Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике в1-2 классах
рабочая программа по информатике (1,2 класс) по теме

Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи , скалендарно-тематическое планирование. программу можно использовать во внеурочной деятельности на любом уровне подготовки учащихся, включая "нулевой". Рассматривает вопровы художественно-эстетического  развития детей, работающих на компьютере, ри помощи текстового редактора Word, графического редактор аPaint, а также освоения основ проектно-творческой деятельности в через приложение Microsoft Office PowerPoint. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneur_dejat_informatika_1-2_kl.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

Рассмотрено

на заседании МО

точных наук

Протокол №____от ________2012

Рук. МО_________ Сударкина А.В..

Согласовано

на заседании МС

Протокол №____от _______2012

Руководитель МС:
____________  Калабердина О.Ю.

«Утверждаю»

  Директор школы

____________ Т.А. Неменущая

«_____» __________2012 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

«Занимательная информатика»

Возраст детей:

7-8 лет

Срок реализации программы: 3 года

Автор:

Кудряшова Г.Г.

учитель информатики и ИКТ

п. Шолоховский

2012-2013 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

 Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, научиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность программы «Занимательная информатика» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая программа «Занимательная информатика»  построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеурочной  деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне  и междисциплинарной интеграцией.

Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Научившись работать с универсальными компьютерными программами, учащиеся могут в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для их применения в учебном процессе.

Занятия рисованием на компьютере развивают умение видеть красивое в окружающей жизни. Воспитывается художественное чутье и культура.

Что же такое рисунок? Подобный вопрос может показаться очень простым, даже странным, потому что каждый из нас хотя бы в детстве много или мало, хорошо или плохо рисовал и поэтому, нисколько не задумываясь, ответит: рисунок – это изображение какого – либо предмета или события на бумаге или иной поверхности. Другие, возможно, уточнят это определение и добавят, что рисунок – не любое изображение, а такое, которое сделано с помощью линий, штрихов. Можно также сказать, что рисунок есть один из видов изобразительного искусства.

Поскольку рисунок является частью графики как вида искусства, то нельзя вести более или менее подробный разговор о рисунке, предварительно не уяснив, что такое графика. Плакаты на улицах города, рисунки и эстампы на выставках и салонах, книги, журналы, газеты, без которых немыслима жизнь современного человека, этикетки на коробках и банках с продуктами, почтовые марки и значки – все это, вместе взятое, представляют графику в широком смысле слова.

Художественно-эстетическому  развитию детей, работающих на компьютере, способствуют текстовый редактор Word, графический редактор Paint, а также освоение основ проектно-творческой деятельности в через приложение Microsoft Office PowerPoint.

Графический редактор – специальная программа, которая позволяет:

  1. выполнять рисунки на компьютере;
  2. автоматически строить простейшие изображения (точки, отрезка прямой,  окружности, прямоугольника или более сложных графических фигур);
  3. производить изменение цвета изображения;
  4. переносить фрагменты изображения из одной части чертежа в другую;
  5. удалять фрагмента изображения
  6. выводить рисунки на печать;
  7. сохранять рисунки на дисках.

Графический редактор Paint является растровым редактором, в котором рисунки состоят из отдельных точек – пикселей.

Встроенная векторная графика в текстовый редактор Word позволяет создавать рисунки из отдельных графических примитивов (линия, прямоугольник, овал и т.д.).

Офисное приложение Microsoft Office PowerPoint прививает младшим школьникам навыки работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности.

Основой деятельности программы «Занимательная информатика»  является освоение детьми компьютера, изготовление поздравительных открыток, приглашений, плакатов, участие в оформлении различных мероприятий, привитие навыков пользования информационными средствами, умением работать с информацией при создании презентаций.

 Дополнительная  образовательная программа «Занимательная информатика»   имеет научно-техническую направленность.

Цель программы: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, создание условий для    формирования художественного вкуса, мышления и творческого развития путем углубленного изучения программы Paint, Word, освоение основ проектно-творческой деятельности в программе Microsoft Office PowerPoint.

Задачи данной  образовательной  программы:

Обучающая:

  1. раскрыть роль рисунка, как части графики, в жизни общества;
  2. обучить работе с компьютерной программой Paint;
  3. сформировать художественные навыки на уровне практического применения.
  1. освоение первоначальных навыков в работе на компьютере в программе Microsoft Office PowerPoint;

         Развивающая:

  1. развивать художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира;
  2. включить учащихся в творческую деятельность;
  3. овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, приобщении к проектно-творческой деятельности

Воспитывающая:

  1. создать комфортную обстановку в творческом коллективе;

Дополнительные задачи программы:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;
  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
  5. развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

Программа  рассчитана на обучение детей 1-2 класса

Условия реализации программы.

       Программа  предусматривает  использование  следующих форм работы:

  Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников

  Индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учи телем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

 Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятель но построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

           Данная программа рассчитана на три года обучения: 1а и 1б – 1 час в неделю (30 мин), 33 часа в год; 2а – 1 час в неделю, 34 часа в год,  2б – 2 часа в неделю, 68 часов в год  

Ожидаемые результаты и способы  их проверки.

По  окончанию  обучения  учащиеся  должны знать и уметь:

Знать: 

  1. понятие фрагмента  рисунка;
  2. понятие файла;
  3. точные способы построения геометрических фигур;
  4. понятие пикселя и пиктограммы;
  5. понятие конструирования;
  6. понятие слайд,
  7. понятие анимация,
  8. что такое информация;
  9. что такое объект;
  10. основные способы работы с информацией в программе Microsoft Office PowerPoint;
  11. о значении использовании презентаций у учебной и во внеклассной деятельности учащихся, созданных в программе  Microsoft Office PowerPoint.

Уметь:

  1. учащиеся должны уверенно и легко владеть компьютером;
  2. самостоятельно составлять композиции;
  3. видеть ошибки и уметь их исправлять;
  4. знать терминологию;
  5. быстрота исполнения работы
  6. самостоятельно составлять слайды презентации
  7. применять анимацию, дизайн, музыку
  8. создавать собственные презентации «с нуля» или с помощью шаблона Microsoft Office PowerPoint;
  9. вставлять в презентации картинки из файлов и автофигуры;
  10. делать анимацию объектов, составляющих презентацию;
  11. использовать презентацию для сопровождения устного рассказа;
  12. создавать простейшие игры в программе Microsoft Office PowerPoint.

Способы  определения  результативности  занятий.

  1. Наблюдение
  2. Устный контроль
  3. Практическая работа
  4. Тестирование
  5. Контрольная работа

Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин – 1 класс, 8 – 9 мин. – 2 класс.).
  3. Объяснение нового материала (8—10 мин – 1 класс; 15 мин – 2 класс).
  4. Физкультминутка (2 мин)
  5. Работа за компьютером (10 мин – 1 класс, 15 мин – 2 класс).
  6. Релаксация (1 мин)
  7. Подведение итогов (2 мин.).

Отличительные особенности программы

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос,  проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

урока

Наименование разделов и тем.

Общее кол-во

учебных часов

Теоретических

Практических

1

Вводный урок. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе

1

1

2

Устройства ввода, вывода. Назначение компьютера в современной жизни.

1

1

3

Знакомство с клавиатурой

1

1

4-5

Клавиатурный тренажёр (режим ввода букв)

2

2

6-7

Клавиатурный тренажёр (режим ввода слов)

2

2

8

Роль рисунка в жизни современного общества. Векторная графика в текстовом процессоре MS Word: назначение, возможности, интерфейс.

1

1

9

Окно документа; запуск программы. Панель инструментов.

1

1

10-11

Знакомство с примитивами

2

1

1

12-13

Создание простейших изображений с помощью  графических примитивов

2

2

14-15

Создание симметричных изображений с помощью  графических примитивов

2

1

1

16-20

Работа с меню Формат рисунка

5

2

3

21-23

Инструмент «Надпись»

3

1

2

24-26

Использование векторного редактора для моделирова-ния.

3

1

2

27-28

Вставка рисунков в объекты

2

1

1

29-30

Тематические рисунки: поздравительные открытки, плакаты, стенгазеты

2

2

31-33

Рисунок на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок

3

3

ИТОГО:

33

11

22

урока

Наименование разделов и тем.

Общее кол-во

учебных часов

Теоретических

Практических

1

Вводный урок. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе

1

1

2

Роль рисунка в жизни современного общества. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.

1

1

3-6

Работа с инструментами.

4

1

3

7-8

Меню «Палитра»

2

2

9-11

Инструмент «Надпись»

3

1

2

12-13

Буфер обмена.

2

1

1

14-16

Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.

3

1

2

17-19

Использование редактора Paint для моделирования.

3

1

2

20-21

Рисование поздравительного плаката к Дню рождения школы.

2

2

22-23

Поздравления родным и близким к 23 февраля.

2

2

24-25

Поздравления родным и близким к 8 Марта.

2

2

26-27

Приколы к Дню смеха.

2

2

28-29

Стенгазета, посвященная дню Космонавтики.

2

2

30-31

Поздравления ветеранам ВОВ.

2

2

32-34

Рисование на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок.

3

3

ИТОГО:

34

7

27

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс – 1 час

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс – 2 часа

урока

Наименование разделов и тем.

Общее кол-во

учебных часов

Теоретических

Практических

1

Вводный урок. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе

1

1

2

Роль рисунка в жизни современного общества. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс.

1

1

3-6

Работа с инструментами.

4

1

3

7-8

Меню «Палитра»

2

2

9-11

Инструмент «Надпись»

3

1

2

12-13

Буфер обмена.

2

1

1

14-16

Создание симметричных изображений с помощью горизонтального меню.

3

1

2

17-19

Использование редактора Paint для моделирования.

3

1

2

20-21

Рисование поздравительного плаката к Дню рождения школы.

2

2

22-23

Поздравления родным и близким к 23 февраля.

2

2

24-25

Поздравления родным и близким к 8 Марта.

2

2

26-27

Приколы к Дню смеха.

2

2

28-29

Стенгазета, посвященная дню Космонавтики.

2

2

30-31

Поздравления ветеранам ВОВ.

2

2

32-34

Рисование на свободную тему. Конкурс на лучший рисунок.

3

3

35

Знакомство с приложением Microsoft Office PowerPoint. Запуск работы и  завершение работы PowerPoint.

1

1

36-37

Основные элементы интерфейса программы PowerPoint. Создание простой презентации на основе шаблона. Панели инструментов: стандартная, форматирование, рисование.

2

1

1

38-40

Основные элементы интерфейса программы PowerPoint. Создание простой презентации на основе шаблона. Дизайн презентации

3

1

2

41-45

Создание надписей, вставка картинок в качестве фона и иллюстраций

5

1

4

46-50

Вставка автофигур в презентацию.  Работа с меню Формат

5

5

51-53

Наложение анимации на объекты слайда

3

3

54-55

Вставка музыки в презентацию

2

2

56-58

Смена слайдов и гиперссылки в презентации

3

3

59-65

Проект на свободную тему

7

1

7

66-67

Защита проекта

2

2

68

Итоговая рефлексия

1

1

ИТОГО:

68

15

53

Содержание  программы.

  1. Графические возможности компьютера - 101 часов.

Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Типовые действия с объектами. Инструменты графического редактора. Создание растровой и векторной графики. Разработка и создание проекта в приложении Microsoft Office PowerPoint.

На теоретических занятиях:

  1. Возможности графического редактора Paint;
  2. особенности растровой и векторной графики;
  3. основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
  4. технологию создания и редактирования графических объектов.
  5. технологию разработки и создания мультимедийной презентации

На практических занятиях:

  1. создавать и редактировать любой графический объект;
  2. осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
  3. создавать мультимедийные презентации

Методическое  обеспечение  программы.

        Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении двух лет обучения  в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:

  1. клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
  2. компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  3. компьютерные мозаики;
  4. графический редактор  Paint
  5. векторный редактор, встроенный в MS Word;

офисное приложение PowerPoint.

Методы обучения.

  1. Использование  литературы по данным направлениям
  2.  Использование  словесных методов – объяснения материала, беседа.
  3. Использование наглядных методов – демонстрация материала  
  4.  Методы практической работы  на компьютерах индивидуально.

Материально-техническое обеспечение

Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее оборудование:

- мультимедийный  проектор,  

- принтер,

- сканер,

- аккустические колонки,  

- персональный компьютер,

- магнитная доска,

  1. интерактивный комплекс (проектор+доска)

- простой карандаш,

- цветные карандаши,

- ластик,

- цветные маркеры.

Список  литературы

  1. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 352с.: ил.
  2. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2011.
  3. Учебные проекты с использованием MS Office/ Учебное пособие. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике (1 класс)

В основе программы «Занимательная информатика» лежит авторская программа Горячева «Информатика в играх и задачах» образовательной системы «Школа 2100». В дополнение к авторской программе была разработ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Информатика» .

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Информатика» общеинтелектуального направления....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики"

Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная информатика" 4 класс

Рабочая программа создана на основе:Федерального  Государственного стандарта начального общего образования;  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...