ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»
статья на тему

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках образовательной системы «Школа- 2100».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_matusevich-_zhukova.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО  РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»

Жукова Наталья Александровна, учитель начальных классов и английского языка

Матусевич Светлана Александровна, учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н. Куликова г.Семикаракорска»  

Аннотация:

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках образовательной системы «Школа- 2100».

Как известно, любая школа начинается с начальной, поэтому и  её роль в развитии личности трудно переоценить.  Вот почему в последние годы усилилась активность  учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения состояния обучения и воспитания младших школьников. Изменяющиеся запросы общества  влекут за собой изменения   направленности учебно-воспитательного процесса, а именно, в его ориентации на создание условий для развития личности каждого ребёнка. В  условиях быстро меняющейся образовательной среды  всё более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов. На смену «знаниевой» парадигме приходит деятельностная парадигма образования, ставящая во главу угла развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, обучение умению добывать и систематизировать знания, а не сообщение ребёнку готовой  информации. Как следствие этих  изменений  стало обилие УМК, призванных решить данную задачу. Нами также были изучены все действующие в начальной школе альтернативные учебно-методические комплекты, и свой  выбор мы остановили на УМК «Школа- 2100», поскольку, на наш взгляд,  эта образовательная система в наибольшей степени  отвечает запросам современного общества. Так как  большинство заданий  данного  УМК предполагают работу по добыванию  информации  самими  учениками, то возникает естественная необходимость в использовании  ими  информационных технологий. А применение   учителем на уроках и внеклассных занятиях компьютера и интерактивной доски,  которые являются современными техническими средствами обучения, позволяют осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.

  Уроки  с применением  информационных  технологий не только развивают умение учащихся работать с компьютером, но самостоятельно решать учебные задачи. Так при проверке знаний учащихся использование тестов помогает  не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания и возможности. Круг методических и педагогических задач, которые решаются с помощью компьютера, разнообразен. Например, на уроке математики его можно применить в качестве калькулятора. А интерактивная доска и использование средств SMART Board незаменимы при изучении тем «Множества», «Операции с множествами», которые  не включались ранее в программу начальной школы, а по программе  «Школа-2100»  изучение всех арифметических операций идёт с опорой на теоретико-множественный смысл.

Кроме того, в данной образовательной системе предусмотрено изучение пропедевтического курса «Информатика в играх и задачах», который предполагает обучение детей навыкам рассуждения, построения умозаключений, нахождения закономерностей, способствует развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), а также позволяет более осознанно подготовиться  к изучению  некоторых тем в курсе «Математика», как например, «Множества. Операции с множествами». И хотя данный курс  представляет безмашинный вариант обучения, применение средств ИКТ делает уроки более интересными, содержательными, предусматривает возможность обучения детей  элементарным навыкам владения компьютером, без чего невозможно существование человека в современном обществе. Неоценима роль интерактивной доски при изучении географического материала в курсе «Окружающий мир», поскольку с её помощью учителю удаётся воссоздать перед классом фрагмент контурной карты и вовлечь в работу наибольшее количество учащихся  и при этом сэкономить время, как в ходе проведения урока, так и на  его подготовку.

На уроках русского языка средства  информационно-коммуникационных технологий позволяют наиболее наглядно смоделировать проблемную ситуацию, с помощью обучающих презентаций с управляемыми объектами сделать доступнее изучение многих тем («Словообразование», «Однокоренные слова», «Части речи»).

С помощью ИКТ практически решается  проблема индивидуализации обучения. Обычно ученики с замедленным темпом учебной деятельности стесняются поднимать руку, задавать вопросы, а имея, в качестве партнёра компьютер, они могут прорабатывать  материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, средств мультипликации, звука, видеотехники,  графики позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности, способствует созданию зрительного образа, что очень важно для младшего школьника, поскольку в этом возрасте преобладающим является наглядно - образный тип мышления, а значит, повысить степень усвоения изучаемого материала. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом информации, путём  диалога с компьютером более эффективно и интересно для учащихся, чем чтение и заучивание страниц  учебника или объяснения учителя.  С помощью обучающих программ учащиеся моделируют реальные процессы, а значит – видят причины и следствия, понимают их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. На компьютере учащиеся получают возможность довести решение любой проблемы до конца, воспользовавшись необходимой справкой программы.

Применение на уроках начальной школы ИКТ помогает нам   эффективнее  организовать учебный процесс  за счёт следующих возможностей:

  • более зрелищной и занимательной подачи учебного материала;
  • разнообразия методов и средств обучения (возможность сопроводить объяснение учителя  не только иллюстрацией  или показом слайдов, но и нанесением необходимых пометок, надписей, формул прямо на  изображение или карту, что несомненно облегчает усвоение материала детьми; возможность быстро  включить видеоролик  или презентацию по ходу изучения новой темы, а при необходимости повторно  вернуться к нужному фрагменту или слайду; с помощью презентаций с управляемыми объектами смоделировать  различные процессы или ситуацию, осуществление тестового контроля с возможностью последующей работы с этим тестом другими детьми);
  •  за счёт быстроты и  доступности использования  средств информационно-коммуникационных технологий, что позволяет сэкономить время на уроке;
  • применения  программ-тренажёров для  зрения позволяет устранить усталость глаз, а выполнение физминуток  под музыку с применением  эффектов анимации позволяет  лучше реализовать здоровьесберегающий подход к обучению.

Для нас вопрос об эффективности и целесообразности использования ИКТ в обучении стал очевидным уже после  нескольких проведённых  уроков. Вот  лишь краткий  перечень  аргументов  в пользу их  применения:

  • Возможность более успешно осуществлять индивидуальный подход к  детям, обеспечение психологического комфорта для учащихся с разными способностями и темпом учебной деятельности;
  • Формирование устойчивого интереса у учащихся к работе на компьютере и интерактивной доске;
  • Повышение мотивации к изучению предметов, а, следовательно, и успеваемости;
  • Стремление детей самостоятельно добывать дополнительную  занимательную информацию;
  • Возможность опросить большее количество учеников за урок;
  • Возможность проиллюстрировать  ответы на доске, и таким образом привлечь весь класс к обсуждению и оцениванию ответов товарищей;
  • Повышение практической ценности знаний, умений и навыков, получаемых на уроках;
  • Развитие у  учащихся навыков самоконтроля;

Таким образом, практически подтверждено, что применение средств ИКТ  делает  урок  по-настоящему интересным и современным,  позволяет  быстро,  объективно и своевременно осуществить контроль и подвести итоги, способствует реализации личностно ориентированного  подхода.

Однако при использовании средств информационных технологий, составлении компьютерных уроков необходимо помнить, что главная задача – не удивить учеников возможностями современной техники, а   научить с их помощью добывать, систематизировать  информацию и находить применение полученным знаниям в практической ситуации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....

Личностно-ориентированный подход в системе обучения математики

Урок математики в 3 классе с использованием игровых технологий и личностно-ориентированного развивающего обучения....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Доклад на тему: "Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе"

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельстному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной д...

Курсовая работа на тему: "Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников"

Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников....