Подвижные игры в воспитании школьников с нарушением зрения
методическая разработка по физкультуре

Паршикова Алена Николаевна

Подвижные игры в воспитании школьников с нарушением зрения

 

Физическое воспитание - это образовательный процесс, который направлен на то, чтобы сформировать двигательные навыки ребенка, его психофизические качества, а также помочь ему сделать его тело совершенным.

Цель данного направления заключается в воспитании гармонично развитого, физически совершенного ребенка, у которого присутствуют на высоком уровне такие качества, как жизнерадостность, жизнестойкость, способность к творчеству. Физическое воспитание направлено на решение таких задач, как: оздоровительные; образовательные; воспитательные

Решение всех задач в единстве является залогом формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.

Принципы физического воспитания составляются из основных методических закономерностей педагогического процесса, которые выражаются в основных требованиях к содержанию, построению и организации учебно-методического процесса. Гармоничное физическое воспитание возможно в сочетании общепедагогических дидактических принципов и специфичных закономерностей данного направления воспитания.

Современные требования к образованию подразумевают тщательное следование всем правилам воспитания для планомерного достижения поставленной цели

Принципы, которым необходимо следовать в данной сфере воспитания, следующие:

Принцип непрерывности, являющийся одним из наиболее важных. Они обеспечивают порядок занятий, связь между ними, а также как часто и долго они должны проводиться. Занятия являются залогом правильного физического развития школьника.

 Принцип системного чередования отдыха и нагрузок. Для того чтобы повышать эффективность занятий, необходимо сочетать высокую активность и отдых ребенка в разнообразных видах двигательной деятельности. Данный принцип выражается в динамичной смене форм и содержания функциональных нагрузок от одного этапа к другому.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий определяет последовательное увеличение нагрузок. Такой подход повышает развивающий эффект, усиливает и обновляет воздействие упражнений на организм в ходе данного направления воспитания.

Принцип цикличности обеспечивает повторяющуюся последовательность занятий, позволяя таким образом увеличить их эффективность, улучшить физическую подготовку дошкольника. Другие принципы системы данного направления воспитания.

Характеристика принципов физического воспитания будет неполной без упоминания остальных базовых норм:

Принцип возрастной активности процесса данного направления воспитания, что предполагает учет всех индивидуальных особенностей дошкольника.

Принцип всестороннего и гармоничного развития. Он помогает в развитии психофизических способностей ребенка, его двигательных умений и навыков, осуществляющихся в единстве. Данный принцип направлен на всестороннее развитие дошкольника, куда входит воспитание всех личностных качеств ребенка.

Принцип оздоровительной направленности, который призван решить задачу укрепления детского здоровья. Это подразумевает сочетание физических упражнений с конкретными процедурами, которые повышают возможности детского организма. Также они помогают значительно улучшить оздоровительную деятельность мозга.

Физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей [14,c.9]. При обучении движениям занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей.

Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью[10,с.98]. Физическое воспитание достигается посредством не только движений, но и формирования знаний о здоровом образе жизни, организации рационального режима дня для правильного физического развития.

Главной целью физического воспитания является содействие всестороннему гармоническому развитию личности, осуществляемому в тесном единстве с нравственным, этическим, умственным и другими видами воспитательных воздействий.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- укрепление здоровья и содействие гармоническому физическому развитию;

- формирование знаний, умений, навыков и привычек в области физической культуры и гигиены, направленных на укрепление здоровья, повышению работоспособности и развитие двигательных способностей;

- включение в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности;

- воспитание морально-волевых качеств и черт личности, доброжелательное отношение к товарищам, развитие дисциплинированности;

- развитие физических способностей и стремление к занятиям физкультуры и спорта;

- приобщение к здоровому образу жизни.

Итак, только при решение всех задач может быть достигнута цель физического воспитания, так как только в они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. Главным средством физического воспитания является физические упражнения. Они способствуют активизации работы сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса.

Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спор­том. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и вне­школьную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для органи­зации их досуга.

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов созда­ет благоприятные возможности для трени­ровки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положи­тельных, так и отрицательных связей, увели­чения подвижности нервных процессов.

Это положительно сказывается на усвое­нии занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, созда­ет предпосылки к более успешному овладе­нию тактическими действиями, а также под­тверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успе­хов в спорте.

Такую характеристику вспомогательного значения подвижных игр в занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия задач, особенностей подбора и проведения подвижных игр при­менительно к специфике занятий гимнасти­кой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми.

Содержание подвижной игры составля­ют ее сюжет (тема, идея), правила и двига­тельные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поко­ления к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового кон­фликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее дей­ствия (например, охотничьи, трудовые, воен­ные бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в со­временных спортивных играх).

Сюжет игры не только оживляет целостные действия иг­рающих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустрем­ленность, делает игру увлекательной [3; 4].

Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают распо­ложение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности иг­рающих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных иг­рах очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-твор­ческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физиче­ских качеств. В подвижных играх встречают­ся короткие перебежки с внезапными изме­нениями направления; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообраз­ные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых раз­личных комбинациях и сочетаниях.

Как общественное явление физическая куль­тура в большинстве развитых стран имеет поддержку на государственном уровне. Об­щество заинтересовано в воспитании физи­чески и духовно развитого здорового моло­дого поколения, подготовке его к жизни, разностороннем развитии личности.

Основным стимулом для развития лич­ности является удовлетворение социально-­биологических потребностей человека, среди которых лидируют потребности в творчестве и самоутверждении личности.

Здоровый, физически развитый человек, владеющий многообразными умениями и навыками, быстрее сможет приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, освоить новую профессию, более эффектив­но трудиться и приносить пользу обществу.

Физическая культура и разнообразные подвижные игры целенаправленно развивают физические качества и способности. Они способствуют сохранению и укреплению здоровья занимающихся, усилению иммуни­тета организма и увеличению его адаптаци­онных возможностей, продлению сроков ак­тивной деятельности в онтогенезе.

В практике физического воспитания особое значение приобретает сегодня игро­вой метод, характеризующийся организацией деятельности учащихся с образным или ус­ловным сюжетом, в котором предусматрива­ется достижение определенной цели в усло­виях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций, разнообра­зие способов достижения цели, комплексный характер деятельности, самостоятельность действий и т. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры в воспитании школьников с нарушением зрения

Физическое воспитание - это образовательный процесс, который направлен на то, чтобы сформировать двигательные навыки ребенка, его психофизические качества, а также помочь ему сделать его тело совершенным.

Цель данного направления заключается в воспитании гармонично развитого, физически совершенного ребенка, у которого присутствуют на высоком уровне такие качества, как жизнерадостность, жизнестойкость, способность к творчеству. Физическое воспитание направлено на решение таких задач, как: оздоровительные; образовательные; воспитательные

Решение всех задач в единстве является залогом формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.

Принципы физического воспитания составляются из основных методических закономерностей педагогического процесса, которые выражаются в основных требованиях к содержанию, построению и организации учебно-методического процесса. Гармоничное физическое воспитание возможно в сочетании общепедагогических дидактических принципов и специфичных закономерностей данного направления воспитания.

Современные требования к образованию подразумевают тщательное следование всем правилам воспитания для планомерного достижения поставленной цели

Принципы, которым необходимо следовать в данной сфере воспитания, следующие:

Принцип непрерывности, являющийся одним из наиболее важных. Они обеспечивают порядок занятий, связь между ними, а также как часто и долго они должны проводиться. Занятия являются залогом правильного физического развития школьника.

 Принцип системного чередования отдыха и нагрузок. Для того чтобы повышать эффективность занятий, необходимо сочетать высокую активность и отдых ребенка в разнообразных видах двигательной деятельности. Данный принцип выражается в динамичной смене форм и содержания функциональных нагрузок от одного этапа к другому.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий определяет последовательное увеличение нагрузок. Такой подход повышает развивающий эффект, усиливает и обновляет воздействие упражнений на организм в ходе данного направления воспитания.

Принцип цикличности обеспечивает повторяющуюся последовательность занятий, позволяя таким образом увеличить их эффективность, улучшить физическую подготовку дошкольника. Другие принципы системы данного направления воспитания.

Характеристика принципов физического воспитания будет неполной без упоминания остальных базовых норм:

Принцип возрастной активности процесса данного направления воспитания, что предполагает учет всех индивидуальных особенностей дошкольника.

Принцип всестороннего и гармоничного развития. Он помогает в развитии психофизических способностей ребенка, его двигательных умений и навыков, осуществляющихся в единстве. Данный принцип направлен на всестороннее развитие дошкольника, куда входит воспитание всех личностных качеств ребенка.

Принцип оздоровительной направленности, который призван решить задачу укрепления детского здоровья. Это подразумевает сочетание физических упражнений с конкретными процедурами, которые повышают возможности детского организма. Также они помогают значительно улучшить оздоровительную деятельность мозга.

Физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей [14,c.9]. При обучении движениям занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей.

Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью[10,с.98]. Физическое воспитание достигается посредством не только движений, но и формирования знаний о здоровом образе жизни, организации рационального режима дня для правильного физического развития.

Главной целью физического воспитания является содействие всестороннему гармоническому развитию личности, осуществляемому в тесном единстве с нравственным, этическим, умственным и другими видами воспитательных воздействий.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- укрепление здоровья и содействие гармоническому физическому развитию;

- формирование знаний, умений, навыков и привычек в области физической культуры и гигиены, направленных на укрепление здоровья, повышению работоспособности и развитие двигательных способностей;

- включение в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности;

- воспитание морально-волевых качеств и черт личности, доброжелательное отношение к товарищам, развитие дисциплинированности;

- развитие физических способностей и стремление к занятиям физкультуры и спорта;

- приобщение к здоровому образу жизни.

Итак, только при решение всех задач может быть достигнута цель физического воспитания, так как только в они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы. Главным средством физического воспитания является физические упражнения. Они способствуют активизации работы сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса.

Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Такую характеристику вспомогательного значения подвижных игр в занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия задач, особенностей подбора и проведения подвижных игр применительно к специфике занятий гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх).

Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной [3; 4].

Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В подвижных играх встречаются короткие перебежки с внезапными изменениями направления; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Как общественное явление физическая культура в большинстве развитых стран имеет поддержку на государственном уровне. Общество заинтересовано в воспитании физически и духовно развитого здорового молодого поколения, подготовке его к жизни, разностороннем развитии личности.

Основным стимулом для развития личности является удовлетворение социально-биологических потребностей человека, среди которых лидируют потребности в творчестве и самоутверждении личности.

Здоровый, физически развитый человек, владеющий многообразными умениями и навыками, быстрее сможет приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, освоить новую профессию, более эффективно трудиться и приносить пользу обществу.

Физическая культура и разнообразные подвижные игры целенаправленно развивают физические качества и способности. Они способствуют сохранению и укреплению здоровья занимающихся, усилению иммунитета организма и увеличению его адаптационных возможностей, продлению сроков активной деятельности в онтогенезе.

В практике физического воспитания особое значение приобретает сегодня игровой метод, характеризующийся организацией деятельности учащихся с образным или условным сюжетом, в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций, разнообразие способов достижения цели, комплексный характер деятельности, самостоятельность действий и т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Формирование навыков устных вычислений у младших школьников с нарушениями зрения.

У младших школьников с нарушениями зрения возникают трудности при выполнении математических заданий, и повышение уровня сформированности устных вычислительных навыков возможно путем специально организ...

Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Подготовила:  сопровождающий тьтор класса 1.8 Головкова Татьяна НиколаевнаВ последние год увеличилось колич...

Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения

В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....

Рекомендации по совершенствованию восприятия формы у младших школьников с нарушением зрения

В разработке представлены игры и упражнения, способствующие развитию восприятия формы младшими школьниками с нарушениями зрения....

Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения

Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) перво...

"Эстетическое воспитание учащихся с нарушениями зрения."

Данный материал содержит рекомендации по работе данного вопроса и приведены  примеры  работы из  индивидуальной программы педагога....