Статья" Адаптивная физическая культура для младших школьников с нарушениями зрения"
статья по физкультуре на тему

Перевалкина Любовь Борисовна

Принцип адаптации рабочей программы по предмету физическая культура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_fizkultura.docx48.62 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Костромская область

Буйский муниципальный район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАЛИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

157014 Костромская область Буйский район, п. Талица, ул. Пушкина, д. 35

 (494 35)32-8-16

ОГРН 1024401233911

ИНН/КПП 4409003110/440901001

_________________________________________________________________________________

Адаптивная физическая культура

для младших школьников

с нарушениями зрения

Перевалкина Любовь Борисовна

(учитель физической культуры МОУ Талицкой средней школы Буйского муниципального района Костромской области)

2016 г.

Оглавление

  1. Введение

  1. Адаптирующий компонент, включённый в рабочую программу:

2.1.Изменения, включённые в пояснительную записку.

           2.2. Изменения, внесенные в содержание программы, взятой                      за основу при написании Рабочей программы:

         2.3.Дополнительные требования к инвентарю и спортивной площадке.

  1. Заключение

  1. Список литературы

  1. Приложение

Введение

В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5 %, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети: с нарушениями восприятия (не слышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие); дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;  умственно отсталые (том числе и глубоко умственно отсталые) дети; дети с задержкой психического развития; дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании в РФ» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В настоящее время в системе специального образования наметились определенные позитивные изменения:  появились нормативно-правовые акты, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями и регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения, соответствуя в основном международным нормативно-правовым актам; идет дальнейшее развитие системы школьных коррекционно-образовательных организаций. Новая государственная образовательная политика привела к смене парадигмы педагогической науки.  Это выразилось в переориентации образовательной политики на ребенка с его проблемами и отклонениями в развитии. В основу современных педагогических стратегий положены научные теории на основе исследований Л.С. Выготского,  В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.Р. Лаурия, Л.В.Занкова и пр.

Педагогический и воспитательный корпус образовательных организаций в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр. Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений. Поэтому возникает необходимость в разработке адаптированных рабочих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе, во 2 классе,  обучается слабовидящий ребёнок, поэтому возникла необходимость в изучении физических особенностей слабовидящих детей, и в изучении накопленного опыта в области адаптивной физической культуры.

  1. Адаптирующий компонент, включённый в рабочую программу.

1.1. Изменения, включённые в пояснительную записку.

  Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей, отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:

 — расстройством функций зрения на основе органических нарушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств;

 — ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искаженное представление об окружающей действительности;

 — неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не посещающих детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;

 — снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости обучающихся.

 В ряде исследований,  (Земцова М.И., Каштан М.С., Певзнер М.С., 1967) представлена анатомо-физиологическая связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями;  связь между зрительной афферентацией и обменными процессами;  состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем.  Авторы предполагают, что энергия световых лучей, направляясь через глаз в гипоталамус и гипофиз, регулирует вегетативно-эндокринные функции организма и оказывает общее тонизирующее действие на центральную нервную систему.  Поэтому, реализация резервных возможностей организма ребенка с ограниченными возможностями может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме. Известно, что наибольший коррекционный эффект обучения детей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального возрастного этапа. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности, формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями; привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциалов детей с нарушением зрения.

В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения; улучшается зрительный и осязательный контроль над  выполнением движений; совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений.

И.М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства. Всякий раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз, служить таким орудием не может. Однако младшие школьники с нарушением зрения часто путают правую и левую стороны. Своеобразие развития сенсорных функций обусловливает выраженную степень асимметрии в развитии движений левой и правой руки.

 Г.Х Кекгель, М.И. Земцова, И.С. Моргулис (1962) своими исследованиями показали несогласованность движений рук, обосновывая функциональную асимметрию явлениями компенсаторного характера. В процессе обучения;  в трудовой и игровой деятельности, правая рука более совершенствуется в исполнительных функциях,  а левая — в контрольных. В связи с этим точность движения правой руки по мере обучения повышается. Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников: в весе (от 3 до 5%); росте (от 5 до 13 см); в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего возраста отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), Л.Н. Ростомашвили (1999) показывают, что у детей 10—12 лет с нарушением зрения, ЖЕЛ =1600 куб. см., а у нормально видящих, — 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита. У слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28%, чем у нормально видящих сверстников, в показателях гибкости они уступают последним в среднем на 12—15%.

Л.Ф. Касаткин (1967, 1970), И.И. Шмельков (1981) и Б.В. Сермеев (1984) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Наиболее выраженная разница в росте мышечной силы у незрячих детей по сравнению с нормально видящими наблюдается в 7—14 лет: отставание у мальчиков 3,5—5 кг, у девочек 1—1,5 кг. У детей с патологией зрения отмечается нарушение координации движений. В возрасте 8—9 лет оно составляет 28%, а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результатов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7—9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способности.

Исследование (И. И. Шмельков, 1981) прыгучести (прыжок в высоту  с места) у незрячих школьников выявило отставание от нормально видящих сверстников на 6,9 см. Результаты прыжков в длину с места у мальчиков ниже результатов нормально видящих на 16—24%.

По данным А.Г. Сухарева (1975), слабовидящие мальчики младшего школьного возраста проходят в день 4,1 км, а зрячие дети 10,3 км; в среднем школьном возрасте слабовидящие — 6,8 км, а зрячие — 14,7 км; в старшем возрасте соответственно 3,5; 4,8 и 12,2 км. Эти данные свидетельствуют о низкой двигательной активности, а следовательно, меньшей выносливости и работоспособности детей с нарушением зрения. С возрастом показатели физического развития у детей со зрительной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравнению с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у детей с депривацией зрения развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статической выносливости.  В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидящих продолжает развиваться до 17 лет. По данным Е. И. Ливадо (1974), А К. Акимовой (1973, 1977, 1979), P.H. Азаряна (1989), у слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%, мышечная слабость — у 12%. Б. П. Ермаков (1989, 1990) констатирует, что нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 20% и 14%; значительно больше и число простудных заболеваний. Исследования Л.Н. Ростомашвили (1997) показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербурга относятся к специальной медицинской группе. Нередко дети с нарушениями зрения поступают в школу с уже стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. По данным медико-психолого-педагогической оценки, все причины вторичных отклонений можно разделить на две группы: 1) органические нарушения, наследственные заболевания, врожденное слабовидение, обусловливающие трудности формирования гармонически развитой личности; 2) недостаточный уровень социальных и педагогических условий для гармоничного развития ребенка с депривацией зрения, отсутствие или недостаточность профилактической, коррекционной работы с данной категорией детей. К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с нарушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического развития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД) ММД — часто встречающееся заболевание. Оно характеризуется негрубым поражением центральной нервной системы, сопровождается мышечной дистонией — неуклюжестью, неловкостью, скованностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности моторики. Наиболее характерны для ММД двигательная расторможенность, суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность. Периодически появляются вспышки гнева. Такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт межличностных отношений. Нередко у них развивается невроз в виде неврастении. Такой ребенок биологически не способен быть тихоней, сдержанным и целеустремленным. Эти качества необходимо терпеливо прививать, умело направлять его сверхактивность в русло продуктивных игр, физических упражнений, интересной деятельности. При правильной коррекционной работе с таким ребенком к 10—11 годам отрицательные проявления сглаживаются; он будет нормально учиться и упорядочит свое поведение; станет контактным и адекватным в поведенческих реакциях (В. И. Гарбузов, 1982). Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.

Добавлены специальные коррекционные задачи.

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

  •  охрана и развитие остаточного зрения;
  •  развитие навыков пространственной ориентировки;
  •   развитие и использование сохранных анализаторов;
  •   развитие зрительного восприятия:  цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение;
  • коррекция скованности и ограниченности движений;
  • активизация функций сердечно-сосудистой системы;
  •  улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
  •   коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений.

Методы и принципы, используемые при обучении

слабовидящих детей.

При организации и осуществлении педагогической деятельности для  детей со зрительной патологией учитываются специфические особенности психического и физического развития; соблюдаются принципы, используемые в специальной педагогике — коррекционной и компенсаторной направленности педагогических воздействий; усиленного педагогического руководства, предусматривающего связь учебной деятельности с активной позицией ребенка и учителя (Солнцева Л И , 2000) . В работе с данной категорией детей используется метод практических упражнений, основанный на двигательной деятельности обучающегося  через многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим).  Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения,  нуждается в особом подходе и в подборе упражнений, которые вызывают доверие у обучающихся; ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки. Выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое. Выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон; кувырок вперед с небольшой горки и т.д.) Выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг;  сужение площади опоры при передвижении. Использование сопротивлений (упражнения в парах; с резиновыми амортизаторами). Использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные). Использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа; метание без снаряда).   Подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стойка аиста», «лягушка»).  Использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением).  Использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения, использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель.  Изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения.  Изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола).  Использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо, мяч  ручной эспандер).  Для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха. Изменение внешних условий выполнения упражнений на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне.  Варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок). В соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные соревнования). Использование разученных двигательных умений в повседневной жизни. Использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров  (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами).

  1. Изменения, внесенные в содержание программы, взятой за основу при написании Рабочей программы:

Для детей с нарушением зрения предусматриваются следующие ограничения:

  • резкие наклоны;
  •  прыжки;
  •  упражнения с отягощением;  
  • акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове,  руках, висы вниз головой);
  •  а также соскоки со снарядов;
  •  упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы;
  •  резким перемещением положения тела и возможными травмами головы;  
  • упражнения высокой интенсивности;
  •  длительные мышечные напряжения и статические упражнения;
  • нагрузки с большой интенсивностью в беге.

№ п/п

Изменение

Обоснование

1

Исключён раздел «Плавание»

Нет условий. Часы дополняют разделы «Подвижные игры» и «Лёгкая атлетика»

2

В разделе гимнастика с элементами акробатики исключены кувырки вперёд и назад. Опорный прыжок.

Так как слабовидящим детям противопоказаны такие упражнения.

   Для решения специальных (коррекционных) задач  больше уделяется внимания на следующие физические упражнения.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

 2. Общеразвивающие упражнения:  без предметов; с предметами (гимнастические палки, обручи, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.)

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

 4. Упражнения для укрепления сводов стопы.

5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

 7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

 10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

 13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки.

Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе оцениваются по уровню овладения ими раздела основы знаний, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнение доступных для них двигательных действий.

1.3. Дополнительные требования к спортивному инвентарю и спортивной площадке.

Инвентарь для детей с ослабленным зрением должен быть ярким и красочным, использовать цвета (зеленый, красный, оранжевый, желтый), наиболее благоприятно действующие на зрительное восприятие. При использовании мяча можно руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Мяч для игры необходимо подбирать очень ровный (круглый), обеспечивающий угол падения, равный углу отражения, чтобы он отскакивал прямо в руки играющему.

 2. Мяч должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжёлый мяч лучше ощущается  незрячими, и они скорее овладевают игрой с ним, чем с легким. Можно пользоваться и волейбольным мячом, предварительно положив между камерой и покрышкой утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. При недостаточной освещенности необходимо пользоваться мячом светлого цвета, при ярком освещении — темного. Желательно использовать озвученный мяч, дающий возможность ребенку с ограничением зрения не только свободно играть с ним, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его.

3. Используемый инвентарь должен быть безопасен.

 Кроме того, необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, определить ее размеры, соорудить ограничительные ориентиры: канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки; линия из гравия, травяного покрова; асфальтированная дорожка, резиновые коврики и другие рельефные (осязательные) обозначения, шнур; натянутый по периметру площадки. Такая разнохарактерность игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, ориентироваться на ней, что помогает им избавиться от страха препятствий. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, препятствий — ее поверхность должна быть однородной. Ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или полоской цветной ткани.

 Играющих необходимо предварительно ознакомить с размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (зрительными, слуховыми, обонятельными и др.), дать им самостоятельно походить, побегать, посмотреть все предметы и инвентарь, которые будут использованы в игре. Все это позволит детям безбоязненно передвигаться во время игры. Руководитель с помощью сигнала (например, два длинных свистка означают прекращение игры) ориентирует играющих, дает правильное направление и предупреждает об опасности. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные восприятия. Ребенок с нарушением зрения ощущает всю игру преимущественно посредством слухового анализатора, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха, нервной системы, переутомление, поэтому следует регулировать физическую нагрузку при играх. Указанные меры безопасности дают возможность свободного передвижения ребенка в игре, избавиться от комплекса «неполноценности» обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала, создают положительный эмоциональный фон.

Заключение

Толерантность (терпимость) по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья является непременным качеством педагога. Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность его отношений со взрослыми и сверстниками. Умение ребенка с нарушенным зрением узнавать окружающих его людей с помощью сохранных анализаторов поможет ему в социальной адаптации и интеграции в общество зрячих. Для формирования социально-психологической готовности к общению необходимо научить незрячего ребенка пользоваться помощью нормально видящих сверстников, а последних обучить способам общения с незрячими. Одним из способов в установлении контактов в общении и является включение ребенка в совместную практическую деятельность (учебную, творческую, игровую, соревновательную и пр.). Во избежание негатива необходимо создавать умышленные ситуации успеха, поощрения. Улыбка или кивок головы как способ поощрения недоступны незрячему ребенку. Поэтому лучше использовать словесную похвалу, так как ее услышат и другие занимающиеся. Однако нельзя не замечать и их недостатки, например неправильное выполнение физических упражнений, — это будет стимулировать детей к исправлению ошибок.

Для детей с нарушенным зрением важен строго установленный порядок в спортивном зале, на спортивной площадке. Спортивный инвентарь, которым пользуются дети на уроках физкультуры, всегда должен находиться в определенном месте. Не рекомендуется оставлять по периметру зала предметы, препятствующие ориентировке и передвижению учащихся. Для этого перед уроком спортивную площадку следует проверить, чтобы на ней не оказалось каких-либо лишних предметов. Основным принципом общения должно быть уважение, доброжелательность и гуманное отношение к личности ребенка.

Вывод:

  • требуется учитывать физическое развитие слабовидящих детей младшего школьного возраста при организации учебной деятельности;
  • использовать накопленный опыт в области адаптивной физической культуры.

Список литературы

Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие под ред. Л. В. Шапковой Л.В. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил.

Приложение

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ (для учащихся 1—4-х классов)

 «Найди себе пару»

 Играет нечетное количество игроков, например 11. По кругу кладут пять обручей. Идя по внешнему кругу, дети выполняют различные упражнения на осанку. Со словами руководителя «Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару выбирайте!» игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу. Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед; руки к плечам ладонями вперед, лопатки сблизить («уточка»). Игрок, оказавшийся лишним, идет по кругу и вместе с руководителем отмечает игроков с неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, — два штрафных. Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков.

«Зайчики»

 Команды выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. Перед направляющими лежат мешочки с песком размером 10 х 20 см. В 4 м от линии старта установлены поворотные флажки (звуковой сигнал). Ведущий говорит: «Прыг-скок, прыг-скок, скачут зайцы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточку». С последним словом направляющие в колоннах берут мешочек, кладут его на голову, принимают положение руки на пояс, локти назад, спина прямая и прыжками (бегом) движутся по направлению к флажкам. Обогнув свой флажок, они снимают мешочки, бегом возвращаются к своей команде, которая подает звуковой сигнал своему товарищу. Передают мешочек следующему игроку, а сами встают в конец колонны. Если мешочек упал, его следует поднять, положить на голову и продолжить прыжки. Игра длится до тех пор, пока направляющие снова окажутся впереди своих колонн. Они поднимают руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

 «Космонавты» 

В центре зала мелом обозначают круг диаметром 2—2,5 м, вокруг которого на расстоянии 2 м кладут обручи (цветные). Большой круг — это земля, а обручи — ракеты. В каждой команде только по два места. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети встают по внешней стороне круга друг за другом. По команде ведущего они идут и выполняют движения, формирующие осанку, одновременно проговаривая речитатив: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок на планете; на какую захотим — на такую полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» С последним словом игроки разбегаются в разные стороны и занимают попарно любую ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети поднимают его вверх, отводя лопатки, и по команде «взлет!» приставными шагами движутся по кругу, затем по команде «посадка 1 » все останавливаются. Пока космонавты совершают полет, опоздавшие стоят в центре большого круга и машут руками. Игра повторяется несколько раз. В конце игры отмечаются дети, совершившие больше полетов.

 «Пожарники на учениях» 

Две команды. Дети стоят в колоннах перед наклонной (закрепленной) скамейкой, придвинутой к шведской стенке. Наклон скамейки 15—20°. Передвижение по скамейке (гимнастической) в упоре на коленях с захватом края скамейки руками. Наверху на каждом пролете шведской стенки подвешен колокольчик. По сигналу стоящие первыми ползут по скамейке, затем поднимаются по рейкам стенки вверх и звонят в колокольчик. Спускаются вниз и идут в конец своей колонны. В каждой паре отмечают того, кто позвонил первым и не допустил ошибок в ползании и лазании. Необходимо обеспечить страховку — маты.

 «Хитрая лиса»

 Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, с закрытыми глазами. Водящий ходит по внешнему кругу и проверяет осанку у игроков; чья осанка ему понравилась (правильная осанка), тому в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и говорит: «Можно открыть глаза». Игроки открывают глаза и проговаривают: «Хитрая лиса, кто ты?» (три раза), после чего тот, у кого в руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и произносит: «Я» (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет убегающих, передает пойманному игрушку. Игра возобновляется.

«Цапля»

 «Цапля» — водящий, а остальные — «лягушки». Пока цапля спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу, в одну сторону). Вдруг цапля просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос «ква-ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают другого водящего — «цаплю». «Цапля» передвигается только на прямых ногах с сохранением правильной осанки, а «лягушки» прыгают на корточках с прямой спиной.

«Пройди — не ошибись» 

Играющий должен пройти по прямой 5—10 м вперед до звукового сигнала, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. По другому звуковому сигналу пройти спиной назад, ставя носок к пятке. Задание можно выполнять с закрытыми глазами. Для учащихся 4-го класса можно усложнить игру: выполнить то же задание на гимнастической скамейке, перешагивая через озвученный предмет, положенный на пути. При этом необходимо обеспечить страховку.

 «Елочка»

По сигналу учителя дети бегут по залу, хлопая в ладоши. Водящий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их «осалить». Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони вперед, пальцы расставлены. Это «елочка». Тот, кто принял неправильное положение или не добежал до стены, может быть «осален». «Осаленный» становится водящим, и игра повторяется. Отмечаются самые быстрые и точные в выполнении правил игры.

 «Колобок»

Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. В руках у направляющих мяч. Учитель произносит: «Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет». С последним словом первые игроки в командах поднимают мяч над головой, отводят руки назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом (озвученным) вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч стоящему сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает. При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить из положения сидя, ноги скрестно (по-турецки).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К УТОМЛЕНИЮ (Демирчоглян Г.Г, 1997)

1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

 2. И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1 мин. Способствует улучшению кровообращения.

3. И. п. стоя. 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз; 3) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 с; 4) опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

 4. И. п. — сидя 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

 5. И. п. — сидя. 1) Закрыть веки; 2) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.п. — стоя. 1) Отвести правую руку в сторону; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

7. И. п. — стоя. 1) Поднять правую руку вверх; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию.

 8. И. п. — сидя. 1) Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2) спустя 1—2 секунды  снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза.

9.И. п. — сидя, голова неподвижна. 1) Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2) производить рукой на расстоянии 40—50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца; 3) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3—6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Формирование навыков устных вычислений у младших школьников с нарушениями зрения.

У младших школьников с нарушениями зрения возникают трудности при выполнении математических заданий, и повышение уровня сформированности устных вычислительных навыков возможно путем специально организ...

Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения

В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....

Рекомендации по совершенствованию восприятия формы у младших школьников с нарушением зрения

В разработке представлены игры и упражнения, способствующие развитию восприятия формы младшими школьниками с нарушениями зрения....

Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения

Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения....