«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
статья по теме

Цимбалюк Марина Викторовна

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обученОбязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.ия с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 16»

Доклад  

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Доклад подготовила:

Учитель начальных классов

 М.В. Цимбалюк

г. Николаевск-на-Амуре2015г.

 АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

На основе Стандарта и с учетом примерной АООП нашей образовательной организацией была разработана АООП на 2014-2015 учебный год с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.

АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП. Вариант 2 обязательная часть 60%, а формируемая 40%.

АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными результатами.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области.

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП.

Содержательный раздел

определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

программу формирования базовых учебных действий;

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы

программу сотрудничества с семьёй ( предполагает вариант 2);

программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел

определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП.

Организационный раздел включает:

учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность;

систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта.

Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП.

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения). АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.

Учебный план выстроен в соответствии с требованиями ФГОС и включает предметные области и обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область".

Перед Вами представлен учебный план для 1класса 2014-2015 учебного года

Образовательные области

Учебные предметы

Класс

Количество часов в неделю

0

Обязательная часть

1.Язык и речевая практика

1.1. Русский язык

1.2. Чтение

1.3. Устная речь

4

4

1

2.Математика

2.1. Математика

4

3.Естествознание

3.1. Окружающий мир

1

4.Искусство

4.1. Музыка

4.2. Изобразительное искусство

1

1

5.Физическая культура

5.1. Физическая культура

3

6.Технологии

6.1. Трудовое обучение

(Ручной труд)

2

Итого

21

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе)

21

Внеурочная деятельность:

10

коррекционно-развивающая работа:

5

индивидуальные и групповые логопедические занятия

2

ритмика

1

индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия

2

другие направления внеурочной деятельности:

5

Спортивно-оздоровительное направление

1

Духовно-нравственное направление

1

Интеллектуально-познавательное направление

1

Социальное направление

1

Трудовое направление

1

Всего к финансированию

31

Данные программы учебных предметов проработаны и подготовлены нашими педагогами в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.  

 Программы содержат:

 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;

5) содержание учебного предмета, коррекционного курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии со Стандартом нет программы по формированию универсальных учебных действий, а разработана программа формирования базовых учебных действий.

Программа по формированию базовых учебных действий, модернизирована нами в план-мониторинг сформированности компетенций, основных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных).

Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта отражение результатов по организации учебно-воспитательного процесса, освоению программ включает их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:

  • что должен знать и уметь обучающийся;
  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять;
  • на сколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Изучив проект ФГОС по обучению детей с УО деятельность специалистов была направлена на максимальную реализацию в соответствии с требованиями ФГОС основной и составляющей части адаптированной основной образовательной программы (АООП). В связи с чем, была перестроена не только учебная, но и вся внеурочная деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность в школе-интернате представлена программами по нравственному воспитанию «Культура поведения», «Патриот»; по экологическому «Я познаю мир»; Здоровьесберегающее «Здоровье», «За безопасность»; Дополнительное образование «Каникулы» и занятиями, которые реализуют основное назначение внеурочной деятельности в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени.   А также создает условия для творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде, позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности, что позволяет расширять социокультурное пространство воспитанников.

Еще одним направлением учебно-воспитательного процесса является реализация программ дополнительного образования, которые работают на формирование жизненных компетенций по направления:

а) приобщение к духовно-нравственным ценностям через общекультурное развитие;

б)  развитие физических качеств через занятия спортивного клуба, спортивных секций;

в) развитие логического мышления на основе занятий шахматами, шашками, оригами;

г) развитие творческих способностей через занятия декоративно-прикладным искусством.

В условиях введения ФГОС   обучающихся с УО возникла необходимость максимального упрочения и расширения сетевого взаимодействия и сотрудничества.

        На сегодняшний день заключены договоры с:

-детско-юношеской спортивной школой,

-районной библиотекой,

- эколого-биологическим центром,

-промышленно-гуманитарным техникумом,

-педагогическим колледжом коренных и малочисленных народов севера,

- районным домом молодежи,

-межпоселенчиским районным Киноцентром,

-территориальной ПМПК.

Столь тесное взаимодействие с различными структурами дает нам возможность максимально качественно организовать процесс реализации адаптированной основной образовательной программы (АООП) при обучении детей с УО.  Обеспечить обучающимся с УО комфортное и плодотворное пребывание в школе, сформировать у них необходимые жизненные компетенции согласно требованиям ФГОС, исходя из структуры дефекта, индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

Логопедическая работа в рамках введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основн...

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...