Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Гущенская Ирина Петровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ» (для четырехлетней начальной школы).  Программа рассчитана на 34 часа в год, в неделю 1 час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_3kl.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №9

г. Химки Московской области

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

3  «А» «Б» класс

                                                        Составитель: Гущенская Ирина Петровна

                                                      учитель начальных классов высшей категории

                                                       

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ» (для четырехлетней начальной школы).  Программа рассчитана на 34 часа в год, в неделю 1 час.

Цели программы:

овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

представление материала в табличном виде;

упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если …, то….», «не только, но и …»;

элементарное обоснование высказанного суждения;

выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

Задачи программы:

  • развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике;
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  •  системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

Требования к уровню подготовки:

В результате по окончании начальной школы учащийся, освоивший модуль «Информатики и ИКТ», должен

знать/понимать:

основные источники информации;

назначение основных устройств компьютера;

правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера; поиска информации с использованием простейших запросов; изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

Литература

Учебник:

•        А.В. Горячев, К.И. Горина. «Информатика в играх и задачах» 3 кл.

          М. Баласс 2012

Пособия для преподавателей :

•        СD - «Роботландия» 1-4 кл.

•        CD – «Занимательная информатика»

•        А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 3 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2012

А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 3 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2002

Основное содержание

3-й класс (34 ч)

Алгоритмы (9 ч)
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

В результате обучения учащиеся будут
уметь:
– находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
– называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
– понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
– выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
– изображать графы;
– выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
– находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области

Календарно-тематическое планирование

1четверть

№ урока

Дата

План/факт

Тема урока

1

1/1

5.09

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете.

Что такое Алгоритм?

2

2/1

12.09

Схема алгоритма

3

3/1

19.09

Алгоритмы с ветвлением

4

4/1

26.09

Цикл в алгоритме

5

5/1

3.10

Смешанный алгоритм (Алгоритмы с ветвлениями и циклами)

6

6/1

10.10

Алгоритмы. (Закрепление пройденного материала; урок путешествие)

7

7/1

17.10

Алгоритмы.

8

8/1

24.10

Алгоритмы.

9

9/1

31.10

Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний.

2 четверть

№ урока

Дата

План/факт

Тема урока

1

10/1

14.11

Состав и действия объектов

2

11/1

21.11

Группа объектов. Общее название

3

12/1

28.11

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса.

4

13/1

5.11

Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

5

14/1

12.11

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов, закрепление пройденного материала.

6

15/1

19.11

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.

7

16/1

26.11

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.

8

17/1

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Обобщение и систематизация знаний.

3 четверть

№ урока

Дата

План/факт

Тема урока

1

18/1

Множество. Число элементов множества.

2

19/1

Логические операции. Пересечение множеств.

3

20/1

Логические операции. Пересечение множеств.

4

21/1

Истинность высказывания. Отрицание.

5

22/1

Истинность составного высказывания.

6

23/1

Граф. Построение графов.

7

24/1

Ориентированный граф.

8

25/1

Закрепление материала. Множество, отношения на множестве, логические операции. Графы.

9

26/1

Множество, отношения на множестве, логические операции. Графы.

10

27/1

Множество, отношения на множестве, логические операции. Графы.

11

28/1

Обобщение пройденного материала.

4 четверть

№ урока

Дата

План/факт

Тема урока

1

29/1

Аналогия

2

30/1

Закономерность

3

31/1

Аналогичная закономерность

4

32/1

Аналогичная закономерность

5

33/1

Выигрышная стратегия

6

34/1

Выигрышная стратегия


Приложение

Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

     В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

     Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.    Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

     Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

     Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

     Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

     Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева.    Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
     Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.

     При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.

     Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

     Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

     При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

     Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.    Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

     Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.

     Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

     Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

     Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

     • Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 11-1У классов должна быть не более 1 5 минут.

     • С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

     Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  2.  Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  3.  Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4.  Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  5.  Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.    Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
  6.  Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
  7.  Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю.   Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
  8.  Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе:
• Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
• Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
• Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
• Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
     Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.
     • В целях экономии времени материалы по информатизации обучения, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
     • Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
     • Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
     • Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
     • Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
     • Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
     • Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
     • Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"  с ууд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх"

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  пр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх" 3 класс

Программа по внеурочной деятельности направлена на развитие логического и образного мышления....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"

Цель данного курса направлена на формирование функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания  для решения практических жизне...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....