Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения
консультация по русскому языку на тему

Никишина Ольга Николаевна

Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_pismennoy_rechi.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

            ГБОУ Белебеевская коррекционная школа  для слабовидящих обучающихся

 Тема: «      Особенности письменной речи младших школьников

с нарушениями зрения ».

                                                                 Выполнила:

                                                     учитель начальных классов

                                                         Никишина  Ольга Николаевна

                                                                                       

                                                               

г.  Белебей, 2016 год

                                                                                         

                               

                                                               


Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения

Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения отражена в трудах таких исследователей, как Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Л.И. Солнцевой и других.

Исследователями выявлено, что с помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движения и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображений. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами. Выявлено отрицательное влияние нарушения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдается искажение элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов.

В ходе учебно-познавательной деятельности младшие школьники с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:

- сниженные возможности в зрительно - пространственной ориентировке из-за нескоординированности движений;

- недостаточно точное развитие предметно-практических действий из-за неточности моторных движений глаза и руки;

- недостаток прошлого чувственного опыта;

- общая моторная недостаточность;

- нарушение координации пальцев кисти руки, замедленность их движений, застревание на одной позе;

- искажения, замены одних предметов другими при демонстрации в непривычном для детей ракурсе вследствие узости обзора, особенностей монокулярного зрения.

Отсюда следует низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащий в основе овладения навыками письма:

- плохое запоминание букв;

- невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;

- формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;

- пропуск или появление лишних элементов;

- наличие серьезных затруднений копирования букв;

- появление зеркального написания букв и другие.

Несформированность навыков пространственного ориентирования, ведет к появлению ошибок на письме, которые исследователи делят на несколько групп.

1. Ошибки на уровне буквы и слога. Появляются замены букв по кинетическому принципу. Это объясняется тем, что буква - это комбинация графических элементов, определенным образом расположенных в пространстве относительно друг друга. При совпадении написания первого элемента букв младший школьник с нарушением зрения не может выбрать направление движения собственной руки и допускает замену. Наиболее часто смешиваются следующие буквы: б - д, и - у, у - ч, ч - ъ, г - р, а - д, о - а. Смешение по оптическому принципу. Это смешения букв, различающихся следующими признаками:

- различным положением элементов в пространстве;

- количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов;

- наличием дополнительного элемента (у - д, л - и, в - д, ц - щ, л - м, ш - т, п - т, и - ц, III - Щ).

Неточности (искажения) в написании букв:

- не дописывание элементов;

- добавление лишних элементов;

- неправильное расположение элементов букв относительно друг друга;

- зеркальное написание букв.

Садовниковой И.Н. выявлена большая распространенность смешения букв по кинестетическому сходству таких, как

д

о - а, б - д, и - у, У - Ч, п - т, П - Т, л - м, Л - М, х - ж, ч - ъ, Г - Р

н - ю, и - ш

л - я, Н - К, а – д

2. Ошибки на уровне слова. Эти ошибки возникают по причине недостаточно устойчивого ориентирования в последовательности элементов слова. Как правило, наблюдается нарушение последовательности соседствующих букв. Чаще меняются буквы в обратных слогах в начале слова, слоги преобразуются в прямые, а также в слогах со стечением сходных по написанию букв: «токрыл» - открыл, «зелмя» - земля.

3. Ошибки на уровне фразы. На уровне фразы выделяют ошибки, связанные с употреблением в письменной речи конструкции с предлогами. При этом возникают затруднения в понимании значений предложно-падежных конструкций и в их написании. При этом предлоги могут детьми опускаться, заменяться или удваиваться.

4. Ошибки на уровне текста. Это ошибки, которые возникают в связи с неумением определять последовательность высказывания и сохранять ее в памяти. Имеют место ошибки искажения смысла высказывания.

Безусловно, не следует говорить о прямой зависимости нарушений письменной речи от нарушения зрения. Но нельзя забывать о том, что нарушение зрения ставит младшего школьника относительно формирования письменной речи в неравные условия детей с нормой. Нарушение зрения выделяется в качестве усугубляющего, влияние которого может усиливаться или ослабевать в зависимости от других патологических факторов условий развития письменной речи и индивидуальных особенностей младших школьников.

Выводы

Анализ литературы показывает, что достаточно исследованы особенности нарушений письменной речи младших школьников, причины их возникновений. Исследователи выделяют такие виды дисграфий, как артикуляторно-акустическая, аграмматическая и оптическая дисграфии. Развитие письменной речи, которое включает умение четко произносить звуки и различать их, определять слоговой состав слова, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение - одна из проблем, стоящих перед образовательным учреждением. Этой проблемой занимались: Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, М.Е.Хватцев, И.Н. Садовникова, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия и др.

Нарушения письменной речи младших школьников с нарушениями зрения является сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности и имеют разнообразный и сложный патогенез. Одной из причин нарушений письменной речи младших школьников с нарушениями зрения является несформированность психических процессов – зрительно-пространственных представлений, которые приводят к низкому уровню развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения письмом.

Список используемой литературы

1. Аслаева Р.Г., Денискина В.З., Диденко Е.А. Основы тифло- и сурдопсихологии, / Модуль: Специальная психология. Серия 1. / Учебно-методическое пособие. – Уфа: Изательство БГПУ, 2012. – с.11-15

2. Белов Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.

3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия в усвоении устной речи. – М., 1977.

4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – с. 498-505.

5. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1982.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

7. Денискина В.З., Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. – 2011. - № 5. – С.56-64

8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.  заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

9. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание  детей с нарушениями зрения./ под ред. Земцовой М.И. – М., 1978г.

10. Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – с. 4-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Трудности в овладении письменной речью младшими школьниками с точки зрения нейропсихологии.

Количество  детей  с  трудностями  обучения  письму  и  нарушениями  письменной речи  увеличивается  год  от  года. По  самым...

Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.Статья будет полезна учителям , логопедам, родителям....

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...

Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения

В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье обозначены особенности развития речи слабовидящих школьников. Раскрыты специальные методические приемы и способы работы над новыми   словами....

Изложения и требования к ним в системе развития речи младших школьников с нарушениями зрения

В статье рассматривается особенности проведения изложения у детей с нарушениями зрения...