Описание практики профориентационной работы «Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в школе»
статья

Селина Елена Владимировна

В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на него оказывают стремительное развитие науки и техники, растущая интенсивность информационного потока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_praktiki_proforiantatsionnoy_raboty.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнекужебарская СОШ

«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы в школе»

Селина Елена Владимировна,

учитель технологии

В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на него оказывают стремительное развитие науки и техники, растущая интенсивность информационного потока.

На помощь обучающимся приходит профессиональная ориентация – научно обоснованная система мероприятий, направленная на содействие молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребности отраслей экономики в кадрах, интересов, склонностей, способностей и физиологических возможностей личности. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Одна из главных проблем профориентации заключается в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи.

Указанный фактор приводит к появлению избытка специалистов в одних отраслях и дефициту в других. Это, безусловно, сказывается на эффективности экономического развития села, района, края.

Поэтому одной из задач МБОУ Верхнекужебарская СОШ является совершенствование форм и методов профориентационной работы и умения применять их на практике.

На профессиональное самоопределение влияет множество факторов: семья, бытовое общение, средство массовой информации воздействуют не меньше, чем специально организованные профдиагностика и профконсультирование в школе. Поэтому профориетационная работа реализуется через различные направления и методы, которые взаимно дополняют друг друга при взаимодействии всех специалистов этой области.

Влияние социума на профессиональное самоопределение старшеклассников

 

При профориентации в школе разработан комплексный подход в деятельности педколлектива.

1. Координаторами  деятельности являются – директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, в функции которых входит организация всей профориентационной работы в школе, то есть:

- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся);

- проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения обучающихся;

− контроль деятельности классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся;

− контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты);

2. Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения обучающихся своего класса. В плане отражаются разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников. Классный руководитель организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; помогает обучающимся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления,  анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио; организует встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами вузов и обучающихся средних профессиональных учебных заведений; проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

3. Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

− показывают учащимся роль труда в жизни человека;

− привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;

− организуют ознакомительные экскурсии обучающихся на предприятия;

− проводят встречи обучающихся с родителями – представителями различных профессий;

− вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

− проводят работу по формированию портфолио учащихся;

− знакомят учащихся с миром профессий.

4. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения, проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся.

5. Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

СХЕМА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Этапы реализации профориентационной работы и их содержание.

Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс, осуществляется на всех этапах жизни человека, которые можно разделить обучающихся на различные образовательно-возрастные группы:

Название этапа

Возрастная группа

Количество обучающихся

Цель

Результат

Субъекты

2

Ориентационно - отношенческий

Школьники

1 – 4 классов

46

формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания его

роли в жизни человека и общества; развитие интереса к миру профессий, в т. ч. профессиональной сфере деятельности родителей и

ближайшего окружения.

На этом этапе происходит вовлечение

учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности.

Учителя начальных классов (профпросвещение)

3

Ориентационно - личностный

Школьники

5-7 классов

23

формирование у подростков профессиональных

предпочтений, помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Включение в деятельность, связанную с профилем дальнейшего обучения (в соответствии с

предполагаемой сферой профессиональной деятельности)

.

Консультации и занятия проводят учителя-предметники, классные руководители, зам. дир. по ВР, педагог-организатор учитывая возрастные особенности

учащихся и позволяющие сформировать начальные представления

о многообразии мира профессий.

4

Ориентационно - производительный

Школьники 8 – 9 классов

21

Определение школьниками личностного смысла

в выборе направления профессионального образования.

На этом этапе необходимо создать условия для того, чтобы

учащиеся научились соотносить общественные цели со своими

идеалами, представлениями о ценностях, составлять профессиональные планы с учетом реальных возможностей продолжения

обучения по выбранному направлению.

Формирование представлений о правилах выбора профессии, умения адекватной оценки личностных возможностей в соответствии с требованиями профессии, знакомства с учебными заведениями.

5

Ориентационно - уточняющий

Школьники 10 – 11 классов

12

Формирование значимых для профессионального самоопределения компетентностей.

Коррекция и реализация образовательно-профессиональных планов, осознание и выбор способов

оценки своих образовательных достижений.

Консультации и занятия проводят учителя-предметники, классные руководители, зам. дир. по ВР, педагог-организатор

             В работе по профессиональной ориентации используются универсальные направления и механизмы.

Направления профориентации: 1. профинформирование;

                                  2. профконсультирование;

                                  3. психолого – педагогическое сопровождение;

                                 4. практическая подготовка.

Технологии профориентационной работы: 1. профдиагностика;

                                              2. профпросвещение;

                                               3. профконсультирование.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

               


Содержание деятельности профориентационной работы

в МБОУ Верхнекужебарской СОШ

Организационная работа в школе

Ответственные

Оформлен  уголок по профориентации:
“Что нужно знать при выборе профессии”

Учитель технологии

Проведён анализ результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI кл.)

Зам. директора по УВР

Составлен план профориентационной работы на новый учебный год. 

Зам. директора по ВР

Библиотечный фонд пополнен литературой по профориентации и трудовому обучению

Библиотекарь

Обучающиеся принимают участие в работе ученических трудовых объединений

Администрация

Организована работа предметных кружков, спортивных, кружков декоративно-прикладного творчества

Зам. директора по УВР, ВР

Обучающиеся вовлечены в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

Зам. директора по ВР, классные руководители

Осуществляется взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости

Зам. директора по ВР

Работа с педагогическими кадрами.

Разработаны рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с обучающимися различных возрастных групп

Зам. директора по воспитательной работе

Предусмотрены в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения. 
“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.
“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;
“Профориентация в процессе изучения основ наук”

Зам. директора по воспитательной работе. 
Руководитель ШМО КР
Психолог

Организованы для педагогов профконсультации по изучению личности школьника 
“Исследование готовности учащихся к выбору профессии”
“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,
“Изучение склонностей и интересов”, 
“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”

Педагог - психолог

Организована помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

Зам. директора по ВР

Работа с родителями

Проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”

Кл. руководитель, 
Психолог

Организовываются встречи учащихся с их родителями  - представителями различных профессий

Кл. руководитель 
Учителя-предметники

Привлекаются родители к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия

Кл. руководитель

Подготовлены рекомендации родителям по возникшим проблемам профориентации

Учитель технологии Кл. руководители
Психолог

Работа с учащимися

Обучающиеся участвуют в проекте «Билет в будущее» (проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Оразование»)

Учитель технологии

Обучающиеся участвуют в проекте  «ПРОЕКТОРИЯ» (профориентационный проект, проводимый при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Его основная цель – познакомить учеников 8-11 класса с перспективными профессиями, а также достижениями отечественной науки и экономики).

Учитель технологии

Проводятся тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности

Учитель технологии

Проводятся опросы по выявлению проблем обучающихся по профориентации

Учитель технологии

Проводятся месячники по профориентации, конкурсы по профессии, интеллектуальные игры и др.
Классный час “Есть такая профессия – Родину защищать”.
Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”
«Мама, папа на работе»

Зам. директора по воспитательной работе 
Кл. руководитель

Проводятся предметные недели, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"

Учителя - предметники

Проводятся с обучающимися викторины,  выставки “В мире профессий”:
“Транспорт”, “Военные профессии”,
“Строительство и архитектура”, и т. д.

Кл. руководители, библиотекарь.

Проводятся серии классных часов (согласно возрастным особенностям)
“Сто дорог – одна твоя”
“Как претворить мечты в реальность”
“Легко ли быть молодым”
“К чему люди стремятся в жизни”

Кл. руководители

Проводятся встречи с представителями различных профессий

Кл. руководители

Проводятся экскурсии на предприятия

Кл. руководитель

Проводятся встречи со специалистами “Центра занятости”

Зам. директора по воспитательной работе

Обучающиеся знакомятся с профессиями на уроках экономики, чтения, технологии и т.д.  Расширяют знания о новых профессиях.

Учителя-
предметники

Организована работа кружка на базе школьной мастерской и вовлечены в работу кружка обучающиеся.
Обучающиеся участвуют в конкурсах декоративно-прикладного творчества

Учитель технологии

Обучающиеся привлекаются к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования

Кл. руководители,

соц.педагог, психолог

Проводятся диагностики по выявлению интересов учащихся

Психолог

Обучающиеся участвуют в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с с/х;
- знакомство с рабочими профессиями.

Зам. директора по воспитательной работе 
Кл. руководители

Изучаются читательские интересы обучающихся и составляется индивидуальный план чтения, обсуждения книг, имеющих профориентационное значение

Библиотекарь.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Приложение №1

Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климов

 Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Инструкция к тесту:

Тестовое задание: «Типы профессий»

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту:

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа     

10а

11а

13б

16а

20а

Человек-техника      

11б

14а

17б

19а

Человек-человек     

12а

14б

16б

18а

Человек-

знаковая система  

10б

12б

15а

19б

20б

Человек-художественный образ

13а

15б

17а

18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста:

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

• «человек–техника» –все технические профессии;

• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.

Приложение №2

Анкета «Каким я вижу своего ребенка» (для родителей и детей).

Вопросы для родителей:
1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка;
а) на следующий год после окончания школы
;
б) через 5-7 лет;
в) через 20 лет.
2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее. 
3.
 Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка. 
4. Что в своем сыне (дочери)
 Вы относите к достоинствам?
5.Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?
6. Если Ваш ребенок
 уже выбрал профессию, то что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителямастера производственного обучения УПК, врача; мнение друзей;
занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?__________________
7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не
 знаю, чем помочь; другое__________)?
8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности;
не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?

9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше;
полностью доволен)?
10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.


Вопросы для школьника:


1. Кем бы ты хотел быть:
а) на следующий год после окончания школы;
б) через 5 - 7 лет;
в) через 20 лет.
2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно
ее?
3. Каковы твои увлечения?
4. Какие свои качества ты считаешь положительными?
5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера производственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать)_________________________________________)?

7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое____________________________)?
8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?
9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)
10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.
Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.

Приложение №3

Схема интервью для беседы с родителями

Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?
2. Какие школьные предметы ему более всего нравятся?
3. По каким школьным предметам обучение идет более успешно?
4. Какие интересы преобладают у Вашего сына (дочери)?
5. Какие способности проявились у Вашего ребенка?
6. Помогаете ли Вы ребенку развивать его способности?

        7. Известны ли Вам ближайшие жизненные планы Вашего ребенка?
8. Связывает ли Ваш ребенок свои жизненные планы по выбору профессии   с   успехами   по   любимым   предметам?
9. Выбрал   ли   Ваш   ребенок   будущую   профессию? 
10. Есть ли у Вашего ребенка способности к избранному виду труда?

11.Куда собирается поступить Ваш ребенок после окончания школы?
12. Интересуется ли Ваш ребенок Вашей профессиональной деятельностью?
13.Повлияла ли Ваша профессия на выбор профессии ребенка? 
14. Ваше отношение к выбору профессии сына (дочери)? Учитываете его интересы и способности

  • Учитываете потребности региона в кадрах
  • Создаете условия для ознакомления с профессией
  • Не учитываете интересов и склонностей
  • Предоставляете право решать самому, доверяя его самостоятельности ________________________

        15.Какую профессию Вы советуете приобрести Вашему ребенку?
16.Соответствует ли выбор профессии, сделанный Вашим сыном (дочерью), Вашему желанию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы).  Программа коррекционной работы разработана в соот...

Служба психолого-педагогического сопровождения в условиях современной школы интернатного типа.

В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое соп...

Система психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы в начальной школе.

В статье описан опыт работы педагога-психолога в начальной школе. Работа психолога начинается ещё до поступления ребёнка в школу..В первом классе основное направление работы психолога – содейств...

Проект программы психолого-педагогического сопровождения внутришкольной работы по профилактике конфликтного поведения в начальной школе

Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы. В социа...

Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

ВВЕДЕНИЕГлава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗСущность процесса арт-терапии: составляющие, процессАрт-терапевтические технологии: виды, класс...

Особенности использования арт-терапевтических технологий в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

ВВЕДЕНИЕГлава 1 Теоретико-методологические аспекты арт-терапевтических технологий в работе с детьми с ОВЗСущность процесса арт-терапии: составляющие, процессАрт-терапевтические технологии: виды, класс...

Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы

Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы . Целью любой психолого-педагогической диагностики  является изучение индивидуально-психологических особенн...