Рабочая программа курса внеурочной деятельности
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Фазлукова Татьяна Робертовна

Программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья»  рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 33 часа, II – IV классы – 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_nachalnaya_shkola.docx220.51 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Таня\Documents\IMG_20201221_0001.jpg

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

                                                     

              Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

Программа «Путешествие по тропе здоровья»  рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 33 часа, II – IV классы – 35 часов.

Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Планируемые результаты

После окончания I года обучения  учащиеся должны

Знать:

  • задачи общей физической подготовки;
  • правила подвижных игр.
  • правила игры в шашки, шахматы;
  • цели и задачи упражнений с мячом;
  • основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
  • основы техники безопасности во время катания на санках, коньках, лыжах;
  • историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
  • гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде;
  • основы здорового образа жизни;

Уметь:

  • играть в подвижные игры для развития  выносливости, быстроты.
  • соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;

Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;
  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
  • осуществлять добрые дела полезные другим людям.

Метапредметные результаты:

      1.   Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя;
  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  • использовать дополнительные средства получения информации;
  • уметь оценивать себя.
  1. Познавательные УУД:
  • уметь перерабатывать полученную информацию;
  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.

      3.   Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  • понимать позиции других.

После окончания II года обучения   учащиеся должны

Знать: 

  • упрощенные правила спортивных игр (футбол, волейбол);
  • правила игры в шашки, в шахматы;
  • историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
  • факторы сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила  соревнований  и  подвижных игр;
  • строение тела человека, его привычки;
  • основы здорового образа жизни;

Уметь:

  • играть по правилам в спортивные игры (футбол, волейбол).
  • выполнять упражнения на расслабление во время занятий;
  • соблюдать правила техники безопасности во время занятий,
  • соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и ЗОЖ

Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;
  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
  • осуществлять добрые дела полезные другим людям.
  • определять самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

      1.   Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • использовать дополнительные средства получения информации;
  • уметь оценивать себя,  правильно оценивать позицию других.
  1. Познавательные УУД:
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • уметь перерабатывать полученную информацию;
  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  • делать выводы в результате совместной работы в группе;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет;

      3.   Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  • понимать позиции других;
  • совместно договариваться о правилах общения, поведения и следовать им.

После окончания III года обучения  учащиеся должны

Знать:

  • специфические особенности подвижных и спортивных игр направленных на развитие физических качеств;
  • правила спортивных игр (футбол);
  • правила игры в шашки, шахматы;
  • основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
  • значение ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
  • меры личной и общественной профилактики болезней;
  • значение экологии для окружающей среды.

Уметь:

  • играть по правилам в спортивные игры (футбол);
  • соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
  • соблюдать экологическую чистоту;
  • вести здоровый образ жизни.

Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;
  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
  • осуществлять добрые дела полезные другим людям.

Метапредметные результаты:

      1.   Регулятивные УУД:

  • определять  и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по составленному плану использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ)
  • использовать дополнительные средства получения информации;
  • уметь оценивать себя.

2.   Познавательные УУД:

  • уметь перерабатывать полученную информацию;
  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.

      3.   Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  • понимать позиции других;
  • учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.

После окончания IV года обучения учащиеся должны

Знать:

  • правила соревнований по спортивным играм;
  • меры личной и общественной профилактики болезней;
  • правила спортивных игр (футбол,  волейбол);
  • правила игры в шашки, шахматы;
  • правила катания на санках, лыжах, коньках;
  • основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
  • значение питания, ЗОЖ,  как фактора сохранения и укрепления здоровья;
  • значение экологии для окружающей среды.

Уметь:

  • подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
  • играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
  • соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;
  • соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;
  • соблюдать экологическую чистоту;
  • вести здоровый образ жизни.

Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;
  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
  • осуществлять добрые дела полезные другим людям;
  • объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей.

Метапредметные результаты:

      1.   Регулятивные УУД:

  • определять  и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по составленному плану использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература,  средства ИКТ)
  • использовать дополнительные средства получения информации;
  • уметь оценивать себя.
  • уметь соотносить  результат своей деятельности с целью и оценить его;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

2.   Познавательные УУД:

  • уметь перерабатывать полученную информацию;
  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.
  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

      3.   Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  • понимать позиции других;
  • учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;
  • учиться предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, села.
  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  • Классный руководитель  координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания  в основной школе.
  • 90% учащихся класса посещают кружки  дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Формы учета знаний и умений.

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры  и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений  для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Содержание программы:

Беседы по профилактике здорового образа жизни – 21 ч.:

I класс – 6ч. «Поведение в школе, ознакомление с опасными  местами в здании школы и вокруг него», «Твой  новый режим дня»,  «Сменная обувь. Зачем она?», «Учимся не болеть», «Польза и вред воды», «Кто сколько жует – тот столько живет».

II класс – 5ч. «Режим дня», «Смешное и поучительное», «Страна Болючка», «Я и мои привычки», «Мой друг – велосипед».

III класс – 5ч. «Уроки хорошего поведения», «Одевайся по погоде», «Вредные привычки», «Час здоровья», «Улица полна неожиданностей».

IV класс – 5ч. «Первая помощь утопающему», «Обсуждение сказки «Старик и Сова», «Профилактика гриппа», «Береги здоровье смолоду», «Как правильно купаться и загорать».

Подвижные игры на свежем воздухе – 31 ч.: «Увернись от мяча»,     «Вороны и воробьи»,  «Паровозик»,    «Ловишки-перебежки», «Первые снежки», «Строим снежную крепость», «Донести рыбку», «Петушиный бой», «Два Мороза», «собери орехи», «Большой мяч» и др.  Катание на санках. Игра в снежки.    

I класс – 9ч, II класс – 6ч, III класс – 9ч, IV класс – 9ч       

Экскурсии – 15  ч.:  

I класс – 3ч «Красота осенней природы»,  «Красота зимней природы»,  «Наблюдения за весенними изменениями в природе».   

 II класс – 4ч. «Осенние изменения в природе», «Осторожно – тонкий лед», «Зимние забавы», «Весенние изменения в природе».

            III класс – 4ч. «В осеннем лесу», «Чистый район», «Как живешь, сосенка?», «День птиц»

            IV класс – 4ч  «Ядовитые растения и грибы», «Снежное покрывало», «Что осталось после зимы», «Весенние следы».                                                   

Динамические прогулки и игры – 10 ч.

I класс – 5ч, II класс – 3ч, III класс – 1ч, IV класс – 1ч       

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий, праздников – 9 ч.:

I класс – 2ч «Волшебница Гигиена», «Здоровье Планеты – наше здоровье»

II класс – 2ч «Я здоровье береге, сам себе я помогу»,  «Уроки безопасности пешехода»

III класс – 3ч «Правила здоровья», «Зимняя сказка», «Путешествие в страну Витаминию»

IV класс – 2ч Игра-путешествие «В стране Здорового Образа Жизни», поиск клада «Остров Здоровья»

Настольные игры – 12ч.: Шашки, шахматы, настольный теннис.

I класс – 3ч, II класс – 2ч, III класс – 3ч, IV класс –2ч       

Спортивные игры – 6ч.: «Учимся играть в футбол, волейбол»

II класс – 3ч, III класс – 2ч, IV класс – 1ч       

Занятия в спортивном зале –5ч.: «Веселая скакалка», «Звонкий мяч»,

I класс – 1ч, II класс – 1ч, III класс – 2ч, IV класс – 1ч       

Спортивные соревнования – 10 ч.: Весёлые старты, эстафета на санках, лыжах.

I класс – 2ч, II класс – 4ч, III класс – 2ч, IV класс – 2ч       

Труд и спорт – 2 ч.: Лепка, оформление снежных фигур

III класс – 1ч, IV класс – 1ч       

Катание на лыжах  – 11 ч.

I класс – 1ч, II класс – 4ч, III класс – 2ч, IV класс – 4ч       

Конкурс рисунков – 2ч. – IV класс

Родительское собрание – 4 ч.

I класс – 1ч, II класс – 1ч, III класс – 1ч, IV класс – 1ч     

   

Список литературы.

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  7. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  9. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  10. http://www.rusedu.ru/detail 

      11.  Сеть творческих учителей – http://www.it – n.ru/board. aspx? cat _no

      12. Фестиваль педагогических идей  http://festival.l september.ru/articles/509616/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Проектная деятельность»

Проектная деятельность- важный аспект формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Исследовательскую проектную деятельность можно включать не только в систему уроко...