Развитие межличностных отношений младших школьников как психолого-педагогическая проблема
методическая разработка

Габдуллина Эльза Талгатовна

Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межличностных отношений младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии.

С середины 80-х годов прошлого века учителям стали известны идеи педагогики сотрудничества, которые были охарактеризованы в манифестах педагогов-новаторов. Со временем понятие сотрудничество все более упрочнялось в педагогической практике учителей, в сознании многих ученых. Однако по мере исследования сути сотрудничества становилось ясно, что понятие педагогика сотрудничества не может охватить всю педагогику, все ее составные части, но может стать одним из ее ведущих принципов. Также было понятно, что процесс сотрудничества вступал в противоречие с основными постулатами авторитарной педагогической теории. Таким образом, гуманно-личностная педагогика как более глубокая форма сознания включила в себя сотрудничество в качестве важнейшего, но не единственного принципа. За последние десятилетия гуманная педагогика со своей вариацией гуманно-личностного подхода к детям получила широкое распространение. Она сложилась в поиске и практике учителей и является источником для неограниченного количества педагогических систем и подходов[1, c. 34].

По нашему убеждению, сотрудничество становится стержнем общения в гуманном педагогическом процессе. Оно синтезирует в себе смыслы общения и сотрудничества и насыщает образовательный процесс взаимной устремленностью, радостью познания, успеха; взросления, взаимоуважением, взаимопониманием. В связи с этим выделяется такое понятие, как общение в процессе сотрудничества. Сотрудничество педагога и учащихся мыслится как объединение их интересов и усилий в решении различных задач (в том числе и познавательных). Сотрудничество исключает принуждение к учению. Между учителем и учениками появляется единство, основанное на эмоциях. Сотруднические взаимоотношения делают учащихся субъектами образовательного процесса. Общение в процессе сотрудничества пропитывает атмосферу педагогического процесса, в результате чего учитель притягивает к себе детей, как магнит. Важно подчеркнуть, что педагог является творцом сотрудничества, которое заключается и в его располагающем голосе, добром взгляде, теплой улыбке, мудром слове, сердечной чуткости и разумной требовательности.

Сотрудничество имеет и нравственную ценность. Сотруднические взаимоотношения развиваются в каждом ребенке как качество его личности. Учитель же закрепляет взаимоотношения с детьми путем воспитания в них сотрудничества, создавая ситуации, в классе практикуя в жизни детей задания, которые не выполняются без сотрудничества. Итак, сотруднические взаимоотношения учителя и учащихся являются естественным качеством гуманно-личностного образовательного процесса.

Стремление детей к сотрудничеству с педагогом зависит не только от характера и направленности образовательного процесса, но и от соотношения настроенных к развитию сил ребенка с учебным материалом. На каждой ступени школьного образования ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые определены стандартом основного общего образования. В системе российского образования в настоящее время многое меняется в содержании программ, совершенствуются учебники, дидактические пособия и т.д. Но, к сожалению, из организации учебного материала выпадает, на наш взгляд, самое важное - ориентир познания, т.е. ясное понимание того, ради чего ребенок решает данную учебную задачу. Задания, которые предлагают существующие учебники, пока не всегда вдохновляют учащихся на познавательные дерзания, иногда не помогают им, а только, как авторитарные учителя, требуют и спрашивают.

Гуманно-личностная педагогика осуществляет процесс сотрудничества при следующих психолого-педагогических условиях:

- тесной связи организации учебного материала и приемов, рождающих и укрепляющих сотрудничество между педагогом и учениками;

- опоре на стремление школьника к взрослению;

- соблюдении психологической культуры педагогического общения;

- сохранении за учеником свободы выбора деятельности и общения;

- совместном с учителем познавательном поиске, делающем школьников субъектами учебного процесса.

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессий и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений. Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия в обществе - далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. Вряд ли образовательные учреждения смогут устранить эти причины, но не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение к людям и активную преобразующую позицию ребенка по отношению к миру необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.

Представленный материал, показывает,  результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....

Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"

В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о...

Развитие межличностных отношений младших школьников в учебной и во внеурочной деятельности

Проблема взаимоотношений между людьми была актуальна всегда.Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте заслуживает особого внимания, потому что именно в этот период происход...

Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема...

Статья "Трудности при обучении чтению у младших школьников, как психолого-педагогическая проблема"

Аннотация: Чтение является основой успешного обучения ребенка в начальной школе, одним из главных видов человеческой деятельности. В статье анализируются основные трудности в овладении чтением у обуча...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...

Долгосрочный проект по теме: "Развитие культуры общения в системе межличностных отношений младших школьников "Я и другие Я"

Современные дети иначе стали относиться друг к другу: они не понимают и не учитывают особенности других, общение чаще всего носит поверхностный и грубый характер, можно увидеть проявление бескультурья...