ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
рабочая программа на тему

Программа «Здоровый ребенок- успешный ребенок» разработана на основе программы курса «Планета здоровья»  педагога дополнительного образования МОУ СОШ №14 им. Ф.Г. Буклова с. Курсавка Ставропольского края и рекомендована для работы по решению ученого совета Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования №5 от 23.06.2010 г. В сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности для начальной школы (из опыта работы по апробации ФГОС образовательных учреждений Ставропольского края)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx48.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №___ от ___ 20__ г.

Председатель МО

__________  ____________

подпись                    Ф. И. О.

Согласовано

Заместитель директора

 по УВР

«___» ______ 20___ г.

_________        ____________

подпись                    Ф. И. О.

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол № от ____20 ____г.

Председатель педсовета

_________        ____________

подпись                      Ф. И. О.

             

  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     «Здоровый ребенок – успешный ребенок»

Ступень обучения (класс)  начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов ___270______      

Составитель (ли)    _Глущенко Татьяна Николаевна _________________________________________________

Программа разработана на основе примерной программы курса «Планета здоровья» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

                                             

                                          2014 г.

               СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

                      Программа курса «Здоровый ребенок – успешный ребенок»

                                                                             Составитель: Т.Н.Глущенко

                                                                      учитель начальных классов

                                                                     МКОУ СОШ № 3  с. Дивное,

                                                                  Апанасенковского района

Пояснительная записка

Программа «Здоровый ребенок- успешный ребенок» разработана на основе программы курса «Планета здоровья»  педагога дополнительного образования МОУ СОШ №14 им. Ф.Г. Буклова с. Курсавка Ставропольского края и рекомендована для работы по решению ученого совета Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования №5 от 23.06.2010 г. В сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности для начальной школы (из опыта работы по апробации ФГОС образовательных учреждений Ставропольского края)».

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

        Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Здоровый ребенок - успешный ребенок».

                                       Цели программы:

1. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

2. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

                                 Задачи:

1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

2. Профилактика вредных привычек.

3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

                             

                       Содержание  программы

Программа «Здоровый ребенок – успешный ребенок» строится на принципах:

  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Программа рассчитана на детей 7-11 лет, реализуется за 4 года. Занятия проводятся 2раза в неделю по 1часу. Общее количество часов - 270

Курс состоит из 4 модулей:

1класс

Модуль 1.  Я познаю себя- 20 часов

Модуль 2. Личная гигиена – 14 часов

Модуль 3.  Секреты правильного питания – 16 часов

Модуль 4.  Азбука здоровья  - 16 часов

2 – 4 класс

Модуль 1.  Я познаю себя- 12 часов

Модуль 2. Личная гигиена – 16 часов

Модуль 3.  Секреты правильного питания – 12 часов

Модуль 4.  Азбука здоровья  - 28часов

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
  • осуществление точечного профилактического массажа.

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

 

Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

                           Модуль 1. Я познаю себя    (20 часов)      

1.

Человек- часть Вселенной.

     2

2.

Страна чувств и эмоций

4

Игра-путешествие

3.

Я и мой организм.

3

Встречи с медицинскими работниками

4.

Я и моя семья.

3

Круглый стол

5.

Я изучаю себя.

5

Инсценирование сказки

6.

Мои физические возможности.

3

Игра «А вам слабо?»

                Модуль 2. Личная гигиена (14 часов)

1.

Режим дня

3

Проектная деятельность

«Мой режим дня»

2.

Алгоритм умывания

1

3.

Уход за волосами

2

Прически девочек, прически мальчиков

4.

Уход за кожей

2

Встреча с медицинским работником

5.

Гигиена полости рта

2

Встреча со стоматологом

6.

Правила ухода за одеждой и обувью.

2

Инсценирование сказки К Чуковского «Федорино горе»

7.

Гигиена помещения.

2

Уборка помещения

Модуль 3. Секреты правильного питания (16часов)

1.

Правила питания.

2

Составление памятки «Правила питания»

2.

Страна «Витаминия»

4

Практикум «Витамины нашего сада и огорода»

3.

Разнообразие пищевых продуктов.

5

Составление меню.

Кто сколько жует – тот столько живет

2

5.

Правильное питание- рациональное питание.

3

Модуль 4. Азбука здоровья (16часов)

1.

Правила дыхания

3

Тренинг дыхания

2.

Секреты здоровья в скороговорках

1

Практикум

3.

Причины травматизма младших школьников в школе

2

Поведение ученика на перемене

4.

Нарушение осанки

2

Разучивание кинезиологических упражнений

5.

Сон – лучшее лекарство

1

6.

Как закаляться. Обтирание и обливание

2

7.

Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

2

Комплекс упражнений

8.

Роль массажа в здоровье человека

2

9.

Азбука здоровья. Игра- путешествие

1

Игра-путешествие

Учебно-тематическое планирование

                                              2 год обучения

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

                          Модуль 1. Я познаю себя    (12 часов)      

1.

Поход по стране Здоровья.

1

Игра

2.

Я- уникальный человек.

4

Диагностика личных качеств.

3.

Учусь находить друзей и интересные занятия.

3

Составление дерева Дружбы.

4.

Как организм помогает сам себе.

2

5.

Что изменилось за год. Паспорт здоровья.

1

Составление паспорта здоровья

6.

Мои привычки.

1

Беседа

                         Модуль 2. Личная гигиена (16 часов)

1.

Советы доктора Воды

1

Беседа

2.

Чтобы уши слышали

2

Беседа

3.

«Рабочие инструменты» человека

2

4.

Чтобы зубы были здоровыми

1

5.

Зачем человеку кожа

1

6.

Если кожа повреждена

1

7.

Глаза-главные помощники

2

8.

Почему мы болеем.

3

9.

Профилактика инфекционных заболеваний

3

Конкурс  рисунков

Модуль 3. Секреты правильного питания (12часов)

1.

Из чего состоит наша пища

2

2.

Что нужно есть в разное время года.

2

3.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

1

4.

Где и как готовят пищу.

2

5.

Молоко и молочные продукты

2

6.

Блюда из зерна.

1

7.

Какую пищу можно найти в лесу.

2

                       Модуль 4. Азбука здоровья (28 часов)

1.

К здоровью без лекарств. Фито- аптека.

2

2.

Пчела- природный фармацевт

1

3.

Злые колдуны Алкоголь и Никотин.

2

Конкурс рисунков

4.

Игры на свежем воздухе.

2

5.

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

4

6.

Как помочь себе при тепловом ударе.

1

7.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1

8.

Первая помощь при травмах.

2

9.

Оздоровительные минутки.

2

10.

Подвижные игры.

4

11.

Как  защититься от комаров.

1

12.

Умей сказать НЕТ

2

13.

Кто нас лечит.

2

14.

Кто и как предохраняет нас от болезней.

2

Учебно-тематическое планирование

                                              3 год обучения

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Модуль 1. Я познаю себя (12часов)

1.

Мое психическое состояние. Внимание.

2

2.

Мое психическое состояние. Память.

2

3.

Мое психическое состояние. Эмоции.

2

4.

Мои привычки

1

5.

Я пришел из школы.

1

6.

Как воспитывать в себе сдержанность.

2

7.

Все ли желания выполнимы.

2

Модуль 2. Личная гигиена (16 часов)

1.

Дружи с водой.

2

2.

Друзья Вода и Мыло.

1

3.

Забота о глазах.

2

4.

Уход за ушами.

2

5.

Уход за зубами.

2

6.

Уход за руками и ногами.

2

7.

Профилактика простудных заболеваний.

2

8.

Гигиена девочек.

1

9.

Гигиена мальчиков.

1

10.

Чистота тела и вещей.

1

Модуль 3. Секреты правильного питания (15

1.

Что и как можно приготовить из рыбы.

1

2.

Дары моря.

2

3.

Чай не пьёшь – откуда силы берешь?

1

4.

Овощи и фрукты.

3

5.

Сервировка стола

2

6.

Правила поведения за столом.

1

7.

8.

Модуль 4. Азбука здоровья (28 часов)

1.

Здоровый отдых.

2

2.

Почему люди болеют.

4

3.

Что нужно знать о лекарствах

5

4.

Ознакомление с элементами точечного массажа

4

5.

Волшебный солнца свет.

4

6.

Экстренная помощь.

5

7.

Алкоголь - ошибка

2

8.

Злой волшебник – табак.

2

Учебно-тематическое планирование

                                              4 год обучения

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Модуль 1. Я познаю себя (12 часов)

1.

Что такое здоровье

1

2.

Чувства и поступки.

2

3.

Стресс

1

4.

Учимся думать и действовать

1

5.

Умей выбирать.

1

6.

Принимаю решение.

1

7.

Я отвечаю за свое решение.

1

8.

Как доставить родителям радость.

2

9.

Как выбирать друзей.

2

Модуль 2. Личная гигиена (16 часов)

1.

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать  школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;
  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. - интенсификация учебного процесса;
  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Планета Здоровья».

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

 Данная  программа строится на принципах:

  • Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  • Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  • Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  • Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;
  • психогимнастика;
  • игра.

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 3 года.

Количество учащихся составляет 15 человек.  

Режим проведения занятий:

1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу

2-й год обучения 2 раза в неделю по 1часу

3-й год обучения 2 раза в неделю по 1часу

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
  • осуществление точечного профилактического массажа.

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Литература

  • ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.
  • ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.
  • Электронный журнал «Учительская»  ИРО-РТ , июль 2009.
  • DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  • DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  • «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В.  Кульневич, Т.П. Лакоценина,  ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
  • «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
  • «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
  • «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва. 2003.
  • «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
  • «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый ребенок- успешный ребенок во всем.

В наше время взрослые и дети проводять много времени в сидячем пложении. Нужно особое внимание удилять здоровьюм. Надо чаще с ребятами делать постые упражнения, которые не требуют особых усилий или ме...

"Здоровый ребенок - успешный ребенок" программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе

программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе...

Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"

Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление...

Программа по здоровьесбережению «Здоровый ребенок-успешный ребенок »

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ...