"Роль подвижных игр в развитии детей с ОВЗ"
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Лекомцев Даниил Фёдорович

Роль подвижной игры в физическом развитии детей школьного возраста неоспорима. Играть детям интересно и полезно. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Именно подвижные игры играют решающую роль в формировании двигательной активности у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_podvizhnyh_igr_v_razvitii_detey_s_ovz.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Лекомцев Д.Ф., учитель

 физической культуры МБОУ « Гимназия №175», г. Казань 

«Роль подвижных игр в развитии детей с ОВЗ».

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка, физические и творческие способности.

Роль подвижной игры в физическом развитии детей школьного возраста неоспорима. Играть детям интересно и полезно. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Именно подвижные игры играют решающую роль в формировании двигательной активности у детей с ОВЗ. В игре ребенок наиболее полно может выразить себя, показать свой внутренний мир. В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т.д. Они играют, в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. Трудно переоценить пользу подвижных  и спортивных игр для детей. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме.

Игра выполняет следующие функции:

1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.

2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.

3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей.

4) развитие речи - в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания. 

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.  Игры занимают значительное место в жизни ребёнка. С помощью  игр у детей с нарушением развития,  двигательная активность расширяется, становиться не просто хаотичной, а приобретает смысл. Правильно спланированная игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, расширяет двигательную возможность ребёнка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку.

В задачи применения подвижных  и спортивных игр при заболеваниях сердечно - сосудистой системы входят постепенная тренировка нейрорегуляторных механизмов; сердечно -  сосудистой системы и организма в целом к физической нагрузке; понижение реактивности нервной системы; улучшение функции дыхательной системы; дозированная тренировка вестибулярного аппарата.

С этой целью применяются следующие виды подвижных игр:

- Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОВЗ.

- Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста).

- Подвижные игры на развитие ориентировке пространстве.

- Подвижные игры на развитие выразительных движений.

- Подвижные игры на развитие воображения.

- Подвижные игры на развитие внимания.

- Подвижные речевые игры для детей.

- Игры на развитие коммутативных функций.

- Подвижные игры на развитие звукопроизношения.

Основные принципы игр:

- совмещение элементов игры и учения, постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

- повышение умственной активности ребенка;

- формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.

Подвижные и спортивные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.

Ежедневное включение в педагогический процесс подвижных игр предполагает следующие формы:

  • - игры-инсценировки;
  • - игры-забавы;
  • - игры – соревнования;
  • - дидактические игры;
  • - сюжетно-ролевые игры;
  • - подвижные игры;
  • - игры-драматизации;
  • - игры-имитации;
  • - беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

 Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма.

Таким образом, подвижные и спортивные игры просто необходимы детям  с ОВЗ - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно - сосудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.

 Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Весёлое настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме (активизируется дыхание, кровообращение, обменные процессы), а также оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка и способствует речевому развитию, что особенно ценно для детей ОВЗ.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков.

Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. 

 Подвижные игры, физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений, игр, специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта.

Можно сделать вывод, что подвижная игра занимает значительное место в жизни ребенка. С помощью подвижных игр у детей с нарушением в развитии двигательная активность расширяется, становится не просто хаотичной, а приобретает смысл. Правильно спланированная игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную потребность в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, расширяет двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Разнообразные задачи по развитию двигательного творчества детей с ОВЗ в подвижных играх позволяют скоррегировать отклонения в их физическом развитии, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста

Статья на тему: "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста...

Роль подвижной игры в развитии личности ребёнка

Статья адресована педагогам, работающим с младшими школьниками. Информационный материал статьи можно использовать для родительских собраний и оформления родительских уголков....

статья на тему "Роль скороговорок в речевом развитии детей"

В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скоро...

Роль подвижных игр в развитии детей младшего школьного возраста

Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий...

Роль ритмики в эстетическом развитии детей.

Статья на тему "Роль ритмики в эстетическом развитии детей" - это попытка рассказать об актуальности программы ритмики в начальной школе (1 класс)....

Роль подвижных игр в развитии детей младшего школьного возраста.

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возм...