Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Информатика в играх и задачах", 4 класс.
методическая разработка (4 класс) на тему
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, направленных на развитие логического а алгоритмического мышления школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika.docx | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « Гимназия № 1583 им.К.А.Керимова»
(ГБОУ гимназия № 1583)
125493 г. Москва,
ул. Смольная, д.25
Телефон: (499) 458-02-57
ОКПО 41105290ОГРН1027700556564.ИНН/КПП7743024
Утверждено
решением педагогического совета
от…………2015г. Протокол №1
Председатель
Дворянцева С.Е
______________
Рабочая программа по внеурочной деятельности
« Информатика в играх и задачах»»
Уровень образования: НОО, 4 класс
Количество часов : 36 ч.
Преподаватели курса: Царева И.Ю., Евсеева И.М., Сидорова А.И.
Программа разработана на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах»
МОСКВА 2015г.
I. Пояснительная записка
Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека.
Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира.
II. Общая характеристика учебного процесса
К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:
- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников.
Занятия, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров;
- проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
III. Описание ценностных ориентиров содержания
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
V. Содержание курса
4-й класс
Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
VI. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
4-й класс
Тема | Число часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Алгоритмы | ||
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров. | 9 | Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами. Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. |
Группы (классы) объектов | ||
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах. | 8 | Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую). Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава. Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов). |
Логические рассуждения | ||
Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или». | 10 | Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение. Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами. Строить и описывать пути в графах. Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы. |
Применение моделей (схем) для решения задач | ||
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.). | 7 | Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков. |
VII. Материально-техническое обеспечение
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания |
1 | 2 | 3 | 5 |
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если - то») | 1 | Алгоритм. Команда алгоритма. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления в команде «Если - то». Вложенность алгоритмов |
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если - то - иначе») | 1 | Алгоритм. Команда алгоритма. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Условие ветвления в команде «Если - то - иначе». Вложенность алгоритмов |
3 | Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй») | 1 | Цикл в алгоритме. Команда «Повторяй... раз». Условие цикла в команде «Повторяй пока...», «Повторяй для...» |
4 | Алгоритм с параметрами («Слова-актеры») | 1 | Игра «Слова-актеры». Алгоритм с параметрами |
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай») | 1 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов. Игра «Что получается?» |
6 | Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы» | 1 | Подготовка к контрольной работе |
7 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | 1 | Проведение контрольной работы |
8 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Подведение итогов контрольной работы № 1. Дополнительные задания № 25-29 |
9 | Повторение | 1 | Повторение по разделу «Алгоритмы» |
10 | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?») | 1 | Группа объектов. Общие и единичные имена. Игра «Кто это? Что это?». Общие составные части и действия группы объектов. Таблица «Состав - действия». Отличительные признаки объектов группы |
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме - дверь, в двери - замок») | 1 | Схема состава объекта. Адрес составной части |
12 | Массив объектов на схеме состава («Веток - много, ствол - один») | 1 | Массив объектов на схеме состава. Номер составной части в адресе |
13 | Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок») | 1 | Признаки объекта и его составных частей. Игра «Признаки целого, признаки части». Действия объекта и его составных частей |
14 | Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты» | 1 | Подготовка к контрольной работе |
15 | Контрольная работа по теме: «Объекты» | 1 | Проведение контрольной работы |
16 | Анализ работы. Работа над ошибками | 1 | Подведение итогов контрольной работы № 2 |
17 | Повторение | 1 | Повторение по разделу «Группы объектов» |
18 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества») | 1 | Множество. Элементы множества. Число элементов множества. Подмножества. Пересечение множеств. Игры «Назови подмножество», «Что на пересечении?» |
19 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или») | 1 | Подмножество. Множество на пересечении двух множеств. Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» |
20 | Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы») | 1 | Граф. Вершины и ребра графа. Описание отношений между объектами с помощью графов. Игра «Нужна ли стрелка?» |
21 | Пути в графах («Путешествие по графу») | 1 | Пути в графах. Описание пути |
22 | Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. | 1 | Высказывание с «не», «и», «или» и выделение подграфов |
23 | Правило «Если -то» | 1 | Правило «Если — то». Правило «Если - то» со словами «и», «или». Игра «Назови условие» |
24 | Схема рассуждений («Делаем выводы») | 1 | Схема рассуждений. Игра «Составь цепочку правил» |
25 | Подготовка к контрольной работе по теме «Логические рассуждения» | 1 | Подготовка к контрольной работе |
26 | Контрольная работа по теме «Логические рассуждения» | 1 | Проведение контрольной работы |
27 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Подведение итогов контрольной работы № 3 |
28 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом | 1 | Составные части объектов. Игра «У кого (у чего) это есть?». Объекты с необычным составом |
29 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?») | 1 | Действия объектов. Игра «Кто это делает? С чем это делают?» Объекты с необычным составом и действиями |
30-31 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?») | 1 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. Игра «Для чего пригодится?» |
32-33 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот») | 1 | Действие. Обратное действие. Способ выполнения действия. Алгоритм действия, обратного заданному |
34 | Подготовка к контрольной работе по теме «Модели в информатике» | 1 | Подготовка к контрольной работе |
35 | Контрольная работа по теме «Модели в информатике» | 1 | Проведение контрольной работы |
Анализ контрольной работы. Повторение | 1 | Подведение итогов контрольной работы № 4 и повторение по разделу «Модели в информатике» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по курсу "Информатика в играх и задачах", 1 класс
Занятие разработано для внеурочной деятельности по программе А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах", 1 классВ ходе всего занятия используется интерактивная доска....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу Умники и умницы в 3 классе. ФГОС
По данному курсу УМНИКИ И УМНИЦЫ внеурочной деятельности ( ФГОС) работает вся наша параллель третьих классов (шесть классов) в этом учебном году....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна юных информатиков».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна юных информатиков»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу РПС "Математика,логика,информатика" для 4-ого класса.
Рабочая программа имеет общеинтеллектуальную направленность. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на...
тематическое планирование. Внеурочная деятельность "Волшебная палитра", "Информатика в играх и задачах" Горячев.
Тематическое планированиеВнеурочная деятельность "Волшебная палитр" "Информатика в играх и задачах"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Пишу красиво и грамотно" . 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...