Программа внеурочной деятельности - "Подвижные игры с тематическими элементами"
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Шувалова Элла Александровна

Данный материал включает в себя пояснительную записку по ФГОС и интересную подборку игр Рязанского края разной интенсивности, которые можно применять и на уроках физической культуры, и во внеурочной деятельности , и для организации досуга детей в разных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подвижные игры Рязанского края33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Подвижные игры с тематическими элементами»

 учителя физической культуры

Шувалова Элла Александровна МБОУ «Школы № 59» г. Рязани

Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры с тематическими элементами» разработана на основе комплексной программы по физическому воспитанию для реализации в начальной школе и дополняет план учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет.. В методике собраны игры из многих источников, различных по своему содержанию, тематике, организации. Применяемые  задания отличаются свободой применения игровых движений, большими возможностями для проявления инициативы и творчества в двигательной сфере. Игры богаты интеллектуальным содержанием и новыми впечатлениями, требуют от играющих внимания, сообразительности, скоординированности движений, волевого напряжения. Ученики овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физкультурной деятельности с обще-прикладной и спортивно-рекреационной направленностью учебного предмета. Содержание и тематика занятий по подвижным играм определяется в соответствии с четвертным планированием и годовым план-графиком, и призвано оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребёнка, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья; ориентировано на привитие потребности к систематическим занятиям физкультуры и спорта.

Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры с тематическими элементами» включает в себя межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как история, окружающий мир, математика и др. Курс предусматривает проведение теоретических и практических часов, в том числе и в форме соревнований из расчёта 34 часа в год. Теоретический минимум изучается в процессе занятий в необходимом объёме. На проведение соревнований и физкультурных праздников предусмотрено 4 часа, на практические занятия отведёно 30 часов, на которых сообщаются основные сведения по истории возникновения и  развития различных видов спорта, совершенствуются необходимые специальные движения и элементы ЛФК.

На практических занятиях обучающиеся 1-4 классов овладевают техникой и тактикой игр, методикой судейства игр, методикой обучения другим правилам  игр. В ходе занятий углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации групп для товарищеского взаимодействия в ходе игры, совершенствуются физические качества. Также на занятиях внеурочной деятельности проводится контроль и проверка усвоения знаний, а также контроль физического состояния учащихся.

Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания спортивно-оздоровительного практикума:

Обучить учащихся 1-4 классов основным приемам подвижных игр. Научить использовать подвижные игры в занятиях по физической культуре и спорту, в коллективной досуговой деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины школьники должны:

Знать:

  • правила игры, основные приемы игры, названия используемого инвентаря
  • простейшие индивидуальные, групповые и командные тактические действия,
  • правила судейства в изучаемых подвижных  играх.

Уметь:

  • соблюдать на практике правила игры, действовать в соответствии с требованиями судейства в различных играх;

  • соблюдать правила взаимодействия в процессе подвижной игры;
  • целесообразно применять необходимый спортивный инвентарь, учитывая правила игр
  • осуществлять рефлексию в ходе и по окончанию игровой деятельности.

Для обучающихся, посещающих факультатив первый год, ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, вопросы закаливания организма.

Планируемые результаты освоения программы  «Подвижные  игры с тематическими элементами» .

        В процессе обучения и воспитания потребностей в мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

       Личностными результатами программы внеурочной деятельности по подвижным играм является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • Уметь организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

  1.  Познавательные УУД:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  1.  Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности .

  1.  Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
  • умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

  1.   Компетенции, которые должны освоить  занимающиеся  в процессе реализации  программы внеурочной деятельности.
  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Содержание программы внеурочной деятельности:

  1. я четверть – используются подвижные игры  с элементами легкой атлетики («Колдунчики», «Белые медведи», «Анаконда», «Пустое место», «Прыгающие воробушки», «Метко в цель» и другие), и русские народные игры («Пятнашки» в разных вариантах, «Горячее место», «Серый волк», «Воробушек и кот», «Зайка», «Гонка мячей» и другие);  

II – я четверть - элементы гимнастики с основами акробатики ( «Лабиринт», «Тоннель», «Переправа», «Равновесие», прохождение полосы препятствий), игры, корректирующие нарушения опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы («Два мороза», «Ветер дунул!», «Лиса в курятнике», «Волк во рву» и другие);

III – я четверть – с элементами ЛФК, лыжной подготовки и русских народных забав на свежем воздухе( «Салки маршем», «Салки с выручанием», «Гонка колонн», «Кто дальше», «Лыжники на места», «Слепой на линии», «Крот и улитка», «Снежки», «Золотые ворота»);

IV-я четверть – с элементами легкой атлетики и спортивных игр, а также игр рязанского края( «Цепи, цепи», «Мяч над веревкой», «У кого больше», «День-ночь», «Мяч в воздухе», «Перестрелка», «Охотники и утки» и другие).

  • Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
  • Здоровье и здоровый образ жизни.
  • Режим дня, его основное содержание и правила составления. Закаливание организма.
  • Правила безопасности и гигиенические требования.
  • Влияние игровых занятий на формирование положительных качеств личности.
  •  Общефизическая подготовка.

Основные направления реализации программы:

  • организация и проведение инструктажа по технике безопасности;
  • организация и проведение разнообразных мероприятий- игр по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
  • организация и проведение игр на свежем воздухе в любое время года;
  • активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы;
  • проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
  • организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма
  • организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

Формы организации занятий в виде :

  • подвижных игр, 
  • спортивно-оздоровительных часов,
  • физкультурных праздников,

Тематическое планирование

Разделы

Количество часов в год

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Четвёртый год обучения

Основы знаний

2

2

2

2

Подвижные игры на материале краеведения

8

9

5

5

Подвижные игры

17

8

4

4

Эстафеты

6

8

6

8

ИТОГО

33

34

34

34

Приложение 1.

« Подвижные игры Рязанского края»

«АЛИ- БАБА». Две команды выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м, взявшись за руки. Между командами диалог:

                - Али-баба!

                -Чего, слуга?

                 -Пятого, десятого(Колю) давай сюда!

                  Названный игрок бежит к другой команде с целью разорвать руки между двумя любыми игроками. Если в результате этого их руки разрываются, то он забирает в свою команду любого одного игрока из команды противника. В другом случае – сам переходит в команду противника. Вновь начинает другая команда.(«Цепи-цепи»).

«АТАКА».  В середине площадки ставится предмет (н-р, кегля). Две команды располагаются на противоположных  сторонах площадки и по сигналу руководителя по одному игроку из каждой команды бегут в направлении кегли. Кто первый взял и вернулся обратно в свою шеренгу, приносит команде одно очко. Заканчивается , когда все игроки выполняли задание условленное количество раз с подсчетом набранных очков.

«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ». Двое водящих, взявшись за руки, салят всех остальных. Посаленный также становится «медведем», цепляясь к ним третьим. Осалив четвертого, «медведи» разделяются на две пары и продолжают ловить остальных. «Медведи» не должны расцеплять руки, а пойманный в этот момент, «медведем» не становится.

« В ВОЛКА». На площадке в любом месте « спит» «волк»(водящий). Остальные игроки приближаются к нему со словами:

« Беру, беру ягоды, тащу, тащу волка за ноги, он меня палкой, я его мешалкой!»

                После этих слов «волк» старался поймать кого-нибудь, осаленный помогал «волку» ловить остальных. Он же на следующий кон сам становится «волком». Пойманные из игры выбывают.

« В ЖУЧКА». Вода стоит спиной в 1 метре от полукруга игроков. Правой рукой закрывает правое ухо, а левая рука поддерживает локоть правой. Игроки били воду по отведенному локтю правой руки или по открытой ладони левой, а тот должен угадать, кто это сделал. Если он угадывал, то водой становился тот, кто дотрагивался. Водят дотех пор, пока не отгадают.

«В ПРЫЖКИ- ПРЕГРАДЫ». Два водящих делают из своих ног и рук преграды. Играющие по очереди перепрыгивают эти преграды, а вода посоянно усложняют: 1- стопы водящихупираются друг в друга; 2-каждый вода ставит ступню на ступню, преграда из 4 стопв высоту; 3- дополнительно к этому 2 кулака сверху; 4- то же руки вверх; 5- встают на колени, взявшись за руки; 6- то жеруки вверх. Кто задевал, менялся местами с одним из вод. Есть вариант с одним водящим.

 «ГОРЕЛКИ». На одной стороне площадки игроки строились в колонну парами, взявшись за руки. Вода стоял впереди колонны и говорил слова:

      «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!»

              После слова «звенят», последняя пара, расцепившись, пробегает вдоль своей стороны колонны до определенной черты на другой стороне площадки, где должна опять взяться за руки. Вода должен поймать одного из них. Вместе с осаленным вставал первой парой, а оставшийся игрок становится водой. Если поймать не удалось, то вода опять вставал на свое место и «горел» еще раз, а пробежавшая пара вставала первой в колонне.

«ДЕД  МАЗАЙ». Водящий  -  Дед Мазай стоит в стороне от площадки, а игроки загадывали движение, которое будут показывать воде. При встрече проходит диалог:

            -Здравствуй, дедушка Мазай! Из корзины вылезай!

            - Здравствуйте, детки, сладкие конфетки! Где вы были? Что вы делали?

            - Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем!

  Одними жестами без слов показывали (копали огород,  плавали, учились и т.д.), если вода отгадывал действие, то все игроки разбегались, а он догонял. Осаленный становился «дедом Мазаем».

«КНУТ». Игроки стоят в шеренгу (за руки) или колонну,  держат впередистоящего за пояс 2 руками. Первый является ведущим, бежит зигзагами, меняя направление движения. Кто отцепляется во время движения, из игры выбывает.

 «КРУГОВАЯ ЛАПТА». На площадке чертится круг или квадрат, в центр которого становится водящая команда. За пределами круга в произвольном порядке стоят игроки другой команды с мячом. Спрятав, и не показывая мяч водящей команде, броском из-за черты нужно мячом осалить кого- либо в центре. Осаленный выходит  из круга. Если игрок в центре ловит мяч с лету - это «свечка», то один игрок из его команды может вернуться в центр. Заканчивается игра, когда в центре никого не оставалось.

«КТО УСПЕЕТ СХВАТИТЬ МЯЧ?». Посредине площадки клали мяч, а игроки «паровозиком» бегали вокруг него по кругу, размеры которого определялись количеством игроков. Каждый стремился схватить мяч, удалось- выходит из игры. Игроков все меньше, круг сужается, мяч схватить все легче, а бегать все труднее. Игра заканчивалась, когда оставалось три человека.

«ЛОВИЧКА». В середине большого очерченного круга клали палку, длинной меньше очерченного круга. Ловичка должен осалить пробегающих через круг игроков, не переходя через палку и не выбегая за пределы  круга. Пойманный становился вОдой.

«ПОЕЗД».  На площадке веревкой или мелом обозначают дома- депо.  Вода – паровоз собирает вагоны в произвольном порядке в полный состав. После его сигнала (н-р, 3 хлопка и свисток) все вагоны должны встать на свои места –депо, а вОда занять любое пустое депо. Кто остался без домика – паровоз.

«СКОВОРОДА». Игроки команды, находящейся в центре очерченного круга, старались затащить к себе в круг игроков противоположной команды. А те предпринимают усилия, чтоб не попасться и выручить из круга своих, уже пойманных игроков.

«ТАБУН». Игроки строятся в круг – это табун, в середине которого несколько человек – жеребята, издающие звуки лошади. Выбирается водящий- жеребец, который защищает жеребят от трех волков. Посаленный жеребцом волк считается убитым. Игра заканчивается, когда убиты все волки или волки  всех жеребят перетащат к себе в логово.

«ТРЕТИЙ  ЛИШНИЙ С РЕМЕШКОМ». Игроки стоят парами: второй в затылок первому, по кругу. Водящий бежит с ремнем по внешнему краю круга( через середину бегать никому нельзя- «получишь два горячих») и старается осалить им убегающего. Если убегающий встает в пару спереди  первого игрока, то второй (он уже получается третьим игроком-лишним в паре) из этой пары убегает. Если вода осалил его – они меняются ролями. Ремень не передают из рук в руки, а подбрасывают вверх. Вода имеет право отдать ремень кому-нибудь из вторых номеров и продолжать погоню без него, маскируясь за спинами игроков. Новый обладатель ремня подстерегает на своем месте убегающего и, осалив его, подбрасывает ремень вверх и убегает сам. Вода становится на его место.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА». Двое игроков, взявшись за руки, стоят лицом друг к другу, образуя «ворота». Остальные хороводом, держась за руки, проходят через эти ворота под стихи:

           Золотые ворота пропускают не всегда,

           Первый раз прощается, второй раз запрещается,

          А на третий раз не пропустим вас!

После этих слов стоящая пара опускает руки, а перед кем ворота закрылись меняется с одним из пары местами. Игра продолжается. В следующий раз пойманный сменяет другого из пары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс

программа внеурочной деятельности  "Подвижные игры" предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В ходе реализации программы дети познакомятся с новым...

Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"

Прграмма внеурочной деятельности "Подвижные игры"...

Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"

Программа внеурочной деятельности" 1 - 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1-х классов

Рабочая программа по внеурорчной деятельности  для учащихся 1 классов...

Здоровьесберегающая деятельность. Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"

Данная программа разработана для занятий внеурочной деятельностью в 1 классе по новым ФГОС, может использоваться  педагогами дополнительного образования и учителями физической ...

Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" для учащихся 1 класса

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается ...