Плавание – символ гармонического развития человека (статья по теме самообразования)
методическая разработка по физкультуре (4 класс)

Плаксунова Эльвира Викторовна

В статье даётся описание пользы плавания для человека. Рассматриваются особенности организации занятий плаванием обучающихся начальной школы. Приводится перечень практических заданий и тренировочных упражнений. В приложении представлена технологическая карта урока по плаванию в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_-_simvol_garmonicheskogo_razvitiya_cheloveka.docx41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание – символ гармонического развития человека.

Учитель физической культуры

Плаксунова Эльвира Викторовна

ОЧУ международная гимназия Сколково

 

Eщё в Древней Греции обучение плаванию было частью программы воспитания («не умеет ни читать, ни плавать» - говорили о невоспитанном и невежественном человеке [2]. С тех пор умение читать и плавать часто рассматривают, как символ гармонического развития человека.

Польза плавания для детей неоспорима. Плавание в бассейне призвано оказывать общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на детский организм. Плавание гармонично развивает все группы мышц, укрепляет суставы и помогает держать тело в тонусе. Плавание способствует формированию правильной и красивой осанки. Плавание в бассейне – один из самых простых способов закаливания организма. Оно укрепляет иммунитет, положительно воздействует на дыхательную и сердечно-сосудистую систему, повышает устойчивость организма к простудным и другим заболеваниям. Посещение бассейна замечательно воздействует на нервную систему: снимает стресс, заряжает позитивной энергией, повышает работоспособность, способствует хорошему сну [6].

О том, какая польза от плавания для детей, можно говорить и с точки зрения их психоэмоционального развития: дети, регулярно посещающие занятия в бассейне, более активные, целеустремленные и дисциплинированные.

Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни [5].

В ОЧУ международная гимназия «Сколково» обучение плаванию начинается с дошкольного отделения, где обучающиеся осваивают базовые навыки плавания. В начальной школе занятия плаванием проводятся в урочной форме (в рамках третьего часа физической культуры) и чередуются с уроками физической культуры по другим разделам программы (лёгкая атлетика, подвижные и спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка).

За время обучения в начальной школе дети овладевают основами плавания: учатся правильно дышать и контролировать дыхание; проплывать, соблюдая координацию движений рук и ног, дистанцию 25 (50 м) на время; играть в подвижные игры в воде; выполнять прыжки в воду, старты и повороты; нырять; проплывать под водой;

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся 1-4 классов, различия в исходном уровне плавательной подготовленности, в занятиях с хорошо успевающими учениками, используется материал более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции, использования игр на воде и других упражнений для совершенствования уже освоенных навыков плавания.

Если обучающиеся посещают бассейн регулярно в течение года, то даже, несмотря на различный исходный уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию начальной школы могут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и участвовать в соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса – 25 м кролем на спине).

Первый урок каждого учебного года посвящается инструктажу по технике безопасности во время занятий плаванием и диагностике в воде, позволяющей определить актуальный уровень плавательной подготовленности. Обучающимся предлагается проплыть своим способом возможно большее расстояние (без посторонней помощи и вспомогательных предметов) [4].

Для обучающихся, поступивших из других образовательных учреждений, и ранее не обучающихся плаванию, рекомендуется применять методику обучения по сокращённой программе, для индивидуального построения программы обучения целесообразно на первом занятии изучить характер движения ног в воде обучающегося и по этому признаку определить наиболее доступный способ плавания (кроль или брасс).  Поочерёдные движения ногами в вертикальной плоскости создают предпосылки для обучения плаванию кролем. Cимметричные движения ногами, как у лягушки, указывают на склонность обучаемого к брассу. После освоения одного способа плавания, c учётом предрасположенности обучающегося, рекомендуется изучать и остальные, так как это позволяет более успешно выбирать тактику поведения в воде в зависимости от сложившейся ситуации [1, 3].

При проведении занятий урочного типа в бассейне гимназии, нет возможности комплектовать отдельные группы и приходится на одном занятии работать с детьми с разным уровнем подготовленности. Это требует от учителя хорошей подготовки к уроку и продуманной организации обучающихся на уроке, а также содержание урока должно соответствовать этапу обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Обучение плаванию в 1 классе основывается на выполнении следующих практических заданий и тренировочных упражнений:

  1. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водой
  1. Дыхательные упражнения в воде:
  • выдохи на воду, в воду, стоя свободно;
  • вдох и выдох без задержки дыхания, наклонившись в воду (погрузить только лицо в воду, погрузить голову в воду);
  • медленный выдох в воду, но с более длительной задержкой дыхания (вдох-выдох выполняется во время вставания из воды и погружения с головой в воду).
  1. Лежания, безопорные скольжения, упражнения для ознакомления с первыми движениями в плавании.
  1. Спортивные способы плавания, тренировочные упражнения
  1. Спортивный способ плавания «Кроль на спине»:
  • движения ногами, руками на суше (сухое плавание);
  • движения ногами в воде (после выполнения упражнения у бортика обучающиеся могут выполнять его без поддержки руками с плавательной доской, без доски руки вдоль туловища, одна рука вверх – другая вдоль туловища);
  • движения ногами, руками в воде.
  1. Спортивный способ плавания «Кроль на груди»:
  • упражнения для ознакомления с техникой движения ногами на суше;
  • движения ногами в воде (обучающиеся в воде, стоя лицом к бортику, захватывают край руками и принимают горизонтальное положение, изучают работу ног);
  • упражнения для ознакомления с техникой движения руками на суше (обучающиеся принимают удобное исходное положение в наклоне и выполняют попеременные движения руками);
  • движения руками в воде (из исходного положения, как на суше, но подбородок на поверхности воды, обучающиеся выполняют непрерывные движения руками, как при плавании кролем на груди; затем те же движения, но опустив лицо в воду.

III. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.

Обучение плаванию во 2 классе основывается на выполнении следующих практических заданий и тренировочных упражнений:

  1. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водой
  1. Дыхательные упражнения в воде.
  • упражнения для освоения с водой из программы обучения для 1 класса;
  • различные усложнения данных упражнений, или выполнение их в описанных ранее вариантах, осуществляется индивидуально и по усмотрению учителя. Данные упражнения применяются для обучения вновь прибывших обучающихся, и/или не имевших возможность ранее заниматься плаванием;
  1. Упражнения в воде на всплывание и расслабление.
  1. Спортивные способы плавания, тренировочные упражнения
  1. Спортивный способ плавания «Кроль на спине»: упражнения для ознакомления и закрепления техники движений ногами и руками - на суше, в воде, согласование движений с дыханием.
  2. Спортивный способ плавания «Кроль на груди»: упражнения для ознакомления и закрепления техники движений ногами и руками - на суше, в воде, согласование движений с дыханием.
  1. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.

Для обучающихся 3-4 классов, не имеющих плавательной практики, или с низким уровнем плавательных навыков, практические задания по приобщению к водной среде и упражнения для освоения с водой используются на основе программного материала 1-2 классов, что позволяет им в дальнейшем успешнее освоить программный материал для 3-4 класса.

Обучение плаванию в 3 классе основывается на выполнении следующих практических заданий и тренировочных упражнений:

  1. Спортивные способы плавания, тренировочные упражнения
  1. Упражнения для закрепления и совершенствования техники движений руками и ногами, согласование движений с дыханием в способах плавания «Кроль на спине», «Кроль на груди».
  2. Упражнения для ознакомления и закрепления техники плавания способом «Брасс»
  • упражнения для ознакомления с техникой движения ногами на суше;
  • движения ногами в воде (обучающиеся в воде, стоя лицом к бортику, захватывают край руками и принимают горизонтальное положение, изучают работу ног);
  • упражнения для ознакомления с техникой движения руками, в сочетании с дыханием на суше (обучающиеся принимают удобное исходное положение в наклоне и выполняют одновременные движения руками, вдох и выдох);
  • движения руками в воде (из исходного положения, как на суше, но подбородок на поверхности воды, обучающиеся выполняют одновременные движения руками, как при плавании брассом; затем те же движения, но с выдохом в воду;
  • имитация плавания способом «брасс» на суше в полной координации.
  1. Игры на воде. Игры, способствующие закреплению и совершенствованию техники плавания изученными способами. Свободное плавание для самостоятельного закрепления и совершенствования изученного.

Обучение плаванию в 4 классе основывается на выполнении следующих практических заданий и тренировочных упражнений:

  1. Спортивные способы плавания, тренировочные упражнения
  1. Упражнения для совершенствования техники движений руками и ногами, согласование движений с дыханием в способах плавания «Кроль на спине», «Кроль на груди».
  2. Упражнения для закрепления и совершенствования техники плавания способом «Брасс».
  3. Упражнения для ознакомления с техникой плавания способом «Баттерфляй»
  • упражнения для ознакомления с техникой движения ногами на суше;
  • движения ногами в воде (обучающиеся в воде, стоя лицом к бортику, захватывают край руками и принимают горизонтальное положение, изучают работу ног и туловища в упражнении «Волна»);
  • упражнения для ознакомления с техникой движения руками, в сочетании с дыханием на суше (обучающиеся принимают удобное исходное положение в наклоне и выполняют одновременные движения руками, вдох и выдох);
  • движения руками в воде (из исходного положения, как на суше, но подбородок на поверхности воды, обучающиеся выполняют одновременные движения руками, как при плавании баттерфляем; затем те же движения, но с выдохом в воду;
  • имитация плавания способом «баттерфляй» на суше в полной координации.
  1. Игры на воде. Игры, способствующие закреплению и совершенствованию техники плавания изученными способами. Свободное плавание для самостоятельного закрепления и совершенствования изученного.

Успешность обучающихся на уроках плавания достигается чаще всего вcледствие комплексного изучения учебного материала. А монотонность и однообразие учебного материала приводят к потере интереса к занятиям плаванием. Урок должен содержать различные упражнения на создание первичного представления о движении, на закрепление и/или совершенствование двигательных навыков, а также содержать игровые задания и подвижные игры в воде. Технологическая карта урока по плаванию для 4 класса предложена в приложении 1.

Таким образом, помимо практических методов обучения плаванию, на уроках широко применяются соревновательный и игровой методы, делающие урок эмоционально насыщенным и интересным.

Список использованной литературы:

  1. Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать. М.: Физкультура и спорт. 1977. – 48 с.
  2. Гиг Е.Я., Гупало Е.Ю. История Олимпийских игр: «Эксмо», Москва, 2013. C. 271.
  3. Лаврентьева Д.А. Методика начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с учётом моторных ассиметрий.  Учёные записки университета имени Лесгафта – 2015. - №6 (124). C. 114-118.
  4. Лимеренко О.В., Лимеренко А.А. Эффективность применения программы начального обучения плаванию в разновозрастной группе. Журнал «Здоровье для всех», 2014. C. 40-44.
  5. Чертнов Н.В. Плавание. Электронный учебник. https://sport.sfedu.ru.
  6. http://tonus.by.

Приложение 1

Технологическая карта урока по плаванию для 4 класса

Учитель: Плаксунова Эльвира Викторовна

Дата проведения: ____24.04.2019__________

Материально-техническое оснащение:

  1. Большой бассейн ОЧУ МГ Сколково
  2. Плавательные доски по количеству обучающихся, мяч надувной, свисток.

Предмет

Физическая культура

Класс

4

Раздел программы

Плавание

Тема урока

Плавание изученными способами (кроль на груди, кроль на спине). Ныряния. Игры на воде.

Тип урока

Комбинированный

Цель

Овладение знаниями и навыками техники плавания кролем на груди, на спине, их дальнейшее совершенствование.

Задачи

Образовательные:

- Закрепить и совершенствовать согласование движений ногами, руками и дыхания;

    - Закрепить технику старта и поворота.

    Развивающие:

    - Укреплять дыхательную систему.

- Развивать координацию движений, силу мышц рук, скоростно-силовые качества пловца.

Воспитательные:

    - Воспитание настойчивости, воли, трудолюбия, товарищеской взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Знание об основах техники плавания способом кроль на груди, кроль на спине, старта и поворота
  2. Способность преодолевать трудности, выполняя учебные упражнения на технику плавания кроль на груди, кроль на спине, старта и поворота
  3. Способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к соперникам в условиях игровой и соревновательной деятельности, cоблюдать правила игры.
  1. Развитие внимания, скоростно-силовых качеств, координации движений и коммуникативных навыков обучающихся
  2. Формирование умения общаться со сверстниками в коллективных действиях в игре
  3. Умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям

  1. Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила техники безопасности
  2. Воспитание ответственного отношения к правилам личной гигиены
  3. Развитие умения чётко и организованно работать в группе, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Разминка на суше, гребок, стрелочка, работа ног и рук, согласование с дыханием, полная координация, старт c бортика, старт из воды, поворот маятником, поворот кувырком

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап образовательного процесса

Время

Задания и упражнения для обучающихся

УУД

Деятельность

Учителя

Обучающихся

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (8 мин.)

Организационный этап

3

1.Построение, расчет, проверка присутствующих.

2. Техника безопасности в бассейне.

3. Сообщение темы урока.

Познавательные (П):

Формирование установки на организацию безопасного занятия ФК

Регулятивные (Р): Формирование адекватного понимания устного сообщения учителя

Коммуникативные (К): Формирование умения работать в группе и при распределении по дорожкам

Личностные (Л): проявление дисциплинированности и внимания при построении

Организует обучающихся, проводит построение, проверяет их готовность к уроку, повторяет и контролирует технику безопасности, сообщает тему урока и создаёт эмоциональный настрой на закрепление и совершенствование ранее изученного материала

Строятся, выполняют расчёт, обсуждают тему урока, оценивают свою готовность к уроку, распределяются на плавательные дорожки

Актуализация опорных знаний и умений

5

  1. Общеразвивающие и специальные подготовительные  упражнения на суше:

(круговые вращения руками вперед-назад; стрелочка; наклоны вперед к полу, руки в положении скольжения)

  1. Имитационные упражнения: (имитация техники  плавания кролем на спине, на груди, вдох через 1-3-гребка)

П: умение получать информацию о видах плавания, умение запоминать упражнения и показывать их

Р: Определять собственную деятельность по достижению цели. Самостоятельный выбор и контроль выполнения ОРУ на суше, cоздание плана по достижению цели

К: Распределение мест проведения ОРУ на суше между учащимися. Формирование доброжелательного взаимодействия с учителем и сверстниками

Л: Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свою деятельность, бережное отношение к своему здоровью

Организует выполнение ОРУ на суше, контролирует последовательное выполнение упражнений и содействует общему разогреву и постепенной подготовке организма обучающихся к работе, в беседе мотивирует обучающихся на предстоящую работу

Выполняют ОРУ на суше, повторяют  элементы техники плавания на спине, кроля на груди на суше, делают вывод о необходимости проведения разминки в начале урока, перед основной его частью

ОСНОВНОЙ ЭТАП (27 мин.)

Использование знаний в стандартных и изменённых ситуациях

5

Организованный вход в воду.

Выполнение упражнений у бортика:

1) Вдох ртом-выдох через нос, с погружением, продолжительный  – 10 раз

2) Работа ногами в сочетании с дыханием, поочередная смена рук, вдох через 1- 3 гребка – 1 мин

П: Умение получать информацию о технике плавания кролем на спине, на груди, применение знаний на практике

Р: Контролировать свои действия, ориентируясь на показ движений учителем

К: Умение организовать деятельность в группах по дорожкам

Л: Проявление поддержки и уважения друг к другу во время выполнения упражнений у бортика

Контролирует правильный и безопасны вход учащихся в воду.

Контролирует последовательность выполнения упражнений.

Формирует знания, организует деятельность обучающихся, осуществляет индивидуальный контроль по выполнению заданий.

Выявляет ошибки и производит коррекцию техники плавания.

Активно участвуют в диалоге с учителем.

Повторяют за педагогом и запоминают.

Выполняют упражнения на технику работы ног и рук с дыханием.

Cлушая учителя, исправляют свои ошибки.

Демонстрируют умение быть внимательными и сосредоточенными на учебном занятии.

Закрепление и совершенствование

10

Выполнение упражнений на технику:

1) Плавание кролем на груди с доской. Поочередная смена рук, вдох через 1- 3 гребка.

Дозирование нагрузки: 6 х 25 м

3) плавание кролем на груди без доски в полной координации, c выполнением поворота маятником.

Дозирование нагрузки: 6 х 25 м

4) Стартовый прыжок: 3 раза.

П: Умение получать информацию о технике плавания кролем на спине, на груди, применение знаний на практике

Р: Умение контролировать свои эмоции

К: Умение организовать деятельность в группах по дорожкам

Л: Осознание трудностей, стремление к их преодолению

Контролирует правильный и безопасны вход учащихся в воду.

Контролирует последовательность выполнения упражнений.

Формирует знания, организует деятельность обучающихся, осуществляет индивидуальный контроль по выполнению заданий.

Выявляет ошибки и производит коррекцию техники плавания.

Активно участвуют в диалоге с учителем.

Повторяют за педагогом и запоминают.

Выполняют упражнения на технику работы ног и рук с дыханием.

Cлушая учителя, исправляют свои ошибки.

Демонстрируют умение быть внимательными и сосредоточенными на учебном занятии.

Самостоятельная работа с самооцениванием по эталону

7

1) Скоростное плавание кролем на груди (старт с бортика).

Дозирование нагрузки: 50 м Контроль вдоха на 3 гребок.

6) Плавание на спине, дыхание произвольное

Дозирование нагрузки: 3х25 м.

Подсчёт количества гребков за 1 бассейн

Контролирует последовательность выполнения упражнений.

Формирует знания, организует деятельность обучающихся, осуществляет индивидуальный контроль по выполнению заданий.

Стимулирует обучающихся к самоанализу,  результативности собственной деятельности на уроке.

Выполняют упражнения на технику работы ног и рук с дыханием.

Демонстрируют умение быть внимательными и сосредоточенными на учебном занятии.

Контролируют  собственную деятельность, проводят самоанализ техники плавания кролем на груди и спине.

Игровая технология

5

Игра «Перестрелка в воде». Дети делятся на 2 команды. Первая команда встаёт на 2 дорожку, участники второй команды встают 3 дорожку. По сигналу в течение 2 мин перебрасывая мяч стараются выбить противников. От мяча нужно нырять в воду. Выбитый игрок уходит за дорожку команды соперника в «плен» и может быть спасён из плена, если поймает мяч с лета от игрока своей команды. Проигрывает команда, в которой выбили больше игроков.

П: Умение правильно принимать правила игры, запомнить их

Р: Умение контролировать свои эмоции

К: Умение учитывать разные мнения, формирование доброжелательного отношения к учителю  и одноклассникам, принимать участие в коллективных действиях

Л: Самостоятельно организовывать свою деятельность в игре

Проводит инструктаж по ТБ во время игры.

Объясняет правила игры, следит за ходом игры.

Внимательно слушают инструктаж по ТБ и правила игры.

Активно играют, cоблюдают правила.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (5 мин.)

Рефлексия

5

1) Упражнения на расслабление «Звезда», «Медуза»

2) Построение, обсуждение пройденного материала и оценка достижений

П: Владение знаниями о собственных физических возможностях

Р: Развитие умения строить устные высказывания, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

К: Умение анализировать различные точки зрения обучающихся

Л: Развитие способностей к самооценке на основе наблюдений за собственной деятельностью. Проявление дисциплинированности самоконтроля при водных процедурах

Проводит упражнения на расслабление, объясняет ход выполнения.

Подводит итоги урока: в беседе выявляет мнение учащихся о результативности их деятельности, обобщение, выявление лучших обучающихся.

Выполняют упражнения на расслабление.

Участвуют в коллективном обсуждении итогов урока и оценивают вместе с учителем результаты своей деятельности. Определяют собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования

Статья на тему "Роль самооценки в формировании личности младшего школьника" содержит методики, позволяющие младшему школьнику адекватно оценивать свою работу на уроках....

Виды двигательной активности на уроках физической культуры и факторы её определяющие (статья по теме самообразования)

Определяется природа актвности учащихся, и факторы, обуславливающие активность учащихся, социальные, биологические, а также рассматривается роль интереса....

Способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры (статья по теме самообразования)

Рассматриваются следующие основные способы повышения учебной активности школьников на уроках физической культуры:1.     Создание положительного эмоционального фона на уроке;2....

Статья на тему: "Самообразование как условие профессионального роста педагога"

Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для...

Изучение и внедрение нестандартных форм проведения уроков физической культуры в начальной школе (статья по теме самообразования)

В работе рассказывается о внедрении нестандартных форм проведения уроков физической культуры. В основе лежит сочетание продуктивных методов обучения и организации взаимодействия обучающихся 3 класса в...

Статья по теме самообразования

Статья по теме самообразования...

Использование теоретических заданий в процессе обучения на уроках физической культуры (раздел программы "Плавание") (статья по теме самообразования)

Дается описание системы работы на уроках плавания. Представлены задания по предмету, для оценивания теоритечекого знания и понимания учебного материала....