Главные вкладки

    Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

    Малышева Светлана Александровна

    Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребѐнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adap._pr._3klass_izo_-.doc158.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптированная программа

     по предмету «Изобразительная деятельность»

    АООП образования обучающихся с умственной отсталостью

     (интеллектуальными нарушениями) (вариант II)

    3 класс

              Составитель программы:                                                                С.А. Малышева

    г. Лабытнанги

    2018г.

    Пояснительная записка

    Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариантII), примерной адаптированной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) по изобразительной деятельности

          Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

    1. И.А. Грошенков«Уроки рисования в 1 - 4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Москва «Просвещение», 2016 г.
    2. Развиваем руки - чтоб учиться писать и красиво рисовать  Ярославль, Академия развития 2011г.
    3. Весёлые уроки волшебного карандаша «Я рисую животных» Т. В. Галян М., БАО – ПРЕСС, 2009 г.

    Программа предназначена для индивидуального обучения на дому и рассчитана на 3 часа в неделю, продолжительность учебного года составляет 34 недели и составляет 102 часа в год.  

    II. Планируемые результаты

    Минимальный уровень:

    • Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.
    • Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа.
    • Обводить карандашом  шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.
    • Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
    • Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось).
    • Различать и называть цвета.
    • Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.

    Достаточный уровень:

    • Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.
    • Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

    Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

    В  структуре  планируемых  результатов  ведущее  место  принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

              Личностные результаты освоения программы по изобразительной деятельности во 2 классе (вариант II)  включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

    Предметные результаты освоения программы  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

    III. Содержание учебного предмета

    Таблица тематического распределения количества часов

    Тема

    Количество часов

    Лепка

    34

    Рисование на темы

    34

    Аппликация

    34

    Итого:

    102

    Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребѐнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию.

    Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельности необходимо вызывать у ребѐнка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность.

              Цель уроков изобразительной деятельности во 2 классе (вариант II) -  формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

    Основные задачи: 

    -развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений     пользоваться инструментами;

    -обучение доступным приѐмам работы с различными материалами;

    -обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;

    -развитие художественно-творческих способностей.

    Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся. Компенсация недостатков психофизического  развития достигается путем организации индивидуального обучения, с учетом возможностей ребенка, разнообразия форм учебной деятельности, создания ситуации успеха, стимуляции познавательной активности, использование  игровых приемов, дидактических игр.

    Лепка.

     Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами.

    Разминание пластилина, теста, глины; раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска; откручивание кусочка материала от целого куска; отщипывание кусочка материала от целого куска; отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура).

    Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках); получение формы путем выдавливания формочкой; вырезание заданной формы по шаблону стекой.

    Сгибание колбаски в кольцо; закручивание колбаски в жгутик; переплетение колбасок (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок); проделывание отверстия в детали; расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски, лепешки, полоски; защипывание краев детали.

    Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей.

    Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка).

    Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких предметов (объектов), объединѐнных сюжетом.

    Аппликация.

     Различение разных видов бумаги среди других материалов.

     Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации.

    Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера.

    Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали).

     Скручивание листа бумаги.

     Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по контуру.

    Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру.

    Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой).

    Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).

    Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).

    Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).

    Рисование.

    Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. 

    Оставление графического следа на бумаге, доске. Рисование карандашом.

    Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием примакивания).

    Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

    Рисование точек. Соединение точек. Заполнение контура точками.

    Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные).

    Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

    Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура).

    Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка).

    Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению).

    Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии). Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические).

    Рисование орнамента из растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате).

    Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.

    Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта.

    Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка (по образцу - срисовывание готового сюжетного рисунка, из предложенных объектов, по представлению).

     Рисование с использованием нетрадиционных техник (монотипия, «по - сырому», рисование с солью, граттаж, «под батик».

    IV. Тематическое планирование

    Тема урока

    К-во часов

    1

    Рисование по шаблону больших и маленьких квадратов. Штриховка в заданном направлении.

    1

    2

    Рисование по шаблону больших и маленьких треугольников. Штриховка и раскрашивание.

    1

    3

    Рисование по шаблону больших и маленьких кругов. Штриховка и раскрашивание.

    1

    4

    Рисование по шаблону больших и маленьких овалов. Штриховка и раскрашивание.

    1

    5

    Лепка по показу: «колобок», «лепешка», «палочка».

    1

    6

    Изготовление палочек и наложение их на треугольники.

    1

    7

    Изготовление палочек и наложение их на овалы. Изготовление палочек.

    1

    8

    Аппликация из геометрических фигур «дом».

    1

    9

    Лепка. Изготовление по показу лестницы.

    1

    10

    Лепка. Изготовление по показу пирамидки.

    1

    11

    Рисование по пунктиру и раскрашивание матрешки.

    1

    12

    Работа с трафаретом «овощи». Штриховка и раскрашивание.

    1

    13

    Аппликация из листьев «морковка».

    1

    14

    Изготовление из пластилина «помидор».

    1

    15

    Аппликация из бумаги «фрукты».

    1

    16

    Аппликация из листьев «гриб».

    1

    17

    Аппликация из рванных кусочков бумаги «грибочек».

    1

    18

    Работа с трафаретом «рыбы». Штриховка и раскрашивание.

    1

    19

    Работа с листьями и пластилином «рыбы плавали в пруду».

    1

    20

    Работа с трафаретом «транспорт». Штриховка и раскрашивание.

    1

    21

    Рисование по пунктиру. Машина.

    1

    22

    Работа с бумагой «складывание кораблика»».

    1

    23

    Аппликация из листьев «лодочка».

    1

    24

    Работа с трафаретом «насекомые». Штриховка и раскрашивание.

    1

    25

    Изготовление из пластилина «жук».

    1

    26

    Работа с пластилином «бабочка».

    1

    27

    Работа с пластилином «гусеница».

    1

    28

    Работа с трафаретом «домашние животные». Штриховка и раскрашивание.

    1

    29

    Работа с бумагой «складывание собачки».

    1

    30

    Работа с пластилином. Собачка.

    1

    31

    Работа с трафаретом «посуда». Штриховка и раскрашивание.

    1

    32

    Аппликация из бумаги «чайная чашка».

    1

    33

    Работа с пластилином и семенами «чайная чашка».

    1

    34

    Работа с трафаретом «цветы». Штриховка и раскрашивание.

    1

    35

    Аппликация из листьев «цветок».

    1

    36

    Работа с пластилином и семенами «подсолнух».

    1

    37

    Рисование по пунктиру и раскрашивание. Елка.

    1

    38

    Лепка по показу. Елка.

    1

    39

    Аппликация из бумаги «Елочка»

    1

    40

    Рисование по пунктиру. Снеговик.

    1

    41

    Лепка по показу «Снеговик».

    1

    42

    Аппликация из ваты «снеговик»

    1

    43

    Работа с трафаретом «варежка». Штриховка и раскрашивание.

    1

    44

    Аппликация из зерна «варежка».

    1

    45

    Работа с пластилином «ветка ели с игрушками».

    1

    46

    Рисование по пунктиру и раскрашивание. Дед Мороз.

    1

    47

    Аппликация из рванных кусочков «Дед Мороз».

    1

    48

    Аппликация из рванных кусочков «Дед Мороз».

    1

    49

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Неваляшка».

    1

    50

    Аппликация из бумаги «Неваляшка».

    1

    51

    Лепка «Неваляшка».

    1

    52

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Пирамидка».

    1

    53

    Аппликация из бумаги «Пирамидка».

    1

    54

    Лепка. «Пирамидка».

    1

    55

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Кошка».

    1

    56

    Аппликация из бумаги «Кошка».

    1

    57

    Оригами из бумаги «Кошка».

    1

    58

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Медведь».

    1

    59

    Работа с пластилином. Раскрашивание пластилином «Медведь».

    1

    60

    Оригами из цветной бумаги «Медведь».

    1

    61

    Рисование по точкам и раскрашивание рисунка «Заяц».

    1

    62

    Аппликация из рванных кусочков бумаги «Зайчонок».

    1

    63

    Лепка «Зайчонок».

    1

    64

    Раскрашивание рисунка «23 февраля».

    1

    65

    Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества».

    1

    66

    Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества».

    1

    67

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Самолёт».

    1

    68

    Лепка по показу «Самолёт».

    1

    69

    Оригами «Самолёт».

    1

    70

    Раскрашивание рисунка «8 марта».

    1

    71

    Изготовление поздравительной открытки «8 марта».

    1

    72

    Изготовление поздравительной открытки «8 марта».

    1

    73

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка красками «Цветы».

    1

    74

    Аппликация из природного материала «Цветы».

    1

    75

    Работа с трафаретом «Цветы». Штриховка и раскрашивание.

    1

    76

    Рисование губкой. Цветы.

    1

    77

    Рисование по пунктиру. Раскрашивание. Подснежник.

    1

    78

    Раскрашивание рисунка «Капель».

    1

    79

    Работа с манной крупой и красками «Капель».

    1

    80

    Аппликация из бумаги  «Сосульки».

    1

    81

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка  «Грачи прилетели».

    1

    82

    Работа с пластилином и семечками «Грач».

    1

    83

    Лепка по показу  «Грач».

    1

    84

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка  «День Космонавтики».

    1

    85

    Аппликация из цветной бумаги  «Овощи».

    1

    86

    Лепка «Овощи на тарелке».

    1

    87

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка  красками «Ваза с фруктами».

    1

    88

    Лепка. «Ваза с фруктами».

    1

    89

    Аппликация из бумаги «Ваза с фруктами».

    1

    90

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка  «Весна идёт, весне дорогу».

    1

    91

    Обрывная аппликация «Берёзки».

    1

    92

    Работа с пластилином. Раскрашивание пластилином «Весеннее дерево».

    1

    93

    Раскрашивание рисунка  «День Победы».

    1

    94

    Аппликация из бумаги «День Победы».

    1

    95

    Раскрашивание рисунка  «Весенние деньки».

    1

    96

    Рисование и раскрашивание красками «Весеннее солнышко».

    1

    97

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка красками «Божья коровка».

    1

    98

    Лепка «Божья коровка».

    1

    99

    Аппликация из бумаги «Божья коровка».

    1

    100

    Раскрашивание рисунка  «Труд людей весной».

    1

    101

    Раскрашивание рисунка  «Весенние забавы».

    1

    102

    Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Скоро лето».

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

    АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» 1 класс

    Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностн...

    Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

    Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

    Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

    Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

    АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1

    Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...