Конспект урока русского языка во 2 классе (образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yayaya_konspekt_uroka.docx18.77 КБ
Файл hod_uroka.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

(образовательная система Д.Б. Эльконина -  В.В. Давыдова)

в рамках школьного конкурса

«Лучший здоровьесберегающий урок» (2013 – 3014 уч. год)

                                                                       «Чтобы сделать ребёнка умным и

                                                                        рассудительным,  сделайте его

                                                                        крепким и здоровым»                    

Ж. Руссо

Учитель: Устинова Людмила Петровна, учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Щёкино

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: «Однокоренные слова и изменения одного итого же слова»

Урок по данной теме является 8 из 21.

УМК по русскому языку для 2 класса (С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко)

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Планируемые результаты:

  • Личностные : ценностное отношение к процессу определения однокоренных слов; осознание практической важности определения однокоренных слов; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической  и личной значимости результатов каждого этапа урока; удовлетворение от осознания своих действий; формирование отношения к своему здоровью как ценности.
  • Регулятивные : осознавать и принимать учебную задачу; планировать и выполнять действия для её решения; контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
  • Познавательные : выполнять учебные действия; наблюдать за использованием средств языка; работать с дидактическим материалом; анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Коммуникативные : участвовать в коллективном обсуждении вопросов; высказывать свою точку зрения, слушать мнения других; с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам других; соблюдать правила речевого поведения.
  • Предметные: умение ставить орфографические задачи  по  ходу письма; владение способом определения корня слова, умение подбирать к слову однокоренные слова; умение определять лексическое значение слов с помощью контекста и толкового словаря; умение различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова, слова с омонимичными корнями.

Цель урока: осмысливание уже известных знаний; выработка умений и навыков по их применению; создать условия для формирования УУД; закрепить понятие «корень», «однокоренные слова», «изменения одного итого же слова»; развитие умения распознавать однокоренные слова; обогащать словарный запас; формировать потребность в здоровом образе жизни.

Педагогические задачи:

- создавать условия для осознанного определения однокоренных слов;

-умение правильно находить корень слова;

- развивать эмоциональную сферу, творческое мышление,

-устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.

Педагогические технологии: ИКТ (презентация), технология деятельностного подхода, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, взаимопроверка, создание ситуации успеха, проблемные ситуации, споры, привлечение учащихся к оценочной деятельности, взаимопонимание и сотрудничество.

Оснащение (оборудование) урока: учебник русского языка 2 класс С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко; мультимедийное оборудование; компьютерная презентация урока; дидактический материал, карточки для индивидуальной, групповой работы, работы в парах; карточки – «ладошки» красно - синего цвета, персонаж из учебника - Пишинетак.



Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы урока,

время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

1

Оргмомент

Цель: актуализация требований к успешному осуществлению учебной деятельности

(Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему уроку)

1 мин.

(Слайд  1)  -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, ваше хорошее настроение.

Вот прозвенел привычный звонок.

Каждый раз он  зовёт на новый урок,

Чтобы стать нам умнее,

Чтобы стать нам добрее,

Чтоб здоровье ценили,

И культурными были,

Чтобы жизнь стала краше от знаний наших!

Приветствуют учителя и гостей стоя, настраиваются на успешную работу в процессе урока.

Личностные:

-осознание необходимости изучения родного языка.

Регулятивные:

- осознавать и принимать учебную задачу.

2

Целеполагание

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне; самостоятельное формулирование темы и целей урока

2 мин.

-Не будем тратить время! Взгляните  на экран.

(Слайд  2) (ЗРИ В КОРЕНЬ)

Как вы понимаете это выражение?

Установите связь с уроком русского языка.

(Слайд  3) (В корне заключается главный смысл родственных слов)

- Сегодня урок посвятим…?

(Слайд 4)

 (ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ИЗМЕНЕНИЯ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА)

-Как называются слова образованные от одного и того же слова?

-Что такое корень?

-Какие слова называются однокоренные?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают собственное мнение.

Выслушивают мнение других.

Делают вывод, с опорой на имеющиеся знания.

Формулируют тему урока.

Личностные:

- понимание того, что правильная устная речь является показателем культуры человека.

Коммуникативные:

- высказывать свою точку зрения, слушать мнение других,

- владение диалогической формой речи.

3

Словарная работа

Цель: продолжить работу  с однокоренными словами и  изменениями одного и того же слова.

5 мин.

Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

 Разделить слова на две группы (Карточки со словами разбросаны на доске)

ГРАЧ, ГРУСТЬ,  ГРАЧИХА,  ГРУСТНЫЙ,  ГРУСТИТЬ,  ГРАЧИ,  ГРАЧАТА,  ГРУСТНО  

-Кто это разбросал карточки со словами?

(Появляется шалунишка – гном Пишинетак)

(Восстанавливается порядок на доске)

(Два ученика работают у доски)

-Все согласны? (ГРАЧИ - форма одного и того же слова)

 Общая  работа на доске.

 Наблюдение, анализ.

грач

грусть

грачиха

грустный

грачата

грустить

грустно

Делается вывод.

                                                                                                       

Познавательные:

- наблюдать за использованием средств языка.

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения  однокоренных слов.

Регулятивные:

- осознавать и принимать учебную задачу.

Предметные:

- умение различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова.

4

Работа в парах

Цель: умение работать в парах, уметь договариваться, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

6 мин.

На партах лежат карточки жёлтого цвета.

БЕЛКА, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛИТЬ.

ВОДЯНОЙ, ВОДА, ВОДИТЬ.

ЛИСТ, ЛИСА, ЛИСЁНОК.

ЛОСЬ, ЛОСКУТ, ЛОСЁНОК.

ГОРНЫЙ, ГОРКА, ГОРОДОК.

ПЁС, ПЕСОЧНЫЙ И ПЕСОК.

-Найдите в каждой строчке лишнее слово, зачеркните его.

-Как называются корни в этих словах?

(Слайд  5. Самопроверка)

Учащиеся работают в парах.

БЕЛКА, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛИТЬ.

ВОДЯНОЙ, ВОДА, ВОДИТЬ.

ЛИСТ, ЛИСА, ЛИСЁНОК.

ЛОСЬ, ЛОСКУТ, ЛОСЁНОК.

ГОРНЫЙ, ГОРКА, ГОРОДОК.

ПЁС, ПЕСОЧНЫЙ И ПЕСОК.

-Корни – омонимы.

Личностные:

- осознание практической важности определения  однокоренных слов,

- владение нормами сотрудничества : умение работать в парах.

Предметные:

- умение различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова,

- умение различать слова с омонимичными корнями.

5

Коллективная работа

Цель: включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность

6 мин.

-Гном Пишинетак  приготовил вам трудное  задание. Он уверен,  что вы с ним не справитесь.

«НАЛЕВО ПОЙДЁШЬ – НИЧЕГО НЕ НАЙДЁШЬ!

  НАПРАВО ПОЙДЁШЬ – НИКУДА НЕ ПОПАДЁШЬ!

  ПРЯМО ПОЙДЁШЬ - ВСЁ ПОТЕРЯЕШЬ!

  А ЕСЛИ ВНИЗ ПОЙДЁШЬ – ВОСЕМЬ ЗАВЕТНЫХ  

                                                   СЛОВЕЧЕК НАЙДЁШЬ!»

(Слова спрятаны в классе)  

сокол

соколиный

гусь

гусёнок

снег

подснежник

сок

гусеница

-Найдите «родственников».

-Докажите что это родственные слова.

 -Что можете  сказать  о словах «ГУСЕНИЦА» и «СОК»?        

(Учащиеся в поисках слов  выполняют наклоны, прыжки, приседания…-физ.минутка)

Найденные слова крепятся на доске.

Поиск пар слов.

Объяснение, доказательство.

сокол

соколиный

гусь

гусёнок

снег

подснежник

-Слова  «гусеница» и «сок» не являются

родственными словами ни одной из пар.

 Познавательные:

- выполнять учебные действия.

Коммуникативные:

- высказывать свою точку зрения, слушать мнения других.

Предметные:

- владение способом определения корня слова.

Личностные:

- владение нормами сотрудничества: умение слушать и слышать друг друга в ходе общеклассной  дискуссии,

- формирование к своему здоровью как ценности.

6

Работа в группах

Цель: формирование навыков чтения, лексическая работа.

10 мин.

У каждой группы на столе текст - сказка В. Волиной «Чужак»

«Собрались у воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо. Глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?»

(Чтение сказки вслух)

Задание: найти (и выделить  маркером) в тексте   однокоренные слова и формы одного и того же слова.

- Кто заметил «ловушку» в тексте?

«Собрались у воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо. Глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?»

Высказывают общее мнение группы.

Объясняют свой выбор.

Выдвигают свою гипотезу.

-Слово «водитель» имеет тот же корень, но родственным словом не является.

Личностные:

- владение нормами сотрудничества: умение работать в малых группах.

Познавательные:

- наблюдать за использованием средств языка.

7

Проверка домашнего задания

Цель:  обогащение словарного запаса, формирование навыков  лексической работы.

5 мин.

- Каким словом из домашней работы вы можете пополнить  эту группу однокоренных слов?

- Объясните значение этого слова.

(Слайды 6)(Заводь – затон. Небольшой залив, часть реки (озера) около берега с замедленным течением.)

(Слайд 7,8)

-«ЗАВОДЬ»

(Объясняют значение слова)

Предметные:

- умение определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря.

Познавательные:

- умение работать с дидактическим материалом.

8

Физкультурно-оздоровительная деятельность

1 мин.

(Слайд 9. Музыкальная физкультминутка.)

 Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

9

Работа в тетрадях

Цель: умение различать слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков,  формирование навыков правильного питания, здоровьесбережения.

6 мин.

-Заботясь о своём здоровье,  мы не должны забывать о правильном питании. Прочитайте пословицу: Пищу жуёшь – дольше живёшь.

-Как вы понимаете эту пословицу?

- Все ли продукты полезны?

-Что бы вы отнесли  к полезным продуктам?

- А какая еда наносит вред нашему организму?

Работа по вариантам.

1 вариант: записать пословицу с пропуском слабых позиций.

2 вариант: записать пословицу звуками (транскрибция)

Два ученика у доски выполняют задание.

1вариант: Пищу жуёш? – дольш_  ж_вёш?.

2 вариант: [п,ищу жуй,ош  дол,шы жыв,ош]

Личностные:

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу,

- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений, таких как толерантность, готовность прийти на помощь.

Регулятивные:

- контролировать  и оценивать процесс  и результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные:

- анализировать, сравнивать.

Коммуникативные:

- с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам других.

10

Рефлексия

Цель: формировать умения соотносить цель и результат.

3 мин.

- Подходит к концу наш урок. С какими понятиями мы сегодня работали? Что нового и интересного узнали?

- Какие задания вам были более интересны? А какие затруднения вы испытывали?

- Вы спорили, ошибались, соглашались с товарищами…, вы были активны, любознательны.

- Оцените свою работу на уроке с помощью ладошек. (Дети показывают  красные или синие ладошки)

- А теперь  оцените урок.  (На магнитную доску вешают  красные или синие ладошки)

*красные ладошки - положительная оценка

** синие ладошки-удовлетворительная оценка

- А вот Пишинетак сегодня на уроке впервые услышал  про родственные слова, и просит вас сочинить сказку, в которой встретится группа родственников – однокоренных слов. А ещё он понял, что надо серьёзно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, правильно питаться. И в знак благодарности он угощает вас здоровой едой                  - это БАНАНЫ!

(Слайд 10)

Высказывают своё мнение

Проводят самоанализ собственной деятельности

Оценивают свою работу на уроке

Личностные:

- удовлетворение от осознания своих действий,

- формирование отношения к своему здоровью как ценности.

Регулятивные:

- высказывать свою точку зрения, слушать мнение других,

- умение определять границы собственных знаний.

Литература:

 1. Ломакович С.В., Тимченко Л.И.

     Русский язык. Учебник для  2 класса начальной школы: в 2 ч. (Система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) 6-е изд. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2012.

2.  Ломакович С.В., Тимченко Л.И.

     Обучение русскому языку в начальной школе. 2 класс: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. (Система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык,1 класс (ОС РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  по предмету  русский язык для 1   класса в образова...

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по предмету русский язык,1 класс (ОС РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС с определением основных видов учебной деятельности обучающихся  по предмету  русский язык для 1   класса в образова...

Конспект урока русского языка 2 класс(образовательная система «Гармония»)

Тема: Виды предложений по цели высказывания? Повествовательные, вопросительные, побудительные. («Какие бывают предложения?»)Тип урока: открытие новых знаний...

Конспект урока по математике + презентация "Объём" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с величиной «Объём» и единицами измерения объема.Планируемые результатыПредметные: знать:  - понятие «объём»;  - алгоритм срав...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм». УМК " системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...