Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.
методическая разработка на тему

Сидорова Наталья Ивановна

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе. 

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.


В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций
  2. Принцип доверительности
  3. Принцип обратной связи
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

 Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  1. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
  2. обеспечивает наглядность;
  3. привлекает большое количество дидактического материала;
  4. повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  5. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

 Применение ИКТ:

  1. расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  2. формирует навык исследовательской деятельности;
  3. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  4. а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

  1. сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  2. сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
  3. обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

 Основной целью применения ИКТ является:

  1. развитие мышления
  2. формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы: 

  1. метод анализа
  2. метод сравнения
  3. метод обобщения
  4. метод классификации
  5. формулировка понятий
  6. внутренний план действий

 При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  1. мультимедийные курсы
  2. презентации к урокам
  3. логические игры
  4. тестовые оболочки
  5. ресурсы Интернет
  6. электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  1. повышает качество знаний
  2. продвигает ребенка в общем развитии
  3. помогает преодолеть трудности
  4. вносит радость в жизнь ребенка
  5. позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  6. создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:

  1. Владеть основами работы на компьютере.
  2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  3. Владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:

        диагностика

       прогнозирование

       планирование

ДИАГНОСТИКА:

        характер учебного материала

        структура урока

        временные затраты в учебном процессе

        возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

        оценка различных вариантов проведения урока

        выбор наиболее оптимального

ПЛАНИРОВАНИЕ:

        создание методической структуры урока

        выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

        подготовка учащихся к усвоению новых знаний

        усвоение новых знаний

        закрепление новых знаний

        подведение итогов урока

        домашнее задание.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ: 

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

 • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

 • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

 • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

 • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

 • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

 • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

 • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

 • На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

 • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

 Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

 • избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

 • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

 • дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

 • учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе

Актуальность использования ИКТ; причины,побуждающие педагога использовать ИКТ; цели, задачи проекта; условия реализации; предполагаемые результаты....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе

Статья включает обоснование актуальности использования ИКТ на уроках в начальной школе....

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы...