обозначение  твёрдости-мягкости согласных с помощью букв О-Ё»  

Цель урока:

1.Научиться обозначать твёрдость-мягкость согласных с помощью букв О-Ё. через составление звуковых моделей., указать  на две работы, которые выполняют буквы.  

2.Учиться читать  слова, высказывания с гласными  О, Ё., находить их в незнакомом тексте.

3.Начать знакомство с коротенькими текстами.

4.Расширять кругозор, через  выяснение лексического значения незнакомых слов, развивать логическое мышление, творческое воображение, умения сравнивать, анализировать.

Метапредметные результаты:  любознательность, внимание,  логика, функции контроля, самоконтроля, умения работать в парах, семейках (коммуникативные компетенции)

Тип урока:  урок отработки частных задач.

Оборудование: букварь В.В. Репкин, Е.В. Восторгова В.А. Левин ч. 1, иллюстрации с изображением  МОЛА, учебный словарь В.В. Репкина, лента изученных букв,  текст сказки  Г. Юдина «Ёжик и ёршик», дидактическая кукла  Дядюшка Ус.

Ход урока:

Комментарии учителя: «На данном этапе обучения учащиеся знают, что такое имена собственные,  могут составлять  звуковые модели слов, умеют сравнивать звуки, выявлять различие и сходство лексического значения слов.  Ребята познакомились с обозначением твёрдости- мягкости согласных  звуков с помощью А-Я.  »

I. Актуализация  полученных знаний:

Учитель: «С какими секретами мы познакомились на прошлом уроке чтения?»

Учащиеся «Мы узнали, что мягкость согласного звука  зависит  от  рядом стоящей буквы.»

II. Закрепление пройденного материала:

Учитель предлагает  проверить домашнее задание, используя  метод выборочного  чтения (слова записаны на доске, букварь на данном этапе не используется).

Маня                                                     Аня                                              марля

няня                                                      Аля                                               маляры

мала                                                       мяла                                            Ляля      

- Назовите  слова, написанные с заглавной буквы. Объясните, почему они  так написаны? Прочитайте  слоги в этих словах, где  согласные звучат мягко. Кто отыщет слова, где  все согласные звучат мягко? Какая  буква  им помогает? (Звучат ответы учащихся)

- Назовите слово, в котором  все согласные звучат твёрдо, мягко. Какие буквы помогают прочитать их твёрдыми, мягкими?

- Назовите слово, обозначающее профессию. Кто может объяснить кто такие маляры? Назовите слог с мягкой согласной. Где он стоит?

-Давайте сделаем вывод-обобщение.

Обобщение:   Мы познакомились  с гласной  Я. Если она стоит после согласного  звука,  значит данный звук будем читать мягко.

III. Постановка учебной задачи:

Учитель: «Вот мы и узнали секрет чтения слов с Я, стоящей после согласных. Наверно, больше секретов нет.»

Ученики: «Мы познакомились только с обозначением мягких  согласных с помощью буквы Я.  А если другие гласные буквы, которые тоже стоят после гласных и помогают при чтении читать их мягко?»

(на доске появляется знак  ?, фиксирующий  цель  урока)

IV. Физминутка.

Ёжик в бане вымыл ушки, ( выполняются движения)

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал еноту Ёж: «Ты мне спинку не потрёшь?»

V. Новый  материал:

1.Учитель  предлагает учащимся  на доске  и в тетрадях по чтению записать звуками  слово  МОЛ, при этом выяснив его лексическое значение. Уточнение лексического значения данного слова  происходит по Учебному словарю русского языка  В.В. Репкина.

МОЛ-                                                                      

2. Элементы сюжетной игры: Один из учащихся вызывается к доске, и учитель шёпотом предлагает ему выполнить действия  с веником (подмести пол). «Что  делал ученик? Ребята отвечают, что он мёл пол. Учитель предлагает назвать действие, которое выполнил ученик.

3.Слово «МЁЛ» ученики записывают звуками.

4.Затем   сравнивается их лексическое значение.

5.Учитель: «Обозначьте буквами слово  МОЛ». Идёт работа в парах . Данное  слово обозначение  буквами не вызывает затруднения..                                                                      

6.Обозначение слова МЁЛ буквами. (Идёт работа в  семейках. Ребята записывают слово на индивидуальных дощечках, которые затем выставляются к доске для всеобщего обсуждения).   На   дощечках появились   записи « МЬОЛ», «МОЛ», «МЬОЛ».

7. На  следующем этапе идёт анализ  записанных  слов. Слово «МОЛ» ученики записывают без затруднений и ошибок. Учитель обращается к анализу записи слова «МЁЛ»: 

- «Какой буквой обозначим первый звук М»

Дети отвечают, что буквой М. (Подтверждается выбор буквы.)

Учитель: «Какой второй звук в слове МЁЛ?»

Дети отвечают, что звук О. «Звук  О»,-  подтверждает учитель. «Какой же буквой обозначается  звук О?»

Дети: «О».

Учитель: «Какой  третий звук в этом слове? А буква?»

Дети: звук Л, который обозначается буквой Л.

Учащиеся с удивлением  обнаруживают, что слово, которое они записали  - слово «МОЛ», а не «МЁЛ».

М   О  Л

М  ?   Л

Учитель: Какое же главное отличие слов МОЛ и МЁЛ? 

Учащиеся: «Главное отличие в первом звуке. В первом слове  первый звук звучит твёрдо, а во втором слове - звучит мягко. Можно  обозначить мягкость звука с помощью Ь, Запись  МЬОЛ. (часть детей стала сомневаться в правильности написания данного слова.)

Учитель: «Как же нам узнать, кто поможет согласному звуку М  стать  мягким?

Учащиеся предложили два выхода: спросить у учителя, (мол, он всё знает) посмотреть  как записано это слово в букваре, который пишут учёные и допустить ошибок они не могут.

8.Учитель предложил открыть Букварь В.В. Репкина на  стр. 61 , где Дядюшка УС               ( «Намотаем все знания на ус») предлагает записи слов «МОЛ», «МЁЛ», отыскать слово МЁЛ, подчеркнуть карандашом букву, которая стоит  после М.

Ребята вместе с Дядюшкой Усом  сделали вывод» Мягкость согласного  звука в слове МЁЛ  обозначается с помощью  специальной  гласной Ё , которая  обозначает звук О и указывает на мягкость  предыдущего согласного звука, то есть выполняет две работы».

     М  Ё  Л                                                                               М О Л

           

И в слове     МОЛ   у гласной  О  тоже две работы: указывать на звук О и  твёрдость предыдущего  согласного звука.

                                            О

                                           

                                           

                                                   ё

VI. Закрепление  нового материала.

 

1. Составление и чтение слогов  изученных букв  М, Л, Н, Р с помощью   изученных гласных  А, Я, О, Ё, У, Ы, Э.  Учитель обращает внимание на чтение слогов  с помощью гласных  Я, Ё.

2. Чтение  сказки Г.Юдина « Ёжик и ёршик». Запомните слова, с буквой Ё , которые встретятся в сказке.

                                                            Ёжик и ёршик.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спиться.

- Мам! Что это мы всё спим да спим? Можно я схожу к своему другу ёршику?

- Да ты  что? Замёрзнешь ещё. Спи!

Лежал- лежал ёжик, ёрзал- ёрзал, дождался , пока мама уснула и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым – бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

- Ой, как здорово! А ёршик – то  сидит в реке, ничего этого не видит!

Прибежал к реке, а вместо реки – один лёд и прорубь посредине.

-Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик , замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

- Ну, чего кричишь, спать не даёшь?

- А вы разве тоже спите?

- Ещё как! До самой весны. Шёл бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в тёплую норку. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть и залёг спать до весны.

Учитель: «Назовите слова с буквой Ё. А каких вы ещё знаете животных, которые впадают в спячку?»

3. Работа с Букварём, ч. 1 стр.61.

 - Чтение  слов в столбиках, выяснение их лексического значения, нахождение слов, слогов , в которых находятся мягкие согласные? Выясняются работы гласных  О-Ё.

Лом                                                       орёл                                                         Алёна

Лён                                                       Роман                                                      мыло

Эля                                                        умён                                                        Лёна

- Чтение  высказываний:

У Алёны Рома. Он мал. Алёна у Ромы няня. (идёт  первоначальное знакомство с понятием – текст.)

-Творческая работа. Учащимся предлагается  нарисовать  подружек  О-Ё  в окружении согласных звуков.

VII.  Рефлексия. Постановка целей на следующий  урок.

Учитель:

-  С каким секретом  мы ознакомились на уроке чтения?

-Чему учились?

- Что понравилось?

-О чём дома расскажите своим родителям?

Учитель: «На уроке мы познакомились с секретами обозначения твёрдости- мягкости буквами  О-Ё., мы уже знаем, что твёрдость- мягкость обозначается и буквами А-Я. Вот сколько мы уже много знаем. Может, больше и нет никаких секретов, которые могут встретиться на уроках чтения.

Учащиеся: «Мы познакомились с секретами обозначения твёрдости-мягкости с помощью букв А-Я, О-Ё. А если ещё гласные, с помощью которых можно обозначать твёрдость- мягкость согласных звуков?»      

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".

Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....

Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".

Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....

Уроки обучения грамоте в первом классе.

Урок в первом классе "Звук и буква "о"....

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...

Урок литературного чтения в 3 классе по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебник Е.И. Матвеевой (урок 2)

Сценарий урока по формированию умения эмоционально откликаться на художественные образы и картины....

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Тема: М. В. Ломоносов "Кузнечик". Размышления автора.

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Тема: М. В. Ломоносов "Кузнечик". Размышления автора.https://vk.com/wall-21245411_7395 Ссылка...