Сопряженное психофизическое развитие школьников на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Шаломов Юрий Александрович

Сопряженное психофизическое развитие школьников на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопряженное психофизическое развитие школьников на уроках физической культуры

«У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд...
Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости...»
В.И. Лях

Познакомившись с научными материалами по применению упражнений психофизического  развития («Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры», авт. Родионов В.С., М., 1997г.) , с 2018 года стал применять их в своей практике.

 Физические нагрузки вызывают перестройки различных функций организма, особенности и степень которых зависят от мощности, характера двигательной деятельности, уровня здоровья и тренированности. О влиянии физических нагрузок на человека можно судить только на основе всестороннего учета совокупности реакций целостного организма, включая реакцию со стороны центральной нервной системы (ЦНС), сердечно-сосудистой системы (ССС), дыхательной системы, обмена веществ и др. Следует подчеркнуть, что выраженность изменений функций организма в ответ на физическую нагрузку зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей человека и уровня его тренированности. В основе развития тренированности, в свою очередь, лежит процесс адаптации организма к физическим нагрузкам. Адаптация - совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособлений организма к изменению окружающих условий и направленная на сохранение относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза.

Процесс адаптации связан с изменениями в деятельности всего комплекса функциональных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, сенсомоторной и др. Разные виды физических упражнений предъявляют различные требования к отдельным органам и системам организма. Правильно организованный процесс выполнения физических упражнений создает условия для совершенствования механизмов, поддерживающих гомеостаз. В результате этого сдвиги, происходящие во внутренней среде организма, быстрее компенсируются, клетки и ткани становятся менее чувствительными к накоплению продуктов обмена веществ.

         Телесно-ориентированные методы воздействия на психическую сферу человека известны давно. Следует отметить, что большинство народных подвижных игр имеют выраженный игротерапевтический характер. В модельных условиях они способствуют формированию и развитию социальных и, в первую очередь, коммуникативных навыков. Вместе с тем, на современном этапе специалисты переносят из психологии в область спорта методы кинезиологии, биоэнергетики, нейролингвистического программирования.

Основными средствами физического воспитания в данной программе являются следующие:

– статические упражнения;
– физические упражнения, большая часть которых ориентирована на сопряженное развитие не только физических, но и психических качеств;
– физические упражнения творческого характера, в которых учащиеся создают новые сочетания элементов двигательной активности;

– дыхательные упражнения;
– упражнения на напряжение и расслабление мышц;
– ритмические упражнения и танцы;

– игры (творческие, подвижные, спортивные).

Рассмотрим эти средства более подробно.

Статические упражнения

Статические упражнения применяются как общеизвестные статические физические упражнения и как специфические виды статических упражнений типа асан, заимствованных из тысячелетней древнеиндийской системы хатха-йога, а также статических поз, заимствованных из древнекитайской системы цигун.

Физические упражнения сопряженного характера

«Бабочки и стрекозы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Команды получают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты, столько получают очков. Из игры никто не выбывает, все участники вновь выстраиваются по шеренгам. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек набрать большее количество очков.

Примечание. Вызывать команды можно в произвольном порядке. В исходном положении дети могут сидеть или стоять на коленях.

«Бег с флажками» (развивает быстроту реакции и сочетание зрительной и моторной памяти).

Две колонны с одинаковым количеством играющих стоят на расстоянии вытянутой руки, образуя «коридор». Каждый имеет флажок, одинаковый по цвету с флажком соседа из второй колонны. Ведущий, стоя в нескольких метрах перед колоннами, держит флажки всех цветов. Подняв флажок определенного цвета, он дает сигнал для тех детей, у которых есть такие же по цвету флажки. Задача играющих – добежать до ведущего, отдать ему свой флажок, обежать свою колонну с внешней стороны, по «коридору» вернуться к ведущему и, взяв у него флажок, вернуться на свое место.

Физические упражнения творческого характера

«Будь внимателен» (развивает способность к концентрации и переключению внимания).

Дети стоят в шеренгу и, желательно под музыку, маршируют. Учитель произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети должны выполнять их:

Зайчики! – Дети прыгают, имитируя движение зайцев.

Лошадки! – Дети ударяют ногой об пол, будто лошадь бьет копытом.

Раки! – Дети пятятся назад, как раки.

Птицы! – Бегают, раскинув руки, или (стоя на месте) машут руками.

Аист! – Прыжки на месте на одной ноге.

Лягушка! – Присесть и скакать вприсядку.

«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

«Слушай мелодию» (развивает образные и двигательные представления, двигательную память и чувство ритма).

Учащимся демонстрируют четыре музыкальных фрагмента, каждому из которых со ответствует образ дерева или животного: медленная, грустная музыка – осеннее дерево (голова опущена, опущенные руки слегка раскачиваются «от ветра»); маршевая, бодрая – дерево весной тянется к солнцу (руки и го лова подняты вверх, смотреть «на солнце»); медленная, преимущественно на низких тонах – медведь в лесу (ходьба на месте с ноги на ногу, кор пус раскачивается, руки слегка расставлены и согнуты в локтях); весе лая, легкая музыка – зайчик на поляне (руки перед грудью, ноги слегка согнуты, легкие прыжки вперед, назад, в стороны).

Дыхательные упражнения

Комплекс 1. На 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета – медленный глубокий выдох; на 4 счета – глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета – резкий выдох («животом»).

Комплекс 2. На 2 счета – глубокий вдох, на 2 – глубокий выдох; на 2 счета – глубокий вдох, на 2 – задержать дыхание, на 4 – медленный выдох; на 4 – глубокий вдох, на 2 – задержать дыхание, на 2 – резкий выдох («живо том»); произвольное глубокое дыхание через полуоткрытый рот («со свистом»).

Комплекс 3. Выполняются на 6 тактов, сидя, скрестив ноги (любым удобным способом):

1. Медленно выдохнуть воздух через нос, одновременно как можно больше втянуть живот.
2. Медленно произвести вдох (через нос), одновременно полностью расслабить мышцы живота.
3. Продолжать медленный вдох, немного втянуть живот и распрямить грудную клетку.
4. Продолжать медленный вдох, одновременно как можно медленнее поднять плечи.
5. Задержать дыхание, плечи подняты.
6. Медленно и спокойно выдохнуть, плечи расслабить, живот втянуть.

Цикл повторить 5–6 раз.

Стоя:

1. Произвести выдох и втянуть живот (одновременно расслабить мышцы, чтобы тело «обмякло»).
2. Произвести глубокий вдох (мышцы живота растягиваются), одновременно поднять руки ладонями вверх.
3. Продолжать глубокий вдох, грудная клетка расширяется, руки соединить вместе над головой, одновременно подняться на носках.
4–5. Оставаться в таком положении, стараясь сохранить равновесие. 
6. Произвести глубокий выдох, руки свободно «падают» вниз.

Цикл повторить 5–6 раз.

 Упражнения на напряжение и расслабление мышц

«Качели». Ребенок стоя качается на качелях.

1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 
2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачивать вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

 «Насос и мяч». Первый из участников изображает большой надувной мяч, второй надувает его насосом. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, голова слегка опущена. «Насос» накачивает «мяч», сопровождая движения рук звуком «с-с-с». С каждой подачей воздуха «мяч» начинает надуваться: постепенно распрямляет туловище, поднимает голову, приподнимает руки, надувает щеки. Когда «мяч» надут, из него выдергивают шланг, и воздух выходит. Со звуком «ш-ш-ш» мяч снова сдувается и обмякает.

«Пылесос и пылинки». Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, опускаются на пол. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот отходит в сторону. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

 «Факир». Дети садятся на маты (коврики), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, голова опущена, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Пока звучит расслабляю щая музыка, дети отдыхают.

Ритмические упражнения

«Барабан» (развивает мышцы и связки голеностопного сустава, развивает чувство ритма и двигательную память).

Учащиеся сидят на скамейке, стопы параллельно, пятки прижаты к полу. Учитель, сидящий напротив, отбивает определенный ритм носком одной ноги, другой ноги, двумя носками одновременно. Дети повторяют движения.

 «Слушай хлопки» (развивает быстроту реакции и координационные способности).

Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети принимают позу «аиста» (встают на одну ногу, руки в сто роны), на два хлопка – принимают позу «лягушки», на три хлопка – во зобновляется ходьба по кругу.

Игры

Ведущим средством физического воспитания в программе является игра, поэтому на ней остановимся подробнее. В данном случае понятие «игра» рассматривается расши ренно: сюда включаются имитационные ситуации, ролевые игры, игровая форма упражнений.

Игра позволяет с большой эффективностью реализовать принцип сопряженного воздействия, формировать практический интеллект, разви вать коммуникативное поведение ребенка и благодаря сильному эмоциональному воздействию способствует «снятию» неблагоприятных психичес ких состояний. Процесс воспитания осуществляется более успешно, если проходит в обстановке эмоционального благополучия. Во время занятий физической культурой такую обстановку особенно легко создать в ходе игры. Однако следует учитывать, что уровень эмоционального благополучия зависит не только от содержания и продолжительности игры, но и от пола, возраста, физического состояния игроков.

Активное участие ребенка в разных видах игровой деятельности значительно развивает его способность к произвольному регулированию своего поведения. Переход к новому этапу жизни – началу школьного периода – связан у ребенка с овладением более сложными движениями. Повышение культуры движений, выработка новых сочетаний ранее известных и приобретаемых произвольных действий достигается в этом возрасте преимущественно в игровых ситуациях.

В комплексной программе физического воспитания детей младшего школьного возраста много учебного времени отводится подвижным играм. Предпочтительное использование игрового метода проведения занятий по физкультуре определяется неустойчивым вниманием детей, быстрой потерей интереса к выполнению отдельных частей сложных по координации движений, не дающих незамедлительно полезного результата. Целостные, хорошо осознаваемые и эмоционально окрашенные двигательные действия (например, в сюжетных подвижных играх) усваиваются детьми без труда, легко запоминаются и служат прекрасным средством воспитания физических качеств.

В движениях, которые требуют строгой дифференцировки мышечных усилий и точности в положении отдельных частей тела, интерес школьников поддерживается умелым поощрением достигнутых успехов, введением элементов соревнования в учебный процесс. Игра в этом случае может служить средством закрепления разученных движений, а также мерой поощрения за правильное, точное выполнение предлагаемых заданий. Игры в младшем возрасте являются и основным содержанием специализированных занятий спортом. Это вытекает не столько из потребностей спортивной специализации, сколько из психофизиологических предпосылок развития детей. Дети 6–7 лет быстро утрачивают интерес к специфическим средствам тренировки. Поэтому даже в таких далеких от игры видах спорта, как плавание, лыжный спорт, на этапе начальных занятий используется преимущественно игровой метод. На уроках физической культуры в начальной школе он дает возможность в доступной, эмоциональной форме научить бегу, прыжкам, метанию, т. е. элементарным жизненно необходимым навыкам.

В процессе сопряженного воздействия, в частности, развития коммуникативных навыков, возможно применение любых доступных детям по сложности игр, но с фиксированным соблюдением игрового амплуа. Так, защитники в футболе, баскетболе не могут выполнять функции нападающих и наоборот. Возможен вариант «все работают на капитана», когда удар по воротам, бросок в кольцо или через сетку может выполнить только капитан. Амплуа периодически меняются.

Вместе с тем, сопряженным воздействием на психическую и физическую сферы отличаются многие известные подвижные игры. Описание некоторых из них приводится ниже.

«Стрелок» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания).

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10–15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок (стрелок) стоит с мячом в кругу. Играющие перебегают от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный стрелком, это не считается попаданием. В качестве первого стрелка выбирается тот, кто по команде «Сесть!» выполнил ее последним.

Эстафеты:

а) пройти по скамейке, подлезть под дугу, обежать кеглю;
б) пробежать по узкой дорожке между двух линий, перепрыгнуть через ручеек (40–50 см);
в) прыгнуть из лежащего обруча в другой, пробежать 5 м, снова прыгнуть из обруча в обруч;
г) пройти по гимнастической скамейке, обежать змейкой кегли или мячи;
д) подлезть под веревку (рейку);
е) провести «дриблингом» (ударами об пол) мяч по прямому направлению и огибая предметы;
ж) пролезть в обруч, прыгать из обруча в обруч на двух ногах.

Эстафета «Болото». Участники команды делятся на пары: один переходит через «болото», наступая в лежащий на полу обруч, второй перекладывает обручи, прокла дывая «дорогу через болото». При возвращении к месту старта участники меняются ролями.

Эстафета «Карета». Каждая команда делится на две части, стоящие в противоположных концах зала. Два участника (руки перекрещены и взяты в замок) сажают третьего в «карету» и везут его партнерам в другом конце зала. Там третий участник пересаживается в другую «карету» и возвращается обратно. При передвижении сидящий в «карете» не должен касаться ногами пола; пересаживаться можно только за стартовой чертой.

   Применение упражнений психофизического характера на уроках физической культуры повлияли на положительную динамику как предметных результатов, так и метапредметных. В классах, где использовались упражнения такого характера, успеваемость составляла стабильно 100%, а у обучающихся, отстающих в развитии познавательная УУД всего 10%. В группах, в которых не применялась данная методика успеваемость составляла от 15% до 20%.

Таким образом, уже в начальной школе правильная организация физической активности способствует тому, что физические упражнения благоприятно воздействуют на психическое развитие детей.

Литература

  1. Анисимов В.В. Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников детских дошкольных учреждений (в помощь учителям физической культуры и воспитателям дошкольных учреждений). – М., 1993.
  2. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. – Минск, 1994.
  3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М., 2000.
  4. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1995.
  6. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование соревновательно-игрового метода в обучении младших школьников на уроках физической культуры

Соревновательно — игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания младших школьников не только для начального обучения движениям или избирател...

«Развитие творческого потенциала школьников на уроках физической культуры»

Статья посвящена вопросу развития творческих способностей и потенциала школьников на уроках физической культуры в свете современной системы образования....

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сохранение вертикального положения тела в поле земной гравитации имеет огромное значение для человека. Равновесие - это определенное взаимодействие человека с земной гравитацией. На уроках физической ...

Развитие ловкости у младших школьников на уроке физической культуры.

Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста,помогает достичь хороших результатов на уроках физической культуры. Именно это физическое качество на мой взгляд нужно развивать в ребенке с первы...

Влияние подвижных игр на развитие выносливости у младших школьников на уроках физической культуры

Начиная с рождения человек, живет среди других людей. Сначала, в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок - это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются мен...

Игровые упражнения для развития координационных способностей у младших слабовидящих школьников на уроках физической культуры

Цель предлагаемых игровых упражнений: развитие у обучающихся         координационных способностей.Задачи:учить      игровым...

Урок по теме "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Организация групповой работы в процессе урока физической культуры в начальных классах может строиться в зависимости от специфики класса, уровня развития. Организуя работу в группе, педагог может коорд...