Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"
рабочая программа (3 класс) на тему

Воронцова Наталья Ждановна

Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_rebyonok_-_uspeshnyy_rebyonok.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам. директора МБОУ «СОШ с. Заветное»

Энгельсского муниципального района

__________/В.С.Мулдагалиева/                

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского          муниципального района

__________/М.Н.Кадыкова/

Рабочая программа

 «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Спортивно-оздоровительное направление

(адаптированная) для воспитанников 2-4 классов группы продленного дня

«МБОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского муниципального района

на 2017/2018 уч.год

Срок реализации 1 год

Составители воспитатели:

Воронцова Н.Ж.

Разумова Т.Ю.

Содержание:

№   стр

Введение                                                                                                

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Направления реализации  программы

Планируемый результат

Календарно-тематическое планирование

Литература

3

4

6

7

8

9

13

Введение

Современная школа стоит на пороге  разработки, апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад , соревнований, поисковых научных исследований и т.п.  И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Нововведение будет способствовать  сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.

        Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени – 3 часа в неделю. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

- Беседы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы;                                                                                         - Беседы и диспуты с группой или индивидуально; читательские конференции;                                                                                                             - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;                                           - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;                                                            - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;                                                                          - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;                                                             - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования  поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;                                                                                      - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

-  Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);                                                                                                 - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Обучение приёмам и методам оздоровления, сохранения психического и физического здоровья.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Развитие физических и спортивных навыков учащихся.
  5. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  6. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  7. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка)  в рамках работы программы

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в группе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

В своей работе воспитатель должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий будет наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости

Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
  • Группа взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  • Воспитатель  координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
  • 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
  • Профилактика злоупотребления ПАВ.

  • Укрепление психического и физического здоровья учащихся.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

                 

Календарно - тематическое планирование

   

 Дата

Форма работы

Тема беседы

Место проведения

Ответственные

I четверть

I

I

Сентябрь

1

Родительское собрание.

Ребёнок пришёл в школу.  Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

Школа

Кл. рук. и

воспитатель

2

Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

«Поведение в школе», ознакомление с опасными  местами в здании школы и вокруг него.

Школа , территория вокруг школы.

Воспитатель.

3

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

Воспитатель ГПД

4

Экскурсия в осенний лес.

«Сбор  растений для гербария ».

Окрестности вокруг села.

Воспитатель ГПД

5

Осенний кросс

«День здоровья»

Спортивная площадка.

Учитель ф-ры.

Кл.рук.

Воспитатель

6

Беседа.

«Сильные, ловкие, смелые»

Кабинет нач.кл.

Воспитатель

Октябрь

1

Конкурсное состязание

«Основы безопасности»

Кабинет нач. классов.

.

Воспитатель

2

Подвижные игры на воздухе

Игры минутки

Вопспитатель

3

Беседа -викторина

«Для всех без исключения есть правила движения»

Кабинет нач. классов.

.

Воспитатель

4

Подвижные игры на воздухе.

Спортивная площадка

.

Воспитатель

5

Знакомство с настольными играми.

Шашки, шахматы

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

6

Подвижные игры на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

Воспитатель

7

Беседа

«Сменная обувь. Зачем она?»

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

Ноябрь

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

Инструктаж по ТБ  во время каникул.

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

II четверть

2

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Спортивный час «Веселые старты»

Спортивный зал.

Воспитатель

3

Подвижные игры и упражнения с мячами

Спортивная эстафета

Спортивный зал.

Воспитатель

4

Беседа

«Азбука пешехода»

Кабинет нач. классов.

.

Воспитатель

5

Настольные игры.

Шашки, шахматы

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

6

Инструктаж по ТБ

«Осторожно – гололёд!»

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

7

Беседа  

«Хорошее здоровье превыше всего»

Кабинет нач. классов.

Воспитатель.

8

Подвижные игры на свежем воздухе.

«Первые снежки»

Спортивная площадка.

Воспитатель

9

Беседа.

«Темная улица и безопасность»

Кабинет нач. классов.

Воспитатель.

10

Подвижные игры  

Попади снежком в цель

 Спортивная площадка.

Воспитатель

11

Беседа

Предупреждение несчастных случаев на улице и дома

Кабинет нач. классов

Воспитатель

Декабрь

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

Строим снежную крепость

Спортивная площадка.

Воспитатель

2

Подвижные игры и упражнения со скакалками.

Спортивный зал.

. Воспитатель

3

Инструктаж по ТБ

«Осторожно – Мороз!»

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

4

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

Спортивная площадка.

Воспитатель

5

Беседа

«Не шути с огнем»

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

6

Спортивные соревнования

Эстафета на санках.

Спортивная площадка.

.

Воспитатель

7

Зимняя экскурсия .

Окрестности вокруг села.

Воспитатель.

8

Инструктаж по ТБ  во время каникул.

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

III четверть

I

I

Январь

1

-

4

Зимние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями.                   Занятия в кружках дополнительного образования.

Школьный спортивный зал, школьная площадка

Руководители кружков.

Воспитатель

Родители

5

Подвижные игры на свежем воздухе.

Катание на санках. Игра в снежки.

Спортивная площадка.

Воспитатель

6

Подвижные игры

Динамические игры

Спортивный зал.

Воспитатель

7

Пешая  прогулка.

Территория школы и прилегающая к ней улица

Воспитатель

8

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

Воспитатель

9

Подвижные игры и упражнения с мячами.

Спортивный зал.

.

Воспитатель

Февраль

1

Беседа .

«Осторожно, гололед!»

Кабинет нач.кл.

. Воспитатель

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Метание снежков в цель

Спортивная площадка.

Воспитатель

3

Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию

Участвуем в зимней эстафете

Спортивная площадка

Воспитатель

4

Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему.

«Шайбу, шайбу!»

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

Март

1

Беседа

«Быстрого и ловкого болезнь не догонит!»

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

Воспитатель

3

Рифмованные физкультминутки. разучивание

«Здоровье в порядке спасибо зарядке»

Спортивная площадка.

Воспитатель

4

Беседа

«Зачем нужны прививки?»

Кабинет нач.кл.

Воспитатель

5

Инструктаж по Т/Б

Правила поведения на льду и при паводке.

Кабинет нач.кл.

Воспитатель

6

-

8

Весенние каникулы

разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями.                   Занятия в кружках дополнительного образования.

Окрестности вокруг села.

Школьный спортивный зал.

Кл. рук. Родители. Педагоги дополнитель-ного образования.

IV  четверть

Апрель

1

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

«Салки»

Спортивная площадка.

Воспитатель

2

Настольные игры.

Шашки, шахматы

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

3

Беседа.

ПДД «Где можно играть?»

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

4

Общешкольный субботник.

Прикреплён-ная  к классу территория вокруг школы.

Кл. рук. Воспитатель

5

Беседа

«Правильное питание – залог здоровья»

Кабинет нач. классов.

Приглашён-ный медработ-ник Воспитатель

6

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Час спортивных игр

Спортивная площадка.

Воспитатель

7

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Спортивная площадка.

Воспитатель

8

Настольные игры.

Шашки, шахматы

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

Май

1

Работа в школьном дворе.

Помощь в благоустройстве клумб.

Школьный двор

Воспитатель

2

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Учимся играть в     пионербол

Волейбольная площадка.

Воспитатель

3

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Учимся играть в     пионербол

Волейбольная площадка.

Воспитатель

6

Экскурсия в весенний лес.

Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

Школьный двор

Воспитатель Родители.

7

Динамическая прогулка.

«В гости к берёзкам».

Школьный двор

Воспитатель

8

Беседа

«Ты дома один»

Кабинет нач. кл.

Воспитатель

9

Инструктаж по ТБ  во время каникул.

Кабинет нач. классов.

Воспитатель

10

Родительское собрание

«Детский отдых в летнее время »

Кабинет нач. классов.

Кл. рук. и воспитатель

Литература

  •  ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.        
  • ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  • Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.        
  • DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  • DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  • «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В.  Кульневич, Т.П. Лакоценина,  ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.                        
  • «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
  • «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва. 2003.
  • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
  • «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребенок- успешный ребенок во всем.

В наше время взрослые и дети проводять много времени в сидячем пложении. Нужно особое внимание удилять здоровьюм. Надо чаще с ребятами делать постые упражнения, которые не требуют особых усилий или ме...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровый ребенок – успешный ребенок»

Программа «Здоровый ребенок- успешный ребенок» разработана на основе программы курса «Планета здоровья»  педагога дополнительного образования МОУ СОШ №14 им. Ф.Г. Буклова с. Курсавка Ставропольск...

"Здоровый ребенок - успешный ребенок" программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе

программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе...

Программа по здоровьесбережению «Здоровый ребенок-успешный ребенок »

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ...