тематическое планирование. Внеурочная деятельность "Волшебная палитра", "Информатика в играх и задачах" Горячев.
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Тематическое планированиеВнеурочная деятельность "Волшебная палитр" "Информатика в играх и задачах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование в 4 классе | 50.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №24» г. Волгодонска
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска от 26.08.2016г. № 1 Руководитель МО ________/Шульц С.В./ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по НМР 29.08.2016 г. __________/Зинцова И.П./
| УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска _____________/Н.В.Белан/ Приказ от 31.08.2016г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Информатика в играх и задачах»
Уровень общего образования
начальное общее образование, 4а, 4б, 4в, 4г, 4д классы
Количество часов 34часа
Учитель Даниленко Валентина Степановна
Программа разработана на основе программы «Образовательная система «Школа 2100» - М.: Баласс, 2009; авторской программы по информатике Горячева А.В., Горина К.И., Суворовой Н.И., – М.: Баласс, 2009; УМК для 4 класса авторов Горячева А.В., Гориной К.И., Суворовой Н.И., – М.: Баласс, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Информатика» (Информатика в играх и задачах) для 4 – го класса составлена на основе следующих нормативно – правовых и учебно – методических документов:
- Закон РФ «Об образовании в РФ».
- Государственный образовательный стандарт общего образования.
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
- Авторская программа для начальной школы по Информатике (Информатика в играх и задачах). Горячева А. В., Гориной К. И., Суворовой Н. И., - М.: Баласс, 2009.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Требования к уровню подготовки обучающегося (Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. В.3ч. Ч.1./ под ред.Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2011).
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно - эпидемиологические правила СанПиН.
- Федеральный Базисный учебный план 2010 года.
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №24" г. Волгодонска.
- Положение о рабочей программе МБОУ "Лицей №24" г. Волгодонска.
- УМК Горячева А.В., Гориной К.И., Суворовой Н.И., 2015г.
Учебный план МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска предусматривает изучение предмета «Информатика» (Информатика в играх и задачах) в 4 классе в количестве 1 час в неделю (34 часа в год). ). В связи с тем, что уроки по предмету, в соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (9 января, 23, 24 февраля,8 марта, 1, 8, 9 мая), рабочая программа в 4 – б и 4- д классах составлена на 31 час за счет уплотнения темы «Составные части предметов»; в 4 – а, 4 –в, 4 – г классах на 33 часа за счёт уплотнения темы «Повторение».
Цель обучения информатике в 4 классе:
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
- применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
- алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:
- основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
- основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
- основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно -деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно - деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Предметное содержание
Алгорит
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие « и-или» графы.
Модели в информатике
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы, количество часов | Количество часов | В том числе контрольные работы | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Алгоритм. | 9 |
| |
2 | Объекты. | 8 |
| |
3 | Логические рассуждения. | 10 |
| |
4 | Модели в информатике | 8 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Дата | ||||||||||||||
4а | 4б | 4в | 4г | 4д | |||||||||||||||
Алгоритм (9ч) | |||||||||||||||||||
1 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 1ч | Урок открытия новых знаний. Проблемный. | Текущий. Фронтльнфй опрос. | 7.09 | 5.09 | 2.09 | 1.09 | 5.09 | ||||||||||
2 | Ветвление в построчной записи алгоритма. | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Индивидуальный опрос. | 14.09 | 12.09 | 9.09 | 8.09 | 12.09 | ||||||||||
3 | Цикл в построчной записи алгоритма. | 1ч | Урок открытия новых знаний. Урок – игра. | Текущий. Групповая и парная работа. | 21.09 | 19.09 | 16.09 | 15.09 | 19.09 | ||||||||||
4 | Алгоритм с параметрами. | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Индивидуальный опрос. | 28.09 | 26.09 | 23.09 | 22.09 | 26.09 | ||||||||||
5 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | 1ч | Урок открытия новых знаний. Урок смешнного типа. | Текущий. Самоконтроль. | 5.10 | 3.10 | 30.09 | 29.09 | 3.10 | ||||||||||
6 | Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы». | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Индивидуальный и фронтальный опрос. | 12.10 | 10.10 | 7.10 | 6.10 | 10.10 | ||||||||||
7 | Контрольная работа № 1 по теме «Алгоритмы». | 1ч | Урок развивающего контроля. Письменная работа. | Тематический. | 19.10 | 17.10 | 14.10 | 13.10 | 17.10 | ||||||||||
8 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Алгоритмы». | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Индивидуальный опрос. | 26.10 | 24.10 | 21.10 | 20.10 | 24.10 | ||||||||||
9 | Повторение по разделу «Алгоритмы». | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Самоконтроль. | 9.11 | 7.11 | 28.10 | 27.10 | 7.11 | ||||||||||
Объекты (8ч) | |||||||||||||||||||
10 | Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. | 1ч | Урок открытия новых знаний. Проблемный. | Текущий. Фронтльнфй опрос. | 16.11 | 14.11 | 11.11 | 10.11 | 14.11 | ||||||||||
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 1ч | Урок открытия новых знаний. Урок – игра. | Текущий. Групповая и парная работа. | 23.11 | 21.11 | 18.11 | 17.11 | 21.11 | ||||||||||
12 | Массив объектов на схеме состава. | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Индивидуальный опрос. | 30.11 | 28.11 | 25.11 | 24.11 | 28.11 | ||||||||||
13 | Признаки и действия объекта и его составных частей. | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Индивидуальный опрос. | 7.12 | 5.12 | 2.12 | 1.12 | 5.12 | ||||||||||
14 | Признаки и действия объекта и его составных частей. | 1ч | Урок рефлексии. Практикум. | Текущий. Индивидуальный опрос. | 14.12 | 12.12 | 9.12 | 8.12 | 12.12 | ||||||||||
15 | Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты». | 1ч | Урок открытия новых знаний. Урок смешанного типа. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 21.12 | 19.12 | 16.12 | 15.12 | 19.12 | ||||||||||
16 | Контрольная работа № 2 по теме «Объекты». | 1ч | Урок развивающего контроля. Письменная работа. | Тематический. | 11.01 | 16.01 | 23.12 | 22.12 | 16.01 | ||||||||||
17 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Объекты». | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Индивидуальный опрос. | 18.01 | 23.01 | 13.01 | 12.01 | 23.01 | ||||||||||
Логические рассуждения (9ч) | |||||||||||||||||||
18 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | 1ч | Урок систематизации знаний. Обсуждение. | Текущий. Фронтальный опрос. | 25.01 | 30.01 | 20.01 | 19.01 | 30.01 | ||||||||||
19 | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | 1ч | Урок открытия новых знаний. Урок смешанного типа. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1.02 | 6.02 | 27.01 | 26.01 | 6.02 | ||||||||||
20 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 1ч | Урок открытия новых знаний. Урок смешанного типа. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 8.02 | 13.02 | 3.02 | 2.02 | 13.02 | ||||||||||
21 | Пути в графах. | 1ч | Урок систематизации знаний. Урок совершенствовние. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 15.02 | 20.02 | 10.02 | 9.02 | 20.02 | ||||||||||
22 | Высказывание со словами «не», «и»,«или» и выделение подграфов. | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный урок. | Текущий. Фронтальный опрос. | 22.02 | 27.02 | 17.02 | 16.02 | 27.02 | ||||||||||
23 | Правило «Если - то». | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный урок. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 1.03 | 6.03 | 3.05 | 2.03 | 6.03 | ||||||||||
24 | Схема рассуждений. | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный урок. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 15.03 | 13.03 | 10.03 | 9.03 | 13.03 | ||||||||||
25 | Контрольная работа № 2 по теме «Логические рассуждения». | 1ч | Урок развивающего контроля. Письменная работа. | Тематический. | 29.03 | 27.03 | 17.03 | 16.03 | 27.03 | ||||||||||
26 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Логические рассуждения». | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Самоконтроль. | 5.04 | 3.04 | 31.03 | 30.03 | 3.04 | ||||||||||
Модели в информатике (8ч) | 10.04 | 10.04 | |||||||||||||||||
27 | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | 1ч | Урок систематизации знаний. Обсуждение. | Текущий. Фронтальный опрос. | 12.04 | 7.04 | 6.04 | ||||||||||||
28 | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный урок. | Текущий. Фронтальный опрос. | 19.04 | 17.04 | 14.04 | 13.04 | 17.04 | ||||||||||
29 | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | 1ч | Урок рефлексии. Практикум. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 26.04 | 21.04 | 20.04 | ||||||||||||
30 | Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный урок. | Текущий. Фронтальный опрос. | 3.05 | 24.04 | 28.04 | 27.04 | 24.04 | ||||||||||
31 | Подготовка к контрольной работы по теме: «Применение моделей для решения задач». | 1ч | Урок систематизации знаний. Урок совершенствовние. | Текущий. Фронтальный и индивидуальный опрос. | 10.05 | 5.05 | 4.05 | ||||||||||||
32 | Контрольная работа № 4 по теме «Модели в информатике». | 1ч | Урок развивающего контроля. Письменная работа. | Тематический. | 17.05 | 15.05 | 12.05 | 11.05 | 15.05 | ||||||||||
33 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Модели в информатике». | 1ч | Урок рефлексии. Комбинированный. | Текущий. Самоконтроль. | 24.05 | 22.05 | 19.05 | 18.05 | 22.05 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях;
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Коммуникативные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные резельтаты:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
Учет достижений учащихся
Формы и способы контроля и самоконтроля
Формы организации образовательного процесса разнообразны: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Контроль за уровнем достижений учащихся по информатике проводится с помощью разных видов и форм контроля.
Виды и формы контроля:
Текущий
- фронтальный опрос
- проверка домашнего задания
- задания повышенной сложности
Тематический
- Самостоятельные работы
- Контрольные работы
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
В результате изучения информатики ученик 4 класса будут уметь:
• определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
• описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
• выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
• изображать множества с разным взаимным расположением;
• записывать выводы в виде правил «если – то»;
• по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то
Система оценки достижений учащихся
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:
• «5» ставится при выполнении всех заданий полностью;
• за каждое невыполненное задание оценка снижается на полбалла;
• «3» и «2» не ставится, так как ученик не справился с контрольной работой (выполнил половину (или меньше) заданий).
Оценка устных ответов учащихся:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметки «3» и «2» не ставятся.
Лист корректировки рабочей программы по информатике
Уровень общего образования
начальное общее образование, 4а, 4 б, 4в, 4г, 4д классы
Учитель Даниленко Валентина Степановна
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочно - тематическое планирование интегрированного курса "Технология. Информатика." 4 класс
В работе представлено поурочно-тематическое планирование интегрированного курса "Технология. Информатика" за 4 класс. Авторы учебников: Н. М. Конышева "Технология", А. В. Горячев "Информат...
Календарно - тематическое планирование по технологии (труд + информатика) для 3 класса
Календарно - тематическое планирование с рабочей программой по технологии (труд + информатика) для 3 класса по программе "Школа 2100"...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс.
В этой папке содержится календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Народные подвижные игры" 3 класс....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по информатике для 2 класса. Авторы программы: Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнов
В календарно - тематическом планировании представлены темы уроков, характеристика деятельности учащихся, планируемые результатыи формы контроля....
Календарно-тематическое планирование по математике и информатике во 2 классе ОС "Школа 2100"
С требованиями ФГОС...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельность "Подвижные игры" 3 класс
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельность "Подвижные игры" 3 класс...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочной деятельности Подвижные игры 3 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕвнеурочной деятельностиПодвижные игры3 класс...