"Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках в начальной школе"
методическая разработка (информатика) на тему

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

*      на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

*       обеспечивает наглядность;

*       привлекает большое количество дидактического материала;

*       повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

*       обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разно - уровневые задания).

       Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_v_ikt.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом.

г. Братск

май 2011 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

                                                            «Научить человека жить в информационном мире –              

                                                                    важнейшая задача современной школы»

                                                                                                                А.П. Семенова

Цели:

• Повысить мотивацию обучения;

 • Повысить эффективность процесса обучения;

 • Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

 • Совершенствовать методики проведения уроков;

 • Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

 • Планировать и систематизировать свою работу;

 • Использовать как средство самообразования;

 • Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Задачи:

• Усвоить базовые знания по предмету;

 • Систематизировать усвоенные знания;

 • Сформировать навыки самоконтроля;

 • Сформировать мотивацию к учению в целом;

 • Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

     Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

     Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение

      В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

     О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.

     Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка.

              Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

          Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
  •  обеспечивает наглядность;
  •  привлекает большое количество дидактического материала;
  •  повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  •  обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разно - уровневые задания).

       Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий

       Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

       Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
  • использовать манипулятор “мышь”;
  • работать с командами открыть и закрыть меню файл создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

      Мультимедийные технологии могут быть использованы:

 1. Для обозначения темы

 - тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

 2. Как сопровождение объяснения учителя

 - могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.

 3. Как информационно-обучающее пособие

 - в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процессе учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

 4. Для контроля знаний

 - использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

          В своей работе я использую компьютерные технологии на каждом предмете:

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологию тестирования;

- игровые технологии;

- проблемное обучение;

- здоровье - сберегающие технологии;

- коллективную систему.

         Можно выделить следующие особенности данной технологии:

 1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;

 2. с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными инструментами;

 3. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;

 4. повышение уровня использования наглядности на уроке;

 5. повышение производительности урока;

 6. установление меж предметных связей;

 7. преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;

 8. изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

         ИКТ повышают эффективность урока как элемент нашедших в настоящее время широкое распространение:

- уроков-бесед,

- уроков-исследований,

- уроков-конференций,

- уроков с ролевой и деловой игрой и т.д.

        Мною созданы и используются презентации по каждому предмету, тематическим классным часам и внеклассным мероприятиям.

Например: применение ИКТ на уроках окружающего мира помогают раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить оригинальность, задавать вопросы и предлагать собственные решения. Дети могут увидеть тех животных или те растения, которые распространены в других природных зонах, могут услышать звуки издаваемых животными; при изучение темы «Природные зоны России», осуществляется просмотр видеоролика «Пустыни», «Арктика»  и т. д.  С помощью эффектов анимации любая схема становится «живой картинкой», например, «Круговорот воды в природе», «Изучение посадки растений черенком». Применение мультимедийных презентаций на уроках окружающего мира позволяют сделать уроки более интересными, включают в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

           Всегда ищу новые интересные обучающие игры.

           Незаменимым помощником компьютер является и на уроках математики, русского языка, литературного чтения и т.д. Использование в презентациях анимационных изображений героев сказок создаёт обстановку психологического комфорта на уроке.

          Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.

          ИКТ активизирует деятельность учащихся, облегчает мою работу в области демонстрации наглядного материала. Компьютер увеличивает возможности при контроле - это автоматизация проверки, ее качество, обратная связь.

· вызывают интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям;

· позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся;

· позволяют организовывать дистанционное обучение для учеников, пропускающих занятия по болезни, и учащихся, желающих получить дополнительные знания;

· многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения;

· позволяют вести экстренную коррекцию (результат – сразу);

· являются будущим для поиска и сбора информации.

          Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации. Возможности компьютерных и сетевых технологий потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

            ИКТ позволяют выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения. Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность.

         Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно.

        Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

       Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

      Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышения уровня знаний.

Вывод: современное общество невозможно представить без информационных технологий. Новые цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии дают возможность расширить информационное пространство, повысить творческий потенциал, как учащихся, так и самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Статья по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний....

Статья на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Информационно коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...