План-конспект занятия Ритмической гимнастики с элементами арт-терапии
план-конспект урока по физкультуре (2, 3, 4 класс)

Четвертакова (Рыбянцова) Марина Леонидовна

Направление: кинейзиопедагогика. Предлагаемые техники арт-терапии, используемые в данном материале, направлены на: снятие эмоционального и мышечного напряжений, формирование позитивного восприятия, развитие когнитивных функций (памяти, восприятия, мышления),  развития творческого воображения и обогащения двигательного опыта, повышение самооценки. Отдельные элементы урока можно использовать на активных подвижных переменах, классных мероприятиях, при коррекции напряжённых эмоциональных состояний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с элементами арт-терапии

Тема: Танцуем, двигаемся, представляем.

Цель: создание чувства гармонии и уверенности, развитие образно-двигательных и коммуникативных навыков, творческих способностей.

Задачи:

  • формирование позитивного самовосприятия;
  • сплочение коллектива на основе совместной продуктивной деятельности;
  • развитие когнитивных функций: памяти, внимания, восприятия.
  • развитие коммуникативных навыков;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие активного творческого воображения;
  • повышение чувства уверенности в себе;
  • развитие координационно-двигательных способностей.

Вид группы: средняя.

Направление: кинезиопедагогика.

Возраст: младшая школа (2-4 класс).

Условия проведения: свободное пространство (мебель вдоль стен), магнитофон (телефон, колонка), динамичная музыка, гимнастические коврики.

Часть занятия

Ход занятия

Методические указания

В

в

о

д

н

а

я

Приветствие.

-Здравствуёте! Сегодня у нас необычное занятие. Всё, что мы чувствуем, видим, знаем, хотим, мы будем воплощать в движении. Давайте поздороваемся!

Упражнение: участники становятся в круг и каждый, по кругу, показывает своё приветствие жестом (по желанию: только руками или всем телом). Затем, остальные повторяют жест, как бы возвращая его приветствующему

Разминка. 

- Сейчас мы сделаем зарядку для мозга, но телом. Все видели слона? Ну, хоть на картинке? Слоны большие и умные!

Упражнение «Слон»: одно ухо необходимо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть противоположную руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3 раза каждой рукой.

-Ребята, а какие цвета вам больше нравятся? О, я услышала красный, белый, синий, желтый (и т. д.). Вся радуга здесь! А давайте их изобразим движением, которое, как вы думаете, соответствует данному цвету.

Упражнение: даётся задание изобразить какой-либо цвет. Это должны быть контрастные цвета. Например: белый – черный, красный-зелёный, желтый-синий, серый-розовый и пр. Попросить описать эмоции или ощущения, при изображении этого цвета.

- А какого цвета настроение у вас сейчас? Покажите. Почему?

Каждый может проявить свою изобретательность. Тех ребят, которые повторяются, попросить придумать что-то своё.

Одно из интегрирующих упражнений «Гимнастики мозга» Пола Деннисона. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект—тело», улучшает концентрацию внимания.

При описании рефлексии эмоции движений цвета обратить внимание на тех, кто более агрессивно описывает некоторые цвета (часто чёрный, красный, серый и пр.). Попросить таких ребят показать цвет радости, любви, дружбы.

О

с

н

о

в

н

а

я

Коммуникативные навыки.

-Сейчас мы поиграем в игру «Зеркало». Ваши движения не должны быть слишком резкими и быстрыми, чтобы ваш товарищ успевал за вами.

Упражнение «Зеркало»: ребята встают в пары друг напротив друга. Один из них показывающий движения, другой - его зеркало. Через несколько минут роли меняются.

Получение обратной связи.

-Сейчас каждый придумает, какое животное он хочет изобразить. Почему именно это?

Упражнение «Метафорическое животное»: Участники по очереди показывают животное. Ребятам предлагается угадать, какое это животное. Рассказать, что они видят в этом животном.

Снятие напряжения, агрессии.

-А теперь мы поиграем в подвижную игру. Вы можете встать в пару с тем, с кем хотели бы померяться силой.

Упражнение «Толкалки»: Ребята встают в пары на расстоянии вытянутой руки друг от друга, подняв руки на высоту плеч и опираясь ладонями о ладони своего напарника. По сигналу ведущего они начинают толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же партнер сдвигает назад, необходимо стараться вернуться на свое место. Если кто-то хочет остановить игру, то должен громко сказать: «Стоп!».

Игра начинается по команде ведущего. По команде ведущего и останавливается.

Упражнение на развитие уверенности, координации, творчества, спонтанности.

-Любите ли вы танцевать? Давайте устроим дискотеку! Но не простую, а с загадкой.

Упражнение «Незнайка»: ребята встают в круг. Выбирается «Незнайка» - тот, кто будет  угадывать ведущего. Он выходит из зала, чтобы не слышать, кто это будет. Из желающих выбирается ведущий дискотеки, который будет придумывать и показывать движения. Остальные должны за ним всё повторять.

Как только зазвучит музыка, ребята выполняют движения за ведущим. Заходит «Незнайка», становится в круг и пытается угадать, за кем все повторяют. У него есть 3 попытки. Угадал – выиграл. Не угадал – выиграл ведущий. Музыка останавливается. Ведущий становится «Незнайкой» и выходит из зала. Выбирается новый ведущий дискотеки.

-Какие вы все весёлые, оригинальные и внимательные! А как здорово танцуете! Какого цвета сейчас ваше настроение? Покажите!

Можно подсказать движения детям, которые затрудняются, изобразить рисование на запотевшем зеркале, утренние процедуры и т.д.

Участник, который показывал животное, может рассказать угадали ли ребята те качества, которые он хотел показать. Соответствует ли это его ощущениям.

Участники должны быть внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкать своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Можно поменять положение: руки поставить крестом, повернутся спина к спине, наклонившись толкаться ягодицами.

Движения ведущего должны быть легко выполнимы и часто меняться.

Если «Незнайка» не угадал с первого раза, танец не останавливается, а продолжается.

Каждый желающий должен побыть ведущим.

З

а

к

л

ю

ч

и

т

е

л

ь

н

а

я

Релаксация

-Закончилась наша дискотека, мы возвращаемся домой. И нам нужно прийти в состояние покоя.

Задание: Все ложатся на коврики на спину. Руки вдоль тела, ладони вверх, ноги прямые, глаза закрыть.

  1. Выполнить несколько вдохов животом.
  2. Выполнить несколько вдохов грудью.
  3. Выполнить дыхание животом следующим способом: на вдох втянуть живот, на выдох надуть его как шар. Повторить 5-6 раз.
  4. Выполнить дыхание животом по-другому: на вдох надуть живот, на выдохе втянуть. Повторить 5-6 раз.
  5. В расслабленном состоянии постараться услышать все звуки, которые находятся снаружи.
  6. В расслабленном состоянии постараться почувствовать все ощущения внутри себя.
  7. Резко открыть глаза, затем сильно зажмуриться. Повторить 3 раза.

-Молодцы! Как вы теперь себя чувствуете? Что вы услышали в себе, что почувствовали? Это приятные ощущения?

Рефлексия

-Наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Что бы вы хотели повторить?

Благодарность и прощание.

-Давайте поблагодарим друг друга за прекрасно проведённое время вместе!

Упражнение «Ожерелье»: ребята встают в круг. Начинает ведущий. Например: прикладывает ладони к груди и слегка наклоняет голову. Все повторяют жест благодарности. Следующий, повторив сначала жест ведущего, добавляет, словно бусинку в ожерелье, свой жест (можно и жест прощания). Все повторяют. И так каждый участник по кругу выполняет жест предыдущих ребят и добавляет свой. В итоге к ведущему возвращается целое ожерелье благодарностей.

- До свидания! Спасибо!

Следить, чтобы участники приняли правильное положение рук и ног. Объясняющий голос должен быть тихим, плавным, неспешным.

Если нет ковриков, можно выполнить сидя на стуле. Сесть прямо, прижавшись спиной к стулу, ноги чуть расставлены. Руки лежат на коленях, ладонями вверх.

Рассказать и от себя, что понравилось в участниках, какие задания оказались эмоционально наиболее яркими.

Хорошо развивает двигательную память. Необходимо следить, чтобы ни один жест не потерялся и не повторялся.

Планируемые результаты:

  • снятие эмоциональных и мышечных зажимов;
  • обогащение двигательными навыками;
  • принятие себя и своих эмоций;
  • повышение уровня самооценки, позитивного эмоционального и ресурсного состояния;
  • увеличение уровня социального контакта;
  • развитие творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия по технике безопасности на занятиях аппликацией.

Памятка по технике безопасности для занятий в кружке аппликации. Правила безопасной работы с ножницами Соблюдай порядок на своём рабочем месте. Перед работой проверь исправность инструм...

План – конспект открытого урока по гимнастике в 4 классе

Задачи урока: 1. Образовательные:    1.1. Совершенствование навыков лазанья.   1.2. Закрепление навыков перелезания и переползания, висов и упоров.   1.3. Повторение...

План-конспект урока физической культуры (гимнастика 3 класс).

Формирование  у обучающихся  правильной осанки....

план- конспект урока по теме "Гимнастика"

План конспект урока по физической культуре на тему " ГИМНАСТИКА", обучение технике кувырка вперед...

План -конспект внеклассного занятия "Песочная терапия"

В результате занятия учащиеся сформируется умение слушать сказку и адекватно реагировать на ее содержание....

План — конспект индивидуального занятия учителя – дефектолога с применением песочной терапии

Цели:Образовательные:— стимулировать познавательную активность;— развитие понимания речи;— активизировать, расширять экспрессивную речь, обогащать лексический словарь;— формиро...

План конспект тренировки по художественной гимнастике

Конспект учебно-тренировочного занятия...