тематическое планирование. Внеурочная деятельность "Волшебная палитра", "Информатика в играх и задачах" Горячев.
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Даниленко Валентина Степановна

Тематическое планированиеВнеурочная деятельность "Волшебная палитр" "Информатика в играх и задачах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №24» г. Волгодонска

                                                                                             

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  

методического объединения  

МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска

от 26.08.2016г.  № 1                                    

Руководитель МО ________/Шульц С.В./    

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по НМР

29.08.2016 г.                                    

__________/Зинцова И.П./    

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                        директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска                                                                                                 _____________/Н.В.Белан/                                                                                     Приказ от 31.08.2016г.  № ___                                                  

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности

«Информатика в играх и задачах»

Уровень общего образования

начальное общее образование, 4а, 4б, 4в, 4г, 4д классы

Количество часов  34часа

Учитель Даниленко Валентина Степановна

Программа разработана на основе программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009; авторской программы по  информатике Горячева А.В., Горина К.И., Суворовой Н.И., – М.: Баласс, 2009; УМК для 4 класса  авторов  Горячева А.В., Гориной К.И., Суворовой Н.И., – М.: Баласс, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Информатика» (Информатика в играх и задачах) для 4 – го класса составлена  на основе следующих нормативно – правовых и учебно – методических документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в РФ».
  2. Государственный образовательный стандарт общего образования.
  3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
  5. Авторская программа для начальной школы по Информатике (Информатика в играх и задачах). Горячева А. В., Гориной К. И., Суворовой Н. И., -  М.: Баласс, 2009.
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  7. Требования к уровню подготовки обучающегося (Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. В.3ч. Ч.1./ под ред.Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2011).
  8. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно - эпидемиологические правила СанПиН.
  9. Федеральный Базисный учебный план 2010 года.
  10. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №24" г. Волгодонска.
  11. Положение  о рабочей программе МБОУ "Лицей №24" г. Волгодонска.
  12. УМК Горячева А.В., Гориной К.И., Суворовой Н.И., 2015г.

   Учебный план МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска предусматривает изучение предмета «Информатика» (Информатика в играх и задачах) в 4 классе в количестве 1 час в неделю (34 часа в год). ).  В связи с тем, что уроки по предмету, в соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (9 января, 23, 24 февраля,8 марта, 1, 8, 9 мая), рабочая программа в 4 – б и 4- д классах составлена на 31 час за счет уплотнения  темы «Составные части предметов»; в 4 – а, 4 –в, 4 – г классах на 33 часа за счёт уплотнения темы «Повторение».

Цель обучения информатике в 4 классе:

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии

Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
  • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
  • основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно -деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно - деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Предметное содержание

Алгорит
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.

Объекты
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие « и-или» графы.

Модели в информатике
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.)

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела/темы, количество часов

Количество часов

В том числе контрольные работы

Характеристика деятельности учащихся

1

Алгоритм.

9

  • Составлять и записывать вложенные алгоритмы.
  • Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.
  • Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

2

Объекты.

8

  • Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).
  • Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).
  • Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.
  • Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

3

Логические рассуждения.

10

  • Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.
  • Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
  • Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.
  • Строить и описывать пути в графах.
  • Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
  • Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

4

Модели в информатике

8

  • Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями.
  • Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов.
  • Придумывать и описывать объекты с необычными признаками.
  • Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному.
  • Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Вид контроля

Дата

Алгоритм (9ч)

1

Ветвление в построчной записи алгоритма.

Урок открытия новых знаний. Проблемный.

Текущий. Фронтльнфй опрос.

7.09

5.09

2.09

1.09

5.09

2

Ветвление в построчной записи алгоритма.

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Индивидуальный опрос.

14.09

12.09

9.09

8.09

12.09

3

Цикл в построчной записи алгоритма.

Урок открытия новых знаний. Урок – игра.

Текущий. Групповая и парная работа.

21.09

19.09

16.09

15.09

19.09

4

Алгоритм с параметрами.

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Индивидуальный опрос.

28.09

26.09

23.09

22.09

26.09

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

Урок открытия новых знаний. Урок смешнного типа.

Текущий. Самоконтроль.

5.10

3.10

30.09

29.09

3.10

6

Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы».

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Индивидуальный и фронтальный опрос.

12.10

10.10

7.10

6.10

10.10

7

Контрольная работа   № 1  по теме

 «Алгоритмы».

Урок развивающего контроля. Письменная работа.

Тематический.

19.10

17.10

14.10

13.10

17.10

8

Работа над ошибками. Повторение по теме «Алгоритмы».

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Индивидуальный опрос.

26.10

24.10

21.10

20.10

24.10

9

Повторение по разделу «Алгоритмы».

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Самоконтроль.

9.11

7.11

28.10

27.10

7.11

Объекты (8ч)

10

Общие свойства и отличительные

признаки группы объектов.

Урок открытия новых знаний. Проблемный.

Текущий. Фронтльнфй опрос.

16.11

14.11

11.11

10.11

14.11

11

Схема состава объекта. Адрес составной части.

Урок открытия новых знаний. Урок – игра.

Текущий. Групповая и парная работа.

23.11

21.11

18.11

17.11

21.11

12

Массив объектов на схеме состава.

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Индивидуальный опрос.

30.11

28.11

25.11

24.11

28.11

13

Признаки и действия объекта и его составных частей.

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Индивидуальный опрос.

7.12

5.12

2.12

1.12

5.12

14

Признаки и действия объекта и его составных частей.

Урок рефлексии. Практикум.

Текущий. Индивидуальный опрос.

14.12

12.12

9.12

8.12

12.12

15

Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты».

Урок открытия новых знаний. Урок смешанного типа.

Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

21.12

19.12

16.12

15.12

19.12

16

Контрольная работа   № 2  по теме «Объекты».

Урок развивающего контроля. Письменная работа.

Тематический.

11.01

16.01

23.12

22.12

16.01

17

Работа над ошибками. Повторение по теме «Объекты».

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Индивидуальный опрос.

18.01

23.01

13.01

12.01

23.01

Логические рассуждения (9ч)

18

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

Урок систематизации знаний. Обсуждение.

Текущий. Фронтальный опрос.

25.01

30.01

20.01

19.01

30.01

19

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

Урок открытия новых знаний. Урок смешанного типа.

Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

1.02

6.02

27.01

26.01

6.02

20

Описание отношений между объектами с помощью графов.

Урок открытия новых знаний. Урок смешанного типа.

Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

8.02

13.02

3.02

2.02

13.02

21

Пути в графах.

Урок систематизации знаний. Урок совершенствовние.

Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

15.02

20.02

10.02

9.02

20.02

22

Высказывание со словами «не», «и»,«или» и выделение подграфов.

Урок рефлексии. Комбинированный урок.

Текущий. Фронтальный опрос.

22.02

27.02

17.02

16.02

27.02

23

Правило «Если - то».

Урок рефлексии. Комбинированный урок.

Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

1.03

6.03

3.05

2.03

6.03

24

Схема рассуждений.

Урок рефлексии. Комбинированный урок.

Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

15.03

13.03

10.03

9.03

13.03

25

Контрольная работа   № 2  по теме «Логические рассуждения».

Урок развивающего контроля. Письменная работа.

Тематический.

29.03

27.03

17.03

16.03

27.03

26

Работа над ошибками. Повторение по теме «Логические рассуждения».

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Самоконтроль.

5.04

3.04

31.03

30.03

3.04

Модели в информатике (8ч)

10.04

10.04

27

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

Урок систематизации знаний. Обсуждение.

Текущий. Фронтальный опрос.

12.04

7.04

6.04

28

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

Урок рефлексии. Комбинированный урок.

Текущий. Фронтальный опрос.

19.04

17.04

14.04

13.04

17.04

29

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

Урок рефлексии. Практикум.

Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

26.04

21.04

20.04

30

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.

Урок рефлексии. Комбинированный урок.

Текущий. Фронтальный опрос.

3.05

24.04

28.04

27.04

24.04

31

Подготовка  к   контрольной работы по теме:  «Применение моделей для решения задач».

Урок систематизации знаний. Урок совершенствовние.

Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос.

10.05

5.05

4.05

32

Контрольная работа   № 4  по теме «Модели в информатике».

Урок развивающего контроля. Письменная работа.

Тематический.

17.05

15.05

12.05

11.05

15.05

33

Работа над ошибками. Повторение по теме «Модели в информатике».

Урок рефлексии. Комбинированный.

Текущий. Самоконтроль.

24.05

22.05

19.05

18.05

22.05


 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях;
  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Коммуникативные УУД:

  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные резельтаты:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Учет достижений учащихся

Формы и способы контроля и самоконтроля

Формы организации образовательного процесса разнообразны: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Контроль за уровнем достижений учащихся по информатике   проводится с помощью разных видов и форм контроля.

Виды и формы контроля:

Текущий                                                                                                     

  • фронтальный опрос                                    
  • проверка домашнего задания                                                                                    
  • задания повышенной сложности  

Тематический

  • Самостоятельные работы
  • Контрольные работы

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

В результате изучения информатики ученик 4 класса будут уметь:
• определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
• описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
• выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
• изображать множества с разным взаимным расположением;
• записывать выводы в виде правил «если – то»;
• по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то

Система оценки достижений учащихся

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:

•  «5» ставится при выполнении всех заданий полностью;

• за каждое невыполненное задание оценка снижается на полбалла;

•  «3» и «2» не ставится, так как ученик не справился с контрольной работой (выполнил половину (или меньше) заданий).

Оценка устных ответов учащихся:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметки «3» и «2» не ставятся. 

Лист корректировки рабочей программы по  информатике

Уровень общего образования

начальное общее образование, 4а, 4 б, 4в, 4г, 4д классы

Учитель Даниленко Валентина Степановна

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно - тематическое планирование интегрированного курса "Технология. Информатика." 4 класс

В работе представлено поурочно-тематическое планирование интегрированного курса "Технология. Информатика" за 4 класс.  Авторы учебников:  Н. М. Конышева "Технология", А. В. Горячев "Информат...

Календарно - тематическое планирование по технологии (труд + информатика) для 3 класса

Календарно - тематическое планирование с рабочей программой по технологии (труд + информатика) для 3 класса по программе "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс.

В этой папке содержится календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс....

Календарно-тематическое планирование учебного материала по информатике для 2 класса. Авторы программы: Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов

В календарно - тематическом планировании представлены темы уроков, характеристика деятельности учащихся, планируемые результатыи формы контроля....

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельность "Подвижные игры" 3 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельность "Подвижные игры" 3 класс...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочной деятельности Подвижные игры 3 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕвнеурочной деятельностиПодвижные игры3 класс...