Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"
рабочая программа (1 класс) по теме

Цель данного курса направлена на формирование функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания  для решения практических жизненных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 8»г. Назарово

 662200 Красноярский край, г. Назарово,

 ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 5-30-04

                                      Принято                                                                 Согласовано                                                Утверждено

                                      школьным                                                            Заместитель директора                                   Директор

                      методическим                                                      по УВР                                                           _______________ /А.П. Верц/

                                      объединением                                                   ______________________                               Приказ № 132

          Руководитель ШМО                                          «30» августа 2016 г.                                      от «30» августа 2016 г.

                                     _________________

                                     Протокол № 1

                                     от «29» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ»

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД.

(Методические рекомендации

«Информатика в играх и задачах» авторов А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова

Рекомендовано  Министерством  образования  РФ)

Направление: общеинтеллектуальное

                                                                                                                                                       Разработчик программы учитель  начальных классов:

                                                                                                        Адольф Елена Яковлевна высшая квалификационная категория, педстаж 30лет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Программа  «Информатика в играх и задачах» разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей№ 8» г. Назарово, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ «Лицей № 8» г. Назарово, а также на основе авторской программы А. В. Горячева  «Информатика в играх и задачах».

Цель курса: формировать функционально грамотную личность, владеющую системой математических знаний  и умений,

    позволяющих  применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Цель 1 класса: создать условия для организации  деятельности  по формированию логического и абстрактного мышления..

Ценностные ориентиры:

Курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.

Программа предназначена для учащихся 1 классов и рассчитана на 7 часов по 1ч. в неделю

Форма контроля: тест

Таблица планируемых результатов, содержания, тематического планирования по информатике в играх и задачах, 1 класс

Личностные  универсальные учебные действия:

Выявляет действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика.

Осуществляет  мотивацию к познавательной деятельности.

Учитывает нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

Понимает причины успешности/ неспешности учебной деятельности

Понимает чувства других людей и сопереживает им.

Раздел

Содержание

Кол – во

часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Множество и его элементы

Понятия «множество», «элемент множества», способы задания множеств, сравнение множеств, отображение множеств.

5 ч

Определяет принадлежность элемента множеству

Сравнивает множества по числу элементов в них

Изучит различные способы заданий множеств

Сравнит соответствие и несоответствие одного множества другому

Регулятивные  универсальные учебные действия:

Принимает и сохраняет учебную  задачу.

Понимает  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Понимает инструкцию учителя

Контролирует процесс своей деятельности 

Познавательные универсальные учебные действия:

Понимает знаки, символы, модели, схемы приведенные в учебных пособиях

Понимает поставленный вопрос, строит свой ответ

Обобщает (выделяет класс объектов по заданному признаку)

Устанавливает причинно – следственные связи

Выполняет учебно – познавательные действия в материальной и умственной форме

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Принимает участие в работе парами и группами

Договаривается, приходит к общему решению

Высказывает свою точку зрения

Контролирует свои действия в групповой работе

Тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

1

Множество и его элементы.

2

Способы задания множеств

3

Сравнение множеств

4

Отображение множеств

5

Симметрия фигур. Тест

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ  И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Работа по данному курсу обеспечивается  литературой:

1) Основные учебные издания:

        -  Горячев А. В., Волкова Т. О.  Информатика: 1  класс (Информатика в играх и задачах): учебник– Изд. 3 – е, испр. – М. :

          Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 160 с.: ил. (образовательная система «Школа 2100»)

 

        2)Дидактические пособия:

        - Горячев А. В., Волкова Т. О.  Информатика 1  класс (Информатика в играх и задачах). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики. – Изд. 3 –е, испр. – М. : Баласс, 2012. – 240 с. (образовательная система «Школа 2100»)

       2. Специфическое оборудование:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • интерактивная доска



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8»

г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 8(39155)7-00-60, 7-10-04, 7-01-31, 7-00-16, 7-04-10; факс: 8(39155)7-00-60

E-mail: school8nazarovo@gmail.com

        

Принято                                               Согласовано.

школьным                                             Заместителем директора

методическим                                       по УВР

объединением                                              _____________________

Руководитель ШМО                          «30» августа 2017 г.

__________________

Протокол № 1

От «29» августа 2017 г.                            

                                        Утверждено.

                                        Директор

                                        ___________________________ /А.П.Верц/

                            Приказ № 152

                            от «30 » августа  2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ

 «ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ»

ДЛЯ 2 КЛАССА

на 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

 (Методические рекомендации

«Информатика в играх и задачах»  авторов А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Направление: общеинтеллектуальное

                                                                                                                                          Разработчик  программы:

учитель начальных классов

                                                                                                                                                                          Адольф Елена Яковлевна

                                                                                                                                 высшая  квалификационная категория,  педстаж 31 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Программа  «Информатика в играх и задачах» разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 8», Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ «Лицей № 8», а также на основе авторской программы А. В. Горячева  «Информатика в играх и задачах».

Цель курса: формировать функционально грамотную личность, владеющую системой математических знаний  и умений,

    позволяющих  применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Цель 2 класса: организовать деятельность по формированию логического и абстрактного мышления, как необходимого условия для  дальнейшего эффективного  обучения в основной школе.

Ценностные ориентиры:

Курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.

Программа предназначена для учащихся 2 классов и рассчитана на 34 часа по 1ч. в неделю

Формы контроля: контрольная работа- 4

Таблица планируемых результатов, содержания, тематического планирования по информатике в играх и задачах, 2 класс

Личностные  универсальные учебные действия:

-Выявляет действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика.

-Осуществляет  мотивацию к познавательной деятельности.

-Учитывает нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

Раздел

Содержание

Кол – во

часов

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Формы организации внеурочной

деятельности

        

План действий и его описание

Признаки предметов. Способы задания множеств. Описания предметов. Состав предметов. Симметрия. Координатная сетка

9 ч

- определяет значения признаков предмета (цвета, формы, размера, материала, и т.д.);

-  выделяет составные части предмета;

- описывает  предмет по его признакам, составу, действиям;

-  строит  изображения,  симметричные  заданным;

- определяет наличие (количество) осей симметрии у фигур; 

- записывает адрес предмета на координатной сетке;

- определяет положение предмета по его адресу на координатной сетке.

Регулятивные  универсальные учебные действия

Планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Осуществляет самостоятельно контроль учебной деятельности.

Понимает смысл заданий и вопросов

Выполняет  дифференцированные задания.

Познавательные универсальные учебные действия

Осуществляет логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществляет логическое действие синтез.

Осуществляет логическое действие сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет логическое действие классификация по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет логическое действие обобщение

Устанавливает причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.

Строит простые умозаключения по аналогии.

Осуществляет поиск дополнительной информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Формулирует точку зрения.

Аргументирует свою точку зрения

Задает вопросы

Контролирует свои действия в коллективной работе;

Проявляет инициативу, участвуя в создании коллективных работ;

Ведёт диалог с учителем и одноклассниками.

Дискуссия

Викторина

Практическая деятельность

Отличительные признаки предметов

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.

7 ч

- Выстраивает последовательность событий;

-  составлять простые алгоритмы;

-  записывает простые алгоритмы.

Круглый стол

Дискуссия

Практическая деятельность

Множества

Логические рассуждения

Множества. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Отображение множеств. Кодирование. Вложенность (включение)_множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.

Высказывание. Понятия «истина» и «ложь». Отрицания. Высказывания со связками «И» и «ИЛИ».
Графы, деревья. Комбинаторика.

10 ч

8 ч

- Объединяет предметы в множества;

- даёт названия множествам;

-  сравнивает множества по количеству элементов и по составу;

-  рисует схему отображения множеств;

- определяет элементы, принадлежащие множеству, пересечению множеств, объединению множеств.

- выделяет группы однородных предметов среди разнородных;

 -даёт названия этим группам;
– находит закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
– приводит  примеры последовательности действий в быту, сказках;
– выполняет действия под диктовку учителя;
– отличает высказывания от других предложений,

-приводит примеры высказываний,

-определять истинные и ложные высказывания.

Соревнование

Круглый стол

Игра

КВН

Тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Признаки предметов наблюдение

Описание предметов наблюдение

Состав предметов исследование

Действия предметов наблюдение

Симметрия - практическое занятие

Координатная сетка

Контрольная работа.

Разбор контрольной работы

Повторение

Действия предметов  - наблюдение

Обратные действия - наблюдение

Последовательность событий практическое занятие

Алгоритм

Ветвление

Контрольная работа

Повторение

Множество. Элементы множества -  наблюдение

Способы задания множества -  практическое занятие

Сравнение множеств -  наблюдение

Отображение множеств.

Кодирование – практическое занятие

Вложенность множеств.

Пересечение множеств.

Объединение множеств.

Контрольная работа.

Повторение.

Высказывание. Понятия «истина» и «ложь»

Отрицание

Высказывание со связками «и», «или» - наблюдение

Графы. Деревья - практическое занятие

Комбинаторика

Контрольная работа

Разбор контрольной работы

Повторение

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Работа по данному курсу обеспечивается  литературой:

1) Основные учебные издания:

        -  Горячев А. В., Волкова Т. О.  Информатика: 2  класс (Информатика в играх и задачах): учебник в 2-х частях – Изд. 3 – е, испр. – М. :

          Баласс; Издательство Школьный дом, 2015. – 160 с.: ил. (образовательная система «Школа 2100»)

 

        2)Дидактические пособия:

        - Горячев А. В., Волкова Т. О.  Информатика 2  класс (Информатика в играх и задачах). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики. – Изд. 3 –е, испр. – М. : Баласс, 2012. – 240 с. (образовательная система «Школа 2100»)

       2. Специфическое оборудование:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • интерактивная доска



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07

Принято                                         Согласовано

школьным                                        заместителем директора

методическим                                  по УВР

объединением

«28» августа 2014 г.                       «    » ____________ 2014 г.

Протокол № 1

                                           Утверждено.

                               Приказ №        от «     » сентября 2014 г.

ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ»

ДЛЯ 3 КЛАССА

                                                      («Информатика»  авторов А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова

на  2014/2015 учебный год.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

НАПРАВЛЕНИЕ - ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

                                                                                                                                                      Разработчик  программы учитель начальных классов:

                                                                                                                                        Адольф Елена Яковлевна высшая  категория, педстаж 28 лет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Данная рабочая программа по информатике разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования СОШ № 8, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ СОШ № 8, а также на основе авторской программы А. В. Горячева и ориентирована на работу по учебнику: Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч. М.: Баласс: Школьный дом, 2012.

                Цель курса направлена на формирование  функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний  и умений,

    позволяющих  применять эти знания для решения практических жизненных задач.

                Цель  программы  3 класса: создать условия для  формирования умения сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные и причино – следственные связи.

                Задачи курса:

  - сформировать  набор необходимых для дальнейшего обучения предметных общеучебных умений;

  - развивать нестандартное креативное  мышление на заданиях, носящий занимательный творческий характер;

  - формировать умение решать интеллектуальные задачи;

  - развивать творческие способности на основе предлагаемых в курсе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

          Курс соответствует государственным стандартам образования нового поколения, а также позволяет осуществлять при этом такую

  математическую подготовку школьников, которая является достаточной для дальнейшего углублённого изучения математики. Курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества        

         Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.

Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и рассчитана на 68 часов в 1 классе и по 34 часа в 2 - 4 классах.

                      Каждый раздел предназначен для изучения в одной учебной четверти:

РАЗДЕЛ 1 – 1 четверть (сентябрь – октябрь), 8 – 9 часов;

РАЗДЕЛ 2 – 2 четверть (ноябрь – декабрь), 7 – 8 часов;

РАЗДЕЛ 3 – 3 четверть (январь -  март), 10 – 11 часов:

РАЗДЕЛ 4 – 4 четверть (апрель – май), 7 – 8 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКА. 3 класс

Личностные результаты.

- умеет адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-  умеет определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- имеет  представление об основных моральных нормах.

-  имеет выраженную  устойчивую  учебно – познавательную  мотивацию учения;

-  имеет устойчивый учебно – познавательный  интерес к новым общим способам решения задач;

- осознанно понимает чувства  других людей и сопереживает им.

Раздел

Содержание

Кол – во

часов

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Способы описания действий и процессов.

Пошаговый план действий (алгоритм).

Схема алгоритма.

Описание выбора очередного шага (алгоритмы с ветвлениями)

9 ч

Обучающийся:

- составляет и выполняет линейные алгоритмы;

 - составляет и выполняет алгоритмы с ветвлениями и циклами;

- находит и исправляет ошибки в алгоритмах

- создаёт укрупнённый план действий, а затем уточняет алгоритмы выполнения отдельных шагов(проектирование сверху);

- составляет алгоритм действия из заданного набора команд(проектирование снизу)

Регулятивные.

Обучающийся:

 -  принимает  и сохраняет учебную задачу;

 -  планирует этапы решения задачи, определяет последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

 -  осуществляет пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

 -  анализирует ошибки и определяет пути их преодоления

 -  различает способы и результат действия;

 -  адекватно воспринимает оценку сверстников и учителя.

 -  прогнозирует результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

 -  проявляет познавательную инициативу и самостоятельность;

 -  самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы по ходу решения учебной  задачи.

Познавательные.

Обучающийся:

 -  анализирует объекты, выделяет их характерные признаки и свойства, узнаёт  объекты по заданным признакам;

 - анализирует информацию, выбирает рациональный способ решения задачи;

 - находит сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

 -  классифицирует  объекты по заданным критериям и формулирует названия полученных групп;

 - устанавливает зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

 - осуществляет синтез как составление целого из частей;

 - выделяет в тексте задания основную и второстепенную информацию;

 - формулирует проблему;

 - строит рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

 - устанавливает причинно - следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

 -  строит индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

 - выбирает рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

 - различает обоснованные и необоснованные суждения;

 -  преобразовывает практическую задачу в познавательную;

 - самостоятельно находит способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные.

Обучающийся:

 -  принимает участие в совместной работе коллектива;

 - ведёт диалог, работая в парах, группах;

 -  допускает существование различных точек зрения, уважает чужое мнение;

 -  координирует свои действия с действиями партнеров;

 - корректно высказывает свое мнение, обосновывает свою позицию;

 -  задаёт  вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

 -  осуществляет взаимный контроль совместных действий;

 -  совершенствует математическую речь;

 -  высказывает суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;

 -  критически относится к своему и чужому мнению;

 -  умеет самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

 -  принимает самостоятельно решения;

 

Описание свойств объектов (предметов, существ, явлений)

Общие и единичные имена предметов и существ.

Описание свойств (составных частей и возможных действий) объектов.

Описание общих свойств объектов группы (класса).

Описание отличительных признаков объектов группы.

Описание особых свойств предметов подгруппы (подкласса)

7 ч

- описывает свойства (состав и действия) объектов;

- выделяет и описывает общие свойства группы (класса) объектов;

- выделяет и описывает особенные свойства подгруппы (подкласса) объектов;

- отличает общие и единичные имена объектов;

- сравнивает объекты в группе и описывает их отличительные особенности в табличном виде

Множества

Логические рассуждения

Подмножества. Пересечение и объединение множеств.

Истинность высказываний, слова «НЕ», «И», «ИЛИ» в высказываниях.

Графы. Описание отношений между объектами с помощью графов.

Поиск аналогии, закономерности, выигрышной стратегии.

10 ч

8 ч

- определяет число элементов множества;

- определяет принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам);

- определяет принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;

- определяет характер отношений между двумя заданными множествами (множество – подмножество или имеют пересечение);

- определяет истинность высказывания со словами «не», «и», «или»;

- изображает отношение между объектами с помощью графа, в том числе с помощью ориентированного графа

-находит аналогию;

- находит закономерности во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач;

- формулирует и использует стратегию выигрыша;

- мыслит по аналогии при решении нестандартных задач

№ урока

Дата

Тема урока

1 четверть – 9 ч.

1

Алгоритм.

2

Схема алгоритма.

3

Ветвление в алгоритме.

4

Цикл в алгоритме.

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

6

Подготовка к контрольной работе.

7

Контрольная работа.

8

Разбор контрольной работы

9

Повторение

2 четверть – 7 ч

1

Состав и действия объекта.

2

Группа объектов. Общее название.

3

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы.

4

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

5

Подготовка к контрольной работе.

6

Контрольная работа.

7

Повторение

3 четверть – 10 ч.

1

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

2

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

3

Пересечение и объединение множеств.

4

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словами «не».

5

Истинность высказывания со словами «и», «или»

6

Граф. Вершины и рёбра графа.

7

Граф с направленными рёбрами.

8

Подготовка к контрольной работе.

9

Контрольная работа.

10

Повторение.

4 четверть – 8 ч.

1

Аналогия.

2

Закономерность.

3

Аналогичная закономерность.

4

Аналогичная закономерность.

5

Подготовка к контрольной работе.

6

Контрольная работа

7

Выигрышная стратегия.

8

Выигрышная стратегия.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

        

 Работа по данному курсу обеспечивается  литературой:

1) Основные учебные издания:

        -  Горячев А. В., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика: 3  класс (Информатика в играх и задачах): учебник в 2-х частях – Изд.

           3 – е, испр. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 160 с.: ил. (образовательная система «Школа 2100»)

 

        2) Дидактические пособия:

        - Горячев А. В., Горина К. И., Суворова Н. И  Информатика 3  класс (Информатика в играх и задачах). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики. – Изд. 3 –е, испр. – М. : Баласс, 2012. – 240 с. (образовательная система «Школа 2100»)

       2. Специфическое оборудование:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • интерактивная доска



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07

Принято                                         Согласовано

школьным                                        заместителем директора

методическим                                  по УВР

объединением

«28» августа 2015 г.                       «    » ____________ 2015 г.

Протокол № 1

                                           Утверждено.

                               Приказ №  139 от «   31  » августа 2015 г.

ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ»

ДЛЯ 4 КЛАССА

                                                      («Информатика»  авторов А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова

на  2015/2016 учебный год.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

НАПРАВЛЕНИЕ - ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

                                                                                                                                                      Разработчик  программы учитель начальных классов:

                                                                                                                                        Адольф Елена Яковлевна высшая  категория, педстаж 29 лет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Данная рабочая программа по информатике разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования СОШ № 8, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ СОШ № 8, а также на основе авторской программы А. В. Горячева и ориентирована на работу по учебнику: Горячев А. В., Горина К. И., Волкова Т. О. Информатика. 4 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч. М.: Баласс: Школьный дом, 2013.

                Цель курса направлена на формирование  функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний  и умений,

    позволяющих  применять эти знания для решения практических жизненных задач.

                Цель  программы  4 класса: создать условия для  формирования умения сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные и причино – следственные связи.

                Задачи курса:

  - сформировать  набор необходимых для дальнейшего обучения предметных общеучебных умений;

  - развивать нестандартное креативное  мышление на заданиях, носящий занимательный творческий характер;

  - формировать умение решать интеллектуальные задачи;

  - развивать творческие способности на основе предлагаемых в курсе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

          Курс соответствует государственным стандартам образования нового поколения, а также позволяет осуществлять при этом такую

  математическую подготовку школьников, которая является достаточной для дальнейшего углублённого изучения математики. Курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества        

         Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.

Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и рассчитана на 68 часов в 1 классе и по 34 часа в 2 - 4 классах.

                      Каждый раздел предназначен для изучения в одной учебной четверти:

РАЗДЕЛ 1 – 1 четверть (сентябрь – октябрь), 8 – 9 часов;

РАЗДЕЛ 2 – 2 четверть (ноябрь – декабрь), 7 – 8 часов;

РАЗДЕЛ 3 – 3 четверть (январь -  март), 10 – 11 часов:

РАЗДЕЛ 4 – 4 четверть (апрель – май), 7 – 8 часов.

Задания раздела 1 посвящены  дальнейшему знакомству со способами описания  действий и процессов:

- алгоритм, схема и построчная запись алгоритма;

- описание ветвлений и циклов в построчной записи алгоритма;

- алгоритмы с параметрами.

Раздел 2 предназначен для дальнейшего знакомства со способами описания объектов:

- описание состава объекта (структуры системы) с помощью схемы состава;

- описание признаков и действий составных частей объектов (компонентов системы).

Задания раздела 3 посвящены знакомству со способами описания логических рассуждений:

- определение истинности высказываний, в том числе со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;

- описание связей между высказываниями – условиями и высказываниями – заключениями с помощью правил «Если – то»;

- описание логических  рассуждений с помощью схемы рассуждений.

В раздел 4 включены задания на обобщающее повторение изученного материала, развитие логического мышления и воображения.

ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ, СОДЕРЖАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКА 4 класс

Личностные результаты.

- умеет адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-  умеет определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- имеет  представление об основных моральных нормах.

-  имеет выраженную  устойчивую  учебно – познавательную  мотивацию учения;

-  имеет устойчивый учебно – познавательный  интерес к новым общим способам решения задач;

- осознанно понимает чувства  других людей и сопереживает им.

Раздел

Содержание

Кол – во

часов

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Способы описания действий и процессов.

Вложенность и параметры алгоритма

Алгоритм, схема алгоритма.

Вложенность алгоритмов.

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Параметры алгоритма.

9 ч

Обучающийся:

- записывает построчно алгоритмы с ветвлениями и циклами;

- составляет алгоритмы с ветвлениями и циклами;  

- выполняет алгоритмы с ветвлениями и циклами;

- выполняет алгоритмы с параметрами;

- записывает пошаговые результаты выполнения алгоритмов;

- исправляет ошибки в алгоритмах

- создаёт укрупнённый план действий, а затем уточняет алгоритмы выполнения отдельных шагов (проектирование сверху);

- составляет алгоритм действия из заданного набора команд (проектирование снизу)

Регулятивные.

Обучающийся:

 -  принимает  и сохраняет учебную задачу;

 -  планирует этапы решения задачи, определяет последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

 -  осуществляет пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

 -  анализирует ошибки и определяет пути их преодоления

 -  различает способы и результат действия;

 -  адекватно воспринимает оценку сверстников и учителя.

 -  прогнозирует результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

 -  проявляет познавательную инициативу и самостоятельность;

 -  самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы по ходу решения учебной  задачи.

Познавательные.

Обучающийся:

 -  анализирует объекты, выделяет их характерные признаки и свойства, узнаёт  объекты по заданным признакам;

 - анализирует информацию, выбирает рациональный способ решения задачи;

 - находит сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

 -  классифицирует  объекты по заданным критериям и формулирует названия полученных групп;

 - устанавливает зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

 - осуществляет синтез как составление целого из частей;

 - выделяет в тексте задания основную и второстепенную информацию;

 - формулирует проблему;

 - строит рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

 - устанавливает причинно - следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

 -  строит индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

 - выбирает рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

 - различает обоснованные и необоснованные суждения;

 -  преобразовывает практическую задачу в познавательную;

 - самостоятельно находит способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные.

Обучающийся:

 -  принимает участие в совместной работе коллектива;

 - ведёт диалог, работая в парах, группах;

 -  допускает существование различных точек зрения, уважает чужое мнение;

 -  координирует свои действия с действиями партнеров;

 - корректно высказывает свое мнение, обосновывает свою позицию;

 -  задаёт  вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

 -  осуществляет взаимный контроль совместных действий;

 -  совершенствует математическую речь;

 -  высказывает суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;

 -  критически относится к своему и чужому мнению;

 -  умеет самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

 -  принимает самостоятельно решения;

 

Способы описания объектов

Общие и единичные имена объектов.

Описание свойств  и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков).

Описание структуры объекта с помощью схемы состава;

Описание структуры объекта с помощью схемы состава.

Описание признаков и действий составных  частей объекта.

7 ч

- даёт общие  и единичные имена объектам;

- заполняет схему состава объекта, записывает адреса составных частей;

- описывает признаки и действия составных частей объекта;

- сравнивает объекты в группе и описывает их отличительные особенности в табличном виде

Способы описания  логических рассуждений

Развитие логического мышления и воображения

 Множество. Подмножество. Пересечение  множеств.

Высказывания. Графы.

Первоначальное представление о правилах «ЕСЛИ – ТО».

Схемы рассуждений.

Составные части объектов.

Объекты с необычным составом.

Объекты с необычными признаками и действиями.

Алгоритм обратных действий.

10 ч

8 ч

- определяет принадлежность объектов заданным множествам, в том числе подмножествам и пересекающимся множествам;

- определяет истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;

- изображает отношения между объектами с помощью графа, выделяет подграфы, заданные высказываниями со словами «НЕ», «И», «ИЛИ», описывает путь в графе;

- описывает связи между высказываниями с помощью правил «ЕСЛИ – ТО»;

- делает выводы с помощью простейших схем рассуждений.

- мыслит по аналогии при решении нестандартных задач

- описывает в табличном виде общие составные части, общие действия и отличительные признаки группы (класса) объектов;

- описывает на схеме состав структуры объекта;

- придумывает и описывает объекты с необычными составными частями, действиями и признаками;

- составляет алгоритмы обратных действий.

№ урока

Дата

Тема урока

1 четверть – 9 ч.

1

Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «ЕСЛИ – ТО»)

2

Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «ЕСЛИ – ТО - ИНАЧЕ»)

3

Цикл в построчной записи алгоритма (команда «ПОВТОРЯЙ»)

4

Алгоритм с параметрами («СЛОВА – АКТЁРЫ»)

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

6

Подготовка к контрольной работе № 1

7

Контрольная работа.

8

Повторение

9

Повторение

2 четверть – 7 ч

1

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов.

2

Схема состава объекта, адрес составной части.

3

Массив объектов  на схеме состава

4

Признаки и действия  объекта и его составных частей.

5

Подготовка к контрольной работе № 2

6

Контрольная работа № 2

7

Повторение

3 четверть – 10 ч.

1

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

2

Истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»

3

Описание отношений между объектами с помощью графов.

4

Пути в графах.

5

Высказывания  со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»

6

Правило «ЕСЛИ -  ТО»

7

Схема рассуждений

8

Подготовка к контрольной работе № 3

9

Контрольная работа № 3

10

Повторение.

4 четверть – 8 ч.

1

Составные части объектов.

2

Действия объектов. Объекты с необычным составом  и действиями.

3

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями

4

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.

5

Подготовка к контрольной работе № 4

6

Контрольная работа № 4

7

Повторение.

8

Повторение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

        

 Работа по данному курсу обеспечивается  литературой:

1) Основные учебные издания:

        -  Горячев А. В., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика: 4  класс (Информатика в играх и задачах): учебник в 2-х частях – Изд.

           3 – е, испр. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 160 с.: ил. (образовательная система «Школа 2100»)

 

        2) Дидактические пособия:

        - Горячев А. В., Горина К. И., Суворова Н. И  Информатика 4  класс (Информатика в играх и задачах). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики. – Изд. 3 –е, испр. – М. : Баласс, 2012. – 240 с. (образовательная система «Школа 2100»)

       2. Специфическое оборудование:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование  для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 2 класс (автор УМК А.В. Горячев)

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа). Образовательн...

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 3 класс (автор УМК А.В. Горячев)

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 3 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа).Образовательная сис...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Теория решения изобретательных задач"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Теория решения изобретательных задач"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" (игры народов мира)

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» (игры народов мира) для 1-4 классовБазовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММЫ дополнительного образования «Информатика в играх и задачах»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей начальной школы (3-4 классы)Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах&ra...