Доклад "Требования к уроку по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебно-методический материал по теме

Беляева Марина Геннадьевна

Ресурс содержит  доклад по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_belyaevoy_mg_trebovaniya_k_uroku_po_fgos_uo.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад Беляевой М.Г. – учителя начальных классов  на ШМО 05. 04. 2017 г.

1. «Требования к уроку по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

2.   В основу Стандарта  для обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы,  осуществление которых предполагает:

3. -     признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования;

4. -    признание того, что развитие личности зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;

5. -   развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

6.  -     разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

7.  -       ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат  образования;

8.  -    реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

9.  -    разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

10.  Урок по ФГОС это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;

- на уроке реализуется личностно  – ориентированный подход к обучению;

- на уроке реализуется деятельностный подход;

- организация урока динамична и вариативна;

- на уроке используются современные педагогические технологии.

11.  Урок по ФГОС это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, для формирования ее нравственных основ.

12.  Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры.

13.  Опорный конструктор урока

  • Организационный этап
  • Контроль  за усвоением пройденного материала
  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе
  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Первичная проверка понимания изученного

14.

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий
  • Применение знаний и способов действий
  • Обобщение и систематизация
  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
  • Коррекция знаний и способов действий
  • Подведение итогов занятия
  • Рефлексия.

15.  Степень эффективности применяемых методов:

  • Лекция -5%
  • Самостоятельное чтение-10%
  • Аудио и видео просмотр-20%
  • Демонстрация-30%
  • Групповое обсуждение-50%
  • Выполнение практических заданий-75%
  • Обучение других (применение знаний на практике)-90%

16.  Принципы деятельности  педагога:

  • пересмотр схемы и требований к  уроку;
  •  изменение психологических условий обучения;
  •  создание между детьми атмосферы добра,     взаимовыручки;
  •   создание психологической комфортности;
  •   равенство всех участников учебного процесса;
  •   привлечение детей к    деятельности на добровольной   основе;

 17.

  • возможность совершения ошибки учащимися в ходе    учебного процесса;
  •   вера в каждого ребенка;
  •  способствовать речевому развитию;
  •  максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

18.  Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка уроку

Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Большое количество времени занимает речь учителя.

Деятельность обучающихся.

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  •  обобщению способов действия;
  •  постановке учебной задачи;

19.  

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Формулировка заданий для обучающихся

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.

Формулировки: докажите, измените, придумайте.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и /или индивидуальная

Взаимодействие с родителями обучающихся

Родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.

20.  

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Образовательная среда

Создается учителем.

Выставки работ обучающихся.

Создается обучающимися.

Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации своих работ.

Результаты обучения

  • предметные результаты;
  • нет портфолио обучающегося;
  •  основная оценка- оценка учителя;
  • важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
  •  не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
  •  создание портфолио;
  •  ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
  • Учет динамики результатов обучения детей относительно самих  себя. Оценка промежуточных результатов обучения

21.  

Этапы  урока

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся при помощи  наводящего вопроса учителя или картинки.

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учитель предлагает детям варианты домашнего задания  с учётом индивидуальных возможностей

22.  

Параметры, которые не должны являться  главными показателями качества современного урока.

  • Объём написанного учениками в тетрадях.
  • Количество выставленных ученикам отметок.
  • Количество упражнений, выполненных за урок.
  • Устная или письменная форма выполняемых заданий.
  • Однотипность или разнотипность содержания урока.
  • Наличие традиционных этапов урока.
  • Распределение времени по различным этапам.
  • Использование большого (малого) количества наглядных пособий.
  • Использование для работы на уроке учебника.

23.     Специфические  правила  обучения

24.    

  • не  делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
  • поощряйте его инициативу и творческий   подход к выполнению заданий;
  • используйте проблемные ситуации  в образовательной деятельности;
  • проявляйте заинтересованность в успехах  обучающихся;
  • самыми продуктивными являются  отношения, построенные на  «педагогике сотрудничества».
  • при оценивании ребёнок должен понимать  значимость достигнутых им результатов.

25. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

26.  Древняя китайская мудрость  гласит:

Расскажи мне - и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – я научусь.

Главное в обучении по ФГОС – это   деятельностный   подход .


27.   А теперь посмотрите, пожалуйста,  фотоматериалы о деятельности  учащихся 1 класса «А» на уроках.

27-30.       «Уроки чтения»  (четыре слайда)

31-32.        «Уроки  русского  языка»   (2 слайда)

33-37.        «Уроки   математики»  (5 слайдов)

38.              «Динамические паузы, сюрпризные моменты»   (1 слайд)

39-40.        «Уроки труда»   (2 слайда)

41.              « СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!»


                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

ДОКЛАД «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя н...