Сборник спортивных часов, направленных на формирование готовности обучающихся 3 класса к сдаче норм ГТО
статья по физкультуре (3 класс)

Сборник конструктов спортивных часов, направленных на формирование готовности к сдаче норм ГТО – это методическая разработка, содержащая конструкты спортивных часов, обеспечивающие повышение двигательной активности детей младшего школьного возраста с применением спортивных часов, в реализации которых участвует учитель по физической культуре и классный руководитель.  Данный сборник адресован педагогам НОО, учителям по физической культуре, а также студентам педагогических специальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник спортивных часов, направленных на формирование готовности обучающихся 3 класса к сдаче норм ГТО

Саблина А.В., студентка 3 курса специальности Преподавание в начальных классах

Многочисленными исследованиями доказано, что самые существенные изменения в физическом развитии и физической подготовленности происходят в младшем школьном возрасте, что подчёркивает важность этого периода онтогенеза.

Комплекс ГТО – полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. [1]

Целью данного комплекса является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитание патриотизма и гражданственности, улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.

Актуальность формирования готовности детей младшего школьного возраста к сдаче норм ГТО подчеркивается в ряде документов федерального уровня, следовательно, одно из значимых задач учителя начальных классов является создание комплекса педагогических условий, обеспечивающих подготовку детей к выполнению норм ГТО, развитие физических качеств.

В работах многих исследователей описаны педагогические условия, позволяющие развивать физические качества детей.

Идеи, представленные в научных трудах отечественных исследователей, находят свое воплощение также в практике профессионально педагогической деятельности.

На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:

- между требованиями, предъявляемыми к результату образования, зафиксированном во ФГОС НОО, в части укрепления и сохранения здоровья младших школьников и реальными недостаточно высокими возможностями укрепления и сохранения здоровья детей младшего школьного возраста с использованием норм ГТО;

- между достаточной теоретической изученностью проблемы формирование готовности к сдаче норм ГТО в психолого-педагогической литературе и неполной степенью выявления возможностей физических упражнений для формирования готовности к сдаче норм ГТО на ступени НОО;

- между необходимостью формирования готовности к сдаче норм ГТО младших школьников и недостаточным уровнем методического обеспечения формирования готовности к сдаче норм ГТО младших школьников.

Выявленные противоречия позволили определить проблему: недостаточный уровень методического обеспечения для формирования готовности к сдаче норм ГТО у детей младшего школьного возраста.

ВФСК ГТО – Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» — это нормативная основа физического воспитания населения страны, направленная на развитие массового спорта.

В 2014 году Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», который вступил в силу 1 сентября 2014 года. [6]

Задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются:

- увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;

- повышение уровня физической подготовленности населения;

- формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;

- повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

- модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

В настоящее время смысловое чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

Термин «готовность» можно толковать по-разному. В конкретном случае под готовностью понимается состояние, когда всё сделано для того, чтобы приступить к выполнению, осуществлению и т. п. чего-либо. [5]

Термин "Готовность к сдаче норм ГТО" означает уровень подготовки и физической активности, необходимый для успешного прохождения нормативов ГТО (Готов к труду и обороне). Автором этого понятия является Федеральное агентство по физической культуре и спорту Российской Федерации.

Рассохин Е.С., Булавенко О.А определили критерии для достижения высоких результатов ГТО:

- привлечение к систематическим занятиям физической культурой;

- повышение уровня физической подготовленности за счет систематических занятий;

- формирование позитивных установок к регулярным занятиям физической культурой;

- увеличение учащихся, отказавшихся от своих вредных привычек;

- включение оздоровительно – развивающих тренировочных программ на уроках физкультуры;

- проведение бесед, направленных на пропаганду ЗОЖ, истории и значении комплекса ГТО;

- активный отдых на свежем воздухе. [7]

Для того, чтобы подготовить младшего школьника к успешной сдаче норм ГТО, необходимо воспитывать его физически, включая в этот процесс физическую подготовку и физическую культуру.

Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. [1]

Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей (Курамшин Ю.Ф.).

Основная задача физической культуры в младшем школьном возрасте, помимо задачи узко оздоровительной, включает совершенствование различных движений, формирование осанки, навыков катания на велосипеде и коньках, ходьбы на лыжах, плавания, развития ловкости в играх.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения — это такие двигательные действия (включая их совокупность), которые нацелены на реализацию задач физического воспитания, формируются и организуются по его законам. Только с помощью физических упражнений осуществляется направленное воздействие на человека с целью развития его физических и духовных способностей.

Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Игровой метод на уроках физического воспитания в начальных классах является одним из важных средств комплексного воспитания детей. Активная двигательная активность и положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Неожиданные ситуации, возникающие в игре, обучают детей использовать приобретенные моторные навыки целесообразно. В подвижных играх созданы самые благоприятные условия для развития физических качеств младших школьников.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию.

Нормативы ГТО устанавливают определенные требования к физическим способностям и навыкам людей различных возрастных групп.

В начальной школе испытания сдачи ГТО включают в себя такие упражнения, как бег на короткие дистанции, прыжки в длину, подтягивания, отжимания, бег на 1000 метров, плавание на определенное расстояние и другие упражнения, соответствующие возрастным возможностям детей. Дети проходят испытания под контролем учителей физической культуры и спортивных инструкторов, которые оценивают их результаты. Достижение определенных нормативов по ГТО может быть награждено соответствующими знаками и наградами. Это способствует формированию здорового образа жизни и повышению физической активности среди школьников.

Введение начальной ступени норм комплекса ГТО выдвигает практическую задачу, связанную с разработкой эффективных средств и методов физического воспитания, обеспечивающих в условиях младшего школьного возраста повышение физической подготовленности до уровня, позволяющего осваивать нормативные требования этой ступени комплекса.

Для формирования мотивации для сдачи норм комплекса ГТО, на уроках используются следующие виды деятельности: игровая деятельность (подвижные, спортивные игры), соревновательная деятельность, сдача контрольных нормативов, где ребёнок имеет возможность улучшить свой результат.

Одним из средств формирования готовности младших школьников к сдаче норм ГТО являются спортивные часы. По определению Коджаспировой Галины Михайловны и Коджаспирова Алексея Юрьевича, они представляют собой уникальный формат занятий, специально разработанный для развития физических способностей, координации движений и общей физической подготовки детей. Через спортивные часы дети могут развивать не только физические, но и социальные навыки.

Спортивный час – одна из форм физического воспитания, которая способствует решению следующих задач:

- создание условий для развлечения и физической разрядки детей;

- оздоровление и восстановление физического состояния школьников;

- совершенствование жизненно важных умений и навыков, получаемых на уроках физкультуры;

- закрепление у обучающихся интереса к физвоспитанию и спортивным занятиям.

К специфическим задачам спортивного часа относятся:

- разрядка умственного напряжения школьников;

- недопущение чрезмерного утомления;

- предоставление возможности эффективного отдыха;

- повышение работоспособности обучающихся;

- укрепление здоровья, совершенствование физического развития и двигательной подготовленности детей.

Место спортивного часа как вида физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы тесно связано с закономерностями работоспособности обучающихся в течение учебного дня.

Так, для всех школьников характерно повышение работоспособности с 8 до 11 часов, а затем её постепенное снижение и интенсивный спад к 14 часам. Вместе с тем заметно снижается подвижность нервных процессов. При этом нужно отметить, что у младших школьников уровень работоспособности в принципе ниже, а период максимальной работоспособности короче.

Таким образом, в школе с продлённым днём, работающей в одну смену, наиболее подходящее для проведения спортивного часа время – после 12 часов, то есть время, когда работоспособность начинает снижаться. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с до и с до

К проведению спортивного часа выдвигаются следующие требования:

- занятия должны проводиться в щадящем режиме;

- обеспечение участия в занятиях всех детей, в том числе освобождённых от занятий физкультурой;

- придание занятиям общеразвивающего характера (отсутствие необходимости формировать специальные спортивные способности);

- обязательное наличие игровых моментов;

- организация двигательной деятельности с опорой на естественные и выработанные на уроках физического воспитания навыки;

Спортивный час как одну из основных форм физического воспитания можно условно разделить на три части: подготовительная, основная, заключительная.

Проведение спортивного часа требует грамотной дозировки физической нагрузки. Если нагрузки недостаточно, нужный физиологический эффект не будет достигнут, а значит, снизится ценность активного отдыха; чрезмерные физические нагрузки могут вызвать утомление, что негативно скажется на последующей учебной деятельности.

Необходимо стремиться к тому, чтобы во время спортивного часа дети занимались в спортивной форме.

Если спортивный час проводится на улице, следует придерживаться температурных режимов, установленных для данной территории местными органами здравоохранения и просвещения.

Для проведения спортивных часов, направленных на формирование готовности к сдаче норм ГТО обучающихся младших классов в образовательной организации, должны быть созданы необходимые условия:

- спортивный зал, оборудованный всем необходимым инвентарем, пособиями;

- благоприятный психологический климат в классе;

- сформировано эмоционально-положительное отношение к организации детей младшего школьного возраста с использованием спортивных часов, направленных на формирование готовности к сдаче норм ГТО.

Любая физическая деятельность человека в быту, в спорте требует определенного уровня развития физических или, как их еще называют, двигательных качеств. Чем он выше, тем лучше работоспособность организма и выше производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Основные физические качества – выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость и скоростно-силовые – определяют эффективность трудовой деятельности человека, состояние его здоровья, долголетие активной жизни, успехи в спорте.

Поэтому, мы создаем методический продукт, который необходим для достижения формирования готовности младших школьников к сдаче норм ГТО. Эта работа должна быть системной и последовательной, именно поэтому мы будем использовать в своей деятельности такой разработанный методический продукт, как сборник.

Таким образом, сборник спортивных часов- издание, содержащее ряд упорядоченных занятий, разработанных для развития физических способностей, направленных на готовность обучающихся 3 класса к сдаче норм ГТО.

Преимущества сборника спортивных часов:

  1. разнообразие- сборник включает в себя занятия, раскрывающие разнообразные формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий, или сами технологии обучения применительно к конкретной теме занятия.
  2. тематика- сборник сфокусирован на определенных результатах применения, что делает его более специализированным и интересным для определенной аудитории (учителей физической культуры, тренеров спортивных школ, учителей начальных классов).
  3. удобство- сборник предоставляет удобный формат, где все занятия систематизированы, таким образом отсутствует необходимость искать их по отдельности.

Целью разработанного методического продукта является подбор, разработка и систематизация конструктов спортивных часов, направленных на развитие готовности младших школьников к сдаче норм ГТО, которые можно реализовать на уроках физической культуры.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. разработать технологические карты спортивных часов, направленные на формирование готовности детей младшего школьного возраста к сдаче норм ГТО обучающихся 3 класса;
  2. систематизировать технологические карты подобранных спортивных часов;
  3. оформить сборник спортивных часов «Нормы ГТО сдавай- золотой знак получай!», направленных на формирование готовности обучающихся третьего класса к сдаче норм ГТО. Содержание сборника спортивных часов было отобрано в соответствии с Федеральной рабочей программой по физической культуре, которая содержит тематическое планирование, в том числе темы, направленные на формирование готовности детей младшего школьного возраста к сдаче норм ГТО. [6]

Изучив педагогическую и методическую литературу, интернет-ресурсы, требования Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловского педагогического колледжа» Камышловского городского округа к разработке и оформлению сборников, была определена структура сборника конструктов спортивных часов:

  1. титульный лист;
  2. аннотация;
  3. содержание;
  4. пояснительная записка;
  5. подборка спортивных часов для формирования готовности младших школьников к сдаче норм ГТО;
  6. заключение;
  7. список литературы.

Подборка спортивных часов будет состоять из нескольких разделов, названия которых определены в соответствии с нормами ГТО I-III ступеней:

  1. конструкты спортивных часов, направленные на формирование готовности к сдаче нормативов «Бег на скорость», «Бег на выносливость»;
  2. конструкты спортивных часов, направленные на формирование готовности к сдаче нормативов «Подтягивание» и «Гибкость»;
  3. конструкты спортивных часов, направленные на формирование готовности к сдаче норматива «Прыжки»;
  4. конструкты спортивных часов, направленные на формирование готовности к сдаче норматива «Метание». [4]

Сборник направлен на достижение следующих планируемых результатов, описанных в Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Физическая культура»:

  1. выполнять ходьбу и бег с равномерной и изменяющейся скоростью передвижения;
  2. выполнять прыжки по разметкам на разное расстояние и с разной амплитудой, в высоту с прямого разбега;
  3. выполнять бег с преодолением небольших препятствий с разной скоростью, прыжки в длину с разбега способом согнув ноги, броски набивного мяча из положения сидя и стоя;
  4. выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях;
  5. выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность;
  6. демонстрировать положительное отношение к физической культуре и занятиям спортом.

Пробация разработанного сборника будет осуществляться на основе разработанной программы пробации, предусмотрено комплексное применение разных методов психолого-педагогической диагностики, которые будут проводится в период преддипломной практики. Предполагается организация двух замеров - в первую и последнюю неделю.

Большой акцент при пробации методического продукта будет на тестах ВФСК ГТО I-III ступени.

Оценка качества разработанного методического продукта будет осуществляться на основе метода экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать 3 человека – учителя начальных классов. Они должны иметь первую или высшую категорию и опыт работы в образовательном учреждении не менее 5 лет.

Таким образом, можно сказать, что систематизированная подборка спортивных часов, объединенная общей целью, направлена на решение проблемы, обозначенной в курсовом проекте, так как процесс проведения спортивных часов способствует высокому уровню развития двигательных действий и физических качеств.

Таким образом, можно сказать, что подборка заданий, объединённых общей целью, с учетом достижений передового педагогического опыта, теоретических основ, требований ФГОС НОО , исходя из статистических исследований сформированности навыков смыслового чтения будет способствовать решению проблемы, обозначенной в курсовом проекте.

Список использованных источников

  1. Бойцова Т.Л. Бисеров В.В. Основные термины физической культуры и спорта. М.: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ.
  2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" // URL: (дата обращения: )
  3. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка Дмитриева. М.: Астрель, 2003
  4. Нормативы комплекса ГТО // URL: http:// (дата обращения: )
  5. Ситничук С.С. Терминологический словарь студента. Красноярск, 2016
  6. Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ) //URL: (дата обращения: )
  7. Физическое развитие школьника в школе и дома // URL: (дата обращения: )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Народные игры» 1-4 класс

Программа обучения в спортивном кружке «Народные игры» ориентирует на решение задач, способствующих организации двигательной деятельности младших школьников в дружелюбной радостной обстано...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» 1-4 класс

Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального обще...

Подведены итоги цикла семинаров, направленных на формирование у обучающейся молодежи ЗОЖ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21590616","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]В 2020 году в рамках организационного и программно-методического сопровождения комплексной ...

Сборник практических заданий, направленных на формирование математических понятий у учащихся 2 класса

Данный сборник представляет собой систему практических заданий для эффективной организации процесса формирования математических понятий у учащихся 2 класса. Сборник предназначен для учащихся 2 кл...

Курсовая работа по теме "Спортивный час как средство формирования готовности младших школьников к сдаче норм ГТО"

Шестернина Екатерина АлексеевнаГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»АннотацияКурсовая работа по профессиональному модулю ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление ...

Сборник конструктов спортивных часов, направленных на формирование готовности к сдаче норм ГТО обучающихся 3 класса

Сборник конструктов спортивных часов, направленных на формирование готовности к сдаче норм ГТО – это методическая разработка, содержащая конструкты спортивных часов, обеспечивающие повышение дви...