ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
статья

В статье отражен опыт организации профориентационной работы в начальной школе. Автор показывает тематику, направления и возможные 95 мероприятия, расширяющие представления младших школьников о профессиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

СТРАФЕЕВА АЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

студент, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, astrafeeva@mail.ru

Аннотация: В статье отражен опыт организации профориентационной работы в начальной школе. Автор показывает тематику, направления и возможные 95 мероприятия, расширяющие представления младших школьников о профессиях.

Ключевые слова: профессия, профориентация, младший школьник.

CAREER GUIDANCE WORK WITH YOUNGER SCHOOLCHILDREN AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

STRAFEEVA ALINA ALEKSEEVNA

student, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia, astrafeeva@mail.ru

Abstract: The article reflects the experience of organizing career guidance work in primary school. The author shows the topics, directions and possible practical activities that expand the ideas of younger schoolchildren about professions.

Keywords: profession, career guidance, junior high school student.

Правильный выбор профессии занимает огромное место в жизни каждого человека. Многие старшеклассники не представляют, чем хотят заняться в будущем. В итоге выбирают не ту профессию и оказываются не на том месте, теряя много времени на переквалификацию. Поэтому, в связи с глобальными переменами в мире и с учетом раннего развития детей стоит задуматься о выборе профессии в младшем школьном возрасте.

XXI век – это эпоха цифровых технологий. Люди мало общаются, много времени проводят в социальных сетях, которые часто у детей и подростков однобоко формируют знания о мире. Дети, которые учатся в нашей школе с углубленным изучением английского языка, нацелены на получение высшего образования, многие стремятся в совершенстве выучить язык, понимают, что эти знания пригодятся им во взрослой жизни. Мы ценим их желание получить качественное образование. Но есть дети, которые пока не могут найти свое место в жизни, не понимают, чего они хотят, не знают, как найти свое признание в современном мире. И в этом им должны помочь педагоги. Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.

Как  показало  наблюдение,  самыми  эффективными  и  простыми  в  исполнении приемами являются следующие:

1)«Приглашенный гость»

2)Метод рисования.

3)Оформление классного уголка. (Стенгазета)

4)Экскурсии. (Виртуальные)

5)Проектная работа «Профессиональное портфолио».

6)Детская литература о профессиях.

7)Ролевые, театрализованные игры

8)Беседа

9)Очень увлекательны для детей внеклассные мероприятия. Можно использовать игровые упражнения, связанные с профессией [1].

Ситуация осложняется тем, что в наше время обучающимся непросто делать выбор из-за постоянно меняющейся ситуации на рынке труда, нестабильности экономической ситуации, незнания профессий, имеющих перспективу. А еще сегодня молодежь в большинстве своем видит смысл выбора профессии вне ее содержания. На первое место выходят факторы престижа, популярности в обществе и зарплаты (дохода). Разъединение человека и его профессии ведет к серьезным внутренним противоречиям, делая его несчастным, заставляя тратить жизнь на работу, которую он не любит.

Задача школы – рассказать детям о мире, который их окружает, о том, что люди все разные, имеют различные образование и профессии. Мы не можем судить о человеке, основываясь на том, кем он работает. Дети с начальной школы должны понимать, что нет ненужных профессий, что людей, которые качественно выполняют любую работу, нужно уважать, что все профессии важны. Поэтому с первого класса мы знакомим детей с основами профориентации. Начинаем это делать на уроках окружающего мира: рассказываем детям, что есть такие профессии, как хлебороб, сталевар, шахтер, сварщик, доярка. Многие впервые слышат об этих профессиях. На уроках мы показываем, насколько важно дело, которым занимаются эти люди.

Следующий этап знакомства с профессиями – проект «Профессии моих родителей». Дети оформляют доклады, в которых рассказывают о том, где работают их мамы и папы. Родители с удовольствием помогают им, готовят презентации, вставляют фотографии, на которых изображены их рабочие места. Многие родители соглашаются прийти в класс и рассказать, насколько интересно дело, которым они занимаются, с какими трудностями они сталкиваются на своем рабочем месте. Так, мы познакомились с профессией врача-лаборанта, узнали о трудностях при оформлении товара на посту таможни, поняли, что работа юриста требует огромной отдачи, что люди этой профессии работают и в выходные, и в праздничные дни, если этого требует дело. Очень интересно было послушать о работе ТЭЦ, а также узнать об особенностях и тонкостях организации труда в типографии.

Когда дети становятся немного старше, мы начинаем экскурсионную деятельность. Ребятам очень нравится видеть, как организована работа разных людей на их рабочем месте. Начинаем с экскурсии в пожарную часть. Дети смотрят, как организована работа в пожарной части, видят своими глазами пожарные машины, им разрешают посидеть в них, примерить одежду пожарных, увидеть комнату, где люди этой героической профессии отдыхают, а главное – познакомиться с этими людьми, задать вопросы, понять, насколько важен труд этих людей. Экскурсия в аптеку знакомит ребят с профессией фармацевта. Дети понимают, как много надо знать, чтобы правильно выбрать то или иное лекарство, как важны такие качества, как внимание, ответственность, собранность. От ошибки провизора зависят жизни людей.

Экскурсия на обувную фабрику помогает ребятам посмотреть на работу самых разных людей. Они видят, как трудятся за компьютером дизайнеры, модельеры обуви. Эти люди должны уметь рисовать, знать компьютерную грамотность, понимать, что обувь должна быть удобной и красивой. Дальше, идя по цехам, дети наблюдают «оживание» созданной модельером картинки усилиями рабочих, которые трудятся на станках.

Увидеть труд людей, работающих на станках, можно и на других фабриках. Мы ездим на фабрики по производству кукурузных палочек, мягких игрушек, сухариков, лимонадов. Дети видят, как изготовляют столь нравящиеся им изделия. Ребятам становится понятно, насколько сложен труд рабочих: от станка нельзя отойти, надо быть очень внимательным, соблюдать технику безопасности.

С профессией повара, кондитера можно познакомиться на различных мастер-классах. Дети очень любят не только смотреть и слушать, но и пробовать сделать что-то своими руками.

Общение с людьми разных профессий очень важно для детей. Они видят, что каждый человек счастлив по-своему, понимают, что очень важно найти именно свое предназначение в этой жизни. Дети начинают понимать важность каждой профессии, испытывать уважение к тем, кто честно трудится и приносит пользу обществу.

Профессиональное ориентирование, ответственность и любовь к труду необходимо формировать с младшего школьного возраста. Предлагаемые вышеперечисленные методы и приемы при творческом применении обеспечат надлежащую подготовку учащихся к жизненному самоопределению. Любая регулярная профориентационная работа в состоянии обеспечить фактическую реализацию их профессиональных намерений.

Все наши ученики осознанно подходят к выбору профессии. Встречаясь с выпускниками, понимаешь, насколько важны уроки профориентации в школе, потому что повзрослевшие дети рассказывают о сложностях правильного выбора, ведь от этого зависит их будущее. Правильный выбор профессии позволяет детям стать успешными и счастливыми людьми.

Список использованных источников

  1. Агеева, И.Д. Парад профессий: веселые познавательные игрыдля учащихся 5 - 10 классов И.Д. Агеева . – Текст : непосредственный / Последний звонок. – № 7. – С.32-33.
  2. Болдина М.А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / М.А. Болдина, Е.В. Деева. – Текст : непосредственный // Современные проблемы образования. - 2012. - №12 (046). - С.431–439.
  3. Колганова Т.А. Возрастные особенности и специфика организации профориентационной работы среди детей младшего школьного возраста // Профессиональная ориентация. –2019. - № 1. - С. 21–25
  4. Луговская Т.В., Егармин П.А., Рябова Т.Г., Герасимова М.М. Особенности организации профориентационной работы с младшими школьниками / Перспективы науки. –2020 г. – №4(127) – С. 124-125.
  5. Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие.–Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гос. Ун-та, 2013.–362 с.
  6. Паламарчук  Е.В. Профориентация  в  начальной  школе  // Вестник  науки  и  образования. – 2021.–с.102-106.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема...

Статья "Трудности при обучении чтению у младших школьников, как психолого-педагогическая проблема"

Аннотация: Чтение является основой успешного обучения ребенка в начальной школе, одним из главных видов человеческой деятельности. В статье анализируются основные трудности в овладении чтением у обуча...

Памятка для родителей по профориентационной работе с младшим школьником

Профериентационная работа важна не только для страших классов, но и для младшего звена. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. У отдель...

Развитие межличностных отношений младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии....

Описание практики профориентационной работы «Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в школе»

В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.      Развитие коммуникативного навыка является одним из в...