Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.
статья по теме

Алексеева Юлия Александровна

Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Статья будет полезна учителям , логопедам, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Проблема нарушений письменной речи младших школьников является одной из актуальных проблем в логопедии. Это обуславливается тем, что письмо и чтение, автоматизируясь, превращается из цели начального обучения в средство познавательной деятельности. Нарушение письменной  речи задерживают сроки овладения школьной программой и вызывает негативное отношение к процессу обучения.

     Известно, что дисграфия- одно из наиболее распространённых нарушений речи у детей младшего школьного возраста. Анализ данных, полученных Л. Г. Парамоновой показал, что несомненные предпосылки того или иного вида дисграфии имели от10,5 до 55, 5 % детей, а именно:

  Акустическая дисграфия _ 10, 5 %

  Артикуляторно- акустическая дисграфия – 16, 7%

  Дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза – 25%

 Оптическая дисграфия – 45, 8%

Аграматическая дисграфия – 55, 5%

  Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действующих в разные периоды развития ребёнка. ( А. Р. Лурия, С. М. Блинков, М. Е. Хватцев). Причины дисграфии могут быть органические, функциональные, биологические, социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон  головного мозга, участвующего в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционорования.

   Определённое место  в этиологии дисграфии  отводится наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникнавению нарушений письма.

  Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а так же с неблагоприятными внешними факторами ( неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевого контакта, неблагоприятная семейная обстановка)

  Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой: неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями.  Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно- психических и речевых  расстройств

Актуальность проблемы дисграфии обусловлена значительностью процессов письма для школьного обучения, а также значительной распространённостью нарушений письменной речи у младших школьников.

 Письменная речь у детей с дисграфией отличается от письма их сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Дисграфия у детей общеобразовательных учреждений не является следствием системного нарушения речи. В письменной речи встречаются сочетания разных видов дисграфий. Вследствии этого, коррекционное обучение должно включать работу над всеми компонентами речевой системы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...

Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения

Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения....

Мастер- класс на тему: "Коррекция оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников ".

Мастер- класс на тему: "Коррекция  оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников "....

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...

Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников с ОВЗ – ТНР.

Статья  на тему  " Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников" поможет в работе  школьного учителя-логопеда ....

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...