Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников с ОВЗ – ТНР.
статья по логопедии (1 класс)

Комкова Екатерина Александровна

Статья  на тему  " Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников" поможет в работе  школьного учителя-логопеда .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние  нарушений  звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников  с ОВЗ – ТНР.

     Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности. В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

     К нарушениям звукослоговой структуры слова у младших школьников  с ОВЗ – ТНР относится:
- пропуски звуков и слогов (элизия), например, «ова», «овитка»- «корова», «коровочка», «то» - «цветочек»;
- перестановки звуков и слогов, или метатезис, напримнр, «ливка» – «вилка», «прадва» – «правда», «гурзовик» – «грузовик», «обынковенный» – «обыкновенный», «коно» – «окно»;
- полное или частичное уподобление звуков и слогов, или явление дистантной ассимиляции, которая может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер, например, «папата» – «лопата», «титики» – «кирпичики»;
- добавление звуков и слогов, например, «молототок» – «молоток»;
- контаминации, например, «я поломою» – «я мою пол»;
- замены одних звуков другими, например, «зыбрашу» – «выброшу»;
- упрощение стечения согласных в слове, например, «толь»- «стол», «вок» - «волк», «художнесный, художный» – «художественный»;
- искажения структуры слов до неузнаваемости: «овитка» – «коровочка», «амолиси» - «гармошка;
- удвоение (редупликация), например, «млототок – молоток»;
- преждевременное произнесение последующего звука в слове (антиципация), и наиболее часто встречающаяся ошибка – искажение стечения согласных, например, «каси- красный», «вок- волк, тула – стул».

Но все же соотношение выделенных ошибок у детей с ОВЗ - ТНР неодинаково. Некоторые ошибки встречаются крайне редко, например, контаминации, а другие чаще, например, упрощение групп стечения согласных.

Очень редко у детей с ОВЗ - ТНР встречаются затруднения в использовании ударения, так как в онтогенезе раньше появляется понимание и усвоение интонационно-мелодической, а затем ритмико-мелодической стороны речи. Почти все дети с ОВЗ - ТНР при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности испытывают различные трудности, что проявляется, с одной стороны, в моторной неловкости, некоординированности движений рук и ног, туловища и в трудностях воспроизведения ритмов (количество, соотношение слабых и сильных ударов и т.д.)- с другой сторон.

Таким образом, можно сказать, что в структуре общего недоразвития речи часто наблюдаются искажения звукослогового состава слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового и/или звукового состава (нарушения порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной звукослоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
    Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
 В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

    Вопрос об усвоении звукослоговой структуры слов в условиях задержанного речевого развития является очень важным. Затруднения воспроизведения звукослоговой структуры слов препятствуют усвоению словарного запаса и грамматического строя речи. Нарушение звукослоговой структуры слов сопутствует детям с патологий речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребёнок сталкивается с новой звукослоговой и морфологической структурой слова. Это нарушение, существенно затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, вызывающее появление вторичных психических наслоений, является достаточно стойким и преодолевается с трудом.

Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу. Поэтому ребенок, овладевающий грамотой, еще до начала записи предложения должен уметь выделять в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку недоступен, то возможно появление конкретных специфических ошибок письма, снижающих возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Затруднения в восприятии и воспроизведении слогового состава слова осложняют формирование у детей словарного запаса, так как усложняющаяся последовательность искажений приводит к замене одного слова другим. Нарушение слоговой структуры слов выражается на письме в виде смешения границ слов  – «у дедмо Рза» – у деда Мороза, персевераций – «магазим» – магазин, антиципаций – «на девевьях» – на деревьях, контаминаций – «весеяцуем» – весело танцуем и др.

    Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова .

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

         В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода  в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой , которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов 
(охота, малина).
3. Односложные слова 
(дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом 
(диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова
 (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов 
(тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом 
(бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных 
(комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом 
(ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных 
(таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова 
(стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова 
(лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных 
(плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов 
(черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Работа строится  в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

   Таким образом, работу по коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей С ОВЗ-ТНР  целесообразно планировать с четким соблюдением всех этапов работы, с использованием дополнительных стимулов, привлекая педагогов разного профиля (учителя, учителя по логоритмике, инструкторов по физической культуре и других).

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

         Для современного этапа развития школьного образования характерен      переход     от    экстенсивного   обучения      к интенсивному. Актуальными    становятся   проблемы    развития   интуит...

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Трудности в овладении письменной речью младшими школьниками с точки зрения нейропсихологии.

Количество  детей  с  трудностями  обучения  письму  и  нарушениями  письменной речи  увеличивается  год  от  года. По  самым...

Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.Статья будет полезна учителям , логопедам, родителям....