Комплекс физический упражнений для равновесия в начальных классах для детей ОВЗ с НОДА
учебно-методический материал по физкультуре
К средствам адаптивной физической культуры относятся физические упражнения и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным средством, с помощью которого достигается воздействие на ребенка, решаются коррекционно-развивающие, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1007.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс физический упражнений для равновесия в начальных классах для детей с НОДА
Пояснительная записка
К средствам адаптивной физической культуры относятся физические упражнения и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным средством, с помощью которого достигается воздействие на ребенка, решаются коррекционно-развивающие, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений.
Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они:
- укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
- улучшают кровообращение, обмен веществ;
- благоприятно влияют на центральную нервную систему, повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям.
К нарушениям опорно-двигательного аппарата относятся:
- Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.
- Врожденная патология ОДА: аномалии развития позвоночника, врожденный вывих бедра, кривошея, недоразвитие и дефекты конечностей, деформация стоп, аномалии развития пальцев кисти.
- Приобретенные заболевания и повреждения ОДА: травмы спинного мозга, головного мозга и конечностей, различные заболевания скелета, нарушение осанки, приобретенная косолапость, плоскостопие.
Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т. п., развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т. е. влияют одновременно на организм и личность.
Актуальность:
Актуальность выбранной темы обусловлена укреплением здоровья, совершенствованием физических качеств, освоением определенных двигательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья. В методической разработке используются разнообразные формы, средства, пути и методы физического воспитания, способы дозирования нагрузок, применяется соответствующий спортивный инвентарь, индивидуальный и дифференцированный подход и соответствует требованиям ФГОС НОО ОВЗ.
Цель:
- развитие методов двигательной реабилитации и социальной интеграции путём применения активных форм, методов и приёмов обучения, целевой помощи детям с НОДА.
Задачи:
- проведение уроков физической культуры и внеурочных мероприятий с использованием соответствующего спортивного инвентаря для четкого ориентира и успеха учащихся с НОДА;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию методов двигательной реабилитации и социальной интеграции обучающихся с НОДА.
Развитие равновесия у детей с нарушениями ОДА – одна из важных задач адаптивной физической культуры, решение которой позволяет формировать у таких детей умение удерживать и сохранять равновесие в движении, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
При обучении детей с ограниченными возможностями новому движению, кроме обязательного показа требуется словесная инструкция и совместное проговаривание с одновременным использованием пассивных движений, т.е. в постоянной помощи и двигательном стимулировании. Одновременно следует учитывать замедленный темп усвоения ими новых движений, а иногда сузить задачу и уменьшить требования, предъявляемые к технике упражнения. Поэтому в процессе обучения новым и закрепления ранее изученных движений, рекомендуется постепенно изменять условия их выполнения, чтобы научить обобщению.
Таким образом, словесная инструкция - обязательный показ - совместное проговаривание, вплоть до использования метода пассивных движений и упражнений с постепенным усложнением приемов их выполнения. При этом особо внимание обращается на ознакомление с новыми упражнениями, т.е. необходим и медленный показ зеркальным методом, совместное проговаривание, возможно даже пассивное выполнение задания.
При этом рекомендуются разнообразные методические приемы, способствующие развитию двигательной сферы. Из них, для детей с особыми образовательным потребностями наиболее целесообразны следующие:
- применение необычных исходных положений (бег из положения, сидя, прыжок и положения, стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положения (сесть, лечь, встать);
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или обеих ногах;
- использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объем; фактуры способствующих развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующей разносторонней координации тонких мышечных ощущений;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками (держась, за руки или за предмет, вдвоем, группой);
- более сложные сочетания основных движений. Например: использовать бег змейкой, обегая кубики, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча. Например, пробежать по извилистой дорожке, пролезть в обруч.
- на занятиях желательно использовать подвижные игры, имитационные и подражательные движения с яркими предметами, что повышает эмоциональное состояние детей.
Учитывая повышенную возбудимость, снижение двигательных способностей детей, занятия нужно проводить спокойно, не требуя сразу точного выполнения задания, поощрять старательность и настойчивость.
- на занятиях в начальных классах необходимо использовать специальное оборудование, которое обеспечит избирательное воздействие физических упражнений.
Многообразие физических упражнений и игровых методик, варьирования методических приемов позволяют педагогу формировать у детей знания и умения, касающиеся не только самого предмета занятий - физических упражнений, но и смежных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого педагогического процесса.
Упражнения на развитие равновесия.
Общие методические рекомендации:
И.П. – узкая стойка, ноги врозь или основная стойка. Необходимо следить за положением туловища при выполнении упражнений. Не допускать глубокого наклона вперед. Чередовать выполнение упражнений на развитие равновесия с выполнением дыхательных упражнений (2-3 раза). При выполнении прыжков следить за тем, чтобы приземление было мягким. Использование цветной разметки помогает ребенку ориентироваться.
1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь.
2. Ходьба на месте с касанием кистей рук пятками.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь.
3. Ходьба на носках по разметке.
И.П. – основная стойка, руки на пояс.
4.Удержание равновесия на одной ноге.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь, руки на поясе.
5.Перешагивание через барьер.
6. Упражнение с обручем.
Методические рекомендации: следить за правильным положением спины.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь, руки вниз, обруч вертикально. Влезть в обруч путем переступания ног, высоко поднимая колени.
7. Прыжки на месте: ноги вместе – ноги врозь.
Методические рекомендации: прыжки выполняются на носках. При выполнении необходимо следить за правильным положением корпуса, затем, чтобы приземление было мягким.
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
8. Прыжки в движении: ноги вместе - ноги врозь.
Методические рекомендации: в начале обучения дети выполняют это упражнение шагом. При выполнении прыжка необходимо следить, чтобы приземление было мягким.
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
9. Ходьба между линиями (ширина 20 см);
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
10. Ходьба между барьерами с грузом на голове.
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
11. Ходьба по скакалке, натянутой на земле.
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
12. Стойка на одной ноге с различными исходными положениями рук, с закрытыми глазами.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь, руки на поясе.
Упражнения, которые я вам предлагаю, очень простые и поддерживают в тонусе все основные группы мышц. Самое приятное, что для их выполнения не требуется никакого хитрого оборудования. Тренироваться можно с помощью предметов, которые есть в каждом спортивном зале.
Список литературы
1. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. - 2007. - № 5. - С. 25-28.
2. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт - 2009.
3. Семенова К. А. Детские церебральные параличи / Семенова К. А. -М.: Медицина, 1968. 256 с.
4. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры / Шапкова Л. В. –М.: Медицина, 2001. 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/18/picture-34554.jpg)
Комплексы здоровьесберегающих упражнений для учащихся начальных классов
Материал содержит группы упражнений для глаз, осанки, дыхания, мелкой моторики....
Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...
Технологическая карта урока физической культуры "Комплексы физических упражнений"
Тип урока: урок открытия нового знанияЦели по содержанию:обучающие: формирование способности учащихся к новому способу действия;развивающие: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых эл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1082472-1543056883.jpg)
Комплекс физических упражнений для укрепления здоровья школьника
Собраны и прокоментированы упражнения для укрепления здоровья школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/22/picture-503851-1413991534.jpg)
Разучивание комплексов физических упражнений для утренней зарядки
Задачи урока:1. Разучивание комплексов физических упражнений для утренней зарядки (по профилактике и коррекции осанки)2. Ознакомление со спортивным залом и спортивной площадкой3. Озна...