Рабочая программа "Уроки здоровья"
рабочая программа по физкультуре (3 класс)

Светлана Геннадьевна Филиппова

Рабочая программа "Уроки здоровья" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya_1klass.docx286.03 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\Аттестация\24-24\Уроки здоровья.jpeg

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного  и среднего (полного) общего образования; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программы начального образования по предмету «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А.; – Просвещение, 2015г.; Федеральным перечнем учебников на 2020 – 2021 учебный год; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 31.08.2020г. № 21; Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 03.09.2018г. № 42.

   Программа адресована обучающимся  первых классов общеобразовательных школ.

Программа «Уроки здоровья» относится к физкультурно-спортивной направленности.

Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, сбережение и укрепление здоровья воспитанников, сознательного участия в охране своего здоровья, адекватного поведения в случае болезни.

Новизна программы заключается в том, что она основывается на реализации компетентностного подхода, здоровьесберегающих технологий.

Цели программы:

  1. создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
  2. формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
  3. использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Задачи программы: 

  1. формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  2. сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
  3. воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Общая характеристика курса

Данная программа разработана на основе программы «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.  2013г.- М.: ВАКО.

Данная  программа строится на принципах:

  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;
  • опыты;
  • игра.

Программа «Уроки здоровья» представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая  способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

Место учебного курса в учебном плане

В 1 классе – 33 часа.

Ценностные ориентиры:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей цен- ностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, познание как ценность.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие челове- ческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена обще- ства, народа, представителя страны, государства; чувство ответ- ственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,

Результаты освоения учебного предмета

Результатами практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующие:

  • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

 Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Обучающиеся должны уметь распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; а также здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

В результате усвоения программы  учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:

  • Выделять нравственный аспект поведения;
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать правильный выбор самостоятельно или при помощи других участников группы;
  • Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Метапредметными результатами программы является формирование следующих УУД:

1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Учить высказывать свое предположение на уроке;
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения;
  • Внесение необходимых дополнений и корректив в план   и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и  к преодолению препятствий;

2. Познавательные УУД:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности;
  • Установление причинно – следственных связей;
  • Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • Слушать и понимать речь других, вести диалог;
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Формы учета знаний и умений

  • Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
  • Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
  • Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов.
  • Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, конференции, выпуск газет, листовок.


Учебно- тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Основные виды деятельности

Дата

1

Советы доктора Воды.

1

Анализировать ситуации по теме урока, проводить самоанализ своего здоровья, составлять памятки, правила по теме занятия, соблюдать их;

2.09

2

Друзья Вода и Мыло.

1

9.09

3

Глаза – главные помощники человека.

1

16.09

4

Знакомство с доктором Свежий воздух.

1

23.09

5

Чтобы уши слышали.

1

30.10

6

Почему болят зубы.

1

7.10

7

Чтобы зубы были здоровыми.

1

14.10

8

Как сохранить улыбку красивой.

1

21.10

9

Экскурсия в осенний лес

1

28.10

10

Экскурсия в осенний лес

1

18.11

11

«Рабочие инструменты» человека.

1

25.11

12

Зачем человеку кожа

1

2.12

13

Надёжная защита организма

1

9.12

14

Если кожа повреждена

1

16.12

15

Питание – необходимое условие для жизни  человека

1

23.12

16

Здоровая пища для всей семьи

1

Анализировать ситуации по теме урока, проводить самоанализ своего здоровья, составлять памятки, правила по теме занятия, соблюдать их; объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; формулировать правила безопасного поведения в быту; на улице, в транспорте;

13.01

17

Сон – лучшее лекарство

1

20.01

18

Какое настроение?

1

27.01

19

Я пришёл из школы

1

3.02

20

Я - ученик

1

10.02

21

Я - ученик

1

24.02

22

Вредные привычки

1

3.03

23

Вредные привычки

1

10.03

24

Экскурсия в весенний лес

1

17.03

25

Экскурсия в весенний лес

1

24.03

26

Скелет – наша опора

1

7.04

27

Осанка – стройная спина

1

14.04

28

Если хочешь быть здоров

1

21.04

29

Правила безопасности на воде

1

28.04

30

Динамическая прогулка на водоём «Вода друг или враг?»

1

5.05

31

Динамическая прогулка на водоём «Вода друг или враг?»

1

12.05

3233

Обобщающие уроки «Доктора природы»

1

1

19.05

26.05

Всего:

33

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1. Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедиапроектор

2. Спортивный инвентарь

Мячи

Скакалки

Обручи

Флажки 

3. Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.


Литература:

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2014.

Ресурсы интернета


Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Здоровье"

Программа расчитана для учащихся 1 - 4 классов. Срок реализации 4 года. Основная цел  начальной школы - развитие ребёнка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия....

Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)

Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Здоровье"

Рабочая программа кружка "Здоровье".1 и 2 год обучения....

Рабочая программа «Здоровый образ жизни»

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе спортивно-оздоровительного направления "Здоровый образ жизни"...

Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"

Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление...

Рабочая программа "Здоровей-ка"

Рабочая программа "Здоровей-ка"...

Рабочая программа Здоровое питание

Рабочая программа Здоровое питание...