Рабочие программы по физической культуре для 3-4 кл. 2020-2021 уч год
рабочая программа по физкультуре (3, 4 класс)

Рабочие программы по предмету физическая культура для учащихся с легкой степенью умственной отсталости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3-4_kl_2020-2021.doc426 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана в  соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  с  приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении  Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе программы «Физическая культура» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  0 –4 классы»,  автор А. А. Дмитриев, под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой;

в соответствии  с  учебным планом адаптированной  основной общеобразовательной программы КОУ «Исилькульская школа – интернат».

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) от 03.04.2015г;

  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»;

Рабочая  учебная программа предназначена для учащихся 3- 4  классов КОУ «Исилькульская школа-интернат» и является одним из основных учебных предметов федеральной части учебного плана школы на 2020-2021 учебный год. Программа направлена на развитие и коррекцию познавательной деятельности учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.

Цель программы: содействие всестороннему физическому развитию личности школьника, профилактики и коррекции нарушений физического развития. Развитию физических качеств (быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости, силы и т.д). Формирование навыков ведения здорового образа жизни.

 Задачи программы:

1.  укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

 2. формирование   и   совершенствование   двигательных умений и навыков;

 3.развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т. д.);

4.коррекция нарушений физического развития и психомоторики;

5.формирование и воспитание гигиенических навыков
при выполнении физических упражнений;

6.поддержание устойчивой физической работоспособсти на достигнутом уровне;

7.формирование познавательных интересов, сообщение
доступных теоретических сведений по физической культуре;

        

8.воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

9.воспитание нравственных, морально-волевых качеств
  (настойчивости,  смелости), навыков культурного поведения.

    Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке в общей группе. Работа с данной группой детей  выстраивается на принципах  индивидуально-дифференцированного  подхода, с учётом характера заболеваний.

В программе физической культуре чётко обозначены базовые представления, которые должны усвоить все учащиеся  и  два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по физической культуре  является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

В течение года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений   учащихся.  Она состоит из анализа двух этапов:

1 этап – стартовая диагностика - сентябрь.

Цель: выявить уровень физического развития учащихся и готовность к освоению программного материала.

2 этап –   итоговая диагностика - май.

Цель: выявление уровня роста физического развития учащихся и правильность выполнения техники упражнений.

      Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов.

В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 Оценка «5» -  «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

       Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

       Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно            

       выполняют от 35% до 50% заданий;

       Оценка «2»  не ставится.

 Оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется  на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Физическая культура в 3-4 классах   является составной частью всей системы работы с  учащимися с нарушениями интеллекта. Оно решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компесаторные и лечебно-оздоровительные задачи.

 В 3-4 классах следует уделять наибольшее внимание развитию выносливости и координации  у  учащихся.

Выносливость развивается путём применения специальных упражнений, степень воздействия которых на организм выше тех, к которым организм школьника с нарушением интеллекта уже адаптировался.

Упражнения необходимо выполнять со средней интенсивностью, а в перерывах между повторениями включать упражнения на восстановление дыхания и внимания

Упражнения в лазании и перелезании  эффективное средство для развития  и  совершенствования координационных способностей школьников.

Упражнения на сохранение равновесия способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке и пространстве.

Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей целесообразно делить класс на группы с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей учащихся.

Общие сведения теоретического характера даются во время уроков. Они содержат краткую информацию о технике изучаемых упражнений, о правилах судейства, о требованиях к спортивной форме, инвентарю, о подготовке мест для занятий, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках Обязательным в программе является перечень знаний, физической культуры. Школьники узнают о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.

Основной   формой   занятий   по   физической   культуре в школе является урок, состоящий из четырёх основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Все части логически взаимосвязаны. На уроках физической культуры у учащихся формируются навыки правильного поведения (подчиняться правилам игр и  соревнований)   и   гигиенические  навыки   (иметь  опрятный внешний вид и соответствующую спортивную форму).

Целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на коррекцию умственной отсталости учеников. К таким приемам относятся самоанализ выполнения движений и анализ выполнения движений товарищами, выполнение упражнений из исходных положений, расширение словаря, запоминание комбинаций упражнений, выполнение различных Движений, отличающихся темпом, объёмом, усилием, ритмом.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Физическая культура»  вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom)  для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.  

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала.  Составляются файлы-задания,  разрабатывается дидактический материал.  Для  осуществления контроля  качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал:   онлайн-тесты, опросники, задания для  самостоятельного выполнения в дистанционном режиме.  

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

•        образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

школа»;

Весь учебный материал по предмету «Физическая культура» размещается на сайте:http://nsportal.ru/sendin-dmitriy

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет  «Физическая культура» входит в образовательную область учебного плана АООП  КОУ «Исилькульская школа-интернат» и изучается школьниками с умственной отсталостью на всех годах школьного обучения. Рабочая программа    рассчитана на   94 часа в 3 классе и 98 часов в 3 классе в год (3 часа в неделю).

 В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом КОУ «Исилькульская  школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.

IV. Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

        Программа обеспечивает достижение учащимися 3-4 классов  базовых учебных действий.

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-  формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:

 Личностные учебные действия

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней,  и эстетическому её восприятию;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • осознание себя как ученика заинтересованного  посещением школы, обучением, занятиями,  как члена семьи, друга, одноклассника;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из строя и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать,  классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные  знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты.

В рабочей программе для 3 класса по физической культуре   предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

 учащиеся 3 класса должны выполнять следующее:

ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять задание по словесной инструкции учителя, выполнять общеразвивающие  упражнения с предметами и без предметов в определённом ритме.

  • сохранять равновесие на гимнастической скамейке с
    предметом в руках; лазать на четвереньках по наклонной
    плоскости вверх и вниз;
  • согласовывать движения рук и ног в лазаньи по гимнастической стенке; коллективно переносить гимнастические снаряды.
  • выполнять высокий старт;
  • бежать в медленном темпе 2 мин;
  • быстро пробежать 30 м;
  • прыгать в длину и высоту;
  • метать малый мяч с места правой и левой руками.
  • правильно выбирать лыжи и палки для занятий;
  • выполнять повороты на месте вокруг пяток в правую
    и в левую стороны;
  • выполнять спуск в основной стойке, преодолевать на
    лыжах расстояние 500—1000 м.
  •         самостоятельно играть в простые игры под контролем
    учителя.

3 класс

Достаточный уровень:

  •  выполнять строевые команды;
  • уметь оттолкнуться при соскоке с гимнастической стен
    ки, правильно приземлиться.

  • отталкиваться двумя ногами от гимнастического мостика;
  • сохранять равновесие на гимнастической скамейке с
    предметом в руках; лазать на четвереньках по наклонной
    плоскости вверх и вниз;
  • согласовывать движения рук и ног в лазаньи по гимнастической стенке; коллективно переносить гимнастические снаряды.
  • сохранять нужное положение частей тела во время ходьбы, бега, прыжков,метаний.
  • выполнять высокий старт;
  • бежать в медленном темпе 2 мин;
  • быстро пробежать 30 м;
  • прыгать в длину и высоту;
  • метать малый мяч с места правой и левой руками.

  •  выбрать лыжи и палки по росту;

        ,

  • правильно выбирать лыжи и палки для занятий;
  • выполнять повороты на лыжах  вокруг пяток в правую
    и в левую стороны;
  • выполнять спуск в основной стойке, преодолевать на
    лыжах расстояние 500—1000 м.

  • знать правила 2—3 разученных игр;

•        самостоятельно играть в простые игры под контролем
учителя.

Минимальный уровень:

  • выполнять основные строевые команды;
  • уметь  при соскоке с гимнастической стен
    ки, правильно приземлиться.
  • отталкиваться двумя ногами от гимнастического мостика;
  • сохранять равновесие на гимнастической стенке; лазать на четвереньках по ровной плоскости;
  • согласовывать движения рук и ног в лазаньи по гимнастической стенке; коллективно переносить гимнастические снаряды.
  • сохранять нужное положение частей тела во время ходьбы, бега, прыж
    ков, метаний;
  • выполнять высокий  старт;
  • бежать в медленном темпе 1 мин;
  • быстро пробежать 30 м;
  • прыгать в длину и высоту на минимальное расстояние;
  • метать малый мяч с места одной рукой;

        ,

  • правильно выбирать лыжи и палки для занятий;
  • выполнять повороты на лыжах  вокруг пяток в любую стороны;
  • выполнять спуск в высокой стойке, преодолевать на
    лыжах расстояние 500—700 м.

  • знать правила 1-2 разученных игр;

 играть в простые игры под контролем
учителя.

Предметные результаты.

В рабочей программе для 4 класса по физической культуре   предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

 учащиеся 4 класса должны выполнять следующее:

  • выполнить комплекс утренней гимнастики;
  • подавать команды при сдаче рапорта;
  • соблюдать дистанцию при построении;
  • выполнять повороты кругом переступанием;
  • принимать правильную осанку;
  • ходить в различном темпе с различными исходными
    положениями рук;
  • перелезать через препятствия и подлезать под них раз
    личными способами в зависимости от высоты;
  • переносить несколько набивных мячей;
  • правильно выполнять вскок на «козла» в упор, стоя
    на коленях;
  • сохранять равновесие на гимнастической скамейке;
  • выполнять упражнения с предметами ;
  •  ходить в различном темпе, выполнять бег с низкого
    старта на 40 м;
  • бежать в медленном темпе 3 мин, мягко приземляться
    при прыжках в высоту и в длину;
  • метать теннисный мяч
  • знать  правила ухода за лыжами и обувью;
  • как оказать помощь при обморожении.
  • координировать движения рук и ног в попеременном
    двухшажном ходе на отрезке 30—40 м;
  • преодолевать спуск в высокой стойке на склоне крутизной 4—6° и длиной 30—40 м;    
  • преодолевать на лыжах дистанцию 1—1,5 км (девочки
    и 1—2 км (мальчики).
  • соблюдать правила игр:
  • ловить мяч, выполнять передачу от груди.

Основные требования к умениям учащихся

4 класс

Достаточный уровень: 

  • выполнять строевые команды;
  • выполнять комплекс утренней гимнастики;
  • подавать команды при сдаче рапорта;
  • соблюдать дистанцию при построении; выполнять повороты кругом переступанием;
  • принимать правильную осанку;
  • ходить в различном темпе с различными исходными
    положениями рук;
  • перелезать через препятствия и подлезать под них раз-
    личными способами в зависимости от высоты;
  • переносить несколько набивных мячей;
  • правильно выполнять вскок на «козла» в упор, стоя
    на коленях;
  • сохранять равновесие двигаясь на гимнастической скамейке;
  • выполнять упражнения с предметами ;
  • ходить в различном темпе, выполнять бег с низкого
    старта на 40 м;
  • бежать в медленном темпе 3 мин, мягко приземляться
    при прыжках в высоту и в длину;
  • метать теннисный мяч на дальность с одного шага
  • координировать движения рук и ног в попеременном двухшажном  ходе на отрезке 30—40 м;
  • преодолевать спуск в высокой стойке на склоне крутизной 4—6° и длиной 30—40 м;    
  • преодолевать на лыжах дистанцию 1—1,5 км (девочки) и 1—2 км (мальчики).
  • уметь играть в игры соблюдая правила
  • ловить мяч, выполнять передачу и подачу мяча в игре  пионербол.

Минимальный уровень: 

  • выполнять основные строевые команды;
  • выполнять основы комплекса утренней гимнастики;
  • соблюдать дистанцию при построении; выполнять повороты кругом ;
  • принимать правильную осанку у стены;
  • ходить в различном темпе ;
  • перелезать через препятствия и подлезать под них на минимальной высоте;
  • переносить один  набивной мяч;
  • сохранять равновесие стоя на гимнастической скамейке;
  • выполнять простейшие упражнения с предметами;
  • ходить в быстром темпе, выполнять бег с высокого
    старта на 40 м;
  • чередовать бег медленном темпе с ходьбой 2 мин, мягко приземляться
    при прыжках в высоту и в длину;
  • метать теннисный мяч на дальность с места
  • уметь выполнять попеременный двухшажный ход
  • преодолевать спуск в высокой стойке на склоне крутизной 4—6° и длиной 30—40 м;    
  • преодолевать на лыжах дистанцию 0,5—1 км (девочки) и 1—1,5 км (мальчики).
  • уметь играть в игры соблюдая простейшие  правила
  • ловить мяч, выполнять передачу снизу двумя руками в игре пионербол.

V. Содержание учебного предмета

3 класс

Гимнастика

Теоретические сведения. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий.

Практический материал

Построения и перестроения. Построение в колонну, шеренгу по инструкции. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Расчёт по порядку. Ходьба противоходом. Повороты на месте направо, налево. Команды: «Направо!», «Налево!». Поворот под счёт «Раз, два». Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два последовательными поворотами налево, направо по команде «Налево (направо) по два марш!».

Упражнения без предметов

Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы. Движения руками вперёд, вверх в соединении на четыре счёта. Круговые движения руками в лицевой и боковой плоскостях. Повороты туловища налево, направо, с отведением прямых рук назад. Наклоны к левой, правой ноге с поворотами туловища. Приседания на всей стопе и на носках, держась руками за рейку гимнастической стенки. Приседания, согнув ноги вместе, приседания углом, согнув ноги врозь. Поочерёдное поднимание ног из положения седа в положение седа углом. Из положения седа наклоны вперёд с различными положениями рук. Выполнение на память 3—4 общеразвивающих упражнений.

Упражнения на дыхание. Усиленное дыхание с движениями грудной клетки (на вдохе приподнять плечи, на выдохе сдавливать ладонями боковые поверхности грудной клетки). Ритмичное дыхание в ходьбе, беге, подпрыгивании. Произвольное изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движений. Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений в различном темпе вместе с учителем: вдох резкий, быстрый, выдох медленный, на 4 счёта; вдох спокойный на 3—4 счёта, выдох спокойный на 3—4 счёта. Ходьба с фиксированным дыханием.

Упражнения для укрепления мышц кистей рук и пальцев. Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и разгибание на другой в медленном темпе по показу учителя. Отведение и приведение пальцев рук. Сжимание пальцами малого мяча. Круговые движения кистью вовнутрь, наружу.

Упражнения на расслабление мышц. Из исходного положения — наклон вперёд, маховые движения расслабленными руками вперёд, назад, в стороны. Маховые движения расслабленной ногой.

Упражнения для формирования правильной осанки. Принятие правильной осанки в различных исходных положениях. Поднимание на носки с небольшим грузом на голове. Ходьба приставными шагами вперёд, назад, в сторону, выполнение движений руками. Игры с принятием правильной осанки по заданию и сохранением её на протяжении всей игры.

Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп. Движения пальцами ног, стопами с дозированным усилием. Подтягивание стопой верёвки, лежащей на полу, поднимание её над полом, удерживание пальцами ног. Захватывание стопами предметов с подниманием их от пола и подбрасыванием вверх.

Упражнения для укрепления мышц туловища (разгрузка позвоночника). Лёжа на спине, на животе, подтягивание на руках на наклонной гимнастической скамейке. Стоя на четвереньках, наклоны, повороты головы, туловища, поочерёдное отведение рук, ног, напряжённое прогибание.

Упражнения с предметами

С гимнастическими палками. Перехваты гимнастической палки. Подбрасывание и ловля двумя руками гимнастической палки в вертикальном положении. Перекладывание гимнастической палки из одной руки в другую под коленом поднятой ноги. Выполнение упражнений из исходного положения — гимнастическая палка за головой, за спиной.

С  обручами. Выполнение упражнений с обручем (обруч вверх, вперёд, обруч вправо, влево) с различными сочетаниями. Пролезание в обруч. Перехватывание обруча в ходьбе и беге (1 мин). Вращение обруча левой и правой руками (20—30 с).

С флажками. Поочерёдное отведение рук с флажками вправо, влево. Простейшие комбинации изученных движений с флажками на счёт 4—8 типа комплексов утренней зарядки.

С  мячами. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля его одной рукой. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его другой. Удары мяча об пол и ловля его одной и двумя руками.

С набивными мячами. Поднимание мяча вперёд, вверх, за голову. Перекатывание мяча в парах (расстояние 2—3 м). Из положения мяч вперёд — движение кистей вверх, вниз, влево, вправо. Круговые движения с мячом в лицевой плоскости. Приседы с мячом: мяч вперёд, мяч вверх, мяч у груди, мяч за голову. Наклоны вперёд, влево, вправо с мячом в руках.

Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, разноимённым и одноимённым способами, попеременно приставляя сначала руку, затем ногу. Лазанье по гимнастической стенке в стороны пристанными шагами. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз с опорой на колени и держась руками за

скамейки с переходом на гимнастическую стенку (угол наклона скамейки 20—30°). Лазанье с опорой на стопы и кисти рук. Подлезание под препятствие высотой 30—40 см (например, стул). Перелезание через препятствие высотой 30 см.

Упражнения на равновесие. Равновесие на одной ноге со сменой положения руки и ноги: нога вперёд, одна рука вперёд, другая в сторону; нога в сторону, руки в стороны; нога назад, руки вверх.

Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием предмета с пола в приседе и с наклоном. Поворот кругом переступанием и вставанием на колено на гимнастической скамейке. Ходьба по наклонной доске: один конец на полу, другой на высоте 50—60 см.

Передача предметов и переноска грузов. Передача большого мяча в колонне по одному над головой и между ног. Переноска трёх набивных мячей весом до 6 кг различными способами. Передача набивных мячей в колонне, шеренге, по кругу. Коллективная переноска гимнастических снарядов. Переноска гимнастических палок от 10 до 15 штук.

Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Перестроение из круга в квадрат по заданным ориентирам. Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без зрительного контроля. Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по инструкции учителя. Сгибание и разгибание туловища до определённой высоты по ориентирам (стоя и лёжа) со зрительным контролем и воспроизведение упражнений с закрытыми глазами. Ходьба вперёд: одна нога идёт по гимнастической скамейке, другая по полу. Прыжок в высоту до определённого ориентира. Прыжок в глубину в обозначенное место.

Переползание на четвереньках по гимнастической скамейке с закрытыми глазами. Дозирование силы удара мячом об пол с условием, чтобы он отскочил на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. Ходьба на месте в течение 10—15 с по команде учителя, затем самостоятельное марширование столько же времени и самостоятельная остановка. Определение самого точного. Ходьба в шеренге до определённой черты (5—6 м). Сообщение учащимся времени выполнения задания.

Изменение задания на медленный "темп. Поощрение учащихся по точности исполнения задания.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • строевые команды;
  • как оттолкнуться при соскоке с гимнастической стен
    ки, как приземлиться.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять строевые команды учителя; отталкиваться
    двумя ногами от гимнастического мостика;
  • сохранять равновесие на гимнастической скамейке с
    предметом в руках; лазать на четвереньках по наклонной
    плоскости вверх и вниз;
  • согласовывать движения рук и ног в лазаньи по гимнастической стенке; коллективно переносить гимнастические снаряды.

Лёгкая атлетика

Теоретические сведения. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе.

Практический материал

Ходьба. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперёд, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.

Бег. Медленный бег до 2 мин. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость до 30 м.

Повторный быстрый бег на месте 5—8 с. Бег с высоким подниманием бедра и захлёстыванием голени назад. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках до 100 м (3 м — бег, 20 м — ходьба и т. д.).

Прыжки. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд на отрезке 15 м. Прыжки на одной ноге с продвижением вперёд на отрезке 10 м. Прыжки в длину с разбега без учёта места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги».

Метание. Метание с места правой и левой рукой малого мяча. Метание мяча с места в цель. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

  • положение частей тела во время ходьбы, бега, прыж
    ков, метаний;
  • правила поведения на занятиях.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять высокий старт;
  • бежать в медленном темпе 2 мин;
  • быстро пробежать 30 м;
  • прыгать в длину и высоту;
  • метать малый мяч с места правой и левой руками.

Лыжная подготовка

Теоретические сведения. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки.

Практический материал

Построение в шеренгу и в колонну с лыжами. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Передвижение в колонне с лыжами под рукой. Подъём ступающим шагом на отрезке 20—30 м, спуски со склона длиной 20—30 м в основной стойке (крутизна склона 4—6°). Повороты вправо и влево вокруг пяток лыж. Передвижения на лыжах, дистанция 500—1000 м за урок.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • что входит в лыжный инвентарь;
  • как выбрать лыжи и палки по росту;
  • как должен одеваться лыжник;
  • правила поведения на занятиях.

Учащиеся должны уметь:        ,

  • правильно выбирать лыжи и палки для занятий;
  • выполнять повороты на месте вокруг пяток в правую
    и в левую стороны;
  • выполнять спуск в основной стойке, преодолевать на
    лыжах расстояние 500—1000 м.

Подвижные игры

Теоретические сведения. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником).

Практический материал

Коррекционные игры: «Товарищи командиры», «Два сигнала», «Запрещённые движения».

Игры с элементами общеразвивающих упражнений:

«Шишки, жёлуди, орехи», «Мяч соседу», «Перетягивание в парах».

Игры с бегом: «Белые медведи», «Через кочки и пенёчки», «К своим флажкам», «Пятнашки маршем».

Игры с прыжками: «Прыжки по полоскам», «Точный

прыжок ».

Игры с бросанием, ловлей и метанием: «Метко в цель», «Зоркий глаз», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Попади в цель».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила 2—3 разученных игр;
  • как выбрать место и взаимодействовать с партнёром,
    командой и соперником.

Учащиеся должны уметь:

•        самостоятельно играть в простые игры под контролем
учителя.

Содержание учебного предмета

4 класс

Гимнастика

Построения и перестроения. Поворот кругом переступанием. Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении с поворотом налево, из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием. Ходьба «змейкой». Расчёт на «первый, второй, третий», по порядку. Размыкание от середины вправо, влево, на вытянутые руки, приставными шагами, смыканием.

Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища. Асимметричные движения рук (одна рука вперёд, другая в сторону, одна в сторону, другая на поясе и т. д.). Опускание на колено с шагом назад, вперёд, медленное опускание на колони с поворотом головы направо, налево и поднимание с помощью рук. Переход из упора присев в упор лёжа, ноги поднять вверх. Наклоны туловища вправо, влево, в сочетании с движениями рук.

Упражнения на дыхание. Тренировка дыхания в различных исходных положениях; сидя, стоя, лёжа с различными положениями рук, ног, с преобладанием выдоха над вдохом. Правильное дыхание (грудное, диафрагмальное, смешанное) при выполнении упражнений без предметов. Глубокое дыхание с движениями рук. Дыхание по подражанию, по заданию учителя.

Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.  Сгибание и разгибание рук от стены, скамейки с разведёнными в стороны пальцами.

Упражнения для расслабления мышц. Чередование усиленного сжимания мышц ног, рук с последующим расслаблением и потряхиванием конечностями. Напряжённое поднимание плеч с последующим расслабленным опусканием.

Упражнения для формирования правильной осанки. Ходьба с сохранением правильной осанки с мешочком или дощечкой на голове, по бревну, по гимнастической скамейке, с разнообразными движениями рук, е остановками, с перешагиванием через мяч, верёвочку, с поворотами. Сохранение осанки в разнообразных движениях при перемене положений с закрытыми глазами. Выполнение упражнений, укрепляющих мышцы туловища и проксимальных отделов конечностей, в положении разгрузки позвоночника и с отягощением.

Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп. Вращение стопами: одной в левую сторону, другой в правую; передача мяча по кругу ногами. Катание мяча одной ногой с прыжками на другой.

Упражнения для укрепления мышц туловища. Наклоны вперёд, назад, влево, вправо, с движением рук и нахождением рук в различных исходных положениях. Повороты туловища налево, направо, с движением рук. Упоры присев, переход из упора присев в упор лёжа, седы с различными положениями рук и ног. Выпады влево, вправо, вперёд, с движениями рук, с хлопками, с касанием носков ног.

Упражнения с предметами

С гимнастическими палками. Наклоны вперёд, и в стороны, с гимнастической палкой за головой. Подбрасывание  и ловля гимнастической палки двумя руками. Подбрасывание и ловля гимнастической палки одной рукой. Ходьба с гимнастической палкой к плечу. Перешагивание через гимнастическую палку вперед.  

С обручем. Движение обручем вперёд, вверх, к груди, за голову с чередованием вдоха и выдоха. Наклоны вперёд, назад, влево, вправо с обручем и поворотами туловища налево, направо с различными положениями обруча. Приседания с различными движениями обруча. Прыжки внутри обруча и переступания влево, вправо, вперёд, назад 20 с.

С  мячами. Перекладывание мяча из руки в руку. Бросание мяча об пол и его  ловля. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после отскока от пола. Бросание мяча об пол и ловля его поочерёдно левой и правой руками снизу и сверху. Попеременно удары мяча левой и правой руками об пол.

С набивными мячами (вес 2 кг). Поднимание мяча вверх, вперёд, влево, вправо. Ходьба в обход с мячом, удерживая на груди и за головой 30 с. Наклоны туловища вперёд, влево, вправо с удержанием мяча у груди и за головой. Поднимание лежащего мяча слева вверх. Поднимание лежащего мяча слева снизу вверх, опускание на пол слева, а затем справа с наклоном туловища. Приседы с мячом с удержанием мяча вверх, вперёд,, за голову. Перекатывание мяча по полу в парах, сидя на полу ноги врозь. Передача мяча сверху двумя руками в колонне.

Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз разноимённым способом, с одновременной перестановкой руки и ноги. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (под углом 50°) вверх и вниз, на четвереньках разноимённым способом. Подлезание под препятствие высотой до 1м. Перелезание через бревно, «коня», «козла». Вис на канате, опираясь ступнями на узел. Раскачивание на канате, сидя на узле. Вис на рейке, на руках (девочки — 5—10 с),  мальчики — 15—20 с), расстояние ног от пола 10 см. Обучение произвольному лазанью по канату до 3—4 м.

Упражнения на равновесие. Равновесие на одной ноге на полу («ласточка») с опорой (2—3 с). Совершенствование ранее изученных способов: равновесие на гимнастической скамейке, добавляя движения руками (ходьба с предметами, бросание и ловля мяча, преодоление простейших препятствий). Ходьба по гимнастической скамейке парами и небольшими группами. Поворот кругом на гимнастической скамейке на одной ноге с шагом другой вперёд. Расхождение вдвоём поворотом при встрече на гимнастической скамейке. Ходьба по наклонно установленной скамейке (высота 50—60 см).

Прыжки. Прыжки через короткую вращающуюся скакалку на месте и с продвижением вперёд. Прыжки в глубину с приседа и шагом вперёд с правильным приземлением (высота для мальчиков — 70 см, для девочек — 60 см). Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки и толчком двух ног. Опорный прыжок через «козла»: вскок в упор на колено, соскок с колен с поворотом направо (налево) с опорой на одну руку. Вскок на «козла» в упор, сидя на коленях, с последующим переходом в упор присев и соскок.

Переноска грузов. Переноска на расстояние 10—15 м 1—2 набивных мячей весом до 5 кг. Переноска 20—25 гимнастических палок. Переноска гимнастического «козла» (4 человека).

Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Построение в шеренгу, колонну с изменением места построения по словесному указанию учителя (квадрат, круг). Ходьба между различными ориентирами. Два поворота один за другим налево (направо) без контроля зрением. Бег по начерченным на полу ориентирам. Выполнение исходного положения по показу учителя — ноги на ширине ступни, на ширине плеч, шире плеч. Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Прыжки в высоту до определённого ориентира с контролем и без контроля зрением.

Изменение способа лазанья по гимнастической стенке у определённых ориентиров. Броски мяча в стенку с отскоком его в обозначенное место. Ходьба на месте от 5 до 15 с. Повторение задания и самостоятельная остановка. Определение самого точного. Ходьба в колонне приставными шагами до намеченного ориентира (5—6 с) с определением затраченного времени.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

  • рапорт дежурного;
  • строевые команды;
  • что такое дистанция;
  • 1—2 комплекса утренней зарядки.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнить комплекс утренней гимнастики;
  • подавать команды при сдаче рапорта;
  • соблюдать дистанцию при построении; выполнять повороты кругом переступанием;
  • принимать правильную осанку;
  • ходить в различном темпе с различными исходными
    положениями рук;
  • перелезать через препятствия и подлезать под них раз
    личными способами в зависимости от высоты;
  • переносить несколько набивных мячей;
  • правильно выполнять вскок на «козла» в упор, стоя
    на коленях;
  • сохранять равновесие на гимнастической скамейке;
  • выполнять упражнения с предметами;

Лёгкая атлетика

Теоретические сведения. Развитие двигательных способностей и физических качеств  средствами лёгкой атлетики

тики.

Практический материал

Ходьба. Ходьба с различными положениями и движениями рук. Ходьба в полуприседе, ходьба выпадами. Ходьба перекатом с пятки на носок. Ходьба в различном темпе.

Бег. Медленный бег» до 3 мин. Низкий старт. Бег на скорость 40 м. Бег быстрый на месте до 10 с у неподвижной опоры. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлёстыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег. Бег в чередовании с ходьбой до 200 м (40 м — бег, 20 м — ходьба и т. д.). Бег с преодолением небольших препятствий (мячей, барьеров высотой до 25 см) на отрезках 30—40 м.

Прыжки. Прыжки на одной ноге на отрезке до 15 м. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд на отрезке до 20 м. Прыжки на мягкое препятствие высотой 3—50 см. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «перешагивание» (основное внимание мягкому приземлению). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» на результат от места толчка.

Метание. Метание мячей в цель (баскетбольный щит, мишень и т. д.) с места левой и правой рукой. Метание теннисного мяча на дальность с одного шага. Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами двумя руками.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• правила техники безопасности на занятиях лёгкой атлетикой.

     Учащиеся должны уметь:

  • ходить в различном темпе, выполнять бег с низкого
    старта на 40 м;
  • бежать в медленном темпе 3 мин, мягко приземляться
    при прыжках в высоту и в длину;
  • метать теннисный мяч на дальность с одного шага

Лыжная подготовка

Выполнение команд в строю: «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». Попеременный двушажный ход. Подъём скользящим шагом (крутизна 4—6°), «ёлочкой», «лесенкой», спуск в высокой стойке со склона 4—6°, длиной 30—40 м. Поворот переступанием в движении. Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 30—40 м (3—5 повторений за урок). Передвижение на лыжах 1—1,5 км (девочки) и 1—2 км (мальчики). Игры на лыжах: «Быстро в строй!», «Кто дальше уедет», «Завладей палкой». Торможение «плугом» и «полуплугом». 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила ухода за лыжами и обувью;
  • как оказать помощь при обморожении.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять все изученные команды в строю;
  • координировать движения рук и ног в попеременном двухшажном ходе на отрезке 30—40 м;
  • преодолевать спуск в высокой стойке на склоне крутизной 4—6° и длиной 30—40 м;    
  • преодолевать на лыжах дистанцию 1—1,5 км (девочки) и 1—2 км (мальчики).

Подвижные игры

Коррекционные игры: «Музыкальная змейка», «Найди предмет».

Игры  с  элементами   общеразвивающих  упражнений;

« Фигуры », « Светофор »

Игры с бегом:  «Кто обгонит»,  «Пустое место»,  «Бездомный заяц».

    Игры с прыжками: «Волк во рву», «Чья команда дальше прыгнет».

    Игры е бросанием, ловлей и метанием:  «Подвижная цель», «Обгони мяч».

Игры зимой: «Снежком по мячу».

Пионербол

Теоретические сведения. Ознакомление с правилами игры «Пионербол»>. Передача мяча двумя руками от груди, ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди, подача мяча одной рукой снизу (нижняя подача), учебная игра через сетку.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • упрощённые правила игры.
    Учащиеся должны уметь:
  • ловить мяч, выполнять передачу от груди.

V.1. Тематический план.

Тематический план 3 класс

Раздел программы

І четверть

Количество часов

ІІ четверть

Количество часов

ІІІ четверть

Количество часов

ІV четверть

Количество часов

Год

Количество часов

Гимнастика

8

8

12

7

33

Подвижные игры

6

6

6

5

23

Легкая атлетика

10

10

20

Лыжи

11

11

18

Итого:

24

25

29

22

94

Тематический план 4 класс

Раздел программы

І четверть

Количество часов

ІІ четверть

Количество часов

ІІІ четверть

Количество часов

ІV четверть

Количество часов

Год

Количество часов

Гимнастика

6

6

6

6

24

Подвижные игры

4

4

6

3

17

Пионербол

4

4

6

3

17

Легкая атлетика

10

12

22

Лыжи

9

10

19

Итого:

24

22

28

24

98

V.2. Содержание программы

Содержание программы 3 класс

В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика лыжная подготовка, подвижные игры.

Виды деятельности учащихся

«Гимнастика»

  • Построения и перестроения
  • Упражнения без предметов
  • Упражнения на дыхание
  • Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.
  • Упражнения на расслабление мышц.
  • Упражнения  для  формирования  правильной   осанки
  • Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп.
  • Упражнения для укрепления мышц туловища (разгрузка позвоночника

Упражнения с предметами

  • С гимнастическими палками.
  • С флажкам
  • С  обручами.
  • С мячами
  • Лазанье и перелезание
  • Ползание на четвереньках
  • Упражнения на равновесие.
  • Переноска грузов и передача предметов.
  • Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений.

Лёгкая атлетика

  • Ходьба в различном темпе и выполнением упражнений
  • Быстрый бег на скорость, бег в чередовании с ходьбой
  •  Медленный бег до 2 мин.
  •  Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу
  • Прыжки в длину с разбега

  • Метание с места в цель, даль.

Лыжная подготовка

  • Построение с лыжами.
  • Передвижение на лыжах друг за другом по лыжне
  • Поворот вокруг пяток лыж.
  • Подъем ступающим шагом, спуски.
  •  Передвижение на лыжах 500—1000 м за урок.

Подвижные игры

  • Коррекционные игры.
  • Игры с элементами общеразвивающих упражнений
  • Игры с бегом
  • Игры с прыжками

Игры с бросанием, ловлей и метанием

Содержание программы 4 класс

В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика лыжная подготовка, подвижные игры.

Виды деятельности учащихся

Гимнастика

  • Построения и перестроения
  • Упражнения без предметов
  • Упражнения на дыхание
  • Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.
  • Упражнения на расслабление мышц.
  • Упражнения  для  формирования  правильной   осанки
  • Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп.
  • Упражнения для укрепления мышц туловища

Упражнения с предметами, на снарядах

  • С гимнастическими палками.
  • С мячами
  • С обручами
  • Лазанье и перелезание
  • Опорный прыжок
  • Упражнения на равновесие.
  • Переноска грузов и
  • Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений.

Лёгкая атлетика

  • Ходьба и ее разновидности
  • Быстрый бег на скорость 40м, бег в чередовании с ходьбой
  •  Медленный бег до 3 мин.
  • Бег в чередовании с ходьбой 200м.
  • Бег с преодолением небольших препятствий
  • Челночный бег
  •  Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу
  • Прыжки в длину с разбега
  • Прыжки в высоту
  • Метание с места в цель, даль.
  • Бросок набивного мяча.

Лыжная подготовка

  • Построения с лыжами в руках.
  • Передвижение на лыжах друг за другом по лыжне
  • Повороты переступанием в движении
  • Попеременный двушажный ход
  • Подъем скользящим шагом, спуски.
  •  Передвижение на лыжах 1—2 км за урок.
  • Передвижение в быстром темпе 30-40 м (3-5 раз).

Подвижные игры

  • Коррекционные игры.
  • Игры с элементами общеразвивающих упражнений
  • Игры с бегом
  • Игры с прыжками
  • Игры с бросанием, ловлей и  метанием

Пионербол

  • Ловля и передача мяча двумя руками  
  • Подача мяча

VII. Контрольно – измерительные материалы.

1. В сентябре проводиться стартовый мониторинг с целью определения уровня  физического развития учащихся и готовности к освоению программного  материала.     2.  В мае итоговый мониторинг с целью определения  уровня  физического развития учащихся и   корректировки учебного материала на следующий учебный год.  При сдаче нормативов каждый учащийся оценивается дифференцированно  и индивидуально.

Виды испытаний: бег – 30 м., прыжок в длину с места, поднимание туловища за 30сек , челночный бег 3х10 м., упражнения на гибкость (наклоны туловища вперед из положения сидя .        

 

VIII. Материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Место проведения:

  • Спортивная площадка;
  • Класс (для теоретических занятий);
  • Спортивный зал.

Инвентарь:  волейбольные мячи, волейбольные  стойки, фишки,  скакалки,  теннисные мячи, малые мячи, футбольные мячи, баскетбольные мячи, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, лыжи, палочки лыжные щиты с кольцами, секундомер, гимнастические маты,  обручи.

Техническое оснащение:

Аудиомагнитофон, интерактивная доска, наглядные пособия.

Учебно-методическое обеспечение

  1.   Учебная  литература

 Учебник: Лях В.И. «Мой друг – физкультура» Просвещение 2013г.

  1.   Научно - методическая литература

1.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы программ: Белов В.Н., Кувшинов В.С., Мозговой В.М. под ред. И.М. Бгажноковой., 2013 г.

2.  Примерная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы    1-4,   классы. Авторы-состовители: Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. «Дрофа», 2005 г    

3. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией Мозгового В.М. «Дрофа», 2009.

 4. Настольная книга учителя физической культуры (2003 г.) В книге даны полные сведения необходимые учителю, программные и нормативные документы, материалы по обновлению содержания образования, по проведению итоговой аттестации, спортивно- оздоровительные мероприятия, рекомендации по организации занятий с учащимися специальной медицинской группы, образцы оформления документации по технике безопасности

5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников./ Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 2007

6. Психологические вопросы коррекционной работы в коррекционной  школе. / Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 2011.

  1. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 2003.
  2. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников [Текст] / Н.Ф. Дик. – М.: Феникс, 2008. – 311 с.
  3. Дмитриев А.А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида / А.А. Дмитриев, С.И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999. - С. 30 - 44.
  4.  Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  5.  Здоровье и образование [Электронный ресурс]: www.valeo.edu.ru

Литература  для учащихся

  1. Сиканова Н.С. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей [Текст] / Н. С. Сиканова, Л. М. Тарасенко // Коррекционная педагогика. – 2010. - №5.- С. 82 - 86.
  2. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр.  - М., 1970.- С. 32.
  3. Журнал физическая культура в школе. 2012 – 2013год.

Приложение

Мониторинг физического развития учащихся

Мониторинг  физического развития учащихся проводится три раза в год: сентябрь — вступительное тестирование,  май — итоговое тестирование. По своей направленности мониторинг   выявляется оценкой уровня развития  физических качеств у детей. Для оценки физических качеств ребенка я использую определенный набор упражнений. В то же время высоких требований к технике выполнения упражнений не предъявляю. Главное при оценивании учащегося то, что ребенок освоил двигательное действие или упражнение и может выполнить его без затруднения.

Цель: Проследить уровень физической подготовленности ребёнка,  выявить причины отставания или опережения в усвоении программного материала.

Задачи:

  1.  оценка индивидуальных возможностей ребенка;
  2. подбор средств и методов для проведения уроков по физической культуре;
  3. обучение учащихся правильной технике выполнения упражнений;

Все упражнения, включенные для оценки физических качеств ребенка, выполняются без специального снаряжения, в условиях обычного школьного спортивного зала или стадиона. Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества, которые оценивают быстроту (бег на 30 м.), силу (поднимание туловища), скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места), гибкость (сгибание туловища, сидя на полу), координацию (челночный бег).

        

Перечень тестов

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота     определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвует один человек. По команде “На старт!” участник подходит к линии старта и занимает исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняется вперёд и по команде “Марш!” бежит к линии финиша по дорожке. Скорость бега должна быть максимально быстрой. Фиксируется лучший результат.

Определение уровня:

Повышенный –  учащийся выполнил бег по сигналу. Всю дистанцию бежал с высокой скоростью. Линию финиша пересек на максимальной скорости, правильно сочетал работу рук и ног.(3 балла)

Базовый – учащийся выполнил бег по сигналу. Всю дистанцию бежал с одной скоростью. При беге не было синхронности при работе рук и ног.(2 балла)

Пониженный – учащийся не выполнил бег по сигналу. На дистанции с бега переходил на ходьбу, останавливался во время бега.  При беге не было синхронности работы рук и ног.(1 балл)

2. Тест на определение силовых способностей:

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: определить силу в поднимании туловища из положения лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, держа руки за головой.

Методика: по команде “Начинай!” производят поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой.  Один участник выполняет, другой держит его стопы, прижав их к полу.

Поднимание происходит по времени. Учащийся должен выполнять упражнение в течение 30 сек. Поднимание и опускание туловища должно производиться полностью.

Определение уровня:

Повышенный –  учащийся правильно держал руки при выполнении упражнения, ноги согнуты в коленях, поднимал и опускал туловище до нужного положения .Упражнение выполнял без остановки. (3 балла)

Базовый – учащийся  держал руки  за головой, но иногда при выполнении руками старался помочь себе, ноги согнуты в коленях, поднимал и опускал туловище до нужного положения. Упражнение выполнял с остановками (2 балла).

Пониженный – учащийся  держал руки не правильно, помогал  себе руками подняться, ноги держал прямыми, поднимал и опускал туловище не полностью .Упражнение выполнял с остановками (1 балл).        

3. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Этот тест позволяет оценить динамическую силу мышц ног. Тест может проводиться как в зале, так и на стадионе. В зале необходимо использовать толстые маты, на стадионе – яму с песком. Прыжок производится после разминки, из положения стоя обеими ногами на линии старта, с махом руками. Ученик может произвольно делать предстартовые движения руками и корпусом, но не имеет права отрывать ноги от линии старта до момента прыжка. Дальность прыжка измеряется с помощью сантиметровой ленты от линии старта до точки приземления, за которую принимается наиболее близкая к линии старта точка соприкосновения любой части тела ученика с землей (при правильной технике прыжка это обычно бывает пятка). Измеряется длина прыжка в сантиметрах.

Определение уровня:

Повышенный – учащийся правильно выполняет замахи перед прыжком, ноги стоят на линии старта. Прыжок производит вперед вверх, приземляется четко на две ноги , после приземления сразу отходит вперед (3 балла).

Базовый – учащийся правильно  стоит на линии старта. Прыжок производит вперед вверх, приземляется  на две ноги (2 балла).

Пониженный -  учащийся  выполняет прыжок не от линии старта. Прыжок производит без замахов руками, приземляется на одну ногу, после приземления не может устоять на месте - падает, отходит назад (1 балл).

4. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, сидя на полу.

Методика: сгибание туловища из положения сидя на полу дает представление о гибкости позвоночника. Тест проводится в любом помещении. Ребенок должен сесть на пол и вытянуть ноги вперед, после чего по команде он должен наклониться к своим ногам, максимально выдвигая вперед руки. Когда максимальный наклон достигнут, его необходимо зафиксировать и удержать 2–3 секунды – только в этом случае получается объективный результат. Измеряется расстояние по горизонтали между средними пальцами рук и носками ног (в см). Положение стоп должно быть вертикальным. Если при максимальном наклоне туловища вперед пальцы руки не доходят до линии носков ног, то фиксируется результат со знаком «–», если пальцы руки заходят за линию носков ног – то результат со знаком «+».

Определение уровня:

Повышенный – учащийся выполняет тест с четко выпрямленными ногами, при наклоне ноги остаются прямыми руки выдвигает максимально вперед .Фиксирует удержание тела в наклонном положении (3 балла).

Базовый –  учащийся выполняет тест с  выпрямленными  или слегка согнутыми ногами, при наклоне ноги слегка согнуты  руки выдвинуты  вперед .Фиксирует удержание тела в наклонном положении (2 балла).

Пониженный –  учащийся выполняет тест с согнутыми ногами, при наклоне ноги остаются согнутыми,  руки  не выдвигает  вперед. Не фиксирует удержание тела в наклонном положении (1 балл).

5. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3х10 м.

Методика: Челночный бег 3 х 10 м позволяет оценить двигательное качество ловкости. Тест проводится в спортивном зале или на беговой дорожке. На расстоянии 10 м друг от друга устанавливаются какие-либо предметы, хорошо заметные, или чертятся яркие линии.  Задание состоит в том, чтобы, стартовав по команде, ребенок пробежал трижды расстояние от одного предмета до другого, огибая его по траектории цифры «8». При оценке ловкости (координационных способностей) учитывается  общее время бега.

Определение уровня:

Повышенный – учащийся начал движение по команде, разворот выполнял на передней части стопы, не забегал за линию или фишку при развороте. Выполнил максимальное ускорение в конечной фазе упражнения (3 балла).

Базовый – учащийся начал движение по команде, выполнял разворот, но забегал за линию или фишки. Всю дистанцию пробежал в одном темпе (2 балла).

Пониженный – учащийся без команды выполнял движения, не добегал или перебегал за линию или фишку, останавливался во время выполнения (1 балл).

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:

  1.  ровная площадка и рулетка для выявления скоростно-силовых качеств;
  2. гимнастический мат  для выявления силовых качеств ,гибкости ;
  3. беговая дорожка и секундомер для выявления координации , скорости.

Всё оборудование имеется в нашем учреждении, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности детей школьного возраста.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводит один и тот же педагог: учитель физкультуры.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

Определение общей физической подготовленности класса:

Повышенный –  13 – 18 баллов

Базовый – 7 – 12 баллов

Пониженный – 6 и меньше баллов

Во время тестирования важно учитывать:

  • индивидуальные возможности ребёнка;
  • особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (таблица 1). В протокол записываются результаты всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также обработанные результаты записываются в оценочную карту физической подготовленности класса (таблица 2). 

 Работая по данной системе,  достигаются  следующие результаты:

  1. по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка .
  2. определяеться  количество детей с базовым и высоким уровнем физической подготовленности.
  3. тесты позволят  выявить уровень развития движений и физических качеств у детей, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
  4. определить способности и возможности каждого ребёнка .
  5. тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по физической культуре для 1-2 кл. 2020-2021 уч год

Рабочая программа по предмету физическая культура для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 3 класса 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Физическая культура 1-4 классы», под ред. В.И. Ляха, УМК «Школа России». В программе ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 3 класса 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по родному (русскому языку) для 3 класса на 2020-2021 учебный год, УМК «Школа России», разработана на основе требований ФГОС НОО. В программе представлены календарно-те...

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федеральный Зако...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».

Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....