Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."
статья на тему

Шерстобитова Юлия Владленовна

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sherstobitova_yulia_statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ЗНАКОМСТВА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

(По материалам курсового исследования)

Шерстобитова Юлия Владленовна

Научный руководитель – Астахова А.А., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин первой квалификационной категории

 Уча других, мы учимся сами
Сенека

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что важно развивать такие речевые способности ребенка, которые в дальнейшем важны для формирования его как человека пишущего. Обучение грамоте  является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.[1,c.103]

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Мы изучили  Историю русской письменности. Раскрыли этапы формирования русской письменности, изучили названия и значения первых букв. Познакомились с первыми азбуками на Руси. Подробнее остановились на азбуке Ивана Фёдорова и азбуке Л. Н. Толстого. Изучили письменность первых букв и их значение.

Мы выбрали эту тему для курсового исследования , потому что первой ступенью познания русского языка является Обучение грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.[2,c.50]. Задачи Обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Эти уроки, как правило, проходят параллельно, учитывая принцип координации устной и письменной речи. Содержание Обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звуков из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения. Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками и буквами проходит в определенной последовательности.

Цель нашего курсового исследования  заключается в том, чтобы изучить         и описать методику знакомства со звуком и буквой в начальных классах.

При работе исследования были поставлены задачи:

  • отобрать и изучить литературу по методике знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте младших школьников;
  • определить значение полученных знаний в период Обучения грамоте, для дальнейшей успешной учебы в начальной школе;
  • систематизировать и обобщить материал исследования для разработки сборника «Живая азбука»;
  • сделать вывод по проблеме исследования.
  • обобщить результаты исследования по теме «Методика знакомства со звуком и буквой на уроке Обучения грамоте в первом» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического  исследования:

  • отбор и чтение методической литературы;
  • сопоставление данных из различных источников;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала.

Таким образом, значение письменности в нашем мире очень важно, для этого нужно изучать особенности письменности и этапы ее формирования. Подробнее изучать создание первых «Азбук» и их особенности.Каждый человек должен знать историю развития своего языка. Знать и помнить о создании первых книг и их авторах.

В заключение хочется отметить, что предмет Обучение грамоте играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Мы считаем, что полностью раскрыли данную тему курсового исследования.   Хотелось бы закончить словами, сказанными почти сто пятьдесят лет тому назад:

«Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей грамоте заложить прочные основы всех последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного русского языка, в развитии и совершенствовании своей речи и судительных сил»[3,c.33] (Ф.И.Буслаев).

В дипломной работе мы планируем разработать сборник «Живая азбука» в области Обучения грамоте в первом классе.

Список литературы

1. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. – Обучение грамоте «Методическое пособие с поурочными разработками». «Школа России». М.: «Просвещение»,2012.-с.102-112;

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г. – «Методика преподавания русского языка в начальных классах». М.: Издательский центр «Академия»,2015.- с.48-74;

3.  Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. – «Детская литература». М.: «Академия» 2010.-с.33-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".

Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....

Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".

Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....

Урок обучения грамоте в первом классе по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Данный урок входит  в раздел «Формирование действий чтения и письма». Учащиеся  уже могут выделять слог как единицу чтения и письма, умеют обозначать мягкость-твёрдость  согласных звуко...

Уроки обучения грамоте в первом классе.

Урок в первом классе "Звук и буква "о"....

Тренажер для знакомства с новым звуком и буквой на уроках обучения грамоте

Данная разработка для всех типов электронных досок,  дает возможность наглядно, интересно и доступно знакомить детей с характеристикой каждого звука. Изображение Звуковичка является неподвижным, ...

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.Прилагается презентация...

"Буква М.Звуки [М], [М’] ". Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Урок обучения грамоте в форме путешествия по Буквограду....