Методика обучения техники ведения мяча.
методическая разработка по физкультуре (2 класс)

Меркушев Эдуард Анатольевич

Методика обучения техники ведения мяча.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vedenie_myacha.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:


В современной жизни всё больше занятия физическими упражнениями направлены не на достижение высоких спортивных результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на человека. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Современный баскетбол - динамичная, очень эмоциональная игра. Благодаря которой развиваются не только быстрота, сила, ловкость, координация движений, но и сообразительность, быстрота реакции, умение молниеносно ориентироваться в изменившейся обстановке и принимать решения. Всё это оказывает благотворное влияние на органы и системы организма, а значит и на здоровье человека.

Овладение техникой игры, приобретение необходимых умений и навыков, осуществляется в процессе технической подготовки. Наряду с тактикой, ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре урока. Правильная начальная постановка техники, как и всесторонняя физическая подготовка,- основа для достижения высоких спортивных результатов в будущем.


1.1. Актуальность темы методической работы:

В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом является ведение мяча. Ведению мяча, школьники начинают обучаться с начальной школы.
Проблема поднятая в работе актуальна, т. к. на основе педагогического наблюдения за техникой выполнения ведения мяча учащимися можно сделать вывод, что выполнение данного технического приема осуществляется с большим количеством ошибок. Это связано, во-первых, с тем, что методика обучения технике ведения баскетбольного мяча не всегда эффективна.


1.2. Характеристика раздела знаний .

Программа по физической культуре В. И. Лях, А.А.Зданевич соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены соответствующими учебными разделами: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Из всего разнообразия мы остановимся на «Физическом совершенствовании» (мотивационный компонент), который включает в себя раздел: спортивные игры.

-Баскетбол.


  1. Цели и задачи.

Цель: формирование навыков владения мячом.

Образовательные задачи: научить применять физические умения в различных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь сознательно регулировать усилия при выполнении двигательных действий. Знания в области физической культуры должны обеспечить безопасность при выполнении физических упражнений и соблюдение гигиенических правил во время занятий.


Оздоровительные задачи направлены на обеспечение гармонического развития организма путем сглаживания негативных влияний. Занятия физическими упражнениями призваны устранить повышенную утомляемость, нарушения осанки и координации.

В развитии физических качеств задачи физического воспитания должны быть ориентированы на наличие сенситивных периодов, которые приходятся на период обучения в 5 классах. На основании проявившихся двигательных способностей, функциональных показателей, темперамента и преобладания тех или иных физических качеств, следует решить задачи спортивной ориентации, т.е. помочь школьникам выбрать вид спорта, где он сможет наилучшим образом реализовать свои потенциальные возможности.

Воспитательные задачи: обеспечение должной мотивации к занятиям физическими упражнениями, закрепление интереса, формирование потребностей и этических основ. У школьников следует воспитывать чувство долга перед классом, командой, коллективом школы. Характерной особенностью процесса воспитания физических качеств у школьников является необходимость оптимального сочетания учебного материала школьной программы с дополнительным материалом, направленным на развитие того или иного качества.



1.4. Психолого - педагогическое обоснование.


Школьный возраст - один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает достаточно большой период времени и включает: рост, дифференцировку органов и тканей и приобретение организмом характерных для него форм. Все эти факторы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. При этом характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность.

При обучении технике выполнения того или иного приёма учитель должен учитывать не только возрастные психофизиологические особенности учащихся, но и дифференцированно подходить к содержанию, целям, задачам урока, темпу освоения программного материала, применять различные методы и способы обучения техническим действиям.



1.5. Основные формы организации образовательного процесса.

Основные формы организации образовательного процесса в начальной школе - урок физической культуры. Они подразделяются на три типа:

Уроки с образовательно-познавательной направленностью.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала, могут планироваться как комплексные - с решением нескольких педагогических задач и как целевые - с преимущественным решением одной педагогической задачи.



1.6. Ожидаемые результаты:

В свете новых стандартов обучения результаты освоения содержания программы должны формироваться на нескольких уровнях – личностном, метапредметном, предметном.

Личностыми результатами обучения являются:

- владение навыками специальных физических упражнений, технических действий и применение их в игровой и соревновательной деятельности;

- самостоятельность в приобретении и выполнении новых двигательных умений и навыков;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами;

- умение обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях.

Метапредметными результатами обучения являются:

- уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющийся в применении знаний и умений ;

- владение, широким, арсеналом двигательных действий и физических упражнений из различных видов спорта (баскетбол, легкая атлетика, гимнастика, и др.);

-владение способами наблюдения за своим здоровьем, физическим развитие и физической подготовленностью;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;

Предметными результатами обучения являются:


- знания в области физической культуры и спорта;

- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности составлять из них комплексы для самостоятельных занятий;

- регулировать самостоятельно физическую нагрузку, следить за своим самочувствием;

- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности.

В процессе прохождения учебного раздела программы «Баскетбол» планируется, что обучающиеся научатся лучше владеть техникой ведения мяча, видоизменять её в зависимости от той или иной тактической задачи, менять ритм, темп, направление и скорость перемещения, научатся укрывать мяч от соперника в игровой и соревновательной обстановке. Также предполагается, что они научатся лучше взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, анализировать особенности выполнения технических действий, самостоятельно выявлять ошибки и своевременно устранять их.



2. Методика обучения ведению баскетбольного мяча.

Баскетбол является спортивной игрой пользующейся большой популярностью. Он удовлетворяет потребности в укреплении здоровья подрастающего поколения, повышении уровня физической подготовленности и обеспечения на этой основе высокой работоспособности, творческой активности, а в дальнейшем - трудового долголетия.

В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без которого невозможно представить себе полноценную, тактически грамотную игру. Уже на первых уроках обучения баскетболу формируется у учащихся представление, что ведение мяча – это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за другом толчками мяча об пол одной или попеременно правой, левой руками. От занятия к занятию школьники убеждаются, что главное в технике ведения мяча – это отсутствие зрительного контроля, асинхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой, высокая скорость передвижения, рациональное положение кисти на мяче, активное движение руки в локтевом суставе. Существующие разновидности ведения мяча :

– высокое и низкое - дают возможность игроку передвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью данного приема можно уйти от плотно опекающего соперника, выйти под кольцо, выполнить бросок в движении, перевести мяч из тыловой в передовую зону, увести мяч из скопления игроков, осуществить смену мест для атаки, растянуть защиту.

Обучение ведению мяча начинаю с начальных классов, в последующих классах выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой.


Характеристика структуры урока по физической культуре.



Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока. 

Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке. 

Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала. 

Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

Таким образом, в построении каждого урока различаются три части:

- первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется подготовительной;
- вторая часть – направленная на выполнение основных задач урока, условно называется основной;
- третья, во время которой организованно завершается урок, условно

называется заключительной.

Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

Типовая структура урока, которая принята в РФ, служит основой для построения конкретного урока в соответствии с его задачами.

Типовая структура урока по баскетболу



Подготовительная часть – 5-10 мин. Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить организм занимающихся к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.

Применяют фронтальный способ организации, учащихся, когда все одновременно выполняют одинаковые упражнения, или поточное выполнение физических упражнений. Иногда ученики могут разминаться индивидуально.

В этом случае улучшаются возможности дифференцирования нагрузок и увеличения моторной плотности урока. Упражнениями и играми не исчерпывается перечень вариантов вводной части баскетбольного занятия. Можно, например, если учащиеся достаточно подготовлены, провести подготовительные упражнения, предварительно разделив класс на две группы. Первой группе учеников предложить в течение 3—4 мин непрерывно вести мяч, изменяя стойку, скорость и направление движения, выполняя повороты, переводы мяча с руки на руку и т. п. Вторая в это время самостоятельно разминается, располагаясь около боковых и лицевых линий площадки, чтобы не мешать выполняющим специальные упражнения. В следующие 3—4 мин группы меняются ролями.

Подбирая средства и форму проведения подготовительной части урока, учителю нужно отдавать предпочтение таким упражнениям, которые наилучшим образом согласуются с первыми упражнениями основной части. Так, если для воспитания двигательных качеств, применяют комплекс упражнений без предметов, со скакалкой или с баскетбольным мячом, то и в разминке целесообразно использовать соответствующий инвентарь. То же самое относится и к способу организации занимающихся.


Основная часть – 25-30 мин.
Задачи: решение основных задач урока – изучение нового, повторение с целью совершенствования в выполнении пройденного материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости.

Основную часть урока начинают с разучивания одного из специальных двигательных действий. Затем закрепляют и совершенствуют ранее пройденный материал по технике и тактике игры. Далее выполняют комплекс упражнений на развитие физических качеств и подвижную или двустороннюю игру в баскетбол

Возможна и иная последовательность. Например, в начале основной части урока дают упражнения и подвижные игры, воспитывающие быстроту и скоростно-силовые качества. После этого осваивают новые или совершенствуют ранее изученные технические и тактические приемы, играют в баскетбол и в заключение работают над повышением прыжковой выносливости.

В младших классах на отдельных уроках почти всю основную часть отводят на обучение детей основам техники перемещений, ловли, передач, ведения и бросков мяча.

Когда основная часть урока проводится фронтальным, поточным или групповым методом, тогда аналогичным способом заканчивается проведение подготовительной части. Если же при разучивании технико-тактических действий учащиеся упражняются в парах или тройках, то желательно, чтобы при выполнении остальных заданий они также были бы разбиты на группы по два или три человека.

Заключительная часть – 3-5 мин.
Задачи: обеспечит постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к относительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать задание на дом, организованно перейти к новым действиям (организованный уход из зала).

В заключительной части урока для снятия физического и эмоционального напряжения, вызванного интенсивной двигательной деятельностью, применяют спокойную ходьбу, упражнения и малоподвижные игры на внимание фигурную маршировку, задания, вырабатывающие умение ориентироваться во времени.

Например: в ходьбе за 20 с сделать 20 или 10 шагов; выполнить 10 шагов на месте, затем 10 с замереть в основной стойке баскетболиста; стоять в строю, сохраняя правильную осанку ровно минуту, после чего сделать шаг вперед (время ученики определяют приблизительно, не глядя на часы).


2.1. Особенности методики обучения.

            При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.

         На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять      60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.         

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих


партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. При ведении мяча дети  учатся передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча выполняются несколько сбоку от игрока, равномерно, согласованно с передвижением ребенка. Многие дети пытаются вести мяч прямо перед собой, ударяют по мячу сверху, что мешает продвижению вперед, не умеют сочетать ритм движения руки с ритмом работы ног, управлять мячом и поэтому часто теряют его. В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча и направление перемещения. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча для детей дошкольного возраста является такой, при котором на два шага ребенка приходится один удар мячом по площадке.


Обучение ведению мяча можно разделить на следующие

основные этапы:


  1. Ведение на месте.
  2. Ведение шагом, бегом по прямой
  3. Ведение по кругу
  4. Ведение с изменением направления.
  5. Ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости

2.1.2. Обучение технике ведения баскетбольного мяча на месте Задача: Учить ведению мяча на месте.

Чтобы вести мяч низко, держите согнутыми колени, а не спину. Прямая спина позволяет держать высоко голову, чтобы вы могли передать мяч. А согнутые колени обеспечивают большее равновесие и маневренность. Есть эффективный способ.


Упражнения для обучения:
1) Cтоя на месте. Ведение вокруг корпуса;
2) Cтоя на месте. Ведение вокруг и между ногами;
3) Cтоя на месте. Разновысокое ведение. Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15 см;
4) Cтоя на месте. Очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой;
5) Cтоя на месте. Ведение двух мячей;
6) Cтоя на месте. Ведение трех-четырех мячей;
7) Cидя на скамейке. Очень низкое ведение, высота отскока не более 5-7 см от пола;
8) Cидя на скамейке. Ведение мяча под вытянутыми вперед ногами в быстром темпе;
9) Бег на носках с ведением мяча;
10) Бег на пятках с ведением мяча;
11) Бег на краях стопы (поочередно внешнем и внутреннем) с ведением мяча;
12) Бег в полуприседе с ведением мяча;
13) Передвижение в глубоком приседе с ведением мяча;
14) Спортивная ходьба с ведением мяча;
15) Гладкий бег с поворотами и ведением мяча;
16) Гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами;
17) Бег приставными шагами: мяч проходит между ногами на каждом шаге;
18) Бег окрестным шагом с ведением мяча;
19) Бег спиной вперед с ведением мяча;
20) Передвижение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90° с ведением мяча. Таким образом тренируется пивотный шаг;
21) Бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением мяча;
22) Бег взахлест назад с ведением мяча;
23) Бег с высоким подниманием бедра. Мяч переводится с руки на руку ударом под ногой на каждом шаге;
24) Передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча;
25) Передвижение прыжками на двух ногах с ведением мяча;
26) Передвижение прыжками на одной ноге с ведением мяча;
27) Гладкий бег с ведением двух мячей с обязательными переводами за спиной и между ногами;
28) Бег в полуприседе с ведением двух мячей с разворотами и переводами мячей за спиной;
29) Ведение двух мячей вприсядку. Ноги выбрасываются поочередно вперед и в стороны;
30) Ведение одного или двух мячей, поднимаясь и спускаясь бегом по лестнице. Мяч (мячи) должен ударяться о каждую ступеньку;

Советы от мастера дриблеру (ведущему мяч):
1) Держать голову поднятой и вести мяч без зрительного контроля;
2) Не бить по мячу ладонью;
3) Изменить длину шага и направление движения;
4) Не ударять мячом о пол, если не хочешь продвинуться;
5) Контролировать мяч пальцами;
6) Увеличивать высоту отскока мяча для ускорения ведения;
7) Быть готовым сделать передачу или бросок по корзине;
8) Снижать высоту отскока мяча при подходе к сопернику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные правила игры. Техника ведения мяча на месте и в движении.

Просмотреть презентацию и выучить. Подготовиться к устным вопросам по этим материалом:...

Обучение технике ведения мяча в баскетболе.

Просмотреть презентацию и видео....

Проект урока. Тема: Баскетбол. Техника владения мячом и техника ведения мяча.

Проект урока по баскетболу для учащихся вторых классов. Урок для детей на начальной стадии подготовки....

Методика обучения технике метания малого мяча

1. Создать представление о технике метания мячаСредства: - Демонстрация техники метания мяча (Методические рекомендации: Сначала показать технику метания сбоку, затем сзади, акцентируя внимание учащих...

Урок физической культуры. Тема: Техника ведения мяча правой и левой рукой.

Презентация к уроку физическая культура в 4 классе....

Техника ведения мяча по прямой правой и левой ногой

Тема урока: Техника ведения мяча по прямой правой и левой ногой.Тип урока: СовершенствованиеЦель: Совершенствование ведения мячаЗадачи урока: 1) Ознакомление с техникой ведения мяча.2) Развитие в...