Роль подвижной игры в развитии личности ребёнка
статья (1, 2, 3 класс) по теме

Солдатова Галина Владимировна

Статья адресована педагогам, работающим с младшими школьниками. Информационный материал статьи можно использовать для родительских собраний и оформления родительских уголков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная

школа № 385»

Красносельского муниципального района

Санкт-Петербурга

Статья

Роль подвижной игры

в развитии личности ребёнка

Автор: воспитатель ГПД

Солдатова Галина Владимировна

Санкт-Петербург

2015 г.

«Подвижная игра является упражнением, готовящим ребёнка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям». П. Ф. Лесгафт

В наш век технического прогресса большое внимание уделяется образованию детей. Родители  стремятся отдать  своего ребёнка сначала в хороший детский сад, затем в гимназию к сильным педагогам, чтобы в будущем  ребёнок смог легко поступить в престижный ВУЗ. Всё это правильно, потому что хорошее образование и достойное воспитание – это залог успешного будущего ребёнка. К сожалению, чтобы достичь таких высот, ребёнку часто приходится нести очень большую нагрузку, а для этого необходимо хорошее здоровье. Подвижные игры являются прекрасным средством укрепления и закаливания детского организма.Подробнее познакомимся с этим видом двигательной активности.

Подвижные игры делятся на элементарные и сложные, игры – забавы и игры – аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет  и твёрдые правила. Они строятся на основе опыта детей и наиболее популярны у дошкольников. Младшие школьники тоже довольно часто играют в сюжетные игры. Этот вид подвижных игр помогает детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира.Развивает наблюдательность, воображение, творчество. Приведу несколько примеров  сюжетных игр: «Кошки – мышки», «Дед Мазай», «Совушка», «Бездомный заяц», «Наседка и ястреб».

Бессюжетныеподвижные игры содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению определённой цепи. Бессюжетные игры учат детей быстро действовать по сигналу, развивают ловкость, умение ориентироваться в пространстве, внимание и смекалку. В такие игры  дети могут играть не только группами, но и вдвоём, а также ребёнок и взрослый. Это игры типа «ловишек» и «перебежек», имеющие простые правила и игровые действия, например: «Догони», «Найди предмет», «Кто первый?», «Кольцеброс».

Игры – забавы предназначены для развлечения детей. Такие игры повышают эмоциональный настрой и способствуют поддержанию весёлого  настроения ребёнка, а также в определённой мере способствуют развитию двигательных умений и ловкости. Это игры для самых маленьких: «Ладушки», «Коза рогатая» и для детей постарше: «Жмурки», «Прятки».

Подвижные игры – аттракционы – это двигательные задания, обычно выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Такие игры проводятся на различных праздниках и развлечениях с целью поднятия настроения и  создания праздничной атмосферы. Такие игры - аттракционы как «Бег в мешках», «Воздушная цель», «Детский лабиринт», «Вокруг стульев» и др. требуют от детей определённой ловкости, уверенности и внимания.

К сложным играм относятся игры спортивные. Эти игры призваны подготовить физиологическую организацию ребёнка, систему управления движениями, а также мышцы, связки и психику к более серьёзным физическим и умственным нагрузкам. Спортивные игры требуют организованности, наблюдательности, собранности, быстроты двигательной реакции и овладения определённой техникой движений. Спортивные игры всесторонне влияют не только на физическое развитие ребёнка, но и на развитие психофизических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты. Очень важным фактором является то, что ребёнок учится действовать в команде, что даёт возможность почувствовать важность участия в совместных действиях к успеху, а это воспитывает  у ребёнка чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности. Кроме того, принимая участие в спортивных играх, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, благодаря чему у ребёнка воспитывается самообладание, решительность, воля, сдержанность.

Спортивные игры делятся на командные, личные, а также игры, существующие как личные и командные. К командным играм можно отнести такие игры как: футбол, хоккей, волейбол, гандбол. Примером личных спортивных игр являются следующие игры: шашки, шахматы, боулинг, кёрлинг. К личным и командным видам игр относятся: теннис, бадминтон, гольф.

Итак, подведём итог. Какую же роль в развитии личности ребёнка играет подвижная игра?

 подвижная игра укрепляет физическое развитие и здоровье ребёнка, благотворно влияя на нервную и сердечно – сосудистую системы

 способствует формированию личности ребёнка, развитию социальных, нравственных и волевых качеств

 развивает психомоторные процессы: память, внимание, воображение, мышление

 формирует коммуникативные качества: взаимопомощь, коллективизм, дисциплинированность

 поддерживает положительный настрой и атмосферу радости

 способствует развитию самостоятельности, сообразительности, инициативы, творчества

 развивает умственные способности ребёнка

 обогащает речь и пополняет словарный запас

 формирует трудовые навыки и прививает положительное отношение к труду

Список литературы:

  1. Аршавский И. А. Ваш ребенок может не болеть. – М., 1990. – С. 7.
  2.  Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. I. М., 1951, с. 309.
  3. 30.  Родионов В. Двигательная активность способствует развитию интеллекта // Дошкольное образование, 2004. № 15.
  4. Ковалько В.И. - Школа физкультминуток. 1-4 классы. Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников

[2007, PDF, Rus ]

  1. Физкультура для всей семьи / Сост. Козлова Т. В. , Рябухина Т. А. – М.:        

физкультура и спорт, 1988.

         6.      http://festival.1september.ru/articles/510459/