Рабочая программа по адаптивной физкультуре, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
рабочая программа по физкультуре (1 класс)

Яркова Валентина Николаевна

Рабочая программа по АФК предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt._fizk.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная физкультура, 1 класс, 2 вариант (обучение на дому).

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Нормативно-правовую базу разработки  рабочей программы общего образования составляют:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
  • Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физиче-ское развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основные задачи:

  • формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
  • укрепление и сохранение здоровья  детей, профилактика  болезней и  возникновения вторичных заболеваний.

2.Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися.

Программа по адаптивной физической культуре  включает разделы: Общеразвивающие и корригирующие упражнения; ходьба и бег; броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.

В раздел Общеразвивающие и корригирующие упражнения входят темы: Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа». Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Ходьба с высоким подниманием колен.

Ходьба и бег: Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег с изменением темпа и направления движения. Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза: Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге).

Для ребёнка с ДЦП составлена индивидуальная программа. Данная программа содержит упражнения для профилактики зрения; упражнения на коррекцию кисти рук; артикуляционная гимнастика; комплекс массажа ладошек; гимнастические упражнения при ДЦП; дыхательная гимнастика.

В процессе обучения адаптивной физической культуре учащихся:

  • знакомят, а затем уточняют и закрепляют с ними понятийный аппарат (название движений, действий);
  • учат последовательности движений без предметов, с предметами, а также правилам безопасности при этом;
  • учат адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с элементами спортивных;
  • учат осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время уроков.

3.Место учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане содержится предмет «Адаптивная физкультура». На изучение данного предмета отводится 0,5 часа в неделю. Всего за год 16 часов.

 Из них:

Iч. –    ч.                                            III –      ч.

IIч. –   ч.                                            IV –      ч.

4.Планируемые результаты освоения программы.

Предполагаемые предметные результаты обучения.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения;
  • Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;
  • Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности;

 Предполагаемые личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6. Календарно-тематическое планирование.

Данная программа составлена для ребёнка с ДЦП.

тема

колич. часов

сроки

оборудование

1.

Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос).

1

коврик

2.

Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев.

1

коврик, мягкий мяч

3.

Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.

1

коврик, мягкий мяч

4.

Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев.

1

шарики, флажки

5.

Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях.

1

шарики, флажки

6.

Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам».

1

 коврик, игрушки

7.

Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз).

1

коврик, мячи, игрушки

8.

Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения.

1

коврик

9.

Круговые движения прямыми руками вперед (назад).

1

коврик, гимнастическая палка

10.

Наклоны туловища в сочетании с поворотами.

1

коврик, гимнастическая палка

11.

Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения.

1

коврик

12.

Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»).

1

коврик

13.

Наклоны туловища вперед (в стороны, назад).

1

коврик

14.

Броски  мяча двумя руками.

1

мячи, коврик

15.

Метание мяча в цель

1

мячи, коврик

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

3. Содержание программы.

программный материал

колич. часов

сроки

игры

основные виды

учебной деятельности

1-2

Упражнения для профилактики зрения.

2

 «Жмурки»

формирования и закрепления умений и навыков.

3-4

Упражнения на коррекцию кисти рук.

2

«И открыл, и прочел»

формирования и закрепления умений и навыков.

5-6

Артикуляционная гимнастика.

2

"Весёлые фигуры"

формирования и закрепления умений и навыков.

7

Упражнение "Зарядка".

1

Игра в зарядку

формирования и закрепления умений и навыков.

8

Комплекс массажа ладошек.

1

Ладошка – это солнышко, А пальчики лучи.

Поёт о солнце скворушка,

Кричат о нём грачи.

Поглаживать левую ладонь пальцами  правой руки поочередно. От кончиков пальцев к основанию поглаживать пальцы.

9

Комплекс массажа ладошек.

1

Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по лбу. От середины лба к верхней части ушей

10

Гимнастические упражнения при ДЦП.

1

- развести руки в стороны, а при возвращении — прижать их к груди; - поднять руки вверх, а при опускании — прижать их к груди;- отвести правую руку в сторону и одновременно

формирования и закрепления умений и навыков.

11

Гимнастические упражнения при ДЦП.

1

повернуть голову, затем возвращение исходное положение; -вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;

формирования и закрепления умений и навыков.

12-13

Дыхательная гимнастика  «Дятел»

2

Пестрый дятел тук да тук, Слышим мы знакомый звук. Это с той зеленой ели Раздается этот стук

формирования и закрепления умений и навыков.

14

Дыхательная гимнастика  «Шарик»

1

Будто шариком играем: Наш животик мы сдуваем. Дружно все вдохнули:

Шарик наш надули.

формирования и закрепления умений и навыков.

15-16

Закрепление.

2

формирования и закрепления умений и навыков.

6. Система оценки по предмету «Адаптивная физкультура».

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

7. Учебно-методическое обеспечение.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • Ростомашвили, Л. Н. Адаптивное физическое воспитание: / Л. Н. Ростомашвили., М.М. Креминская  // Ростомашвили, Л.Н.;
  • Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

8. Материально-технические средства.

1.ЭОР.

2. Физ. инвентарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адаптивной физкультуре VIII 8 вида для 1 класса (3 часа)

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (8 вида) для 1 класса + пояснительная записка...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для 1 дополнительного класса для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Данный материал пригодится тем учителям начальных классов,которые обучают детей с уственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре VIII 8 вида для 2 класса (3 часа)

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (8 вида) для 2 класса + пояснительная записка...

Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому

Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому...

Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями  (с ТМНР)...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по АФК предназначена для учащихся 4 классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития....