Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 2 класс (автор УМК А.В. Горячев)
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Мерс Инна Анатольевна

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа). 

Образовательная система «Школа 2100».

Учебник: А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 2 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_goryachev.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 128

с углубленным изучением отдельных предметов»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 128»

_______________        _                        

Приказ № _____ от

«____»__________ 2013г.

Рабочая программа

по курсу «Информатика в играх и задачах», 2 в класс,

на 2013/2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы

«Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы,

автор А.В.Горячев

Составитель:

Мерс Инна Анатольевна,

учитель информатики 1 кат.

(Ф.И.О. учителя, предмет, категория)

Барнаул 2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100» (Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011).

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:

  • освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников.

Логико-алгоритмический компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах”, авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель) и др., издательство «Баласс») состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников, методическое пособие для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу, т.е. изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки.

Преподавание предмета ведется по безотметочной системе. Занятия проходят один раз в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №128» учебному плану рабочая программа во 2 классе предусматривает организацию процесса обучения в объеме 1 час в неделю (всего 34 часа).

Программой предусмотрено проведение четырех контрольных работ (один раз в конце четверти).

Дидактической основой организации учебного процесса в программе является дидактическая система деятельностного метода обучения, включающая в себя: проблемно-диалогическу, здоровьесберегающую, игровую технологии, технологию оценивания достижений.

Формы: урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач; образовательное путешествие; творческая мастерская; познавательная лаборатория; исследование; презентация; диагностика; проектирование; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).

Формы, методы и отчасти содержание обучения информатике зависят от наличия или отсутствия компьютерного класса. Однако ведущие идеи курса могут быть донесены до учащихся и без использования компьютера. Во всяком случае, в младшей школе его использование не обязательно. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, индивидуально-групповые формы организации обучения, занятия по обобщению и систематизации знаний. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Множества

Высказывания и множества. Вложенные множества. Сравнение множеств. Пересечение множеств.

Логические рассуждения

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Построение отрицания высказываний.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • находить лишний предмет в группе однородных; 
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т. д.);
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения урока

Корректировка

Раздел 1. Отличительные признаки и составные части предметов (8 часов)

1

Выделение признаков предметов

1 ч.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам

 

2

Описание предметов. Сравнение предметов по их признакам.

1 ч.

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

 

3

Знакомство с понятием составных частей предметов

1 ч.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

 

4

Обобщение и классификация предметов по их действиям

1 ч.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы.

 

5

Описание и определение предметов через их признаки, составные части и действия

1 ч.

Находить объединение и пересечение наборов предметов

 

6

Симметрия. Знакомство с понятием симметричности фигур. Оси симметрии.

1 ч.

Находить оси симметрии некоторых фигур

 

7

Знакомство с координатной сеткой.

1 ч.

Находить предмет на координатной сетке; описывать локализацию предметов на координатной сетке

 

8

Контрольная работа по теме «Отличительные признаки и составные части предметов»

1 ч.

Контрольная работа

 

Раздел 2. План действий и его описание (8 часов)

9

Изучение действий предметов и их результатов.

1 ч.

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату.

 

10

Знакомство с понятием «обратное действие»

1 ч.

Определять действие, обратное заданному.

 

11

Последовательность действий и состояний в природе.

1 ч.

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

 

12

Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

1 ч.

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

 

13

Алгоритм. Знакомство со способами записи алгоритмов.

1 ч.

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму.

 

14

Поиск ошибок и исправления алгоритмов.

1 ч.

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму.

 

15

Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

1 ч.

Составлять алгоритмы с ветвлениями.

 

16

Контрольная работа по теме раздела «План действий и его описание»

1 ч.

Контрольная работа

 

Раздел 3. Множества (10 часов)

17

Знакомство с понятиями «множество», «элементы множества».

1 ч.

Определять принадлежность элемента множеству. Отличать понятия множество и элементы множества

 

18

Способы задания множества

1 ч.

Отличать понятия множество и элементы множества. Использовать различные способы задания множеств: перечислять и задавать общие свойства его элементов.

 

19

Сравнение множеств.

1 ч.

Сравнивать множества по числу элементов в них. Определять равные множества

 

20

Отображение множеств

1 ч.

Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества, отображать множества

 

21

Знакомство с понятиями «кодирование», «декодирование»

1 ч.

Отличать понятия кодирование и декодирование. Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия.

 

22

Знакомство с понятиями «вложенности» (включения) множеств, «подмножество»

1 ч.

Отличать понятия множество и подмножество. Находить равные множества, как частный случай включения.

 

23-24

Изучение операций над множествами: пересечение и объединение множеств.

1 ч.

Определять элементы, принадлежащие пересечению и объединению множеств. Осуществлять классификацию по двум и более свойствам.

 

25

Контрольная работа по теме «Множество. Операции над множествами»

1 ч.

Контрольная работа

 

26

Повторение темы «Сравнение множеств»

1 ч.

Сравнивать множества по числу элементов в них. Определять равные множества

 

Раздел 4. Логические рассуждения (8 часов)

27

Высказывание. Понятия «истина» и «ложь»

1 ч.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

 

28

Отрицание

1 ч.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.

 

29

Высказывание со связками «и», «или»

1 ч.

Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

 

30

Поиск путей  на простейших графах

1 ч.

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

 

31

Знакомство с задачами комбинаторного типа

1 ч.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх

 

32

Контрольная работа «Логические рассуждения»

1 ч.

Контрольная работа

 

33

Повторение темы «Графы. Деревья»

1 ч.

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

 

34

Повторение темы «Координатная сетка»

1 ч.

Находить предмет на координатной сетке; описывать локализацию предметов на координатной сетке

 


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 2 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2010-2012 г.
  2.  Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2005, 240с.
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/

Материально-технические средства:

Аппаратные средства:

•        мультимедийные ПК;

•        проектор;

•        принтер;

•        сканер.

Программные средства:

•        операционная система Linux;

•        полный пакт офисных приложений OpenOffice.org;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"

Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"  по программе Горячева А.В.В ресурсе представлены презентации к 13 урокам с типовыми упражнениями из 4-х разделов курса....

Внеурочное занятие по курсу "Информатика в играх и задачах", 1 класс

Занятие разработано для внеурочной деятельности по программе А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах", 1 классВ ходе всего занятия используется интерактивная доска....

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 3 класс (автор УМК А.В. Горячев)

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 3 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа).Образовательная сис...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Информатика в играх и задачах", 4 класс.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, направленных на развитие логического а алгоритмического мышления школьников....

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа кружка "Информатика в играх и задачах" для 4 класса

Данная рабочая программа кружка "Информатика в играх и задачах" предназначена для 4 класса....