Образовательная программа начального общего образования по физической культуре
рабочая программа по физкультуре

Образовательная программа начального общего образования по физической культуре. Дата создания 2018 год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_noo_f_k.docx74.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 1

г. Петровска-Забайкальского

«Рассмотрено»

Руководитель кафедры

_____________/__________

Протокол №_____ от

«___»______________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ______________/___________

«___»______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ

____________/_____________

Приказ №_________от

«___»______________20___г.

                                                                                             

                                                                                                                               

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НОО

по физической культуре

                                                 

                                                                         

                      .  

г. Петровск-Забайкальский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перечень нормативно-правовых документов

          Программа по предмету “Физическая культура” для 1-4 классов  разработана в соответствии с :

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ в редакции от 13.07.2015 года (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 года)  -  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  в редакции от 29.12.2014  № 1643 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- основной образовательной программой начального  общего образования МОУ-гимназия №1 (утвержденной приказом директора МОУ-гимназия №1 №63 от31.08.2012г.).  

- приказом директора МОУ-гимназии №1  № 9 от 01.09.2015г «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования  и основную образовательную программу основного общего образования  МОУ-гимназия №1»

-Учебным планом НОО  МОУ-гимназия №1,

        -Авторской программы А. П. Матвеева «Физическая культура», утвержденной МО РФ в   соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Целевые ориентиры рабочей программы

Предметом обучения физической  культуре  в  начальной школе является  двигательная деятельность человека с  общеразвивающей направленностью.

           Цель:  формирование у  учащихся  начальной школы  понимания значения занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.

  Задачи:

  • – укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию обучающихся;
  • – обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • – развитие двигательных способностей;
  • – приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  • – воспитание у школьников начальных классов потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно их применять в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • – содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.

Место предмета “физическая культура” в базисном учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), по 68 ч во 2, 3 и 4 классах (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Характеристика учебного курса

В основу рабочей программы положена программа А. П. Матвеева «Физическая культура» Начальные классы-М.: Просвещение

Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре»; «Способы физкультурной деятельности»; «Физическое совершенствование» .

       Содержание раздела «Знания о физической культуре» включает элементарные сведения о физической культуре, из истории физической культуры и о физических упражнениях.

       Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью. Раздел включает основные базовые виды программного материала – «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные игры с элементами спортивных игр». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает Общеразвивающие упражнения и подвижные игры, которые по своему содержанию согласуются с соответствующим видом спорта.

 В данной программе отсутствует раздел «Плавание»  и «Лыжная подготовка» по причине отсутствия бассейна и лыжного инвентаря.  Дополнительные часы нагрузки использованы по таким разделам как:

«Легкая атлетика», «Кроссовая подготовка» - упражнения на развитие выносливости через длительный бег.

«Подвижные и Спортивные игры»: более углубленное изучение баскетбола (передачи мяча на месте, в движении, фрагменты игры). По окончании изучения каждого  раздела программы проводятся внеклассные мероприятия  соревновательного характера, они носят воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на  уроках  физической культуры.

В I классе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания; разучивают комплексы упр. утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения.

       Во II классе акцент в содержании обучения смещается на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в гимнастике, легкой атлетике и спортивных играх. Вместе с тем сохраняется в большом объеме обучение комплексам общеразвивающих ф. упр. разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно важных навыков и умений.

       В III классе увеличивается объем ф. упр. повышенной координационной сложности из базовых видов спорта (легкой атлетики, гимнастики и акробатики, футбола, волейбола и баскетбола), прикладных ф. упр. с использованием спортивного инвентаря и оборудования.

       В IV классе содержание обучения усложняется. Это проявляется прежде всего в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности. Так, по разделу «Гимнастика с основами акробатики» — это освоение целостных (соревновательных) комбинаций, по разделам «Футбол» и «Баскетбол» — игра по упрощенным правилам.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность   жизни   –  признание человеческой жизни  величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность человека  как разумного существа, стремящегося к добру и  самосовершенствованию.

Ценность  добра – через сохранение жизни, через  сострадание и милосердие.

    Ценность   истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность  семьи как первой и самой значимой для  развития ребёнка социальной  и  образовательной  среды обеспечивающей преемственность от  поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда как естественного условия человеческой  жизни.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами.

Ценность  социальной солидарности как признание  прав  и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность   гражданственности  –  осознание  человеком  себя   как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма –  выражающаяся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, уважение к многообразию народов и их культур.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного предмета физическая культура

Личностные результаты:

  • умение активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Метапредметные результаты:

  • уметь характеризовать явления, действия, поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправлений;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований её безопасности;
  • анализировать и оценивать результаты собственного труда, находить способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.

Предметные результаты:

  • уметь планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами в вариативных условиях;
  • организовывать со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • проводить занятия физическими упражнениями с разной целевой направленностью;
  • объяснять технику выполнения двигательных действий, находить ошибки и исправлять их;
  • бережно  обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безоп.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Примерное распределение программного материала в учебных часах по урокам физической культуры

Разделы и темы

Количество часов (уроков)

Класс

I

II

III

IV

I. Знания о физической культуре

3

3

3

3

II. Способы физкультурной деятельности

3

3

3

3

III. Физическое совершенствование:

1. Гимнастика с основами акробатики        

14        

14        

14        

14        

2. Легкая атлетика        

16

18

18

18

3. Подвижные игры        

2

2

2

2

4. Спортивные игры  

Элементы волейбола

6        

6        

6        

6        

Элементы баскетбола

14

14

14

14

Элементы футбола

8        

8        

8        

8        

5. Общеразвивающие упражнения        

В содержании соответствующих разделов программы

6. Подвижные игры

В содержании соответствующих разделов программы

Итого        

66        

68        

68        

68

Содержание программного материала

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4кл.

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Физическая культура

Что такое физкультура

Основные жизненно важные способы передвижения человека

Ф. к. как система укрепления здоровья человека (физминутки)

Коьпл.упр. для глаз

Ф. к. как система укрепления здоровья человека (УГГ)

Компл.УГГ

Ф. к. как система укрепления здоровья человека (Осанка)

Компл. Упр.

Ф. к. как система укрепления здоровья чел. (Плоскостопие)

Упр.

Режим дня

Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны )

Закаливание организма (обтирание).

(Ножные ванны)

Закаливание организма (обливание, душ),(купание)

Правила поведения на уроке физической культуры  Подбор  одежды, обуви и инвентаря

Правила предупреждения травматизма во время занятий ф. у. подбор одежды, обуви.

Из истории ФК

История появления физических упражнений. Важность физической культуры в развитии человечества.

История развития физической культуры и первых соревнований. (История зарождения древних Олимпийских игр)

 Олимпийское движение.

Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

Физические упражнения

Измерение ЧСС

Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений

Физические упражнения  и  их  влияние на физическое развитие человека.

Ф. у.  и  их  влияние на развитие ф. к.. Основные  ф. качества: сила, быстрота,  выносливость, ловкость, гибкость и равн.

Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Основные Ф.к.

Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Основные Ф.к.

СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самостоятельные занятия

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы УГГ, физкультминутки.

 Выполнение УГГ(прав. выполнения )

 проведение закаливающих процедур;

Составление компл. УГГ

проведение закаливающих процедур

Составление компл.УГГ

проведение закаливающих процедур;

Выполнение упражнений для формирования правильной осанки

Выполнение упражнений для формирования правильной осанки

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища

Выполнение упр., развивающих основные ф. к

Выполнение упр., развивающих основные ф. к

Освоение комплексов Ф/У для развития основных ф. к.

Выполнение упр. совершенствующих ловлю и броски малого мяча.

Выполнение упр. закрепляющих  точность броска малого мяча.

Упр. по закреплению изученных  техн. действий

Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.

Измерение длины и массы тела.

измерять показатели физ. подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость) с помощью тестовых упражнений

Простейшие наблюдения за своим физ. развитием и физ. подготовкой.

Измерение ЧСС во время и после выполнения ф. упр.

Самостоятельные игры и развлечения.

Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентар

Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок.

Проведение элементарных соревнований (личных)

 (командных -эстафет)

Проведение элементарных командных п/и, соревнований футбол, пионер-бол  по упрощенным правилам.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Комплексы ф. упр. для УГГ, физкультминуток, Упр по  профилактике нарушений осанки. Гимнастика для  глаз.

Ф. упр. по  профилактике нарушения осанки.  Упр. на  развитие ф. качеств. Гимнастика для  глаз

Комплексы ф. упр.по  профилактике нарушений осанки. Комплексы упр. на  развитие ф. качеств. Комплексы дыхательных у.

Комплексы ф.упр.по  профилактике нарушений осанки. Комплексы упр. на  развитие ф. качеств. Комплексы дыхательных у.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Организующие команды и приёмы.

выполнение команд «Смирно!»; «Вольно!», «Равняйсь!»,

выполнение команд

«Шагом марш!», «На месте стой!»;

построение в шеренгу и колонну;

размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг шеренгой;

размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; перестроение по двое в шеренге; построение в круг колонной

перестроение по двое в колонне;

перестроение в три шеренги

передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

повороты на месте с разделением по команде «Налево!» и «Направо!» (переступанием);  

повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»;

(На носке и пятке)

повороты без разделениея по команде (На носке и пятке)

Гимнастика с основами акробатики.

группировка сидя лежа,

перекаты в группировке из седа, упор присев; перекаты в сторону,  положения лёжа, упора на коленях

перекаты в группировке из седа, упор присев;

кувырок вперед в группировке

кувырок в сторону

2 -3 кувырка вперёд

Перекат с опорой руками за головой.

2 -3 кувырка вперёд

кувырок назад до упора на коленях и до упора присев

упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом)

стойка на лопатках согнув  ноги полупереворот назад в стойку на коленях

стойка на лопатках; полупереворот назад  в поушпагат

стойка на лопатках перекатом из упора присев

мост из положения лежа на спине;

мост с помощью и самостоятельно

Комбинация из освоенных элементов + равновесие

Составление а/комбинации из освоенных элементов + своё у.

прыжки со скакалкой перешагиванием

прыжки со скакалкой на двух ногах

прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.

Фигурные прыжки со скакалкой

Гимнастические упражнения прикладного характера

Стока на лопатках согнув ноги из п. лёжа

Стока на лопатках с прямыми ногами. из п. лёжа

Стока на лопатках перекатом

Стока на лопатках перекатом +усложнение

Группировка и  перекаты в г;

перекат в сторону

Кувырок вперёд;

Кувырок в сторону

2 Кувырка вперёд;

перекат с опорой за головой

Акробатическая комбинация+ равновесие.

Кувырок назад

Акробатическая комбинация+ своё упр.

Ползание одноимённое, разноимённое

Переполз-е по-пластунски по г/ матам

Ползание одноимённое, разноимённое

по г/скамье

Лазание по г. стенке вертикально, горизонтально лицом и боком к опоре;

по скамейке в упоре присев, упоре лёжа,  стоя на коленях

Перелезание  через г. козла (2 способа

Лазание по канату произвольно (правильный захват руками, ногами)

по наклонной скамейке в упоре лёжа, упоре присев стоя на коленях

Лазание по канату в три приёма

Лазание по канату в три приема;(в два приёма)

Стойки, передвижения и повороты по г. скамейке

Стойки передвижения и повороты по рейке гимнастической сками

Стойки передвижения и повороты, седы на гимнастическом бревне.

 Комбинации из освоенных элементов

Висы на г/стенке (упр.из виса стоя, лёжа)

Висы на г/стенке(упр. из виса стоя, лёжа)

Вскок в упор на горку матов Соскок (мягкое приземление на носки)

Набегание на г/мост, вскок в упор на колени с места. Соскок с г. козла из и.п. упор присев.

На  козла  с разбега вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.

Вскок в упор присев и соскок взмахом рук.

 преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, равновесия

 преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, равновесия

 преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, равновесия

 преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, равновесия

ОРУ   на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахами ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; выкруты с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у г.стенки и при передвижениях; комплексы упр.включающие в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации движений: произвольное преодоление простых препятствий; передвижения с изменяющимися направлениями движения, с остановками в заданной позе; ходьба по г. скамейке, низкому г. бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, седах); жонглирование мелкими предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку из матов; комплексы упр. на координацию движений с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие (например, ласточка на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия различных положений); жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения; упр. на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу; жонглирование мелкими предметами в движении (правым и левым боком, вперед и назад).

Развитие силовых способностей: динамические упр. с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием тяжести своего тела, комплексы упр. с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по г.стенке и наклонной г. скамейке: в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на г. скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево); прыжки вверх-вперед толчком одной и двумя ногами о г. мостик; переноска партнера в парах; комплексы упр. с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы.

Подвижные игры на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:

 «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», , «Совушка», «Салки-догонялки», «Змейка», «Не урони

 «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

  «Парашютисты»

«Увертывайся от мяча».

«Выше ноги от земли»

«Веревочка под ногами»,

«Раки», «Выше ноги от земли»

«Веревочка под ногами»,

«Бой петухов»

Легкая атлетика

Бег с ускорением от 15 - 20 м. из разных исходных положений

Высокий старт

Бег с ускорением от 15-20 м

Соревнования в беге до 30

Высокий старт

Бег с ускорением от 20-30 м

Соревнование в беге до 30

Старт с опорой на одну руку.  Стартовое ускор-е.

 Финиширование

Бег равномерный до 3 мин

Бег равномерный до 4 мин

Бег равномерный до 5 мин

Бег равномерный до 6 мин

Бег: с высоким подниманием бедра,

захлёстом голени,  

челночный бег 3 х 10 м

Бег: с высоким подниманием бедра,

захлёстом голени,  

челночный бег 3 х 10 м

  Бег: специальные легкоатлетические упражнения, многоскоки. Семенящий бег.

  Бег: специальные легкоатлетические упражнения, многоскоки. семенящий.

Прыжки в длину с места

Прыжки в длину с разбега

с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги

Прыжки в длину с разбега

на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 50 см

Прыжки в длину с разбега

на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30 см

Прыжки в высоту через веревочку (30-40 см) с 3-4 шагов прямого разбега

Прыжки в высоту с 4-5 шагов  прямого разбега;.

Прыжки в высоту способом «перешагивание» С 3-4 шагов разбега

Прыжки в высоту с разбега

способом «перешагивание»

  Броски: большого мяча из и/п стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания двумя от груди вперед-вверх, на дальность

Броски: положения, грудью в направлении метания одна нога впереди на дальность и заданное расстояние

 Броски из положения стоя грудью в направлении метания с шага на дальность

Броски из положения  сидя из-за головы, от груди, на дальность и заданное расстояние

Метание: м/ мправой и левой рукой из-за головы, стоя грудью в направлении метания, в вертикальную цель, в стену.

Метание м/м стоя грудью в направлении метания одна нога впереди на дальность отскока от стены в вертик-ю цель из-за головы прав.  и левой рукой

Метание м/ м стоя боком в направлении метания

правой и левой рукой на дальность и в горизонт-ю вертикальную цель

с расстояния 4-5 м.;

Метание  м/м стоя боком в направлении метания

пр. и л. рукой на дальность и в горизонтальную  цель с расстояния 5-6 м на дальность отскока от стены.

ОРУ на материале раздела «Легкая атлетика»

Развитие координации движений: бег с изменяющимся направлением во время передвижения; бег по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной и двух ногах, поочередно на правой и левой

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упр. с максимальной скоростью с низкого и высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег «с горки» в максимальном темпе; ускорение из разных и. п.; броски теннисного м. в стенку и ловля его в максимальном темпе, из разных и. п., с поворотами; рывки с места и в движении по команде (по сигналу).

 Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный бег до 6 мин.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в макс.темпе, по кругу, из разных и. п., метание набивных мячей (1—2 кг) одной и двумя руками из разных и. п. различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок «в горку»; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе;

Подвижные игры на материале раздела «Легкая атлетика»

 «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте» «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»

 «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки — желуди — орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».

 «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Салки с домиком», «Метатели».

«Вызов номеров с примерами»  Круговая эстафета    

«Подвижная цель».

Круговая эстафета    

«Вызов номеров с табл. умножения» 

Подвижные игры

ОРУ с м/м

Ведение, подбрасывание, ловля м/м из разл. и.п индивидуально на месте

подбрасывание, ловля м/м из разл. и.п в парах на месте

Ведение, подбрасывание, ловля м/м из разл. и.п индивид-но одной рукой

подбрасывание, ловля м/м из разл. и.п в парах на месте. в движ. 1,2 руками

Подвижные игры

«Защита укреплений»

«Попади в мяч» «Выжигало» «Горы шлёпы»

«Защита укреплений»

«Попади в мяч»

«Выжигало» «Горы шлёпы»

«Защита капитанов»

«Попади в мяч»

«Встречный бой»

«Защита капитанов»

«Попади в мяч»

«Встречный бой»

Спортивные игры

Футбол

ОРУ спецразминка футболиста

передача внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места

передача внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу катящемуся навстречу с места, с одного-двух шагов;

передача внешней стор. стопы по неподвижному мячу, катящемуся навстречу с места, с одного-двух шагов;

удар ногой с разбега неподвижному и  катящемуся м. в горизонт-ю (полоса шириной 1,5х 5 м) и вертик.ю (шир. 2 м,дл. 3м) мишень;

остановка катящегося мяча ногой сверху

остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы

Ведение по прямой

Ведение по дуге с остановками по сигналу,

ведение мяча внутр. и внешн. частью подъема по прямой

ведение внутр. и внеш. частью подъема с обводкой предм.

Подвижные игры

 «Точная передача».

«Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», , «Бросок ногой».

 «Передал —уйди»,

игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).

 эстафеты с ведением. передачей мяча у, игра в «Мини-футол.».

Баскетбол

Стойки игрока

Стойки игрока

Передвижения приставным шагом лицом, боком вперёд

Спец. передвижения без мяча в стойке баскетб-ста, приставными шагами прав. и левым боком; бег спиной

специальные передвижения,

Остановка в шаге по звуковому сигналу

остановка прыжком в заданном месте

остановка прыжком по звуковому сигналу

остановка прыжком по звуковому сигналу

Держание мяча Передача в/б мяча от груди, от плеча

Держание мяча Передача вб/б мяча двумя от груди,) в движении

Передача двумя от груди с места верхняя ,с отскоком от пола

Передача двумя от груди с последующим движением

Ведение в/б мяча двумя на месте и в шаге

ведение вб/м одной на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу;

ведение мяча на месте в высокой средней и низкой стойках

ведение мяча в движении по прямой (лицом, боком, спиной)

бросок двумя руками с места  (произвольно)

бросок вб/м двумя от груди  с места (попадание в щит)  

бросок мяча с места двумя от груди сбоку от щита

бросок мяча двумя руками от груди после ведения и ост.

Подвижные игры

 «Брось — поймай», «Мяч соседу» ,«Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Эстафеты с бб/м

 «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне»,«Вслед за мячом»

Эстафеты с бб/м

«Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».

Эстафеты с элементами бб.      

«Точки»

«Мяч капитану» 

 Эстафеты с элементами бб.

«Точки»

Волейбол

 подводящие упр. для обучения прямой нижней и боковой подаче;

нижняя прямая подача;

Броски и ловля мяча из различных и.п.

индивидуально на месте

Броски и ловля мяча из различных и.п. в парах на месте и в движении

прием мяча снизу двумя руками после набрасывания партнёра

прием мяча снизу двумя руками после в парах на месте

передача м с собственным подбрасыванием на месте;

передача м. через сетку с  собственным набрасыв-ем

Подвижные игры

«Не давай мяча водящему»,

«Переброска мячей»

 «Неудобный бросок».

«Переброска мячей»

«4 мяча»

 «Пионербол».

«4 мяча»

Пионербол».

«4 мяча»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЭТАПЕ НОО

Предметные результаты

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

-       организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе);

-       соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;

-       ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»;

-       характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья и физического развития;

-       раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;

-       характеризовать основные физические качества и различать их между собой.

Выпускник получит возможность научиться:

-      планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;

-      выявлять связь физической культуры с трудом 

Способы физкультурной деятельности

Выпускник научится:

-       организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;

-       измерять показатели физического развития и физической подготовленности;

-       вести наблюдения за их динамикой;

-       отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами.

Выпускник получит возможность научиться:

-      вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий;

-      целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

-       оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;

-       выполнять упражнения по профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств;

-       выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

-       выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);

-       выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);

-       выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.

Выпускник получит возможность научиться:

-      фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического  развития и физической подготовленности;

-      выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;

-      сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

-      выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения;

-      играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;

-      выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

Универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

-       положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности;

-       способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств;

-       чувство сопричастности и гордости за свою Родину через знакомство с современными олимпийскими играми и спортивными традициями;

-       основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта;

-       уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры;

-       представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью;

-       формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений;

-       установка на здоровый образ жизни;

-       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;

-       представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющим на здоровье.

Выпускник получит возможность для формирования:

-       понимания значения физической культуры в жизни человека;

-       первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

-       представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;

-       представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;

-       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой;

-       адекватного понимания причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала;

-       устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;

-       осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;

-       осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и страховки при выполнении упражнений. 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-принимать и сохранять учебную задачу в т.ч. задачу поставленную на уроке по освоению двигательных действий;

-принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств указанную учителем, в учебном процессе;

-принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;

-осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений физкультурно-оздоровительной деятельности;

-оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивно-оздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

-проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;

-вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

-различать способ и результат собственных и коллективных действий.

Выпускник получит возможность научиться:

-       вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

-       оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;

-       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;

-       самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем;

-       осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств;

-       проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения;

-ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности;

-     осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям;

-     осуществлять синтез при составлении комплексов разминки или утренней зарядки, подбирая необходимые общеразвивающие упражнения;

-устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами.

Выпускник получит возможность научиться:

-       осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме используя терминологию и названия общеразвивающих упражнений;

-       самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;

-       произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр;

-       анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

-       выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

-       характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

-       использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;

-    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-    разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;

-       отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;

-       договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника;

-       контролировать свои действия в коллективной работе;

-       во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру;

-       следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности;

-       контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах;

-       соблюдать правила взаимодействия с игроками;

-       задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры.

Выпускник получит возможность научиться:

-      учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях;

-      при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения;

-      продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций партнеров и соперников;

-      последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;

-      задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнёром;

-      осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов;

Програмное и учебно-методическое оснащение рабочей программы

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

-    Физическая культура: Учебники  для 1-4 классов / А.П. Матвеев:  Москва «Просвещение» 2008г.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Стандарт начального общего образования по физической культуре
  2. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы
  3. Рабочие программы по физической культуре

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Стенка гимнастическая

Лёгкая атлетика

Спортивные залы (кабинеты)

Бревно гимнастическое напольное

Планка для прыжков в высоту

Спортивный зал игровой

Козёл гимнастический

Стойка для прыжков в высоту

Гимнастический зал

Канат для лазанья с механизмом крепления

Лента финишная

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Мост гимнастический подкидной

Рулетка измерительная (10 м,)

Сектор для прыжков в длину

Скамейка гимнастическая жёсткая

Подвижные и спортивные игры

Площадка игровая баскетбольная, волейбольная

Скамья атлетическая наклонная

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Полоса препятствий

Гантели наборные        

Мячи баскетбольные для мини-игры

Коврик гимнастический

Сетка волейбольная

Акробатическая дорожка

Мячи волейбольные

Маты гимнастические

Табло перекидное

Мяч набивной (1 кг, 2 кг)

Сетка для ворот мини-футбола

Мяч малый (теннисный)

Компрессор для накачивания мячей

Скакалка гимнастическая

Средства первой помощи

Палка гимнастическая

Аптечка медицинская

Обруч гимнастический

Коврики массажные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе начального общего образования по физической культуре 1-4класс

Программа по физической культуре для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программы Л...

Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 1 класс

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополн...

Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 2 класс

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополн...

Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 3 класс

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 4 класс

Рабочая программа по физической культуре для 4  класса составлена  на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа начального общего образования по физической культуре (3 класс)

Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе  программы начального ...

Рабочая программа начального общего образования по физической культуре (1 класс)

Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе  программы начального ...