Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 3 класс (автор УМК А.В. Горячев)
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Мерс Инна Анатольевна

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 3 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа).

Образовательная система «Школа 2100».

Учебник: А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_goryachev.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 128

с углубленным изучением отдельных предметов»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 128»

_______________        _                        

Приказ № _____ от

«____»__________ 2013 г.

Рабочая программа

по курсу «Информатика в играх и задачах», 3 в класс,

на 2013/2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы

«Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы,

автор А.В.Горячев

Составитель:

Мерс Инна Анатольевна,

учитель информатики 1 кат.

(Ф.И.О. учителя, предмет, категория)

Барнаул 2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100» (Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011).

Главная цель курса — дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения курса в начальной школе:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах”, авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель) и др., издательство «Баласс») состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников, методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

В материале курса выделяются следующие рубрики:

  • статическая картина объекта (структуры, классы);
  • картина поведения объекта (процессы и алгоритмы);
  • язык как объект моделирования (логика рассуждений); 
  • информационная модель объекта (приемы моделирования и решения задач).

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации, по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки.

Преподавание предмета ведется по безотметочной системе.

Занятия проходят один раз в неделю. Планирование предмета рассчитано на 34 учебных часов. Программой предусмотрено проведение четырех контрольных работ (один раз в конце четверти).

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя: проблемно-диалогическу, здоровьесберегающую, игровую технологии, технологию оценивания достижений.

Формы: урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; образовательное путешествие; творческая мастерская; познавательная лаборатория; исследование; презентация; диагностика; проектирование; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).

Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации знаний. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Алгоритмы

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач 

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения урока

Корректировка

Раздел 1 «Алгоритмы» (8 ч)

 

1

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели

1 ч.

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

 

2

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись

1 ч.

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

 

3

Выполнение алгоритма.

1 ч.

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

 

4

Составление алгоритма

1 ч.

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

 

5

Поиск ошибок в алгоритме

1 ч.

Находить и исправлять ошибки в алгоритмах

 

6

Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы

1 ч.

Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

7

Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

1 ч.

контрольная работа

 

8

Повторение темы «Цикл в алгоритме»

1 ч.

 

Раздел 2 «Группы (классы) объектов» (8 ч)

 

9

Общие названия и отдельные объекты.

1 ч.

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

 

10

Разные объекты с общим названием.

1 ч.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

 

11

Разные общие названия одного отдельного объекта

1 ч.

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

 

12

Состав и действия объектов с одним общим названием.

1 ч.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

 

13

Отличительные признаки.

1 ч.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

 

14

Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.

1 ч.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

 

15

Имена объектов

1 ч.

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

 

16

Контрольная работа по теме «Группы (классы) объектов»

1 ч.

контрольная работа

 

Раздел 3 «Логические рассуждения» (10 ч )

 

17

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

1 ч.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

 

18-19

Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность.

2 ч.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

 

20-21

Графы и их табличное описание

2 ч.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

 

22

Пути в графах

1 ч.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

 

23-24

Деревья.

2 ч.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

 

25

Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»

1 ч.

контрольная работа

 

26

Повторение по теме «Логические рассуждения»

1 ч.

 

Раздел 4  «Применение моделей (схем) для решения задач» (8 ч )

 

27

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.

1 ч.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

 

28

Решение задач по аналогии

1 ч.

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

 

29-30

Решение задач на закономерности

2 ч.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

 

31-32

Аналогичные закономерности

2 ч.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

 

33

Контрольная работа по теме «Модели в информатике»

1 ч.

контрольная работа

 

34

Повторение темы «Применение моделей (схем) для решения задач»

1 ч.

 


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2010-2012 г.
  2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2005, 240с.
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

•        мультимедийные ПК;

•        проектор;

•        принтер;

•        сканер.

Программные средства:

•        операционная система Linux;

•        полный пакт офисных приложений OpenOffice.org;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование  для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 2 класс (автор УМК А.В. Горячев)

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа). Образовательн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)

Рабочая программа  учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс...