Главные вкладки

    Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."
    статья на тему

    Шерстобитова Юлия Владленовна

    Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sherstobitova_yulia_statya.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИКА ЗНАКОМСТВА СО ЗВУКОМ И БУКВОЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

    (По материалам курсового исследования)

    Шерстобитова Юлия Владленовна

    Научный руководитель – Астахова А.А., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин первой квалификационной категории

     Уча других, мы учимся сами
    Сенека

    Актуальность проблемы исследования заключается в том, что важно развивать такие речевые способности ребенка, которые в дальнейшем важны для формирования его как человека пишущего. Обучение грамоте  является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

    Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.[1,c.103]

    Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

    Мы изучили  Историю русской письменности. Раскрыли этапы формирования русской письменности, изучили названия и значения первых букв. Познакомились с первыми азбуками на Руси. Подробнее остановились на азбуке Ивана Фёдорова и азбуке Л. Н. Толстого. Изучили письменность первых букв и их значение.

    Мы выбрали эту тему для курсового исследования , потому что первой ступенью познания русского языка является Обучение грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.[2,c.50]. Задачи Обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Эти уроки, как правило, проходят параллельно, учитывая принцип координации устной и письменной речи. Содержание Обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звуков из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения. Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками и буквами проходит в определенной последовательности.

    Цель нашего курсового исследования  заключается в том, чтобы изучить         и описать методику знакомства со звуком и буквой в начальных классах.

    При работе исследования были поставлены задачи:

    • отобрать и изучить литературу по методике знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте младших школьников;
    • определить значение полученных знаний в период Обучения грамоте, для дальнейшей успешной учебы в начальной школе;
    • систематизировать и обобщить материал исследования для разработки сборника «Живая азбука»;
    • сделать вывод по проблеме исследования.
    • обобщить результаты исследования по теме «Методика знакомства со звуком и буквой на уроке Обучения грамоте в первом» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

    В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического  исследования:

    • отбор и чтение методической литературы;
    • сопоставление данных из различных источников;
    • систематизация материала;
    • обобщение материала.

    Таким образом, значение письменности в нашем мире очень важно, для этого нужно изучать особенности письменности и этапы ее формирования. Подробнее изучать создание первых «Азбук» и их особенности.Каждый человек должен знать историю развития своего языка. Знать и помнить о создании первых книг и их авторах.

    В заключение хочется отметить, что предмет Обучение грамоте играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

    Мы считаем, что полностью раскрыли данную тему курсового исследования.   Хотелось бы закончить словами, сказанными почти сто пятьдесят лет тому назад:

    «Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей грамоте заложить прочные основы всех последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного русского языка, в развитии и совершенствовании своей речи и судительных сил»[3,c.33] (Ф.И.Буслаев).

    В дипломной работе мы планируем разработать сборник «Живая азбука» в области Обучения грамоте в первом классе.

    Список литературы

    1. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. – Обучение грамоте «Методическое пособие с поурочными разработками». «Школа России». М.: «Просвещение»,2012.-с.102-112;

    2. Львов М.Р., Горецкий В.Г. – «Методика преподавания русского языка в начальных классах». М.: Издательский центр «Академия»,2015.- с.48-74;

    3.  Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. – «Детская литература». М.: «Академия» 2010.-с.33-38.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентации к урокам обучения грамоте в первом классе

    Знакомстов с буквой и звуком. Выработка умения находить изучаемый звук в словах, чисто его проговаривать. Умение обобщать полученные знания....

    Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".

    Презентация к уроку обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....

    Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц".

    Урок обучения грамоте в первом классе: "Звук [ц]. Буква Цц"....

    Урок обучения грамоте в первом классе по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

    Данный урок входит  в раздел «Формирование действий чтения и письма». Учащиеся  уже могут выделять слог как единицу чтения и письма, умеют обозначать мягкость-твёрдость  согласных звуко...

    Тренажер для знакомства с новым звуком и буквой на уроках обучения грамоте

    Данная разработка для всех типов электронных досок,  дает возможность наглядно, интересно и доступно знакомить детей с характеристикой каждого звука. Изображение Звуковичка является неподвижным, ...

    Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.

    Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.Прилагается презентация...

    "Буква М.Звуки [М], [М’] ". Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

    Урок обучения грамоте в форме путешествия по Буквограду....