Рабочая программа "Народные подвижные игры"
рабочая программа по физкультуре (1 класс)

lubashik1974

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_narodnym_podvizhnym_igram.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Народные подвижные игры» для учащихся 1-ых классов составлена в соответствии с ФГОС второго поколения, комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Цель данного курса –   способствовать воспитанию национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовному совершенствованию физически здоровой личности учащегося.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

-приобретение знаний о русских народных играх, о традициях удмуртского, татарского, русского и марийского народа;

-обучение разнообразным правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;

-прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта;

-развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

-гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;

-повышение физической и умственной работоспособности школьника;

-формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;

-привить учащимся интерес и любовь к занятиям  различным видам  спортивной игровой деятельности;

-воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.

Режим занятий:

Срок реализации – 1 год

Количество часов в неделю – 1 час

Количество часов в год – 30 часов

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Роль и место данного курса.

 Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.  

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств.

Алгоритм работы с играми:

Знакомство с содержанием игры.

Объяснение содержания игры.

Объяснение правил игры.

Разучивание игр.

Проведение игр.

 Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональное и эстетическое воспитание учащихся начальных классов. Первое место в решении проблемы обучения шестилетних школьников, несмотря на свою обособленность по отношению к другим дисциплинам учебного плана, занимает физическая культура.

Эта программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной активности, в частности, игры. В основу программы для учащихся 1-го класса положены программа физического воспитания для учащихся средней школы и программа для школьников, а также программа физического воспитания с игровой направленностью.

На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.

Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.

 Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Характерная особенность народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.

 Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе различных национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности.

 Особенности программы.

Предлагаемая учебная программа по физической культуре знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры разных народов. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.

 Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:

по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт разных народов);

по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);

по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);

по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);

по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);

по отношению к структуре занятий (для  подготовительной, основной, заключительной частей занятий).

Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю планирование занятий с младшими школьниками и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы.

 Прогнозируемые результаты применения программы направлены:

На формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.

Введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).

Универсальные учебные действия.  

Универсальными результатами учащихся по курсу являются:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Тематическое планирование

№ п.п.

Вид программного материала

Количество часов

1

Теоретические сведения:

- техника безопасности на занятиях (инструктаж № 006/2)

- знакомство с национальностями, проживающими на территории Удмуртии

- знакомство с традициями, культурой, бытом удмуртского, татарского, русского, марийского народа

В процессе занятий

2

Удмуртские народные подвижные игры

8

3

Татарские народные подвижные игры

8

4

Русские народные подвижные игры

8

5

Марийские народные подвижные игры

6

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Удмуртские народные подвижные игры (8 занятий)

1-8 занятие

1 занятие

Удмуртские народные подвижные игры

Инструктаж по охране труда № 006/2. ОРУ в движении. Игра «Водяной» (Вумурт): с использованием платка, без предметов, с одним водящим, с двумя водящими. Игра «Лапоть» (без выбывания игроков).

2 занятие

ОРУ со скакалкой. Игра «Водяной» (Вумурт): с использованием платка, без предметов, с одним водящим, с двумя водящими, командный вариант игры. Игра «Догонялки» (Тябыкен). Игра «Лапоть» без выбывания игроков, с выбыванием игроков.

3 занятие

ОРУ в форме игры «Вызов номеров» (используя названия на удмуртском языке). Игра «Водяной» (Вумурт): с использованием платка, без предметов, с двумя водящими, командный вариант игры. Игра «Догонялки» (Тябыкен). Игра «Лапоть» с выбыванием игроков до последнего.

4 занятие

ОРУ в форме игры «Вызов номеров» (используя названия на удмуртском языке). Игра «Одинокий журавль» (Пал тури). Игра «Лапоть» с выбыванием игроков до последнего, без выбывания по командам. Подвижная игра «Игра с полотенцем» (Чушкон шудон)

5 занятие

ОРУ в движении по кругу в стихотворной форме на удмуртском языке. Игра «Водяной» со сменой водящего, с увеличением количества водящих. Игра «Догонялки» (Тябыкен). Игра «Игра с платочком» (Кышетэн шудон).

6 занятие

ОРУ в движении по кругу в стихотворной форме на удмуртском языке. Игра «Водяной» со сменой водящего, с увеличением количества водящих. Игра «Игра с платочком» (Кышетэн шудон). Игра «Одинокий журавль». Подвижная игра «Игра с полотенцем» (Чушкон шудон)

7 занятие

ОРУ  «Зоопарк» с изображением животных, обитающих на территории Удмуртии. Игра «Водяной» со сменой водящего, с увеличением количества водящих. Игра «Догонялки» (Тябыкен). Игра «Игра с платочком» (Кышетэн шудон). Игра «Одинокий журавль». Игра «Лапоть» (командная).

8 занятие

ОРУ танцевального характера под песни удмуртского народа. Повторение всех ранее изученных удмуртских подвижных игр.

Татарские народные подвижные игры (8 занятий)

9-16 занятие

9 занятие

Татарские народные подвижные игры

ОРУ в движении. Игра «Серый волк» с одним водящим, двумя водящими. Игра «Хлопушка» с одним водящим. Игра «Займи место».

10 занятие

ОРУ в форме игры «Тимербай». Игра «Серый волк» с двумя водящими. Игра «Хлопушка» с двумя водящими. Игра «Займи место». Игра «Жмурки».

11 занятие

ОРУ в форме игры «Тимербай». Игра «Ловишки» с одним водящим, с двумя водящими. Игра «Хлопушка» с двумя водящими. Игра «Перехватчики». Игра «Жмурки».

12 занятие

ОРУ с обручем. Игра «Ловишки» с одним водящим, с двумя водящими, с увеличением количества водящих. Игра «Хлопушка» с двумя водящими. Игра «Перехватчики». Игра «Скок-перескок».

13 занятие

ОРУ в движении. Игра «Ловишки» с двумя водящими, с увеличением количества водящих. Игра «Мяч по кругу». Игра «Перехватчики». Игра «Скок-перескок».

14 занятие

ОРУ со скакалкой. Игра «Угадай и догони» с одной группой играющих. Игра «Мяч по кругу». Игра «Перехватчики». Игра «Скок-перескок».

15 занятие

ОРУ танцевального характера под татарскую музыку. Игра «Угадай и догони» с двумя группами играющих. Игра «Лисички и курочка». Игра «Перехватчики». Игра «Скок-перескок».

16 занятие

ОРУ танцевального характера под татарскую музыку. Повторение всех ранее изученных татарских подвижных игр.  

Русские народные подвижные игры (8 занятий)

17-24 занятие

17 занятие

Русские народные подвижные игры

ОРУ в движении. Игра «У медведя во бору» с одним водящим, двумя водящими. Игра «Стадо» с одним водящим, двумя водящими. Игра «Шлепанки».

18 занятие

ОРУ с мячом. Игра «Пятнашки» с одним водящим, двумя водящими, пятнашки-присядки. Игра «Шлепанки». Игра «Стадо» с двумя водящими. Игра «Краски».

19 занятие

ОРУ в форме игры «Повтори за мной». Игра «Пятнашки» с двумя водящими, с увеличением количества водящих, пятнашки-присядки. Игра «Наседка и коршун». Игра «Гуси». Игра «Краски».

20 занятие

ОРУ в форме игры «Повтори за мной». Игра «Пятнашки-зайки». Игра «Круговые пятнашки». Игра «Наседка и коршун». Игра «Гуси». Игра «Совушка».

21 занятие

ОРУ с мячом. Игра «Берегись». Игра « Круговые пятнашки».Игра «Горелки». Игра «Челночок». Игра «Наседка и коршун». Игра «Гуси». Игра «Совушка».

22 занятие

ОРУ со скакалкой. Игра «Пятнашки с домом». Игра «Круговые пятнашки».Игра «Горелки». Игра «Челночок». Игра «Наседка и коршун». Игра «Гуси». Игра «Совушка».

23 занятие

ОРУ танцевального характера под русскую народную музыку. Игра «Пятнашки с домом». Игра «Перебежки». Игра «Перебежки с выручалкой».  Игра «Горелки». Игра «Лошадки». Игра «Стоп». Игра «Совушка».

24 занятие

ОРУ танцевального характера под русскую народную музыку. Повторение всех ранее изученных русских  подвижных игр.  

Марийские народные подвижные игры (6 занятий)

25-30 занятие

25 занятие

Марийские народные подвижные игры

ОРУ в движении. Игра «Петушиное сражение». Игра «Ястреб и гусята» с одним водящим, с двумя водящими. Игра «Кто быстрее».

26 занятие

ОРУ с мячом. Игра «Петушиное сражение». Игра «Ястреб и гусята» с одним водящим, с двумя водящими. Игра «Кто быстрее». Игра «Сбей мячом».

27 занятие

ОРУ со скакалкой. Игра «Ястреб и гусята» с одним водящим, с двумя водящими, с увеличением количества водящих. Игра «Береги ноги». Игра «Сбей мячом».

28 занятие

ОРУ в форме игры «Делай как я». Игра «Салки». Игра «Биляша». Игра «Коршун и цыплята». Игра «Береги ноги». Игра «Круговой».

29 занятие

ОРУ танцевального характера под марийскую музыку. Игра «Салки». Игра «Биляша». Игра «Коршун и цыплята». Игра «Катание мяча». Игра «Круговой».

30 занятие

ОРУ танцевального характера под марийскую музыку. Повторение всех ранее изученных русских  подвижных игр.  

Для составления и реализации данной программы используются:

Литература:

  1. Учебная программа «комплексная программа физического воспитания 1-11 классы».- М.: Просвещение,2011г. Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич.
  2. Развивающие игры на уроках Физической культуры. 1-11 классы. Методическое Пособие.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2004г.
  3. Детские народные подвижные игры. Составитель А.В. Кенеман, Т.И. Осокина- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение; Владос,2000г.
  4. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова, Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся, -Волгоград «Учитель», 2012 г.
  5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  6. МАААМ.RU
  7. Громова О.Е. «Спортивные игры для детей» М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  8. Edu.tatar.ru
  9. Itishistory.ru

Средства обучения:

Гимнастические снаряды: гимнастическая скамейка и стенка.

Спортивный инвентарь: мячи волейбольные, мячи малые, скакалки, обручи, гимнастические палки, сигнальные конусы.

Предметы: лапти, платки разного размера, кушак, полотенце.

ТСО: музыкальный центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Подвижным играм. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Подвижные игры"

Структура документаРабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержател...

рабочая программа Подвижные игры

Пояснительная запискаРабочая программа кружка «Подвижные игры»  разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ  в соответствии с требованиями Федерал...

рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс

рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс...