РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык. Чтение» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).
Согласно ПрАООП обучение в дополнительном классе не является обязательным и организуется на усмотрение образовательного учреждения. Дополнительный класс имеет пропедевтико-диагностическую направленность, которая позволяет обеспечивать у обучающихся формирование физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоению АООП. Обучение в дополнительном классе формирует готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время. На уроках происходит обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
Нахождение ребенка в дополнительном классе дает педагогу возможности для уточнения необходимого варианта АООП на основании текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП (вариант 1) в предметной области «Язык и речевая практика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык. Чтение» 1 (дополнительный) класс 1 вариант | 61.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Планируемые результаты
3.Содержание программы
4.Тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).
Согласно ПрАООП обучение в дополнительном классе не является обязательным и организуется на усмотрение образовательного учреждения. Дополнительный класс имеет пропедевтико-диагностическую направленность, которая позволяет обеспечивать у обучающихся формирование физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоению АООП. Обучение в дополнительном классе формирует готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время. На уроках происходит обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
Нахождение ребенка в дополнительном классе дает педагогу возможности для уточнения необходимого варианта АООП на основании текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП (вариант 1) в предметной области «Язык и речевая практика».
Общая характеристика учебного предмета
Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения в первом дополнительном (I') классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.
В дополнительном классе реализуются следующие направления работы:
- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
- коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы школьников на основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев;
- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;
- практическое овладение понятиями слово и предложение, формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2 - 4 слов с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;
- знакомство с пятью звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, умение слышать звуки в начале и конце слова, выделять изучаемый звук;
- чтение двубуквенных слогов (закрытых и открытых) и слов из этих слоговых структур, их звуко-буквенный анализ (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня учащихся).
Знакомство учащихся только с печатным шрифтом при изучении букв объясняется сложностью параллельного усвоения и дифференциации четырех буквенных знаков, обозначающих один и тот же звук, а также теми трудностями, которые возникают у детей при переводе графического образа буквы с печатного на рукописный шрифт. В связи с этим в дополнительном классе школьники овладевают первоначальными навыками чтения в предельно ограниченном объеме, как с точки зрения буквенных знаков, так и слоговых структур. Подготовка учащихся к письму осуществляется в процессе выполнения различных по характеру упражнений: раскрашивание по трафарету геометрических фигур, рисование несложных орнаментов, обведение контуров рисунков, в том числе аналогичных буквенным знакам, письмо элементов букв и др.
Знакомство со звуками и буквами и формирование первоначальных навыков послогового чтения в дополнительном классе проводится в том случае, если учащиеся не испытывают трудностей в овладении понятиями слово, предложение, слог. В противном случае этот материал изучается в разделе «Обучение грамоте», начиная с 1-го класса.
Программа дополнительного класса направлена на повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. В этот период большое внимание должно быть уделено общему и речевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития. Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе. Овладение первоначальными навыками чтения и письма является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.
Все упражнения в чтении и подготовке к письму реализуются в пределах одного урока – «Подготовка к обучению грамоте». Обучение в дополнительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как «Чтение» и «Русский язык (письмо)» являются условными. В пропедевтикодиагностический период эти учебные предметы имеют интегрированный характер. По сути эти два учебных предмета объединяются в один урок. На каждом уроке работа ведется по нескольким направлениям: выяснение общего уровня развития и потенциальных возможностей каждого школьника; коррекция восприятии, памяти, мышления; подготовка к усвоению грамоты; развитие речи.
Проведение комплексных, интегрированных уроков дает возможность изменять виды деятельности детей, предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке должен быть широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Не менее важно следить за сменой динамических поз детей, используя для этой цели физкультпаузы, попеременную работу учащихся за конторкой и за партой. Создание необходимых гигиенических условий предупреждает утомление школьников, повышает их умственную и речевую активность.
Примерная рабочая программа учебного курса «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» для первого дополнительного (I') класса является основой для разработки учителем собственной рабочей программы по предмету, учитывающей особые образовательные потребности конкретных обучающихся, которыми должна быть освоена АООП.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык. Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов, курс русского языка в дополнительном первом (I') классе рассчитан на 132 ч. (33 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в дополнительном первом (I') классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов и составляет 4 ч. в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Русский язык. Чтение» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В Примерной рабочей программе для первого дополнительного (I') класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык. Чтение» (подготовка к обучению грамоте)» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой для первого дополнительного (I') класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценка совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;
- умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); - принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
- называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.
Предметные результаты:
- иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
- различать и узнавать звуки окружающей действительности;
- дифференцировать неречевые и речевые звуки;
- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи, выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
- понимать и показывать пространственное расположение фигур;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку, по вопросам учителя;
- работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- составлять предложение по несложной ситуативной картинке, связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
- ориентироваться на альбомном листе;
- работать с шаблонами, трафаретами, выполнять штриховку, писать элементы букв.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовка к усвоению грамоты включает в себя:
1. Подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения:
- развитие слухового внимания, фонематического слуха;
- элементарный звуковой анализ;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»; часть слова
− «слог» (без называния термина), «звуки»;
- деление слов на части;
- выделение на слух некоторых звуков;
- определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
2. Подготовку к усвоению первоначальных навыков письма:
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа; - совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук;
- усвоение гигиенических правил письма.
3. Речевое развитие:
- понимание обращенной речи;
- выполнение несложных словесных инструкций;
- называние предметов, подбор слов, характеризующих их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, материалу), подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по определенному признаку;
- обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям;
- активизация словаря;
- составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.);
- расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения;
- формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью, выражение своей просьбы и желания и т.п.;
- слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста;
- рассказывание сказки с помощью учителя с опорой на наглядность;
- разучивание коротких стихотворений с голоса учителя.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), их последовательное введение. Выкладывание и называние цветных полосок по показу учителя. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных коротких и длинных полосок по образцу схематического изображения знакомых предметов. Выкладывание по образцу из полосок (ниточек) различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта (А, У, М, О, Х, С, Н) без их называния.
Знакомство и последовательное введение простейших геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета (сначала из двух фигур, потом – трех). Выкладывание из геометрических фигур конфигураций знакомых предметов. Показ и называние предметов, их изображений в заданном порядке (2 – 3 предмета) слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки. Выкладывание из кубиков (4 кубика) картинки по образцу. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2 – 3) по заданной характеристике: цвету, форме, величине. Рисование, лепка, конструирование, легоконструирование, дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки, счетный материал, природный материал, геометрические формы и фигуры.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха и элементарного звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, их узнавание (шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Использование игровых упражнений на определение источника звука (кто позвал?), направления звука (отгадай, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д. Дифференциация неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой или маленькой резиновой игрушки и т.д.
Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по имитации голоса: корова – му, собака – ав и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: как звенит комар, воет ветер, жужжит жук и др.
Работа над звукопроизношением
Выполнение артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики. Подражание речи учителя; соотнесение звуков с реальным объектом; заучивание и четкое, правильное произнесение вслух слов, предложений, пословиц, строчек из стихотворений и т.п.
Слово
Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением (черта черного цвета). «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами. Четкое различение предмета и слова (где предмет, а где записано слово?) Называние окружающих предметов, предметов на картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три, без ошибок повтори: дом – дым, мишка – миска, Боря - Поля) с показом предметов или их изображений. Выделение слов из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова) с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 слов, далее из 3 по подобию с опорой на картинку (Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает; Девочка читает. Девочка рисует, Девочка спит). Составление схем предложений (длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце). «Чтение» каждого предложения.
Деление предложения на слова, их фиксация условно-графической схемой и последующее «чтение» предложения. После того как у учащихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение.
Различение сходных предложений, сказанных учителем, показ ситуации на картинке: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря тоже машина. Катя держит мишку. Катя держит кошку.
После успешного формирования практических представлений о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы.
Часть слова (слог)
Деление двусложных слов на части (А – ня, О – ля, Ви – тя). Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация части слов (слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам с опорой на картинку и условно – графическую схему. Дифференциация сходных слогов: ма - мо, со – су, ма - на, ва - фа, бо – по, ту – ду и т.д.
Буква
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и соотнесения ее со звуком): А, У, М, О, Х, С, Н.
Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга, объединение одинаковых букв, разных по размеру, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. При правильном назывании букв, учитель поощряет школьников, но не обязывает их запомнить название буквы.
Звук и буква
Печатание прописных букв: А, У, М, О, Х, С, Н и соотнесение их со звуком. Обозначение звука соответствующей буквой. Фиксация буквой начального звука в схеме слов при назывании предметных картинок. Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других.
Слог
Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах (а - у, у – а), закрытые двубуквенные слоги (ам, ум); открытые двубуквенные слоги (ма, му). Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо. Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова».
Слово
Чтение слов, состоящих из двух слогов с изученными слоговыми структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку).
Звук
Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, назови на одном выдохе игрушки на столе (2 – 3) и др. Отработка четкого и выразительного произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем. Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приемов. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным значком (белым квадратиком). Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие моторных умений
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Развитие умения держать карандаш, ручку. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание пальцев всех вместе, по одному, крючки, щелчки, колечки, приветствие пальчиков друг друга и т.п. Игры с мозаикой, конструирование, рисование.
Формирование графических умений: работа мелом на доске, карандашом в альбоме; вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или заданным точкам, переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном; соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке ее прямыми линиями.
Рисование геометрических фигур по клеткам, по ориентировочным точкам, по тонким линиям. Обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно. Составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом.
Рисование знакомых предметов и их раскрашивание. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных букв: прямая палочка (заборчик), наклонная прямая палочка (ветер травку качает), овал (слива), полуовал (месяц), прямая вертикальная и горизонтальная соединительная палочки (лесенка), выполнение бордюров из усвоенных элементов.
Написание схем слова, предложения. Рисование изученных букв («печатание») по образцу в альбоме после выбора буквы из ряда предложенных, дорисовка буквы.
Печатание слогов и слов по образцу с протяжным произнесением слога, слова с выделением каждого звука и обозначением его буквой, чтение напечатанного слова.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Кол-во часов | Чтение | Письмо |
1 | 2 | Выявление представлений детей о школе и празднике 1 сентября ∙ Беседа с опорой на иллюстрацию. ∙ Выполнение заданий по словесной инструкции (сядь за парту, возьми карандаш и т.п.). ∙ Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт. | Знакомство с понятием «рисование по контуру» и «рисование по пунктирным линиям» 1. Ознакомление с правилами правильной посадки при письме. 2. Упражнения, направленные на развитие тонкой моторики кистей рук. 3. Рисование школьных принадлежностей по контуру и пунктирным линиям 4. Рисование мелом на доске и на альбомных листах произвольных линий разной длины и направления. 5. Выявление представлений учащихся о цвете предметов окружающей действительности. 6. Пространственное расположение учебных предметов на парте |
2 | 4 | Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности 1. Различение и выделение звуков окружающей действительности с опорой на иллюстрации, аудио и видео материалы 2. Определение источника звука с опорой на практические действия 3. Имитация звуков животного мира. 4. Увеличение количества определяемых на слух источников звука 5. Выполнение простых поручений по словесному заданию. Простейшие словесные отчеты по выполненному поручению. 6. Запоминание нескольких предметов (от 2 до 4) с опорой на иллюстрации. 7. Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия. 8. Беседа по картине. Составление простых предложений, называние цветов (осенние краски). 9. Рассказывание сказки с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Активизация и обогащение словаря. 10. Разучивание с голоса учителя потешек, двустиший. | Ознакомление с шаблонами простой конфигурации ∙ Ознакомление с правилами правильной посадки при письме. ∙ Выяснение представлений учащихся о цвете и форме. ∙ Упражнения, направленные на развитие тонкой моторики кистей рук. ∙ Обводка по шаблону геометрических фигур простой конфигурации, их соотнесение с предметами окружающей действительности. ∙ Группировка предметов по цвету, форме. ∙ Исключение четвертого лишнего предмета по цвету, форме. ∙ Дорисовывание картины «Осенние краски» (дорисовывание недостающих элементов, выбор нужных цветов). ∙ Рисование, конструирование. |
3 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
4 | 4 | Звуки вокруг нас (источник звука, направление звука, сила звука) ∙ Различение неречевых звуков окружающей действительности. Узнавание и имитация звуков окружающей действительности с опорой на картинки и собственные представления ∙ Определение источника звука с опорой на практические действия, аудиозапись, натуральные предметы. ∙ Определение направления звука, исходящего из одного источника, из разных источников. ∙ Определение силы звука. ∙ Имитация голосов животных. ∙ Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, вопросы учителя с использованием элементов драматизации. Активизация и обогащение словаря. ∙ Выполнение простых поручений по словесному заданию. Словесный отчет. ∙ Описание и сравнение предметов по цвету, по форме. По двум признакам (по цвету и форме). | Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями 1. Отработка правильной посадки при письме. 2. Упражнения, направленные на развитие тонкой моторики кистей рук. 3. Рисование предметов по контуру, шаблону. 4. Рисование произвольных линий на доске мелом, на альбомном листе. 5. Дорисовывание картины, подбор нужных цветов и форм. 6. Узнавание предмета по двум признакам (цвету и форме). Обводка, закрашивание. 7. Группировка предметов по цвету. Обводка и закрашивание предметов. 8. Конструирование. |
5 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
6 | 4 | Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условнографическим изображением 1. Называние предметов, изображённых на картинках, введение понятия «слово». 2. Знакомство с условнографическим изображением слова (черта черного цвета), «чтение» условнографической схемы слов. 3. Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением». 4. Кодирование слов, предложенных учителем к сюжетной картинке, их «чтение». 5. Описание и сравнение предметов по цвету, форме на основе словесного образца. Описание предмета по двум признакам. 6. Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Словесный отчет. 7. Подбор слов к картинке на сюжет сказки в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. Активизация и обогащение словаря. 8. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. 9. Разучивание четверостишия с голоса учителя. | «Письмо» условно-графического изображения слова. Знакомство с понятие «трафарет». Обводка фигур по трафаретам 1. Отработка правильной посадки при письме. 2. Упражнения, направленные на развитие тонкой моторики кистей рук. 3. Узнавание и называние предмета по его контуру; контурных фигур, наложенных друг на друга. 4. Узнавание и называние двух наложенных друг на друга фигур разного цвета. 5. Узнавание фигур, частично перекрытых другим изображением; 6. Узнавание предмета по двум признакам (цвету и форме). Обводка, закрашивание. 7. Группировка предметов по цвету. Обводка и закрашивание предметов. 8. Обводка геометрических фигур и композиций из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов и трафаретов. 9. Выявление представлений детей о форме предмета. Ознакомление с символом формы. Соотнесение формы и предмета. Исключение четвёртого лишнего по признаку формы. 10. Работа на партах с вырезанной из чёрной бумаги условно-графической схемой слова. «Письмо» условнографического изображения слов на доске, в альбоме с опорой на образец, иллюстрацию. 11. Рисование, конструирование |
7 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
8 | 4 | Понятие «слово» и его условнографическое изображение. «Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию 1. Отработка понятия «слово» и его условно-графическое изображение. 2. «Подпись» картинки словами с их последующим «чтением» по порядку и вразбивку. 3. Дифференциация сходных по звучанию слов. 4. «Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию парами с опорой на картинки. 5. «Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию по порядку и вразбивку к картинке на сюжет сказки. 1. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя, с элементами драматизации. Активизация и обогащение словаря. 2. Составление по вопросам учителя предложений, включающих описание предмета. Описание предмета по трем признакам (цвет, форма, величина) с опорой на символический план. | «Письмо» условно-графического изображения слова. Практическая работа по использованию шаблонов и трафаретов. Рисование кривых линий 1. Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра из геометрических фигур. 2. Обводка фигур различной формы по контуру. 3. Упражнения, направленные на развитие тонкой моторики кистей рук. 4. Упражнения на расположение предметов на парте, на альбомном листе. Расположение предметов в заданном порядке. 5. Выявление представлений о величине предмета. Обводка, закрашивание, сравнение, группировка предметов и геометрических фигур разного размера. 6. Обводка цветными карандашами по контуру композиции из геометрических фигур. 7. Рисование кривых линий на доске мелом, на альбомном листе цветными карандашами. 8. Работа на партах с вырезанной из чёрной бумаги условно-графической схемой слова. «Письмо» условнографического изображения слов на доске, в альбоме с опорой на образец, иллюстрацию. 9. Конструирование |
9 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
10 | 4 | Практическое ознакомление с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением (схема предложения без деления на слова) ∙ Составление предложений по картинкам, знакомство с понятием «предложение» и его условнографической схемой (схема предложения без деления на слова). ∙ Составление предложений в соответствии с количеством условнографических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова). ∙ Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условнографической записи. ∙ Подбор слов и предложений по темам, заданным учителем, с последующим кодированием и «чтением» (работа на партах со схемами, вырезанными из чёрной бумаги). ∙ Беседы на темы, заданные учителем. ∙ Заучивание коротких стихотворений с голоса учителя. Упражнения в рассказывании стихотворений с правильным использованием силы голоса и темпа речи по образцу учителя. ∙ Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя | «Письмо» условно-графического изображения предложения без деления на слова. Практическое знакомство с понятием «вертикальные» и «горизонтальные» линии 1. Знакомство с понятием «вертикальные линии» и «горизонтальные линии» (использование терминов в речи учителя, а в речи детей – «палочка стоит», «палочка лежит»). 2. Нахождение вертикальных и горизонтальный линий на предметах и картинках. 3. Рисование вертикальных и горизонтальных линий разных цветов по начальной точке, по двум заданным точкам, по заданию учителя. 4. Обводка и рисование бордюра из вертикальных и горизонтальных линий. 5. Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, по точкам, рисование такой же композиции по шаблону и трафарету. 6. Работа на партах с вырезанной из чёрной бумаги условно-графической схемой слова, предложения (без деления на слова). «Письмо» условнографического изображения слов и предложений на доске, в альбоме с опорой на образец, иллюстрацию. 7. Штриховка горизонтальными и вертикальными линиями по точкам. 8. Самостоятельное дорисовывание по контуру предмета на картинке. 9. Запоминание пространственного расположения трех фигур, запоминание и выбор двух фигур из трех имеющихся, запоминание и выбор двух фигур из ряда имеющихся. 10. Исключение четвертого лишнего по признаку величины. 11. Упражнения по развитию тонкой моторики кистей рук. |
11 | 4 | Понятие «предложение» и его условно-графическое изображение. «Чтение» и «запись» предложений (схема предложения без деления на слова) 1. Составление предложений по ситуационным и предметным картинкам, их кодирование и «чтение». 2. Подбор одной из двух близких по содержанию картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение». 3. Составление, кодирование и «чтение» предложений к сказкам, предложенным учителем. Активизация и обогащение словаря. 4. Воспроизведение сказок по вопросам учителя с опорой на наглядность. Озвучивание реплик с подражанием их голосам. 5. Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. 6. Запоминание на слух и точное воспроизведение предложения с постепенным увеличением его на одно слово. 7. Соотнесение заданного предложения с одной из двух близких по содержанию картинок и точное воспроизведение его. 8. Восприятие на слух и точное воспроизведение двух коротких близких по содержанию предложений. | «Письмо» условно-графического изображения предложения без деления на слова. Понятие «вертикальные» и «горизонтальные» линии. Упражнения в штриховке 1. Тренировочные упражнения в соблюдении гигиенических требований при письме. 2. Упражнения по развитию тонкой моторики кистей рук. 3. Рисование бордюров из вертикальных и горизонтальных линий по заданным точкам (цветными мелками на доске, цветными карандашами в альбоме). 4. Рисование произвольных горизонтальных и вертикальных линий. 5. Нахождение горизонтальных и вертикальных линий на предметах, картинках. 6. Работа на партах с вырезанной из чёрной бумаги условно-графической схемой слова, предложения (без деления на слова). «Письмо» условнографического изображения слов, предложений на доске, в альбоме с опорой на образец, иллюстрацию. 7. Штриховка горизонтальными и вертикальными линиями по точкам |
12 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
13 | 4 | Знакомство с новым видом схемы предложения. Деление предложения, состоящего из двух слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение» ∙ Деление предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условно-графическое изображение предложения. ∙ Знакомство с новым видом схемы предложения. «Чтение» предложений из двух слов с опорой на иллюстрации, вопросы учителя. ∙ Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание слов, предложений. Составление предложений по схеме Кто? Что делает по ситуационной картинке, по аналогии, по предметной картинке, по условнографическому изображению. ∙ Составление по картинкам предложений из двух слов на заданную тему, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме. ∙ Беседы на темы, заданные учителем с опорой на картинки. Соотнесение картинок с помощью вопросов учителя. Активизация и обогащение словаря. ∙ Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. ∙ Чтение учителем небольших рассказов, ответы на вопросы к тексту с опорой на ситуационные картинки. ∙ Запоминание и воспроизведение постепенно увеличивающегося на одно слово ряда слов по теме, заданной учителем, с опорой на их условнографическое изображение. | «Письмо» условно-графического изображения предложения, разделенного на слова (2 слова). Знакомство с прямыми наклонными линиями ∙ «Письмо» условно-графического изображения предложения, разделенного на слова (2 слова), по образцу в альбоме, на доске. ∙ «Письмо» условно-графического изображения слова, предложения по образцу в альбоме, на доске, с опорой на образец, картинку. ∙ Работа на партах с вырезанной из чёрной бумаги условно-графической схемой слова, предложения. ∙ Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур. ∙ Рисование горизонтальных и вертикальных линий по двум точкам. ∙ Ознакомление с прямыми наклонными линиями на предметах и картинках. Рисование их в воздухе, на доске. ∙ Рисование прямых наклонных линий по начальной точке сверху вниз в воздухе, на доске, в альбоме |
14 | 4 | Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение» ∙ Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических записей. «Чтение» предложений по условно графической записи ∙ Деление данного предложения состоящего из трех слов, на слова. Условно-графическая фиксация слов в предложении. «Чтение» предложения. ∙ Составление предложений из трёх слов по ситуационным картинкам, по двум предметным картинкам, с подстановкой различных слов действий. «Чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условнографической схеме. ∙ Заучивание четверостиший, пословиц, потешек с голоса учителя. Упражнения в рассказывании наизусть. ∙ Слушание коротких рассказов, сказок. Пересказ содержания по вопросам учителя, с опорой на иллюстративный материал, с элементами драматизации. | «Письмо» условно-графического изображения предложения, разделенного на слова (2 слова). Знакомство с прямыми наклонными линиями 1. «Письмо» условно-графического изображения предложения, разделенного на слова (3 слова), по образцу в альбоме, на доске. 2. Работа на партах с вырезанной из чёрной бумаги условно-графической схемой слова, предложения. 3. Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур. 4. Рисование горизонтальных и вертикальных линий по двум точкам. 5. Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки 6. Рисование прямых наклонных линий по двум точкам сверху вниз. 7. Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях по двум точкам снизу вверх. 8. Рисование бордюра из наклонных линий разных направлений, из прямых и наклонных линий разных направлений. 9. Восприятие заданного порядка 2 - 4 разноцветных полосок и воспроизведение его по памяти, по словесной инструкции, по образцу. |
15 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
16 | 4 | Составление предложений из двухтрёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение» 1. Деление предложений на слова, их условно-графическая запись, «чтение» 2. Составление предложений по ситуационным картинкам с заданным количеством слов, их условнографическая фиксация и последующее «чтение». 3. Активизация словаря. Обобщение словарного запаса по разным темам категориями: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. 4. Составление предложений «по следам» изученных стихотворений, сказок, рассказов. Работа над распространением предложений. | «Письмо» условно-графического изображения предложения, разделенного на 2 -3 слова. Рисование горизонтальных, вертикальных и наклонных линий 1. «Письмо» условно-графического изображения предложения, разделенного на 2 -3 слова, по образцу в альбоме, на доске. 2. Работа на партах с вырезанной из чёрной бумаги условно-графической схемой слова, предложения. 3. Воспроизведение по образцу комбинаций из трех разноцветных линий (горизонтальной, вертикальной, наклонной) после анализа образца. 4. Наблюдение за вычерчиванием комбинации из трех разноцветных линий с речевым сопровождением и воспроизведение данной комбинации по памяти. 5. Нахождение 4-го лишнего по заданному признаку (цвет, форма, величина). 6. Сравнение двух предметов по знакомым признакам (цвет, форма, величина). 7. Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур. 8. Работа с контурами, трафаретами, шаблонами. 9. Конструирование. |
17 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
18 | 4 | Знакомство с делением слова на слоги. «Чтение» и условно-графическое изображение слов, разделенных на слоги 1. Деление простых по слоговой структуре слов на слоги с помощью выполнения действий. Использование выражения «часть слова». 2. Знакомство с условно графическим изображением слова, разделенного на слоги (вертикальная полоска). 3. Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам. 4. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Передача содержания произведений с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Использование элементов драматизации. | Запись условно-графического изображения слова, разделенного на слоги. Штриховка различных предметов и геометрических фигур в разном направлении ∙ Знакомство с новым видом условно-графической записи (слово, разделенное пополам вертикальной чертой). ∙ Выкладывание схемы на парте из полосок бумаги, рисование на доске, в альбоме с параллельным проговариванием слов. ∙ Штриховка различных предметов и геометрических фигур вертикальными и горизонтальными линиями по контуру. ∙ Штриховка предметов и геометрических фигур по заданному направлению разными цветами. ∙ Работа с шаблонами, контурами, трафаретами. ∙ Конструирование. |
19 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
20 | 6 | Деление слова на части. Дифференциация сходных слогов и слов 1. Деление слов на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам. Четкое произнесение каждого слога в словах. Слитное «чтение» и «чтение» по слогам. 2. Дифференциация сходных слогов (ма – мо, ту – ду). 3. Дифференциация сходных слов (мак – бак, мишка – миска, осы – косы, рот – крот). Игра «Раз, два, три – повтори и покажи». 4. Заучивание с голоса учителя четверостиший, потешек, пословиц, чистоговорок, включающих в себя слоги и слова сходные по звучанию и оппозиционными звуками. 5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | Запись условно-графического изображения слова, разделенного на слоги. Рисование по точкам 1. Условно-графическая запись слова с делением на слоги (слово, разделенное пополам вертикальной чертой), с параллельным проговариванием слова и четким произнесением каждой его части. 2. Выкладывание схемы слова со слоговым делением на парте из полосок бумаги, рисование на доске, в альбоме с параллельным проговариванием слов. 3. Рисование по точкам различных предметов с подбором нужного цвета для деталей предмета. 4. Обводка и дорисовывание композиций из геометрических фигур по контуру, точкам и по собственному замыслу. 5. Обводка и дорисовывание бордюра. 6. Работа с контурами, шаблонами, трафаретами, выполнение штриховок. 7. Расположение нескольких предметов на альбомном листе, отработка понятий вверху, внизу, справ, слева, по середине. 8. Конструирование. |
21 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
22 | 4 | Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова 1. Определение места звука А в словах, обозначающих предметные картинки. 2. Знакомство с новым видом схемы слова, на которой звук показан в виде пустого квадратика. «Чтение» условнографической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука А. Условно-графическая запись слова. 4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. 5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | Знакомство с печатным образом буквы А. Запись печатного варианта буквы А 1. Обводка контура буквы А в изображениях предметов 2. Выкладывание буквы А из полосок. Нахождение элементов буквы. 3. Письмо печатного варианта буквы А мелом на доске, карандашами в альбоме. 4. Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. 5. Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами. 6. Конструирование |
23 | 4 | Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова 1. Определение места звука У в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука У. Условно-графическая запись слова. 4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. 5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | Знакомство с печатным образом буквы У. Запись печатного варианта буквы У 1. Обводка контура буквы У в изображениях предметов 2. Выкладывание буквы У из полосок. Нахождение элементов буквы. 3. Письмо печатного варианта буквы У мелом на доске, карандашами в альбоме. 4. Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. 5. Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами. 6. Конструирование. |
24 | 2 | Обобщающий урок | Обобщающий урок |
25 | 4 | Образование и чтение слогов с буквами А и У 1. Определение места звука А и У в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука А и У. Условно-графическая запись слов и первого звука. 4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А и У. 5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА. Работа над восклицательной интонацией при чтении. 6. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | Запись печатного варианта букв А и У 1. Обводка контура буквы А и У в изображениях предметов. 2. Обводка и дорисовывание бордюра. 3. Работа со штриховкой, шаблонами и трафаретами. 4. Закрепление умений в рисовании вертикальных и горизонтальных линий. 5. Закрепление понятий цвет, форма, размер. 6. Работа с условно-графическим изображением слова и предложения. 7. Конструирование и «запись» предложений. 8. Конструирование из цветных полосок букв А и У. 9. Выкладывание слогов АУ, УА 10. Письмо элементов рукописных букв. |
26 | 4 | Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова. 1. Определение места звука М в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука М. Условно-графическая запись слова. 4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. 5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | Знакомство с печатным образом буквы М. Запись печатного варианта буквы М 1. Обводка контура буквы М в изображениях предметов 2. Выкладывание буквы М из полосок. Нахождение элементов буквы. 3. Письмо печатного варианта буквы М мелом на доске, карандашами в альбоме. 4. Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. 5. Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами. 6. Конструирование. 7. Дифференциация ранее изученных букв |
27 | 4 | Составление слогов и слов из букв А, У, М 1. Определение места звука А, У, М в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М. Условно-графическая запись слов и первого звука. 4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М. 5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. 6. Составление и чтение слова МА - МА 7. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. 8. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. | Запись слогов и слов с буквами А, У, М печатными буквами 1. Обводка контура буквы А, У, М в изображениях предметов. 2. Обводка и дорисовывание бордюра. 3. Работа со штриховкой, шаблонами и трафаретами. 4. Закрепление умений в рисовании вертикальных и горизонтальных линий, прямых и наклонных линий. 5. Закрепление понятий цвет, форма, размер. 6. Работа с условно-графическим изображением слова и предложения. 7. Конструирование и «запись» предложений. 8. Конструирование из цветных полосок буквы А, У, М. 9. Выкладывание слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ. Выкладывание слова МА – МА. 10. Письмо элементов рукописных букв. 11. Упражнения по ориентировке в пространстве, на альбомном листе. |
28 | 4 | Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова 1. Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условнографической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука О. Условнографическая запись слова. 4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. 5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | Знакомство с печатным образом буквы О. Запись печатного варианта буквы О ∙ Обводка контура буквы О в изображениях предметов ∙ Выкладывание буквы О из полосок. Нахождение элементов буквы. ∙ Письмо печатного варианта буквы О мелом на доске, карандашами в альбоме. ∙ Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. ∙ Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами. ∙ Конструирование. ∙ Дорисовывание элементов предмета. |
29 | 6 | Составление слогов и слов из букв А, У, М, О 1. Определение места звука А, У, М, О в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О. Условно-графическая запись слов и первого звука. 4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О. 5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. 6. Составление и чтение слова МА – МА 7. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. 8. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. | Запись слогов и слов с буквами А, У, М, О печатными буквами 1. Обводка контура буквы А, У, М, О в изображениях предметов. 2. Обводка и дорисовывание бордюра. 3. Работа со штриховкой, шаблонами и трафаретами. 4. Закрепление умений в рисовании вертикальных и горизонтальных линий, прямых и наклонных линий. 5. Закрепление понятий цвет, форма, размер. 6. Работа с условно-графическим изображением слова и предложения. 7. Конструирование и «запись» предложений. 8. Конструирование из цветных полосок букв А, У, М, О. 9. Выполнение пальчиковой гимнастики. 10. Выкладывание слогов АУ, УА, АМ, ОМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ. Выкладывание слова МА - МА 11. Письмо элементов рукописных букв. |
30 | 4 | Выделение звука Х в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова 1.Определение места звука Х в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука Х. Условно-графическая запись слова. 4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. 5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | Знакомство с печатным образом буквы Х. Запись печатного варианта буквы Х 1. Обводка контура буквы Х в изображениях предметов. 2. Выкладывание буквы Х из полосок. Нахождение элементов буквы. 3. Письмо печатного варианта буквы Х мелом на доске, карандашами в альбоме. 4. Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. 5. Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами. 6. Конструирование. 7. Упражнения по ориентировке в пространстве. 8. Дифференциация ранее изученных букв.
|
31 | 6 | Составление слогов и слов из букв А, У, М, О, Х 1. Определение места звука А, У, М, О, Х в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х. Условнографическая запись слов и первого звука. 4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х. 5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ,. Работа над восклицательной интонацией при чтении. 6. Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА. 7. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. 8. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. | Запись слогов и слов с буквами А, У, М, О, Х печатными буквами 1. Обводка контура буквы А, У, М, О, Х в изображениях предметов. 2. Обводка и дорисовывание бордюра. 3. Работа со штриховкой, шаблонами и трафаретами. 4. Закрепление умений в рисовании вертикальных и горизонтальных линий, прямых и наклонных линий. 5. Закрепление понятий цвет, форма, размер. 6. Работа с условно-графическим изображением слова и предложения. 7. Конструирование и «запись» предложений. 8. Конструирование из цветных полосок букв А, У, М, О, Х. 9. Выкладывание слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ. Выкладывание слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА. 10. Письмо элементов рукописных букв. 11. Дорисовывание элементов предмета. |
32 | 4 | Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова 1. Определение места звука С в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука С. Условно-графическая запись слова. 4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации | Знакомство с печатным образом буквы С. Запись печатного варианта буквы С 1. Обводка контура буквы С в изображениях предметов 2. Выкладывание буквы С из полосок. Нахождение элементов буквы. 3. Письмо печатного варианта буквы С мелом на доске, карандашами в альбоме. 4. Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. 5. Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами. 6. Конструирование, мозаика, шнуровка. 7. Дифференциация ранее изученных букв |
33 | 6 | Составление слогов и слов из букв А, У, М, О, Х, С 1. Определение места звука А, У, М, О, Х, С в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С. Условнографическая запись слов и первого звука. 4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С. 5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. 6. Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ. 7. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. 8. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. | Запись слогов и слов с буквами А, У, М, О, Х, С печатными буквами. 1. Обводка контура буквы А, У, М, О, Х, С. в изображениях предметов. 2. Обводка и дорисовывание бордюра. 3. Работа со штриховкой, шаблонами и трафаретами. 4. Закрепление умений в рисовании вертикальных и горизонтальных линий. 5. Закрепление понятий цвет, форма, размер. 6. Работа с условно-графическим изображением слова и предложения. 7. Конструирование и «запись» предложений. 8. Конструирование из цветных полосок буквы А, У, М, О, Х, С. 9. Выкладывание слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ. Выкладывание слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ. 10. Письмо элементов рукописных букв. 11. Конструирование, рисование, мозаика, шнуровка. |
34 | 4 | Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова 1. Определение места звука Н в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука Н. Условно-графическая запись слова. 4. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. 5. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. | Знакомство с печатным образом буквы Н. Запись печатного варианта буквы Н 1. Обводка контура буквы Н в изображениях предметов. 2. Выкладывание буквы Н из полосок. Нахождение элементов буквы. 3. Письмо печатного варианта буквы Н мелом на доске, карандашами в альбоме. 4. Условно-графическая запись схемы слова, с обозначением на ней звука в виде пустого квадратика. 5. Работа с трафаретами, штриховкой, шаблонами, контурами. 6. Конструирование. 7. Дифференциация ранее изученных букв. |
35 | 6 | Составление слогов и слов из букв А, У, М, О, Х, С, Н 1. Определение места звука А, У, М, О, Х, С, Н в словах, обозначающих предметные картинки. 2. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. 3. Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н. Условнографическая запись слов и первого звука. 4. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н. 5. Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ, АН, ОН, УН, НА, НО, НУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. 6. Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ, НОС, СОН. 7. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. 8. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. | Запись слогов и слов с буквами А, У, М, О, Х, С, Н печатными буквами 1. Обводка контура буквы А, У, М, О, Х, С, Н в изображениях предметов. 2. Обводка и дорисовывание бордюра. 3. Работа со штриховкой, шаблонами и трафаретами. 4. Закрепление умений в рисовании вертикальных и горизонтальных линий, прямых и наклонных линий. 5. Закрепление понятий цвет, форма, размер. 6. Работа с условно-графическим изображением слова и предложения. 7. Конструирование и «запись» предложений. 8. Конструирование из цветных полосок букв А, У, М, О, Х, С, Н. 9. Выкладывание слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ, ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ, АН, ОН, УН, НА, НО, НУ. Выкладывание слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА, СОМ, НОС, СОН. 10. Письмо элементов рукописных букв. 11. Конструирование, рисование. 12. Пальчиковая гимнастика. 13. Упражнения по ориентировке на альбомном листе. |
36 | 4 | Повторение пройденного материала | Повторение пройденного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс
Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...
Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1
Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речевая практика» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (ин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мир природы и человека» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая рограмма учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной о...