Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная кинезиология»
рабочая программа по физкультуре (2 класс)
- Развивать межполушарные связи с помощью специальных игр и упражнений.
- Повысить способность к произвольному контролю.
- Снизить утомляемость, повысить показатели работоспособности.
- Способствовать синхронизации работы полушарий.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Улучшить качественные характеристики памяти, внимания, речи.
- Формировать познавательный интерес к здоровому образу жизни.
Срок реализации Программы: сентябрь – май. Программа рассчитана на 1 учебный год.
Форма и режим занятий. Форма организации деятельности: групповая. Режим проведения: занятия проводятся один раз в неделю, в среду – 15.15 – 15.45.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1» города Сарова
ПРИНЯТА протоколом педагогического совета от 30.08.2024 № 01 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от 02.09.2024 № _______ _________________ М.Г. Маслов |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ»
Возраст обучающихся: 8 – 9 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 68
Автор-составитель программы: Селезнева Наталия Семеновна,
учитель физической культуры
Саров, 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная кинезиология» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, а также на основе Федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.
При разработке Программы учитывали следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» от 19.12.2014 № 1598.
- Приказ Министерства просвещения РФ от «Об утверждении ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ» от 24.11.2022 № 1023.
- Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении методических рекомендаций по реализации АООП, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов c учетом их ООП» от 29.03.2016 № ВК-641/09.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28.
Программа является неотъемлемой частью АООП НОО МБОУ Школы № 1, она разработана с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста. Данная Программа направлена на решение задач интеллектуального развития и оздоровления детей.
Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии природосообразных технологий и психологического сопровождения процесса воспитания, развития и обучения. Здоровьесберегающие технологии направлены на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья обучающихся. Одним из новых подходов, относящихся к здоровьесберегающим технологиям, является кинезиология, или «гимнастика мозга», которая основана на нейропсихологических подходах к развитию высших психических функций.
Уже доказана тесная взаимосвязь и взаимозависимость интеллектуальной и моторной деятельности (работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антаковой-Фоминой и др.). На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы.
У школьников с ОВЗ, наряду с речевыми и когнитивными нарушениями, могут быть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, пространственным восприятием. Дети с ОВЗ моторно неловки: они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, т.к. здесь необходимо включить зрительный контроль. Не могут осознать и выполнить сложную инструкцию. Так как внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребенок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево. Ребенку тяжело вычленить центральную линию рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне программирование.
Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, реципрокные (перекрестные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для релаксации. Каждое из этих упражнений направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и на интеграцию мысли и движения, благодаря чему новое знание и умение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения». Все упражнения кинезиологического характера направлены на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на высшие когнитивные способности (способности к обучению).
Цель Программы: активизация различных отделов коры головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение когнитивной и моторной деятельности с помощью системы кинезиологических упражнений.
Задачи Программы:
- Развивать межполушарные связи с помощью специальных игр и упражнений.
- Повысить способность к произвольному контролю.
- Снизить утомляемость, повысить показатели работоспособности.
- Способствовать синхронизации работы полушарий.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Улучшить качественные характеристики памяти, внимания, речи.
- Формировать познавательный интерес к здоровому образу жизни.
Срок реализации Программы: сентябрь – май. Программа рассчитана на 1 учебный год.
Форма и режим занятий. Форма организации деятельности: групповая. Режим проведения: занятия проводятся один раз в неделю, в среду – 15.15 – 15.45.
В результате реализации данной Программы создаются условия, способствующие интеграции связей полушарий, что способствует формированию познавательных интересов и контролируемых действий. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО ОВЗ и ФАОП НОО ОВЗ:
Личностные | Метапредметные | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |
|
|
|
|
Содержание Программы
Данная программа курса внеурочной деятельности состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. Кинезиологические комплексы включают в себя:
1. Дыхательные упражнения.
2. Глазодвигательные упражнения.
3. Коррекционные движения тела и мелкой моторики.
4. Упражнения для релаксации.
5.Различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
6. Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
7. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка.
В начале каждого месяца учитель постепенно разучивает с детьми новые упражнения. Упражнения добавляются по мере усвоения предыдущего. Для достижения программных задач все комплексы проводятся в интересной, привлекательной для младших школьников форме. Создаваемый педагогом доброжелательный эмоциональный фон способствует более быстрому освоению комплекса упражнений, что является необходимым условием эффективности учебной и игровой деятельности детей с ОВЗ. Длительность занятий по одному комплексу упражнений составляет один месяц. Воспитатели и тьюторы в формате коррекционного часа закрепляют с детьми выполнение упражнений. На выходные упражнения даются родителям для ознакомления и закрепления.
Характеристика направлений кинезиотерапии, используемых в Программе
Корригирующие позы. В ходе этого направления происходит создание стойких поз, необходимых для коррекции. Длительное по времени удержание нужной позы способствует выработке ее в дальнейшем самостоятельно.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.
Упражнения, активизирующие внимание. Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия. Организуя двигательную сферу, педагог формируют у занимающихся готовность действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд последовательных действии, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.
Музыкально-ритмические упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения. Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.
Упражнения на балансировочной доске улучшают равновесие, координацию, ловкость.
Ритмирование - подготовительная процедура, предваряющая комплекс упражнений, которая включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, которые могут выполняться стоя, сидя, а при необходимости и лежа, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений.
Упражнение «Кнопки мозга», позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации. Для выполнения процедуры необходимо:
- одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок;
- провести стимулирование точек 10 раз;
- поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.
Данное упражнение формирует кинестетическую базу для зрительных навыков, что способствует профилактике дислексии и развивает способность ребенка пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.
Упражнение «Перекрестные шаги», способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно-обусловленного уровня мышления. Упражнение является медленной перекрестной ходьбой на месте под счет ведущего, при выполнении которого ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения «локоть – колено». Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.
Упражнение «Крюки», оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, состоит из нескольких частей: «Крюки» способствуют усилению межполушарной интеграции, улучшают координацию тонкой моторики и формальное причинно-следственное мышление.
Упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно-обусловливающие, через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга и делают его радостным.
Упражнения-энергизаторы. Они обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.
«Энергетическая зевота». Упражнение создает повышение циркуляции крови в мозге, стимулирует работу всего тела. Снижает напряжение в мышцах и связках челюстей. Улучшение сенсорного восприятия и моторной функции глаз и мышц, отвечающих за звучание и жевание. Улучшение процессов окисления в организме. Надежного спокойного функционирования тела. Улучшение зрительного внимания и восприятия; спокойной работы мышц лица. Улучшение вербальной и экспрессивной коммуникации.
Развитие способности выбирать нужную информацию.
«Думающий колпак». Помогает сосредоточить внимание на собственном слухе и процессе слушания, снимает напряжение в мышцах головы. Упражнение активизирует слух для: пересечения средней аудиальной линии (слуховое внимание, распознование, различение, восприятие, память); слушания собственного голоса во время говорения; успешной работы кратковременной памяти; совершенствования внутренней речи и навыков мышления; повышения умственных и физических способностей; согласования слушания обоими ушами; включение ретикулярной формации (защиты от отвлекающих звуков).
«Кнопки мозга». Для объединения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия своего организма. Обеспечивает приток свежего кислорода в мозг. Активирует работу мозга, подготавливает его к восприятию сенсорной информации. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела.
Заключительные упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Используют: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию.
Тематическое планирование занятий Программы
Месяц | Содержание деятельности |
сентябрь | 1 неделя – «Наш веселый друг – карандаш Султанчик» (упражнения 1-3) 2 неделя – «Фонарики» (кинезиологические упражнения, комплекс № 1) 3 неделя – коррекция динамического праксиса, I блок упражнений 4 неделя – комплекс «Послушные пальчики» («Осень») |
октябрь | 1 неделя – «Наш веселый друг – карандаш Султанчик» (упражнения 4-6) 2 неделя – «Кулак-ребро-ладонь» (кинезиологические упражнения, комплекс № 2) 3 неделя - коррекция динамического праксиса, II, III, IV блоки упражнений 4 неделя – комплекс «Послушные пальчики» («Семья») |
ноябрь | 1 неделя – «Наш веселый друг – карандаш Султанчик» (упражнения 7-9) 2 неделя – «Коза-зайчик-кольцо» (кинезиологические упражнения, комплекс № 3) 3 неделя - комплексы упражнений на развитие межполушарного взаимодействия с музыкальным сопровождением 4 неделя – комплекс «Послушные пальчики» («Считалки-бормоталки») |
декабрь | 1 неделя – «Наш веселый друг – карандаш Султанчик» (упражнения 10-12) 2 неделя – «Дом-ежик-замок» (кинезиологические упражнения, комплекс № 4) 3 неделя – комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки Г.П. Логиновой 4 неделя – комплекс «Послушные пальчики» («Зима») |
январь | 1 неделя – «Наш веселый друг – карандаш Султанчик» (упражнения 13-15) 2 неделя – «Гусь-курица-петух» (кинезиологические упражнения, комплекс № 5) 3 неделя - нейропсихологические игры «Попробуй повтори» с использованием карточек 4 неделя – комплекс «Послушные пальчики» («Раз, два, три, четыре, пять») |
февраль | 1 неделя – «Наш веселый друг – карандаш Султанчик» (упражнения 16-18) 2 неделя – «Зайчик-колечко-цепочка» (кинезиологические упражнения, комплекс № 6) 3 неделя - комплекс упражнений на развитие двигательных способностей В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризмана 4 неделя – комплекс «Послушные пальчики» («Животные») |
март | 1 неделя – «Наш веселый друг – карандаш Султанчик» (упражнения 19-21) 2 неделя – «Ножницы-собака-лошадка» (кинезиологические упражнения, комплекс № 7) 3 неделя - коррекция динамического праксиса, I блок упражнений 4 неделя – комплекс «Послушные пальчики» («Птицы») |
апрель | 1 неделя – «Наш веселый друг – карандаш Султанчик» (упражнения 22-24) 2 неделя – «Зайчик-коза-вилка» (кинезиологические упражнения, комплекс № 8) 3 неделя - коррекция динамического праксиса, II, III, IV блоки упражнений 4 неделя –комплекс «Послушные пальчики» («Весна») |
май | 1 неделя – «Наш веселый друг – карандаш Султанчик» (упражнения 25-27) 2 неделя – «Флажок-кораблик-лодочка» (кинезиологические упражнения, комплекс № 9) 3 неделя - «Учимся дышать, тренируем глазки» 4 неделя –комплекс «Послушные пальчики» («Цветы») |
Методическое обеспечение
- Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. – М.: Владос, 2004.
- Васильева Л.Ф. Прикладная кинезиология. Восстановление тонуса и функций скелетных мышц. – М.: Эксмо, 2018.
- Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. – М.: Восхождение, 1997.
- Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. - М.: Спорт, 2016.
- Ирхин В.Н., Исаев И.Ф., Амурская О.В., Стрелкова Я.А. Идеи и принципы образовательной кинезиологии в физкультурно-оздоровительной деятельности учителя физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 12.
- Нейродефектологические приемы работы с детьми с ОВЗ / Авт.-сост. Е.И. Боровая. – Екатеринбург, 2023.
- Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов. – Рязань: РГПУ, 2000.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2015.
- Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2008.
- Физическая культура: учебник / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Владос, 2022.
- Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности, пояснительная записка, планируемые результаты, содержание программы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" в 1 классе .
Рабочая программа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" во 2 классе .
Рабочая программа...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный LEGOWeDo» для 1 класса в рамках введения ФГОС
Конструктор ЛЕГОWeDo и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Цель программы – ввести учащихся в мир моделирования и конструиров...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

