Рекомендации по совершенствованию восприятия формы у младших школьников с нарушением зрения
методическая разработка на тему

Липатова Юлия Альбертовна

В разработке представлены игры и упражнения, способствующие развитию восприятия формы младшими школьниками с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по совершенствованию восприятия формы

 у младших школьников с нарушением зрения

Восприятия формы у младших школьников с нарушением зрения может успешно совершенствоваться в структуре занятий по развитию зрительного восприятия, построенных  в соответствии с программой, использованию игр с коррекционно-развивающей направленностью (на перемене, в группе продленного дня, на занятиях по лечебной физической культуре). Для первоклассников игра является интересной и познавательной формой обучения. В игровой форме дети с увлечением повторяют известные им фигуры и знакомятся с новыми, развивают навыки ориентировки в большом пространстве.

Прежде всего, необходимо целенаправленно развивать умение соотносить предметы по форме и формировать целостность восприятия.

Для этой цели предлагается использовать различные дидактические игры и упражнения.

Игра «Геометрические снежинки». Основная задача данной игры – закреплять представления о  знакомых геометрических фигурах, развивать умение различать, группировать и правильно называть их. Игра развивает поисковую функцию зрения, совершенствует умение ориентироваться в пространстве. Она носит соревновательный характер: «Кто соберёт быстрее?», «У кого больше?» Данная игра требует от ребёнка сосредоточенности внимания и  быстроты реакции. Игра воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, учит справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

Игровой материал. Для игры необходимо изготовить из плотного картона снежинки размером 5-7 см в диаметре. В середине каждой снежинки наклеена из цветной бумаги оранжевого или красного цвета геометрическая фигура размером 3 см: квадрат, треугольник, круг и др. Игровой материал должен быть оконтурен. Каждую фигуру желательно представить в десяти экземплярах.

Описание игры. Игра проводится со всем классом в спортивном зале или в классе.  Дети стоят у исходной линии. Учитель показывает им три снежинки с разными геометрическими фигурами и уточняет их названия. Затем каждому ребёнку педагог даёт по одной снежинки. Остальные снежинки рассыпаются на полу. По сигналу дети начинают собирать снежинки. Каждый ищет свою геометрическую фигуру. Игра заканчивается, когда все снежинки будут собраны. Дети могут посчитать, сколько каждый из них собрал, у кого получилось больше треугольников, квадратов или кругов. Учитель проверяет, как каждый ребёнок справился с заданием.

Правила игры.

  1. Прежде чем начать игру, необходимо внимательно посмотреть на свою «геометрическую снежинку».
  2.  Собирать снежинки только со своей геометрической фигурой.
  3.  Начинать игру по сигналу учителя.
  4. Быть внимательным, играть дружно, не ссориться.

Игра будет увлекательней и интересней, если использовать музыкальное сопровождение. Игру можно усложнить, добавляя к знакомым геометрическим фигурам новые.

В зависимости от сезона года, как вариант игры, можно предложить детям игру «Геометрические цветочки». Ход игры остаётся тот же, но меняется игровой материал (картонные цветочки разных цветов и оттенков), в связи с чем усложняется задача различения и узнавания формы, что повышает осознанность зрительного восприятия.

«Узнай, что это?» Предлагаемая игра направлена на закрепление  представлений детей о форме окружающих предметов. Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать  их одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом. Эти способы неразрывно связаны и дополняют друг друга. В данной игре дети осваивают приёмы осязательного обследования формы и учатся выделять её как отличительный признак предмета.

Игра «Мячики и кубики».  В этой игре дети обучаются умению находить и сравнивать определённые предметы, группировать их по форме, упражняются в умении ориентироваться в пространстве. Успешному решению обучающей задачи способствует игровая ситуация. У детей возникает активный интерес к привлекательным предметам. Одобрение учителем личных достижений ребёнка побуждает его правильно решать задачу.

Игровой материал. Пластмассовые кубики и мячики среднего размера разных цветовых тонов. 25-30 штук каждого вида. Два контейнера или два обруча.

Описание игры. В игре участвуют дети  всего класса. Перед началом игры учитель показывает ребятам предметы: кубик и мячик, называя их форму. Затем высыпает весь игровой материал на полу и просит ребят помочь ему рассортировать предметы по форме. Педагог ставит два контейнера на большом расстоянии друг от друга. В один кладёт мячик, а в другой кубик. Игра начинается по сигналу учителя. Дети подходят, берут один предмет и несут его в определённый контейнер. Игра заканчивается, когда все предметы собраны в контейнеры. Дети вместе с педагогом проверяют выполнение задания. Если задача решена верно, и предметы совпадают по форме, дети хлопают в ладоши.

Правила игры.

1. Начинать игру по сигналу учителя.

2. Брать можно только один предмет.

3. Положить предмет в определённое ему место.

4. Играть дружно, не ссориться.

Как вариант игры можно высыпать игровой материал не по всему залу  (классу), а сложить его в один большой обруч, который лежит в центре зала. Также можно предложить детям разобрать  предметы, но не по форме, а по цвету. Данную игру можно также использовать в виде эстафет.

По этому же принципу построены следующие игры:

  • «Собери свои игрушки» (ёлочки, пирамидки, матрешки);
  • «Ягодки и сливы»;
  • «Грибочки и шишки».

«Найди свой коврик».

 

http://ds-286.nios.ru/images/p40_clip_image017.jpg

Обучающая задача игры: упражнять детей в выделении цвета и формы предметов, соотносить объёмную форму с плоскостным изображением такого же цвета. Дети совершенствуют умение передвигаться в большом пространстве, активизируют зрительный поиск, развивают тактильную чувствительность. Игра воспитывает волевые качества, ловкость, взаимодействие в коллективе, развивает слуховое восприятие и чувство ритма. В игре используется музыка разного характера. Она снимает эмоциональное напряжение, организует, помогает двигаться дружно, согласованно, облегчает выполнение движений, которые становятся более чёткими и выразительными.

Игровой материал. Для игры необходимы прямоугольные кусочки линолеума (коврики) размером 25см х 30см. Количество ковриков должно соответствовать числу детей. На каждый коврик наклеена цветная геометрическая фигура размером  15см х 15см: квадрат или круг. Также необходимо иметь пластмассовые кубики и мячики средних размеров четырёх основных цветов, которые по количеству, форме и цвету должны соответствовать геометрическим фигурам, наклеенным на ковриках.

Описание игры. Игра проводится со всем классом в спортивном зале или классе. Перед проведением игры учитель показывает детям игровой материал: сначала кубики и мячики, уточняя название их формы, затем сравнивает их форму с изображением геометрической фигуры на коврике. Педагог поясняет детям, что цвет и форма объёмных предметов соответствуют цвету и плоскостному изображению геометрической фигуры на коврике. Учитель предлагает ребятам поиграть в интересную игру. Дети становятся тесным кружком в центре зала, убирают руки за спину и закрывают глаза. В это время звучит спокойная музыка. Учитель обходит за кругом всех детей и каждому в руки кладёт один объёмный предмет: кубик или мячик. Ребята обследуют предмет у себя за спиной обеими руками, определяя его форму. Как только зазвучит весёлая музыка, дети открывают глаза, смотрят на цвет и форму своего предмета и стараются быстро занять свой коврик.

Правила игры.

1. Честно стоять в кругу с закрытыми глазами и не подглядывать.

2.  Узнавать свою фигуру только руками.

3.  Соблюдать тишину и внимательно слушать музыку.

4.  Посмотреть можно на свой предмет только тогда, когда зазвучит весёлая музыка.

5.  Запрещается называть предмет и подсказывать.

С игрой можно знакомиться, начиная только с одной геометрической формы. Игру можно усложнять, добавляя новые геометрические формы.[


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Формирование навыков устных вычислений у младших школьников с нарушениями зрения.

У младших школьников с нарушениями зрения возникают трудности при выполнении математических заданий, и повышение уровня сформированности устных вычислительных навыков возможно путем специально организ...

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В разработке представлены методики исследования уровня восприятия формы первокласниками с нарушениями зрения....

Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения

В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....

Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения

Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения....

Статья" Адаптивная физическая культура для младших школьников с нарушениями зрения"

Принцип адаптации рабочей программы по предмету физическая культура...