Доклад " Особенности процесса спортивной подготовки и учебно - тренировочного процесса лиц с интеллектуальными нарушениями"
учебно-методический материал по физкультуре
Потенциал адаптивного спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями. Задачи и цели спортивной подготовки. Этапы спортивной подготовки. Спортивная тренировка в адаптивном спорте лиц с интеллектуальными нарушениями. Организация тренировочного процесса с лицами с интеллектуальными нарушениями. Цели и задачи спортивной тренировки. Характеристики тренировочных нагрузок в адаптивном спорте лиц с нарушением интеллекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности процесса спортивной подготовки и учебно-тренировочного процесса лиц с интеллектуальными нарушениями.
Адаптивный спорт лиц с интеллектуальными нарушениями характеризуется социализирующим и реабилитационным потенциалом. Спорт оказывает огромное влияние на системы организма, формирование и совершенствование интеллекта и личностных качеств. Двигательная активность способствует стимуляции развития и поддержания все систем организма, а физические нагрузки, которые приближаются к максимальным возможностям спортсменов, являются неотъемлемой частью адаптивного спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями, активизируют физиологические процессы и повышают самооценку спортсмена, способствуют преодолению психологических комплексов и стереотипов.
Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями дает возможность развивать сознательные способности человека. Важным фактором самосознания являются состязательность и соревновательность. Процессы социализации, которые связаны с формированием у лиц с интеллектуальными нарушениями умений подчиняться нормам поведения, с выполнением тех или иных социальных функций и ролей, с овладением навыками социально-бытовой ориентации, протекают во время занятий адаптивным спортом достаточно эффективно в сравнении с любыми упражнениями, которые искусственно моделируют социальную среду.
Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта предполагает обучение умениям формулировки целей, постановки задач при учете способностей людей с интеллектуальными нарушениями. Важно отметить, что задачи и цели, которые используются в спорте лиц с умственной отсталостью, должны соответствовать требованиям правильной постановки целей и задач. Они должны иметь положительную направленность; достижение целей и решение задач зависят в первую очередь от самого спортсмена; это должно наглядно подтверждаться; цели и задачи в адаптивном спорте не должны быть в конфликте с другими ценностями человека.
Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями предполагает спортивную подготовку, которая осуществляется на основе программы, разработанной в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, утвержденный приказом Минспорта России от 19.01.2018 №19. Программа должна быть разработана на основе нормативных требований по физической и технико-тактической подготовке спортсменов, полученных на основе научно-методических рекомендаций и материалов.
Учреждения, занимающиеся спортивной подготовкой спортсменов с нарушением интеллекта, предназначены для развития мотивации личности спортсменов, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в сфере адаптивного спорта. Спортивная подготовка предполагает обеспечение условий для интеграции спортсменов с инвалидностью в общество, их обучение и воспитание, проведение учебно-тренировочных занятий и участие в соревнованиях с целью комплексной реабилитации. Обучение в рамках программы спортивной подготовки в избранном виде спорта предполагает стремление к личностному развитию, укреплению здоровья и профессиональное самоопределение спортсменов, всестороннее развитие спортсменов. К задачам обучения в адаптивном спорте можно отнести:
- приобщение к здоровому образу жизни, укрепление здоровья спортсменов;
- привлечение к занятиям физическими упражнениями лиц с нарушением интеллекта;
- адаптация к жизни в обществе, социальная интеграция;
- расширение круга общения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
- максимально возможная коррекция отклонений в здоровье;
- восстановление нарушенных функций и нормализация двигательной активности;
- предупреждение атрофии мышц и профилактика нарушений;
- создание условий для самосовершенствования, творчества, познания.
Основным принципом организации тренировочного процесса в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями является принцип постепенности, который предполагает широкой использование специализированных комплексов и тренировочных заданий, дающих возможность подводить учащихся к пониманию сути избранного вида спорта для лиц с нарушением интеллекта. Учебно-тренировочный процесс должен строиться при учете постепенно повышающихся тренировочных требований, реализация которых способствует решению задач укрепления здоровья спортсменов, развитию специфических качеств, которые необходимы в спорте; ознакомлению с техническим арсеналом.
Цели спортивной подготовки лиц с интеллектуальными нарушениями:
- формирование знаний, умений и навыков физической культуры и спорта, избранного вида спорта;
- физическая реабилитация и социальная адаптация лиц с нарушениями интеллекта с помощью методов адаптивной физической культуры и спорта;
- подготовка к прохождению этапов спортивной подготовки и дальнейшее прохождение этих этапов;
- организация досуга и развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.
Этапы спортивной подготовки характеризуются использованием основных тренировочных средств, методов врачебного контроля, методов педагогического контроля, теоретической подготовки. Многолетняя спортивная подготовка – это единая организационная система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов и форм подготовки спортсменов всех возрастов. Данная система основывается на целенаправленной двигательной активности, предполагающей:
- эффективное соотношение тренировки, формирования двигательных навыков, умений и форм подготовки, а также воспитания физических качеств;
- увеличение объема средств общей и специальной физической подготовки, постоянное изменение соотношения между видами подготовки;
- строгое соблюдение постепенного наращивания нагрузок;
- одновременное развитие отдельных качеств в определенные возрастные периоды.
Спортивная подготовка лиц с нарушением интеллекта подразделяется на этапы: 1) этап начальной подготовки; 2) тренировочный этап; 3) этап совершенствования спортивного мастерства. Важно отметить, что на каждом этапе решается определенный ряд задач. Этап начальной подготовки предполагает:
- привлечение максимального количества детей и подростков с нарушением интеллекта к занятиям спортом;
- закаливание и укрепление здоровья;
- профилактика и коррекция сопутствующих заболеваний, формирование здорового образа жизни;
- воспитание морально-этических, волевых, физических качеств;
- развитие спортивного характера;
- выявление способностей и задатков к определенным видам спорта.
На тренировочном этапе предполагается решение таких задач, как:
- улучшение физического развития и состояния здоровья;
- профилактика и коррекция сопутствующих диагнозов;
- повышение уровня физической подготовки и спортивных результатов при учете индивидуальных особенностей и требований программы.
Этап совершенствования спортивного мастерства предполагает:
- развитие спорта высших достижений;
- привлечение к спортивной подготовке перспективных спортсменов с нарушением интеллекта с целью достижения стабильных результатов.
Программа спортивной подготовки в спорте лиц с нарушением интеллекта предполагает освещение разделов по теоретической, технической, физической, психологической, тактической и соревновательной подготовке. Программа включает в себя методы и средства подготовки, систему контроля нормативов и качества выполнения упражнений. Построение многолетней спортивной подготовки предполагает целостный тренировочный процесс, который обеспечивает ряд факторов:
- стороны подготовки в тренировочном процессе взаимосвязаны;
- параметры тренировочной нагрузки соотнесены друг с другом;
- различные звенья тренировочного процесса должны быть в определенной последовательности.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с интеллектуальными нарушениями предполагает определенную структуру программы спортивной подготовки:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- нормативная часть;
- методическая часть;
- зачетные требования и система контроля;
- перечень информационного обеспечения;
- план физкультурных и спортивных мероприятий.
Процесс разработки программы спортивной подготовки в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями предполагает учет и применение основных принципов и подходов:
- единство стремления к высшим достижениям и углубленной специализации;
- программно-целевой подход организации спортивной подготовки;
- индивидуализированная спортивная подготовка;
- единство общей и специальной спортивной подготовки;
- цикличность и непрерывность процесса спортивной подготовки;
- постепенное увеличение нагрузок;
- должны быть взаимосвязаны структура подготовка и соревновательной деятельности;
- единство и взаимосвязь тренировочного процесса и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами.
Формами проведения занятий в рамках спортивной подготовки по спорту для лиц с нарушением интеллекта являются: 1) тренировочные занятия; 2) теоретические занятия; 3) работа по индивидуальным планам; 4) участие в соревнованиях; 5) тренировочные сборы; 6) тестирования; 7) медицинский контроль; 8) медико-восстановительные мероприятия; 9) инструкторская и судейская практика.
В адаптивном спорте для лиц с нарушением интеллекта тренировка предполагает использование средств, методов и знаний, направленных на развитие спортсмена с различными отклонениями здоровья и на обеспечение степени его готовности к достижению высоких спортивных результатов. Спортивная тренировка представляет собой процесс подготовки спортсмена к состязаниям. Учебно-тренировочный процесс в адаптивном спорте предполагает сочетание теоретической, технической, физической и других видов подготовки. Такое сочетание видов подготовки способствует достижению высоких спортивных результатов. К задачам спортивной тренировки относятся:
- совершенствование двигательных качеств;
- изучение техники и тактики избранного вида спорта;
- воспитание личностных качеств;
- развитие теоретических представлений и практического опыта, которые необходимы для эффективного учебно-тренировочного процесса;
- формирование необходимого уровня психологической подготовки.
Существуют общие принципы построения тренировки, которые предполагают сочетание различных форм занятий, изменяющихся в зависимости от определенных условий: 1) уровень подготовленности; 2) состав занимающихся; 3) место занятий; 4) техническая оснащенность; 5) условия окружающей среды. Принципы построения тренировки в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями:
- Принцип комплексности предполагает тесную связь всех сторон учебно-тренировочного процесса;
- Принцип преемственности предполагает последовательность изложения программного материала по этапам обучения с целью обеспечения в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов соревновательных и тренировочных нагрузок, обеспечения роста показателей физической и технико-тактической подготовки;
- Принцип вариативности предполагает вариативность программного материала в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей здоровья. Эта вариативность характеризуется разнообразными тренировочными средствами и нагрузками, которые направлены на решение определенных задач спортивной подготовки в спорте лиц с нарушением интеллекта;
- Принцип индивидуальных различий предполагает разработку тренировочных программ и методик, опираясь на индивидуальные особенности каждого спортсмена с нарушением интеллекта;
- Принцип сверхкомпенсации предполагает явление адаптации, которая характеризуется тем, что уровень тех ресурсов и функций, которые подверглись воздействию некоторой специфической нагрузки, во время восстановления после такой нагрузки выходит на качественно новый уровень, превышающий первоначальный. Кумулятивная адаптация предполагает периодическое повторение стрессового воздействия в течение продолжительного периода. Кумулятивная адаптация предполагает появление определенного суммирования и закрепление отдельных адаптационных эффектов. В случае, когда раздражители, запускающие механизмы адаптации, повторяются в течение определенного периода, то наступает фаза утраченной сверхкомпенсации, характеризующаяся возвращением к исходному состоянию повышенного уровня ресурсов и функций, приобретенного в результате их суперкомпенсации. В результате тренировок в организме спортсмена происходят изменения, которые являются частным проявлением адаптационного механизма;
- Принцип перегрузки предполагает необходимость определенного воздействия на организм для эффекта суперкомпенсации, превышающего определенный пороговый уровень. Данный принцип характеризуется постоянным повышением тренировочных нагрузок, что происходит за счет изменения параметров, которые определяют объем и интенсивность определенной тренировочной нагрузки;
- Принцип специфичности характеризуется наибольшей нагрузкой органов и систем при выполнении физической нагрузки, что способствует наиболее выраженным изменениям адаптации;
- Принцип обратимости предполагает явление детренированности при прекращении тренировочных воздействий. Детренированность – это постепенная утрата приобретенных качеств и функций – происходит формирование адаптации к пониженным требованиям, что связано с дополнительными усилиями организма, которые требуются для поддержания качеств и функций на повышенном уровне;
- Принцип цикличности характеризуется периодичностью тренировочного процесса, что является единственным способом обеспечения длительного роста спортивных результатов.
Критерии планирования тренировочного процесса:
- Перспективность – план должен быть рассчитан на несколько лет и включать планы занятий, этапов и т.д.;
- Целенаправленность представляет собой четкое определение конечной цели спортивной и воспитательной работы;
- Всесторонность характеризуется решением всего комплекса задач в процессе спортивной подготовки;
- Реальность и конкретность предполагает строгое соответствие поставленных задач, методов и средств, состояния спортсменов, уровня подготовки, возраста, условий тренировки.
Учебные группы для занятий спортом лиц с нарушением интеллекта формируются на основе системы многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок осуществляется на основе стажа занятий, уровня общей и специальной подготовки, состояния здоровья, уровня спортивных результатов. Спортсмены с нарушением интеллекта относятся к III функциональной группе. Все виды спорта для лиц с нарушением интеллекта направленно воздействуют на коррекцию основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, которые обусловлены основным дефектом.
Многолетняя тренировка ориентируется на последовательное повышение нагрузок. Уровень физической подготовки повышается в случае, когда соревновательные и тренировочные воздействия соответствуют функциональным возможностям организма. Структура учебно-тренировочного занятия представляет собой определенный порядок объединения частей спортивной тренировки, их закономерное соотношение друг с другом, общая последовательность. Структура тренировки предполагает существование в тренировочном процессе обособленных звеньев – занятий, их частей, этапов, периодов и циклов. Эти звенья представляют собой последовательные фазы, стадии тренировочного процесса. Любое звено тренировочного процесса характеризуется определенной последовательностью и временным соотношением. Структура тренировочного занятия характеризуется соотношением элементом содержания и порядком их изменения в рамках отдельного занятия, этапа, периода или цикла. Данный порядок предполагает решение задач воспитания некоторых физических качеств в рамках отдельного занятия или целого этапа. Спортивную тренировку определяют внешние и внутренние факторы, закономерные соотношения между ними, которые выделяются между тренировочные воздействиями и тренировочными эффектами; между фазами тренировочного процесса и фазами развития тренированности; между структурой тренировки и структурой тренированности.
В рамках спортивной подготовки важно учитывать характеристику нагрузок, которые определяют способы и средства, используемые в процессе тренировки. Тренировочная нагрузка представляет собой определенную функцию работы мышц, которая относится к спортивной деятельности в области тренировок и в рамках соревнований. Работа мышц предполагает функциональные изменения, которые несут тренирующий потенциал. Существует ряд классификаций тренировочных нагрузок, исходя из моторной специфики видов спорта, мощности мышечной работы, энергетики, педагогических задач тренировки, влияния на восстановительные процессы. По характеру воздействия нагрузки могут быть: специфические и неспецифические, тренировочные и соревновательные. По величине воздействия: малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные).
Объем и интенсивность нагрузки тесно связаны. Эти параметры представляют собой мощный фактор роста тренированности и спортивных результатов. Важно отметить, что объем и интенсивность нагрузки должны быть сбалансированы и индивидуально подобраны для спортсменов. Интенсивность нагрузки представляет собой параметр, отражающий величину внешней нагрузки – внешняя интенсивность; отражающий степень усилия человека при ее преодолении – внутренняя интенсивность. Внешняя интенсивность тесно связана с развиваемой мощностью при выполнении упражнений. Соотношение таково – чем большую мощность развивает спортсмен с нарушением слуха, тем больше будет интенсивность его тренировки. Мощность – это количество работы, выполняемой за единицу времени. Мощность представляет собой работу, разделенную на количество времени. Внутренняя интенсивность связана с уровнем сдвигом в функциональном состоянии органов и систем, вызванным этой нагрузкой. Объем нагрузки тесно связан с работой, выполняемой человеком по преодолению внешнего сопротивления или по противодействию ему. Объем связан с энергией, которую спортсмен затрачивает при проявлении силовых способностей. Важно отметить, что объем и интенсивность нагрузок являются противоположными характеристиками в рамках одного занятия. Характер воздействия упражнения выделяет упражнения глобального воздействия, упражнения регионального воздействия, упражнения локального воздействия.
В процессе тренировочных занятий необходимо отслеживать динамику использования методов и средств. Тренировочный процесс предполагает контроль переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок, что осуществляется с помощью текущего обследования для оценки и устранения возможных срывов адаптационных процессов.
Литература, рекомендуемая для изучения:
- Гайнутдинова, М.Ю. Специальная методика физического воспитания. Часть II : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. – 74 с.
- Лапшина Л. М. Спорт доступен каждому: методические рекомендации / М.А. Морозов, О.А. Панова, Л.М. Лапшина. – Челябинск: Изд- во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 22 с.
- Методические рекомендации для начинающих спортсменов с нарушением интеллекта : учебно-методическое пособие, 2018 г.
- Токарская, Л. В. Особенности преподавания физической̆ культуры детям и подросткам с умеренной̆ и тяжёлой̆ умственной̆ отсталостью : [учеб. пособие] / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 190 с.
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, который утвержден приказом Минспорта России от 19.01.2018 №19. https://docs.cntd.ru/document/542617472
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разминка – как средство оптимизации учебно - тренировочного процесса
Спортивная тренировка — это процесс подготовки к соревнованиям. В соревнованиях каждый хочет победить, а на тренировке создаются необходимые для этого условия. Освоение техники, совершенствование в не...

Сценарий проведения спортивного мероприятия «Клубные учебно-тренировочные поединки по каратэ Киокусинкай»
В основе сценария проведения спортивного мероприятия «Клубные учебно-тренировочные поединки по каратэ Киокусинкай лежит идея пропаганды занятий спортом и физической культурой младших школьников, их ор...

Доклад "Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью."
Формирование временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью....
«Подготовка юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса»
Констатирующий эксперимент преследовал две цели: оценку уровня способностей, необходимых качеств, навыков и умений юных хоккеистов; определение достоверности различий результатов, показ...

Доклад "Требования к уроку по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ресурс содержит доклад по данной теме....

Статья "Использование ИКТ на занятиях игротерапии как средство формирования психомоторных и сенсорных процессов обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Статья предназначена для учителей начальных классов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей...